ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-8278/19 от 25.09.2019 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

«02» октября 2019 года                                                  Дело № А43-22690/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2019.

Постановление в полном объеме изготовлено 02.10.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей  Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную                             жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.07.2019 по делу № А43-22690/2019, принятое по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу о привлечении открытого акционерного общества «Арзамасспирт»                  (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании приняли участие представители:

Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу – ФИО1 по доверенности от 29.12.2018 № 85 сроком действия до 31.12.2019;

открытого акционерного общества «Арзамасспирт» –                           ФИО2 по доверенности от 21.03.2019 сроком действия 1 год.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу (далее - Управление) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения открытым акционерным обществом «Арзамасспирт» (далее - Общества) лицензионных требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  уполномоченное должностное лицо Управления  составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 15.05.2019 № 06-12/150/2019.

Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, Управление обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Решением от 26.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на нарушение норм материального и процессуального права.

Указывает, что Общество осуществляло производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. Считает квалификацию правонарушения в протоколе об административном правонарушении верной.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу. Первый арбитражный апелляционный суд не нашёл оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Согласно статье 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.

При осуществлении указанного вида деятельности лицензиат обязан соблюдать предусмотренные действующим законодательством лицензионные требования и условия.

Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Несоблюдение лицензионных требований и условий является основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе, в виде административной ответственности, приостановления действия или аннулирования лицензии. К лицензионным требованиям с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности могут быть отнесены требования о наличии у соискателя лицензии и у лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, и необходимых для осуществления соответствующего вида деятельности.

В соответствии с Приказом Росалкогольрегулирования от 26.11.2012 №351 «Об утверждении Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции» (далее - Приказ № 351), учет производимого этилового спирта производится средствами измерения, установленными в соответствии с требованиями данного Приказа.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предназначена для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота алкогольной продукции. Кроме того, система призвана обеспечивать ведение учета импорта спирта и алкогольной продукции, затруднить реализацию контрафактных товаров.

Постановлением Правительства РФ от 28.06.2006 № 396 утверждены требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

Приказом Росалкогольрегулирования от 24.03.2015 № 74 утверждены Технические условия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

Согласно пункту 2.1 Технических условий от 24.03.2015 № 74 АСИиУ формирует информацию в автоматическом режиме и передает ее по информационно-телекоммуникационным сетям организации, эксплуатирующей АСИиУ, в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по производству, хранению и поставке произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), в том числе фракции головной этилового спирта, на основании лицензии №52ПСЭ0005648 (бланк серии РА 003665), выданной 27.06.2016 Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка со сроком действия с 27.06.2016 по 01.06.2021.

В ходе проверки Управлением было установлено, что для осуществления сбора и передачи данных в автоматическом режиме из АСИиУ по информационно-телекомуникационным сетям в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Обществом на участках производства и отгрузки этилового спирта и ФГЭС используется настенное антивандальное устройство сбора и передачи данных (УСПД) БТ-17-рез-МБ мини зав. № 2015110525.4, входящее в состав измерительной системы «Бакус-ЛР» зав. № 0146.

На момент проведения обследования, 30.01.2019 операции с АСИиУ измерительной системы «Бакус-ЛР» зав. № 146 осуществлялись не с использованием жидкокристаллического или катодолюминесцентного дисплея со встроенным микроэлектронным управлением, расположенного на защищенном корпусе комплекса, а удаленно, кроме того, Управлением было установлено, что Общество имеет доступ к операционной системе БТ-17-рез-МБ мини зав. № 2015110525.4, входящего в состав ИС «Бакус-ЛР» зав. № 146.

Управление пришло к выводу, что выявленные обстоятельства являются нарушением требований «Технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, а также оборудования для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции», утвержденных Приказом Росалкогольрегулирования от 24.03.2015 №74, а именно пункта 3.6 и пункта 3.7 Приказа.

Между тем, из подпункта 1 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.

Таким образом, законодателем установлен исчерпывающий перечень лицензионных требований и расширенному толкованию он не подлежит.

При этом Приказ Росалкогольрегулирования от 24.03.2015 № 74, на нарушение Обществом пунктов которого ссылается административный орган, принят в соответствии с абзацем 8 статьи 5 Закона № 171 -ФЗ, то есть в рамках установления государственных стандартов и утверждения технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С учетом изложенного, административный орган пришел к ошибочному выводу о наличии в действиях Общества признаков нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Кроме того, при изучении видеозаписи, представленной Управлением в качестве доказательства по делу, суд первой инстанции установил, что Общество осуществляет свою деятельность с использованием настенного устройства сбора и передачи данных БТ-17-рез-МБ, входящего в состав измерительной системы «Бакус-ЛР» зав. №0146. Монитор прикреплен к стене, дополнительных устройств, влияющих на его работу или позволяющих вмешаться в систему, не усматривается.

Как указывает Управление, всплывающее окно - это есть оболочка системы «Бакус-ЛР» на базе операционной системы. При этом Обществу может быть доступна только оболочка с просмотром файлов, а дальнейшего доступа к операционной системе у Общества быть не может.

Вместе с тем, судом первой инстанции не установлено, что при непосредственной работе с данным монитором есть возможность вмешаться в операционную систему «Бакус-ЛР». При проверке монитора был доступен «просмотр файлов», а также выход в систему Интернет, выход к операционной системе проверяющим лицом не зафиксирован.

Факт просмотра файлов во избежание сбоя программы и появлению ошибок, за что Общество могло быть привлечено к административной ответственности,  Общество не отрицает.

Таким образом, административным органом не представлено достаточных доказательств наличия у Общества доступа к операционной системе устройства и сбора передачи данных АСПиУ. Общество при работе с устройством сбора и передачи данных использовало те функции, которые разрешены в силу действующего законодательства. Один лишь доступ в сеть Интернет не может свидетельствовать о доступе в операционную систему и возможности вмешательства в нее.

Ввиду изложенного вывод суда первой инстанции об  отсутствии события вменяемого правонарушения, соответствует материалам дела.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.07.2019 по делу № А43-22690/2019 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                                      Т.В. Москвичева

Судьи                                                                                         А.М. Гущина

                                                                                          М.Н. Кастальская