ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-8489/2021 от 14.01.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«14» января 2022 года                                                       Дело № А79-6947/2021

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи                   Москвичевой Т.В.,

рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобуГосударственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 03.11.2021 по делу                                  № А79–6947/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Пуговица+» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 4500 рублей.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (в настоящее время Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии, далее по тексту - Отделение) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пуговица+» (далее по тексту - Общество) проведена выездная проверка полноты и достоверности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), а также порядка предоставления указанных сведений в форме электронного документа за 2017 год.

По результатам проверки составлен акт от 02.11.2020 и принято решение от 10.12.2020 №015S19200006825, которым Общество привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 4500 рублей за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.

Отделением в адрес Общества направлено требования от 20.01.2021 № 015S01210000427 об уплате в срок до 09.02.2021 финансовых санкций в размере  4500 рублей.

Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии  с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 15.07.2021 суд отказал в выдаче судебного приказа на взыскание с Общества 4500 рублей штрафа.

Поскольку требование о добровольной уплате финансовых санкций Обществом не исполнено, Управление обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества 4500 рублей.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.

Решением от 03.11.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано ввиду пропуска процессуального срока обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций.

В апелляционной жалобе Отделение ссылается на нарушение норм материального права.

Указывает, что в данном случае срок исполнения требования, когда сумма превысила 3000 рублей, наступил 09.02.2021 (требование от 20.01.2021 г. № 015S01210000427), соответственно заявление о взыскании финансовых санкций может быть подано в суд в срок до 09.08.2021. По мнению Отделения, процессуальные сроки соблюдены, поскольку с заявлением о вынесении судебного приказа Отделение обратилось в суд 24.06.2021 г., а с заявлением о взыскании финансовых санкций — 28.07.2021.

Общество отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии со статьей 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Федеральным законом № 27-ФЗ.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (абзац 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).

На основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.

Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Согласно статье 17 Закона № 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального    органа    Пенсионного    фонда    Российской    Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.

Как следует из материалов дела, Общество сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в Отделение не представило.

Таким образом, Отделение должно было обнаружить совершенное Обществом правонарушение в течение 3 месяцев после наступления установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27 срока представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.

Уведомление об устранении ошибок направлено Обществу 22.07.2020; правонарушение зафиксировано в акте, составленном Отделением, лишь 02.11.2020, то есть с нарушением срока, что свидетельствует о нарушении Отделением сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение совокупных сроков на принятие мер по взысканию финансовых санкций.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Отделение обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа 30.06.2021 (по системе «Мой арбитр») в рамках дела             № А79-5753/2021.

Таким образом, обращение Отделения в суд 30.06.2021 свидетельствует о пропуске срока взыскания финансовой санкции.

Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с заявлением Отделением не заявлено, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока не представлено. Каких-либо причин невозможности подачи заявления в установленный срок Отделение не указало.

Учитывая, что пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно отказал Отделению в удовлетворении заявления о взыскании с Общества штрафных санкций в размере 4500 рублей.

Кроме того, Отделение, привлекая Общество к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, Отделение должно не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязано определить все элементы состава данного правонарушения.

В соответствии с требованиями статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

Как следует из решения от 10.12.2020 № 015S19200006825, Обществу вменяется состав правонарушения, выразившийся в непредставлении страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2017 календарный год.

При этом решение не содержит анализа, по которому Отделение  пришло к выводу о допущенных нарушениях именно в СЗВ-СТАЖ за 2017 год, а не сведениях, представляемых по ежемесячной форме РСВ-1 за 1 квартал и полугодие 2017 года, отсутствует анализ того, что являются ли спорные лица - застрахованными лицами.

Кроме того, из решения невозможно установить на основании каких документов Отделение пришло к выводу о наличии трудовых отношений между страхователем и указанными в решении лицами.

Как верно указано судом первой инстанции, расхождения сведений, содержащихся в форме СЗВ-СТАЖ и расчетах по страховым взносам, не подтверждают недостоверность именно отраженных Обществом в представленных им сведениях индивидуального (персонифицированного) учета периодов стажа соответствующих застрахованных лиц и фактические основания уточнения таких сведений.

Оценив представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, как того требуют положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно отказал Отделению в удовлетворении заявления о взыскании с Общества штрафных санкций в размере 4500 рублей. Судом апелляционной  инстанции также не установлено уважительных причин пропуска Обществом срока.

Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии  полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 03.11.2021 по делу №А79-6947/2021 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                              Т.В. Москвичева