ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-8660/2021 от 14.01.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

 г. Владимир

«14» января 2022 года                                                   Дело № А43-21549/2021

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,

рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.10.2021 по делу № А43–21549/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению публичного акционерного общества «ТНС энерго Нижний Новгород» (ИНН 5260148520, ОГРН 1055238038316) о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 16.06.2021 № 68.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Региональной службой по тарифам Нижегородской области (далее – Служба по тарифам, административный орган) на основании обращения председателя СНТ «Кооператор» Аброниной И.Г., 10.03.2021 в отношении публичного акционерного общества «ТНС энерго Нижний Новгород» (далее по тексту - Общество) возбуждено дело об административном правонарушении.

  В ходе проверки Службой по тарифам установлено, что поскольку СНТ «Кооператор» не относится к какому-либо сельскому населенному пункту, потребитель электрической энергии Жучкова Е.В., находящаяся на территории СНТ «Кооператор» не может быть признана проживающей в сельском населенном пункте и соответственно к ней тарифы на электрическую энергию, установленные пунктом 3 Приложения №1 Решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2019 №62/1 не применимы.Соответственно при расчете платы за потребленную электроэнергию в отношении Жучковой Е.В. подлежали применению тарифы установленные пунктом 1 Приложения №1 Решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2019 №62/1 для группы потребителей «Население и приравненное к нему, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2 и 3 Решения».

Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 12.05.2021 №49.

Рассмотрев названный протокол и материалы проверки, 16.06.2021 должностное лицо административного органа вынесло постановление №68 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Решением от 08.10.2021 (резолютивная часть от 16.09.2021) заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Служба по тарифам ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. По мнению административного органа, Общество неправомерно применяло тариф, установленный для категории «население, проживающее в сельских населенных пунктах», поскольку абонент ФИО1 не может быть отнесена к населению, проживающему в сельских населенных пунктах. Сам по себе выход ФИО1 из членов СНТ «Кооператор» не может свидетельствовать о возможности применения к потребленной ею электрической энергии тарифа для населения, проживающего в сельской местности.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В силу части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного  порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроинергетике» (далее - Закон №35-ФЗ) цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 (далее - Основы №1178) органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую для населения и приравненных к нему категорий потребителей.

Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Нижегородской области установлены Решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2019 №62/1.

Приложением №1 к Решению Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2019 №62/1 установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Нижегородской области с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно.

В пункте 1 Приложения №1 установлены тарифы для категории потребителей «Население и приравненные к нему, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2 и 3».

Пунктом 2 Приложения №1 установлены тарифы для категории потребителей «Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и приравненные к нему».

В пункте 3 Приложения №1 установлены тарифы для категории потребителей «Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним»

В пункте 4 Приложения установлены тарифы для категории потребителей «потребители, приравненные к населению», в том числе садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.

Как следует из материалов дела, в адрес Общества 08.08.2017 поступило заявление ФИО1 о заключении договора электроснабжения в отношении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером 52:32:0200003:74 площадью 576 кв.м категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства, расположенного по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, деревня Юловка, СНТ «Кооператор», участок №69 в связи с выходом ФИО1 из состава членов СНТ «Кооператор».

Обществом (гарантирующий поставщик) и ФИО1 (потребитель) был заключен договор энергоснабжения от 01.09.2017 №771900.

В соответствии с Приложением №5 к договору потребитель отнесен к ценовой категории «Сельские населенные пункты (дачный домик)».

Впоследствии ФИО1 27.02.2019 зарегистрировано право собственности на садовый дом, расположенный на вышеназванном земельном участке, и 06.03.2019 в договор энергоснабжения от 01.09.2017 №771900 были внесены изменения в части точки поставки. Точкой поставки электроэнергии определен садовый дом по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, деревня Юловка, СНТ «Кооператор», участок №69.

Указанный дом оборудован индивидуальным прибором учета электрической энергии, расчет стоимости потребленной энергии производится на основании показаний индивидуального прибора учета.

В период с мая по октябрь 2020 года цена и стоимость электрической энергии потребленной объектом ФИО1 определена гарантирующим поставщиком с применением тарифа, установленного пунктом 3 Приложения №1 Решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2019 №62/1 для категории потребителей «Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненных к ним». В мае и июне 2020 года применен одноставочный тариф 4,65 руб., а с июля по октябрь 2020 года - одноставочный тариф в размере 4,83 руб. В связи с сезонным характером использования объекта потребления электроэнергии в марте, апреле, ноябре, декабре 2020 года, январе, феврале, марте 2021 года потребление электроэнергии отсутствует.

Судом установлено, что Общество, применяя в отношении объекта потребителя одноставочный тариф установленный пунктом 3 Приложения №1 к Решению Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2019 №62/1, исходило из того, что местом нахождения СНТ «Кооператор», в котором находится принадлежащий потребителю объект, является деревня Юловка; согласно данным Реестра административно-территориальных образований, городских и сельских населенных пунктов Нижегородской области размещенных на сайте Государственно-правового департамента Нижегородской области, деревня Юловка относится к населенным пунктам Дальнеконстантиновского района в составе Нижегородского сельсовета, который в свою очередь относится к муниципальным образованиям Дальнеконстантиновского района - сельским поселениям; в соответствии со статьей 31 Закона Нижегородской области от 10.10.2000 №140-З «Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области» деревни являются разновидностью сельских населенных пунктов.

С учетом изложенного Обществом сделан вывод о том, что принадлежащий потребителю объект, располагающийся на территории СНТ «Кооператор» зарегистрированного в деревне Юловка относящейся к сельским населенным пунктам, фактически располагается на землях сельского поселения.

Таким образом, поскольку потребитель не является членом СНТ «Кооператор» и зарегистрирован в доме расположенном на территории СНТ «Кооператор», он относится к населению, проживающему на территории сельского поселения.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Общество представило письмо администрации Кужутского сельсовета Дальнеконстантиновского района от 01.06.2021 №162, в котором сообщалось, что СНТ «Кооператор» находится на территории Кужутского Совета, относящегося к сельскому поселению Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.

Указанное письмо не было принято во внимание Службой по тарифам, поскольку в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом было получено письмо администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области от 19.04.2021 №Сл-120248563/21, в котором сообщалось о том, что СНТ «Кооператор» не относится к сельскому населенному пункту д. Юловка.

Суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованным вывод Службы по тарифам о том, что СНТ «Кооператор» не относится к какому-либо сельскому населенному пункту в связи с чем, к потребителям расположенным в пределах СНТ «Кооператор» не могут применяться тарифы установленные пунктом 3 Приложения №1 Решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2019 №62/1 в силу следующего.

В рассматриваемом случае тарифы установленные пунктами 2 и 4 Приложения №1 к Решению Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2019 №62/1 в отношении объекта потребителя применяться в любом случае не могут, поскольку потребитель не относится к населению, проживающему в городских населенных пунктах, а также не является членом садоводческого некоммерческого товарищества.

Согласно статье 6 Устава Нижегородской области от 30.12.2005 №219-З1 административно-территориальное устройство области и порядок его изменения устанавливаются законом области. Административно-территориальными образованиями в области являются города областного значения, городские округа, районы области, города районного значения, города окружного значения, внутригородские районы городов областного значения и городских округов, рабочие поселки, курортные поселки, сельсоветы.

Статус населенного пункта определяется в соответствии с Законом Нижегородской области от 16.11.2015 №184-З «Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области» (далее - Закон №184-З).

В соответствии со статьей 10 Закона №184-З административно-территориальные образования в области делятся на следующие виды: города областного значения; районы области; города районного значения; внутригородские районы городов областного значения, городских округов (далее - внутригородские районы); рабочие поселки; курортные поселки; сельсоветы; городские округа; города окружного значения.

В соответствии со статьей 11 Закона №184-З населенные пункты в зависимости от численности населения, степени благоустройства и развития социальной, производственной, транспортной и иной инфраструктуры, характера занятости большинства населения, исторических особенностей относятся к категории городских или сельских населенных пунктов.

Сельскими населенными пунктами являются населенные пункты, не отнесенные к категории городских населенных пунктов, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Видами сельских населенных пунктов являются села, деревни, сельские поселки, хутора, починки, выселки, кордоны, слободы.

В границах населенного пункта не может находиться другой населенный пункт.

Строения, законно используемые гражданами для проживания или хозяйственной деятельности, имеющих временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного значения в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, другие малочисленные населенные территории, связанные с обслуживанием соответствующих отраслей хозяйствования - газо- и электроснабжения, транспорта или охраны путей сообщения, метеостанций и других подобных объектов), а также одиночные дома не составляют самостоятельных населенных пунктов и числятся за близлежащими населенными пунктами, с которыми они связаны в административном, производственном или территориальном отношениях.

Постановлениями Правительства Нижегородской области от 10.07.2017 №503, от 18.06.2020 №493 утвержден перечень муниципальных образований Нижегородской области к которым отнесен Дальнеконстантиновский муниципальный район, включающий в себя такие сельские поселения как Кужутский сельсовет и Нижегородский сельсовет.

Согласно Реестру административно-территориальных образований, городских и сельских населенных пунктов Нижегородской области Кужутский сельсовет имеет административный центр в деревне Кужутки, а Нижегородский сельсовет с административным центром в поселке Нижегородец включает в себя деревню Юловку, за которой территориально числится СНТ «Нижегородец».

Место нахождения садоводческого товарищества, определяется по правилам части 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 5 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» - по месту государственной регистрации.

По данным официального сайта Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/), содержащего сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, местом регистрации СНТ «Кооператор» (ОГРН <***>) с 16.04.2003 является деревня Юловка Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.

Ввиду изложенного довод административного органа о том, что СНТ «Кооператор» не относится к какому-либо сельскому населенному пункту, правомерно признан судом несостоятельным, следовательно, со стороны Общества не было допущено нарушений в сфере регулирования тарифов и оснований для его привлечения к административной ответственности не имелось.

Отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд правомерно признал незаконным постановление Службы по тарифам о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.10.2021 по делу № А43-21549/2021 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Нижегородской области оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                 Т.В. Москвичева