ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-8520/2021 от 14.12.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир                                                                       

21 декабря 2021 года                                                Дело № А11-14569/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2021 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Ковбасюка А.Н., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений «Дом некоммерческих организаций Владимирской области» на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.08.2021 по делу                              № А11-14569/2019,

по иску администрации Владимирской области, ОГРН 1033302005527,
ИНН 3328101358, к автономной некоммерческой организации содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений «Дом некоммерческих организаций Владимирской области», ОГРН 1163300050385, ИНН 3328013567,
третье лицо - Счетная палата Владимирской области, ОГРН 1033302009245,
ИНН 3302014622,

о взыскании 2 373 700 рублей,

при участии представителей: от истца – Калининой А.А. по доверенности от 13.12.2021 сроком на 1 год, диплому о высшем юридическом образовании регистрационный номер 1162 от 29.02.2016; Виноградова С.И. по доверенности от 26.11.2021 сроком на 3 года, диплому о высшем юридическом образовании регистрационный номер 477 от 30.06.2000; от ответчика – Оборова А.С. по доверенности от 02.036.2021 сроком действия 1 год, диплому о высшем юридическом образовании регистрационный номер 4920 от 30.06.2014;

установил.

Администрация Владимирской области (далее по тексту -Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском к автономной некоммерческой организации содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений «Дом некоммерческих организаций Владимирской области» (далее по тексту - АНО «Дом НКО Владимирской области», ответчик) о принудительном взыскании субсидии в сумме 2 476 370 рублей 65 копеек, в том числе процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 102 670 рублей 65 копеек.

С учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец просил взыскать с ответчика субсидию в сумме 2 373 700 рублей.

Определением суда от 29.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Счетная палата Владимирской области.

Решением от 19.08.2021 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования.

Не согласившись с принятым решением, АНО «Дом НКО Владимирской области» обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель указывает, что к представленным истцом уточнениям к иску от 27.01.2021 должны применяться положения части 2 статьи 49 и пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку истец отказался от требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. Кроме того, по мнению ответчика, уточнение нарушает его права и законные интересы.

Апеллянт считает, что суд необоснованно применил часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Факты, установленные при рассмотрении дела №А11-1582/2019, не являются основанием для освобождения истца от доказывания заявленных требований.

Также ответчик указывает на использование средств субсидии.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представители Администрации в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указали на законность и обоснованность принятого судебного акта, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Счетная палата Владимирской области,извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечила.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Счетной палаты Владимирской области по имеющимся в нем материалам.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях реализации государственной программы Владимирской области «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Владимирской области на 2014 - 2020 годы» (далее -Госпрограмма), утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 28.11.2013 № 1345 (далее - Постановление № 1345), в 2017 году Организации обеспечено предоставление предусмотренных пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ субсидий из бюджета Владимирской области.

Постановлением № 1345 утвержден Порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета (приложение № 4).

В 2017 году субсидии из областного бюджета были предоставлены АНО «Дом НКО Владимирской области» путем заключения соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии от 17.04.2017 № 131, а также дополнительными соглашениями к нему от 18.07.2017 № 334, от 08.12.2017 № 623 на сумму 2 373 700 рублей между администрацией Владимирской области и АНО «Дом НКО Владимирской области».

Пунктом 1.1.2 соглашения установлено, что субсидия из областного бюджета предоставляется в целях реализации получателем следующих проектов (мероприятий): содействие в развитии институтов гражданского общества и общественного самоуправления во Владимирской области посредством финансирования затрат на:

-поддержку деятельности ресурсного центра развития некоммерческих организаций Владимирской области и в сфере межнациональных отношений;

-возмещение расходов, связанных с участием в мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации, федерального, межрегионального и регионального уровней;

-проведение конкурса среди социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления грантов;

-имущественную поддержку, а также поддержку в области просвещения и профессионального развития работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

-развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью;

-организацию и проведение региональных, всероссийских и международных выставок, семинаров, конференций;

-проведение и поддержка независимых экономических и социологических исследований, гражданской экспертизы в рамках целей деятельности организации.

Пунктом 1.1.3 Соглашения определено, что предоставляемая субсидия имеет строго целевое назначение и не может быть использована на цели, не предусмотренные Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением.

Дополнительными соглашениями от 18.07.2017 №334 и от 08.12.2017 №623 в Соглашением с АНО «Дом НКО Владимирской области» вносились изменения, согласно которым, в том числе:

1)установлены показатели результативности:

Количество проведенных консультаций для СО НКО по правовым и бухгалтерским вопросам

150 консультаций

Количество мероприятий для специалистов (волонтеров) СО НКО и в сфере межнациональных отношений

35 мероприятий

Количество специалистов (волонтеров) некоммерческого сектора, прошедших обучение

50 человек

Количество СО НКО, которым обеспечена информационная поддержка

135 организаций

Создание единого портала областных субсидий для СО НКО

1 шт.

Как следует из материалов дела, в период с 03.05.2018 по 07.09.2018 Счетной палатой Владимирской области проведена проверка эффективности расходования бюджетных средств на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории Владимирской области, 23.08.2018 - в отношении АНО «Дом НКО Владимирской области», в ходе которой выявлены нарушения условий предоставления субсидий из областного бюджета.

По результатам проверки Счетной палатой Владимирской области вынесено представление от 07.11.2018 № 05-994-12/2-18, согласно которому

АНО «Дом НКО Владимирской области» предписано: в соответствии с пунктом 4.4 Порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Владимирской области автономной некоммерческой организации содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений «Дом некоммерческих организаций Владимирской области» (далее - Порядок), утвержденного постановлением № 1345, пунктом 4.3.8 Соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета от 17.04.2017 № 131 (далее - Соглашение) осуществить возврат в областной бюджет средств субсидии в сумме 2 373 700 рублей, полученных в 2017 году в соответствии с соглашением от 17.04.2017 № 131; обеспечить выполнение условий договоров о предоставлении субсидий из областного бюджета.

Объем представленной к возврату суммы субсидии обусловлен, в том числе: невыполнением АНО «Дом НКО Владимирской области» показателей результативности, являющихся приложением к Соглашению; отсутствием ведения АНО «Дом НКО Владимирской области» обособленного учета средств субсидии; отсутствием в смете, являющейся приложением к Соглашению, разбивки стоимости по мероприятиям, услугам.

Не согласившись с указанным представлением, АНО «Дом НКО Владимирской области» обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным постановления Счетной палаты от 07.11.2018 № 5-994-12/2-18.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 20.06.2019 по делу № А11-1582/2019 АНО «Дом НКО Владимирской области» в удовлетворении требования о признании незаконным представления Счетной палаты Владимирской области от 07.11.2018 № 05-994-12/2-18 отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 по делу № А11-1582/2019 решение Арбитражного суда от 20.06.2019 по делу № А11-1582/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба АНО «Дом НКО Владимирской области» без удовлетворения.

Комитетом по социальной политике администрации Владимирской области 26.12.2018 в адрес АНО «Дом НКО Владимирской области» направлено уведомление № КСП-653-15-19 о возврате средств субсидии.

В соответствии с требованием пункта 4.1.4 Соглашения 26.02.2019 администрацией области в адрес АНО «Дом НКО Владимирской области» также направлено уведомление № 01/02-06 о возврате средств субсидии по соглашению от 17.04.2017 № 131.

Уведомления администрации Владимирской области и комитета по социальной политике оставлены ответчиком без ответа и удовлетворения.

По данным Администрации полученные суммы субсидий в размере 2 373 700 рублей 00 копеек добровольно не возвращены.

Неисполнение ответчиком обязанности по возврату денежных средств послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно  удовлетворил исковые требования по следующим основаниям.

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В информационном письме от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

Вместе с тем в случае нарушения получателями субсидий предусмотренных настоящей статьей условий, установленных при их предоставлении, полученные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации юридическим лицам могут быть предоставлены субсидии из бюджета субъекта.

Согласно пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целях реализации государственной программы Владимирской области «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Владимирской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Губернатора области от 28.11.2013 № 1345 (далее -Постановление № 1345), в 2017 году АНО «Дом НКО Владимирской области» обеспечено предоставление предусмотренных пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидий из бюджета Владимирской области.

Постановлением № 1345 утвержден порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета.

В соответствии с пунктами 1.2, 2.5 Порядка, субсидии предоставляются АНО «Дом НКО Владимирской области» на основании соглашения с целью содействия в развитии институтов гражданского общества и общественного самоуправления во Владимирской области на финансовое обеспечение поименованных расходов:

-участие в мероприятиях федерального, межрегионального и регионального уровней;

-проведение конкурсов среди СО НКО для предоставления грантов;

-имущественную поддержку, а также поддержку в области просвещения и профессионального развития работников и добровольцев СО

НКО;

-развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью;

-организацию и проведение региональных, всероссийских и международных выставок, семинаров, конференций;

проведение и поддержку независимых экономических и социологических исследований, независимых экспертиз в рамках целей деятельности организации в соответствии с заключаемым с администрацией Владимирской области соглашением по типовой форме.

Приложением № 4 к Постановлению № 1345 установлен порядок определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Владимирской области АНО «Дом НКО Владимирской области» (далее -Порядок).

Пунктом 3 Порядка определено, что субсидии предоставляются АНО «Дом НКО Владимирской области» с целью содействия в развитии институтов гражданского общества и общественного самоуправления во Владимирской области на финансирование следующих расходов:

-поддержку деятельности ресурсного центра развития некоммерческих организаций Владимирской области и в сфере межнациональных отношений;

-возмещение расходов, связанных с участием в мероприятиях федерального, межрегионального и регионального уровней;

-проведение конкурсов среди социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления грантов;

-имущественную поддержку, а также поддержку в области просвещения и профессионального развития работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

-развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью;

-организацию и проведение региональных, всероссийских и международных выставок, семинаров, конференций;

-проведение и поддержку независимых экономических и социологических исследований, независимых экспертиз в рамках целей деятельности организации.

          Исходя из пункта 4 Порядка условием предоставления субсидий АНО «Дом НКО Владимирской области» является осуществление деятельности по содействию развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений, а также включение в Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки администрации Владимирской области.

 Согласно пункту 5.4 названного Порядка в случае нецелевого использования субсидии, нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленных в ходе проверок, проведенных Комитетом и уполномоченным органом государственного финансового контроля, а также не достижения показателей результативности предоставления субсидии, не предоставления отчетных материалов в соответствии с Соглашением либо их предоставления с нарушением требований, установленных Соглашением, и неиспользования средств субсидии, предоставленных по Соглашению, субсидия подлежит возврату в объеме, соответствующем выявленным нарушениям, в доход областного бюджета в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления (требования). В случае невозврата субсидии в установленный срок указанные средства взыскиваются в судебном порядке.

Всоответствии с пунктом 1.1 Соглашения предоставление субсидии АНО «Дом НКО Владимирской области» из областного бюджета осуществляется с целью содействия в развитии институтов гражданского общества и общественного самоуправления во Владимирской области на финансовое обеспечение и поддержку деятельности ресурсного центра развития некоммерческих организаций Владимирской области и в сфере межнациональных отношений; участие в мероприятиях федерального, межрегионального и регионального уровней; проведение конкурсов среди СО НКО для предоставления грантов; имущественную поддержку, а также поддержку в области просвещения и профессионального развития работников и добровольцев СО НКО; развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью; организацию и проведение региональных, всероссийских и международных   выставок,    семинаров,   конференций;    проведение   и поддержку независимых экономических и социологических исследований, независимых экспертиз в рамках целей деятельности Организации.

Таким образом, раздел 1 Соглашения предусматривает определенные цели, реализация которых является одним из условий предоставления субсидии, направленным на соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств.

Вместе с тем, в ходе проверки Счетной палатой Владимирской области выявлены неоднократные существенные нарушения АНО «Дом НКО Владимирской области» условий предоставления субсидий, закрепленных в Соглашении от 17.04.2017 №131, а именно:

-в нарушение п. 2.5. Порядка АНО ДОМ НКО, п. 3.1.1.5 соглашения № 131, приложения № I к дополнительному соглашению от 08.12.2017 № 623 АНО ДОМ НКО документально не подтверждено проведение 150 консультаций для СО НКО по правовым и бухгалтерским вопросам.

-в нарушение п. 3.2 Порядка АНО ДОМ НКО, п.4.3.8.3 соглашения № 131 п. 1.3 дополнительного соглашения от 08.12.2017 № 623, приложения № 1 к дополнительному соглашению от 08.12.2017 № 623 в ходе проверки не нашли документального подтверждения факты проведения ряда мероприятий, реализованных в рамках соглашения № 131 за счет средств субсидии.

-заявленная в отчетной документации информация о проведении АНО «Дом НКО Владимирской области» областного семинара-совещания по вопросам миграционной политики в г. Александрове 15.12.2017 за счет средств субсидии, полученной в соответствии с соглашением от 17.04.2017 № 131, не нашла подтверждения.

- заявленная в отчетной документации информация о проведении АНО «Дом НКО Владимирской области» за счет средств субсидии, полученной в соответствии с соглашением от 17.04.2017 № 131, обучающего семинара по подготовке заявок на конкурс социальных и культурных проектов компании ПАО «Лукойл» 18.04.2017 в актовом зале департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области по адресу г. Владимир, пр-т Ленина, д. 59 не нашла подтверждения.

-   по информации, предоставленной АНО ДОМ НКО, в рамках проведенных мероприятий за счет средств субсидии, полученной в соответствии с соглашением № 131, были приглашены 15 экспертов, в том числе 6 человек из приглашенных экспертов - государственные гражданские служащие администрации области. С четырьмя приглашенными экспертами заключены договоры на оказание услуг по проведению семинаров. При этом в соответствии с условиями заключенных договоров о проведении семинаров к проверке не представлены: методические материалы, разработанные экспертами для проведения обучающих семинаров; информация о рассылке приглашений для участия в семинаре; документы, подтверждающие закупку канцелярских товаров для участников проведенных мероприятий (папки, ручки, блокноты). Привлечение трех сторонних экспертов для проведения пяти мероприятий, заявленных в перечне мероприятий, не находит документального подтверждения: договоры на оказание услуг по проведению обучающих тренингов-семинаров с привлеченными экспертами не заключались, расходы в рамках выделенной субсидии по соглашению № 131 на оплату сторонних экспертов не производились. Так же не заключались договоры и соглашения об участии в качестве сторонних экспертов государственных гражданских служащих администрации Владимирской области.

-    письмом АНО «Дом НКО Владимирской области» исх. от 07.02.2018 № 4 председателю комитета по социальной политике администрации Владимирской области Сергеевой Е.В. в составе отчета об использовании средств субсидии, полученной на реализацию проекта «Школа социального проектирования» по договору от 21.12.2016 № 566 на сумму 150 000 рублей, в отчете о результатах реализации программы (проекта «Школа социального проектирования» от 08.12.2017 представлены списки участников проведенных за счет бюджетных средств семинаров: 17­18 марта 2017 - 16 чел.; 22-23 апреля 2017 - 14 чел.; 02-03 июня 2017 - 15 чел. Проверкой  установлено,  что  указанные  списки  участников  семинаров приложены дважды - как к отчету об использовании субсидии в рамках соглашения № 131 на сумму 2 373 700 рублей, так и в рамках договора № 566 на сумму 150 000 рублей, заключенных АНО «Дом НКО Владимирской области» с администрацией области. Программы вышеуказанных семинаров и вебинара, а также документальное подтверждение рассылки приглашений участникам мероприятий к проверке не предоставлено.

- в ходе проверки установлены случаи представления в комитет по социальной политике и финансовое управление администрации Владимирской области одних и тех же документов в составе отчетности о реализации проектов и отчетности о работе ресурсного центра.

По результатам проверки Счетной палатой Владимирской области вынесено представление от 07.11.2018 № 05-994-12/2-18, согласно которому

АНО «Дом НКО Владимирской области» предписано осуществить возврат в областной бюджет средств субсидии в сумме 2 373 700 рублей, полученных в 2017 году в соответствии с соглашением от 17.04.2017 № 131.

          Правомерность указанного представления подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу №А11-1582/2019.

          Решением Арбитражного суда Владимирской области по делу № А11-1582/2019 от 20.06.2019 в удовлетворении требования о признании незаконным представления Счетной палаты Владимирской области от 07.11.2018 № 05­994-12/2-18 по результатам проведения встречной проверки эффективности расходования бюджетных средств на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории Владимирской области АНО «Дом НКО Владимирской области» отказано.

В постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу № А11-1582/2019 судом апелляционной инстанции, с учетом установленного количества нарушений, их существенности и значимости, сделан отдельный вывод о том, что «Поскольку Организацией нарушена совокупность условий предоставления субсидии, предусмотренных Соглашением, не выполнены показатели результативности, не представлены ежеквартальные отчетные материалы, субсидия подлежит возврату в полном объеме, так как именно такой объем соответствует выявленным нарушениям».

Довод заявителя об отсутствии оснований для применения статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду иного субъектного состава лиц, участвующих в деле, основан на неверном толковании норм процессуального права.

В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Формулировка вышеуказанной нормы «в которой участвуют те же лица» не означает полного тождества составов заинтересованных субъектов в прежнем и новом арбитражном процессе.

Свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значения для разрешения спора, возникшего позднее.

В рамках дела № А11-1582/2019, в котором участвовала автономная некоммерческая организация содействия развития некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений «Дом некоммерческих организаций Владимирской области», факт нарушения условий предоставления субсидий подтвержден, представление от 07.11.2018 №5-994-12/2-18, которым на ответчика возложена обязанность по возврату в бюджет денежных средств в соответствующим размере, признано законным и обоснованным.

С учетом изложенного, судебные акты по делу №А11-1582/2019, устанавливающие необходимость возврата спорной субсидии в областной бюджет, имеют для ответчика преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.

Аргументы заявителя следует расценивать как процессуальное действие, направленное на пересмотр фактических обстоятельств, уже установленных вступившими в силу судебными актами и, как следствие, имеющее своей целью преодоление законной силы судебных актов по делу №А11-1582/2019, что недопустимо в силу норм статей 16, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  

         Ответчиком  доказательств возврата денежных средств ответчиком не представлено.

С учетом изложенного,  суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исковые требования Администрации подлежат удовлетворению.

Довод апеллянта о том, что уточнения истца от 27.01.2021 в части процентов за пользование чужими денежными средствами является отказом от исковых требований в соответствующей части, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Уменьшение размера исковых требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не влечет прекращения производства по делу и невозможность повторного обращения в суд, так как не является отказом истца от иска.

Администрация не заявляла  отказ от части требования, а   уточняла исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения были рассмотрены и приняты судом, следовательно, к требованию в данной части не могут быть применены положения статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены по вышеизложенным основаниям.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.

В силу пункта 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдает арбитражный суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного  суда Владимирской области от 19.08.2021 по делу № А11-14569/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации содействия развитию некоммерческих организаций Владимирской области и межнациональных отношений «Дом некоммерческих организаций Владимирской области  - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Е.Н. Наумова

Судьи

Н.В. Устинова

А.Н. Ковбасюк