Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«20» марта 2019 года Дело № А39-6133/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.03.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобуУправления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.12.2018 по делу № А39-6133/2018, принятое судьей Волковой Е.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рутек» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия 29.06.2018 № 328/15-Р, и постановления от 10.08.2018 № 398/18-р/адм.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия – ФИО1 по доверенности от 07.03.2019 № 14 сроком действия 1 год.
Общества с ограниченной ответственностью «Рутек» – ФИО2 по доверенности от 11.032019 сроком действия до 31.05.2019.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление) поступило обращение Управления Роскомнадзора по Республике Мордовия от 03.05.2018 № 2159-03/13 с материалами результатов мониторинга, свидетельствующими о распространении в выпуске газеты «Окно» №13 (1179) 04.04.2018 на стр. 6 рекламного модуля «Реклама на Дорожном радио <***> Вместе в пути! 98.8 FM DOROGNOE.RU Заказ рекламы по телефонам: <***>, 8-927-274-85-50» с изображением логотипа «Рузаевка ДОРОЖНОЕ 98.8 РАДИО» без указания знака информационной продукции об ограничении ее распространения среди детей.
Определением Управления от 31.05.2018 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рутек» возбуждено дело № 328/15-Р по признакам нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Решением Комиссии Управления от 29.06.2018 по делу № 328/15-Р реклама, содержащая текст: «Реклама на Дорожном радио <***> Вместе в пути! 98.8 FM DOROGNOE.RU Заказ рекламы по телефонам: <***>, 8-927-274-85-50» с изображением логотипа «Рузаевка ДОРОЖНОЕ 98.8 РАДИО», признана ненадлежащей, а Общество реклама нарушившим часть 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
На основании данного решения Обществу выдано предписание от 29.06.2018, обязывающее в течение пяти дней со дня получения предписания прекратить нарушение часть 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
На основании выявленного нарушения Управлением 24.07.2018 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 10.08.2018 по делу №398/18-р/адм Управление привлекло Общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначило наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с указанными решением, предписанием антимонопольного органа от 29.06.2018 по делу №328/15-Р и постановлением от 10.08.2018, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании их недействительными.
Решением от 18.12.2018 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, форма распространения посредством эфирного вещания продукции СМИ «Дорожное радио» по всем признакам соответствует понятию информационной продукции.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).
Под объектом рекламирования Закон понимает товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).
Как следует из материалов дела, под постоянным наименованием «Дорожное радио» зарегистрировано средство массовой информации в форме периодического распространения – радиоканал, с примерной тематикой и (или) специализацией – музыкально- информационная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, и с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны, что подтверждается свидетельством о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-61841 от 18.05.2015, выданным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Наземное эфирное вещание радиоканала «Дорожное радио» на территории г.Рузаевка Республики Мордовия на частоте 98,8 МГц осуществляет Общество, что подтверждается лицензией на осуществление радиовещания Серия РВ №23247 от 04.04.2013, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Из условий лицензии на осуществление радиовещания Серия РВ №23247 от 04.04.2013 следует, что общий объем наземного эфирного вещания на территории г.Рузаевка Республики Мордовия на частоте 98,8 МГц в неделю составляет 168 часов со временем (периодичностью) вещания ежедневно,круглосуточно, в течение которого допускается распространение рекламных сообщений и материалов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о рекламе, и такой объем вещания в составе радиоканала распределяется соотношением вещания продукции двух средств массовой информации: вещание продукции СМИ «Дорожное радио» к общему объему вещания составляет 151 час в неделю, вещание продукции СМИ «Автоспутник» – 17 часов в неделю.
Публикация рекламного модуля, содержащего текстовое сообщение «Реклама на Дорожном радио <***> Вместе в пути! 98.8 FM DOROGNOE.RU Заказ рекламы по телефонам: <***>, 8-927-274-85-50» с изображением логотипа «Рузаевка ДОРОЖНОЕ 98.8 РАДИО», подтверждается выпусками газеты «Окно» №3(1169) 24 января 2018 года (стр.11), №4 (1170) 31 января 2018 года (стр. 11), №5 (1171) 07 февраля 2018 года (стр. 11), №10 (1176) 14 марта 2018 года (стр. 11), №11 (1177) 21 марта 2018 года (стр.11), №13 (1179) 04 апреля 2018 года (стр. 6), №17 (1183) 02 мая 2018 года (стр.12), №20 (1186) 23 мая 2018 года (стр.8). Объектом рекламирования является – «Дорожное радио».
Признавая рекламу радиоканала «Дорожное радио» ненадлежащей, Управление исходило из того, что опубликованная в газете «Окно» публикация не содержала указание на категорию информационной продукции в нарушение части 10.1. статьи 5 Закона о рекламе.
В силу части 10.1. статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон №436-ФЗ), без указания категории данной информационной продукции.
Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 Федерального закона №436-ФЗ) до начала ее оборота на территории Российской Федерации (части 1, 2 статьи 6 Федерального закона № 436-ФЗ).
На основании изложенного, требование об указании категории информационной продукции распространяется не на все виды рекламы, а только в отношении рекламы информационной продукции Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона №436-ФЗ определено, что под информационной продукцией понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации (абзац 6 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»).
При этом в силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» по радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.
Таким образом, обязательные требования Закона о рекламе об указании категории рекламной продукции в отношении рекламы продукции средств массовой информации применяются только к определенным Законом о средствах массовой информации видам информационной продукции, под которой, в отношении радиоканала понимается отдельный выпуск радиоканала, радиопрограммы и т.п., а не реклама радиоканала в целом.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что текстовое сообщение «Реклама на Дорожном радио <***> Вместе в пути! 98.8 FM DOROGNOE.RU Заказ рекламы по телефонам: <***>, 8-927-274-85-50» с изображением логотипа «Рузаевка ДОРОЖНОЕ 98.8 РАДИО» не содержит в себе рекламы конкретной информационной продукции указанного радиоканала, как средства массовой информации.
Следовательно, оспариваемое решение Управления и выданное на его основании предписание являются незаконными и нарушают права и интересы Общества.
Часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку, как указано выше, текстовое сообщение «Реклама на Дорожном радио <***> Вместе в пути! 98.8 FM DOROGNOE.RU Заказ рекламы по телефонам: <***>, 8-927-274-85-50» с изображением логотипа «Рузаевка ДОРОЖНОЕ 98.8 РАДИО», не содержит в себе рекламы конкретной информационной продукции указанного радиоканала, как средства массовой информации, на рекламораспространителя не возлагается обязанность указывать категорию информационной продукции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Обществом не нарушены требования Закона о рекламе, а в силу этого в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, что является достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого постановления административного органа.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.12.2018 по делу № А39-6133/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи М.Б. Белышкова
А.М. Гущина