ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-8358/2021 от 07.12.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

«14» декабря 2021 года                                               Дело № А43-13453/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2021.

Полный текст постановления изготовлен 14.12.2021.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Геопроект» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.09.2021 по делу № А43-13453/2021,

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Геопроект» (ОГРН<***>, ИНН<***>) о признании незаконным решения Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, формализованного в письме от 14.12.2020 №ОО-ПФО-12-00-08/4169.

Всудебном заседании приняли участие представители:

Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу – ФИО1 по доверенности от 12.01.2021 сроком действия до 31.12.2021;

общества с ограниченной ответственностью «Геопроект» – ФИО2 по доверенности от 20.06.2021 сроком действия 1 год.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Обществом с ограниченной ответственностью «Геопроект» (далее – Общество) в адрес Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее – Департамент) подана заявка от 18.08.2020 на получение права пользования недрами в целях геологического изучения участка недр Нижнеозерный-3, расположенного на территории Оренбургской области, без включения его в перечень объектов, предлагаемых для представления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных средств.

По итогам рассмотрения заявки Комиссией по рассмотрению вопросов о представлении прав пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Приволжского федерального округа, отнесенных к полномочиям Департамента принято решение об отказе в удовлетворении заявки Общества (протокол заседания Комиссии от 10.12.2020 № 1492).

Письмом от 14.12.2020 № ОО-ПФО-12-00-08/4169 Департамент известил Общество о принятом решении об отказе в удовлетворении заявки.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента, формализованного в письме от 14.12.2020 № ОО-ПФО-12-00-08/4169.

Решением от 30.09.2021Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что решение Департамента об отказе не соответствовало требованиям, предусмотренным Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденным приказом Минприроды России от 10.11.2016 № 583, и было направлено на ограничение законного права Общества пользования недрами в целях геологического изучения участка недр Нижнеозерный-3.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель Департамента в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу,Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

   В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

В пункте 3 статьи 10.1 Закона о недрах установлено, что основанием возникновения права пользования участками недр в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участков недр местного значения, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр (далее - Комиссия).

Согласно статье 16 Закона о недрах порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.

Процедура рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения,  регламентируется Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденным приказом Минприроды России от 10.11.2016 № 583 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка участки недр для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, по которым в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых, запасов углеводородного сырья, термальных (теплоэнергетических) подземных вод, промышленных подземных вод, минеральных подземных вод и лечебных грязей предоставляются в пользование двумя способами:

- с включением их в утвержденные Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, опубликованные им в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее -перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование);

- без включения их в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, - для участков недр, соответствующих требованиям, установленным пунктами 1.7 и 1.8 Порядка.

         Согласно пункту 1.8 Порядка предельные количество, размеры и характеристики участков недр, предоставляемых в пользование для целей геологического изучения в соответствии с подпунктом «б» пункта 1.5 и главой IV настоящего Порядка, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.7 настоящего Порядка, составляет:

- не более 3 участков недр на одного заявителя в течение календарного года, по которым отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых и (или) прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых категории Р1 и (или) Р2 и (или) запасов углеводородного сырья и размер каждого из которых составляет не более 100 км2 - для целей геологического изучения на твердые полезные ископаемые (за исключением алмазов);

- не более 3 участков недр на одного заявителя в течение календарного года, по которым отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых и (или) прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых категории Р1 и (или) Р2 и (или) запасов углеводородного сырья и размер каждого из которых составляет не более 500 км2 - для целей геологического изучения на алмазы;

- не более 3 участков недр на одного заявителя в течение календарного года, по которым в соответствии с государственным балансом запасов полезных ископаемых отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых и (или) запасов углеводородного сырья и размер каждого из которых составляет не более 100 км2 - для целей геологического изучения на твердые полезные ископаемые на участках недр, расположенных на территориях, указанных в приложении 2 к настоящему Порядку;

- не более 3 участков недр на одного заявителя в течение календарного года, по которым отсутствуют данные о наличии запасов углеводородного сырья и (или) прогнозных ресурсов углеводородного сырья категории D0 и (или) Бл и (или) запасов твердых полезных ископаемых и размер каждого из которых составляет не более 500 км2 - для целей геологического изучения на углеводородное сырье.

Для целей названного Порядка данные о наличии запасов полезных ископаемых определяются на дату подачи заявки на получение права пользования недрами на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых, а данные о наличии прогнозных ресурсов полезных ископаемых определяются на дату подачи заявки на получение права пользования недрами на основании сведений государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых.

В соответствии со статьей 31 Закона о недрах государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

Согласно статье 30 Закона о недрах государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.

В силу пункта 4 Приказа Минприроды России от 07.12.2015 № 526 «Об утверждении Порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых» (далее - Приказ № 562) составление и ведение Государственного кадастра осуществляется Федеральным агентством по недропользованию.

Согласно пункту 5 Приказа № 562 в Государственный кадастр включается информация о:

- месторождениях с запасами полезных ископаемых, учтенными Государственным балансом запасов полезных ископаемых или территориальными балансами запасов общераспространенных полезных ископаемых;

- месторождениях с запасами полезных ископаемых, еще не учтенными Государственным балансом запасов полезных ископаемых или территориальными балансами запасов общераспространенных полезных ископаемых, но на которых завершены оценочные работы (при положительной геолого-экономической оценке) или разведка;

- месторождениях, запасы полезных ископаемых которых сняты с учета Государственным балансом запасов полезных ископаемых или территориальными балансами запасов общераспространенных полезных ископаемых независимо от основания снятия с учета;

- выработанных месторождениях;

- проявлениях твердых полезных ископаемых, для которых установлено наличие хотя бы одного тела (залежи) полезных ископаемых, по качеству (содержанию ценных компонентов) удовлетворяющих минимальным требованиям промышленности к месторождениям, но количество запасов, которых либо не установлено, либо им не дана промышленная оценка.

В соответствии с пунктом 8 Приказа № 562 составление и ведение Государственного кадастра осуществляется на основании данных:

- государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;

- заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;

- территориальных балансов запасов общераспространенных полезных Ископаемых и территориальных кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных

- ископаемых, представляемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- геологических отчетов о поисках, оценке и разведке месторождений.

Внесение (обновление) сведений о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых в Государственный кадастр производится по завершении стадии геологоразведочных работ (поисковых, оценочных или разведочных), а по разрабатываемым месторождениям - не реже одного раза в пять лет.

Статьей 14 Закона о недрах, пунктом 4.7 Порядка № 583 предусмотрен перечень случаев, в которых может последовать отказ Комиссии в приеме заявки, в том числе, если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований (подпункт 1).

Как следует из материалов дела, в Отдел геологии и лицензирования по Оренбургской области Департамента поступила заявка Общества на получение права пользования участком недр Нижнеозерный-3 без включения его в перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр с целью геологического изучения (углеводородное сырье) от 18.08.2020 № 2208. Заявка подана в соответствии с разделом IV Порядка.

В ходе проверки заявки Общества на предмет соответствия требованиям, предусмотренным пунктом 1.8 Порядка, Департаментом получены  сведениям из Оренбургского филиала Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу» (письмо от 18.09.2020 № 1975-01/2), согласно которым на запрашиваемом участке недр отсутствуют запасы твердых полезных ископаемых, запасы и перспективные ресурсы категории Do углеводородного сырья, учтенные Государственным балансом запасов; на основании сведений Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых на участке недр отсутствуют прогнозные ресурсы углеводородного сырья.

Вместе с тем, из Управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений Федерального агентства по недропользованию в адрес Департамента поступило письмо от 21.10.2020 № 03-30/17270 с приложением экспертного заключения, подготовленного Федеральным  государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт» (далее - ФГБУ «ВНИГНИ»), а также письмо ФГБУ «Росгеолфонд».

Согласно экспертному заключению ФГБУ «ВНИГНИ» на испрашиваемом участке недр расположена выявленная Новоилекская структура, ресурсы которой оценены по категории Dл и числятся в приложениях к Государственному балансу запасов полезных ископаемых Российской Федерации «Карта состояния фонда недр и недропользования по УВС на территории Оренбургской области» (ФГБУ «Росгеолфонд» по состоянию на 01.01.2019).

Согласно пунктами 17, 20 приказа Минприроды России от 01.11.2013 № 477 «Об утверждении Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов» ресурсы нефти, газа и конденсата по степени геологической изученности подразделяются на категории: D0 (подготовленные), Dл (локализованные), D1 (перспективные), D2 (прогнозируемые).

  Ресурсы нефти, газа и конденсата возможно продуктивных пластов в ловушках, выявленных по результатам поисковых геологических и геофизических исследований в пределах районов с доказанной промышленной нефтегазоносностью, относятся к категории Dл (локализованные).

Учет перспективных структур и объектов в силу пункта 6 приказа Минприроды России от 07.12.2015 № 526 «Об утверждении Порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых» должен вестись в массиве «К» Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых.

По состоянию на 01.01.2021 массив «К» Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых в эксплантацию не введен Федеральным агентством по недропользованию, что подтверждается письмом Федеральным бюджетным учреждением «Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу» от 27.07.2021 № 1283/01-06н/01.

Таким образом, Новоилекская структура выявлена в результате геолого­разведочных работ, то есть ресурсы данной структуры относятся к категории Dл, но сведения о количественных показателях ресурсов не отображены в Государственном балансе полезных ископаемых в связи с тем, что массив «К» Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, отражающий учет перспективных структур, не введен в эксплуатацию Роснедрами.

  Довод Общества о том, что такие запасы не были учтены государственным балансом запасов на момент подачи заявки, при установленных обстоятельствах не имеет правового значения, поскольку геологическое изучение спорного участка недр уже проведено.

С учетом изложенного Департамент обоснованно посчитал, что представленная Обществом заявка не соответствовала требованиям, установленным пунктом 1.8, подпунктом 14 пункта 4.1 Порядка ввиду  наличия в границах испрашиваемого им участка недр Нижнеозерный-3 прогнозных ресурсов категории Dл (Новоилекская структура).

   В этой связи на основании подпункта 1 пункта 4.7 Порядка Обществу правомерно отказано в предоставлении права пользования недрами  (протокол комиссии Департамента от 10.12.2020 № 1492).

 Кроме того, меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права. Поэтому судебный акт о принятии таких правовосстановительных мер должен соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия.

На момент принятия суд первой инстанции судебного акта по настоящему делу права заявителя не могли быть восстановлены при рассмотрении заявления по правилам статьи 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как Приказом Минприроды России от 09.12.2020 №1039 в Порядок внесены изменения,  вступившие в силу 16.02.2021, согласно которым установлен запрет на предоставление права пользования недрами для геологического изучения для случая, регламентированного подпунктом «б» пункта 1.5 Порядка, в отношении углеводородного сырья на территории Приволжского федерального округа (пункт 1.18 Порядка, приложение №1 к Порядку в редакции Приказа Минприроды России от 09.12.2020 №1039).

Поскольку предоставление спорного участка в пользование для геологического изучения в настоящее время невозможно, удовлетворение требования Общества не приведет к восстановлению его прав.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности оспоренного решения Департамента и правильно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.

Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

 Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.Излишне уплаченная по платежному поручению от 13.10.2021 № 17 государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.

 Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.09.2021 по делу№ А43–13453/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Геопроект» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Геопроект» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 13.10.2021 № 17.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                    А.М. Гущина

Судьи                                                                                 М.Б. Белышкова

                                                                                            Т.В. Москвичева