ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-8687/20 от 09.02.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

«12» февраля 2021 года                                                  Дело № А38-4414/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2021.

Полный текст постановления изготовлен 12.02.2021.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.11.2020 по делу № А38-4414/2020,

принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Марасанова Андрея Сергеевича (ИНН 120400831090, ОГРН 308121814300010) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл от 08.04.2020 № 07-12/1999,

при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.

В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, приняли участие представители:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл – Сайгина С.А. по доверенности от 30.12.2020                  № 07-05/7805; Бутузова Н.Н. по доверенности от 30.12.2020 № 07-05/7811;

Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл – Бутузова Н.Н. по доверенности от 31.12.2020 № 01-04/13854;

индивидуального предпринимателя Марасанова Андрея Сергеевича – Абдулаев Р.И. по доверенности от 30.06.2020; Суворова Н.А. по доверенности от 30.06.2020.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл (далее – Инспекция, налоговый орган) в отношении индивидуального предпринимателя Марасанова Андрея Сергеевича (далее – Предприниматель, налогоплательщик) проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевремен­ности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015. По результа­там поверки вынесено реше­ние от 05.12.2017 № 4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее – Управление) от 07.03.2018 № 14 решение налогового органа от 05.12.2017 № 4 отменено в части начисления налога на добавленную стоимость (далее – НДС) за 2013-2015 годы в сумме 12 061 678 руб., налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за 2015 в сумме 18 660 руб., соответствующих пеней, штрафов; определения размера штрафов без учета смягчающих обстоятельств.

В адрес Предпринимателя выставлено тре­бование от 12.03.2018 № 379 об уплате в срок до 21.03.2018 доначисленных сумм налогов - 25 600 445 руб., пеней - 8 588 016 руб. 47 коп., штрафов - 4 065 618 руб. 50 коп.

В соответствии со статьей 46 НК РФ налоговым органом вынесено решение от 26.03.2018 № 907 о взыскании за счет денежных средств на счетах налогопла­тельщика в банках недоимок по налогам в сумме 24 600 445 руб., пеней в сумме 8 588 016 руб. 47 коп., штрафов в сумме 4 065 618 руб. 50 коп.

Предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд о признании частично недействительным решения Инспекции от 05.12.2017 № 4 (действующего в редакции решения Управления от 07.03.2018 № 14).

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.04.2019 по делу № А38-3040/2018 признано недействительным решение Инспекции от 05.12.2017 № 4 (действующее в редакции решения Управления от 07.03.2018 № 14) в части начисления НДС, НДФЛ за 2013-2015, доначисленных в результате не­обоснованного включения в доходы средств в размере 39 694 961 руб. 68 коп., вне­сенных Предпринимателем через POS-терминалы в 2013-2015 годах, средств в размере 264 893 447 руб. 38 коп., составляющих разницу между поступлениями на банков­ский счет от инкассации и выручкой по кассовой книге за 2013-2015 годы, средств в размере 5 049 811 руб. 50 коп., отраженных в налоговой базе за 4 квартал 2013 года в связи с технической ошибкой; начисления НДС за 2013-2015 годы в сумме 517 209 руб. в свя­зи с его исчислением по ставке 18 процентов вместо ставки 18/118; начисления НДС за 3 квартал 2013 года в сумме 3 695 644 руб. в связи с приобретением государ­ственного имущества; начисления соответствующих пеней и штрафов.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 № 01АП-5117/2019 решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.04.2019 по делу № А38-3040/2018 отменено в части признания недействительным решения Инспекции от 05.12.2017 № 4 в отношении до­начисления НДС, НДФЛ за 2013-2015 годы в связи с включением в доходы 304 588 409 руб. 06 коп. В отмененной части в удовлетворении заявления Предпринимателю отказано.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.12.2019 по делу № А38-3040/2018 отменено постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 в части отмены решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.04.2019 относительно  признания недействительным решения Инспекции от 05.12.2017 № 4 в отношении доначисления НДС, НДФЛ за 2013-2015 годы в связи с включением в доходы 304 588 409 руб. 06 коп. В указан­ной части решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.04.2019 остав­лено без изменения.

В связи с уплатой по платежным поручениям и списанием по инкассовым по­ручениям сумм налогов, пеней, штрафов, начисление которых признано судом не­законным, Предприниматель обратился в налоговый орган с заявлениями о воз­врате излишне взысканных сумм НДС, НДФЛ, пеней и штрафов по указанным нало­гам. По данным заявлениям Инспекцией приняты решения о возврате переплачен­ных сумм налогоплательщику.

Предприниматель по электронным каналам связи 12.03.2020 обратился в Инспекцию с заявлением от 12.03.2020 № 19, в котором он указал на то, что проценты на излишне взысканные суммы не выплачены. Просил предоставить расчет и принять решения о выплате процентов согласно действую­щему законодательству.

Письмом Инспекции от 08.04.2020 № 07-12/1999 Предпринимателю отказано в начислении и выплате процентов на излишне взысканные суммы нало­гов, пеней, штрафов.

Предприниматель обратился в Управление с жа­лобой на оформленный письмом Инспекции от 08.04.2020 № 07-12/1999 отказ в начислении и выплате процентов на излишне взысканную сумму 33 497 633 руб. 59 коп. налогов, пеней, штрафов.

Решением Управления от 02.06.2020 № 54 жалоба Предпринимателя на действия (бездействие) должностных лиц Инспекции оставлена без удовлетворения. Управление указало, что перечисление Предпринимателем по платежным поручениям части налоговых платежей произве­дено в период приостановления определением арбитражного суда от 13.04.2018 действия решения Инспекции от 05.12.2017 № 4. При вынесении решений о возвра­те налоговым органом обоснованно не произведены расчет и выплата процентов за период до вступления в силу судебного решения по делу № А38-3040/2018 (25.12.2019); незаконного удержания денежных средств или бездействия по невоз­врату переплаты Инспекцией не допущено.

Не согласившись с решением Инспекции от 08.04.2020 № 07-12/1999, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его незаконным.

К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление.

Арбитражный суд Республики Марий Эл решением от 11.11.2020удовлетворил заявленное Предпринимателем требование.

Инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку в рассматриваемой ситуации с учетом конкретных обстоятельств, имеющих значение для дела, основанием для взыскания с Инспекции процентов в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 5 статьи 79 НК РФ, отсутствуют.

Инспекция поясняет, что денежные средства в размере 33 497 633 руб.  59 коп., поступившие от Предпринимателя, являются излишне уплаченными, а не излишне взысканными (Инспекцией взыскана с расчетного счета Предпринимателя лишь сумма в размере 7 502 552 руб. 83 коп., добровольно уплачено Предпринимателем 26 055 857 руб. 18 коп.).

По мнению Инспекции, она не допустила незаконного удержания денежных средств в казне и не допустила незаконного бездействия по возврату денежных средств, поскольку по результатам судебного спора суд заявление налогоплательщика удовлетворил частично.

Представители Инспекции в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию Инспекции.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда – без изменения.

Представитель Предпринимателя в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне упла­ченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов, а налоговые органы обя­заны осуществлять возврат этих сумм в порядке, предусмотренном НК РФ.

Порядок зачета и возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа определен статьей 79 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 79 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соот­ветствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штра­фам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недо­имки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 79 НК РФ определено, что решение о возврате суммы из­лишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы из­лишне взысканного налога.

Согласно пункту 3 статьи 79 НК РФ в случае, если установлен факт излишне­го взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы из­лишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

В силу пункта 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подле­жит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

На основании пункта 9 статьи 79 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взыс­канных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на нало­говых агентов и плательщиков сборов.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.12.2013 № 11675/13, проценты подлежат начислению за весь период пользования чужими средствами в виде налоговых платежей, включая день факти­ческого возврата средств на расчетный счет налогоплательщика в банке, поскольку в этот день имеются как незаконное удержание налоговым органом этих средств, так и исполнение им обязанности по их возврату, а начало исчисления этого пери­ода приходится на день, следующий за днем изъятия средств у налогоплательщика. Иное толкование указанных норм НК РФ противоречит буквальному содержанию пункта 5 статьи 79 НК РФ и влечет невозможность взыскания налогоплательщи­ком процентов за один день незаконного удержания налоговым органом денежных средств в виде налоговых платежей.

Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что уплата Предпринимателем налогов, пеней, штрафов произведена по требованию об уплате от 12.03.2018 № 379, выставленному налогоплательщику на основании решения Инспекции от 05.12.2017 № 4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. По платежному поручению от 22.12.2017 № 931 уплачен НДФЛ в сумме 2 300 000 руб. по решению Инспекции от 05.12.2017 №  4 до выставления указанного требования.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 503-О, постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.03.2005 № 13592/04, перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщи­ком обязанностей по уплате налога и сбора, а, следовательно, перечисление налого­плательщиком денежных средств в уплату доначисленных решением Инспекции налоговых платежей носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О, постановлениями Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.07.2011 № 2105/11, от 24.04.2012 № 16551/11, излишняя уплата налога имеет место, когда налогопла­тельщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допус­кает ошибку в расчетах. Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, пре­вышающем подлежащие уплате суммы налога, определенные налогоплательщи­ком.

Так, по платежным поручениям Предпринимателем уплачен НДС за 2013-2015 годы по решению Инспекции от 05.12.2017 № 4: от 20.03.2018 - в сумме 1 000 000 руб., от 26.03.2018 - в сумме 1 000 000 руб., от 28.04.2018 - 200 000 руб., от 29.06.2018 - 200 000 руб.

По инкассовым поручениям, выставленным на основании решения Инспекции о взыскании от 26.03.2018 № 907, со счетов Предпринимателя списана недоимка по НДС: 27.03.2018 - в сумме 454 руб. 62 коп., 28.03.2018 - в сумме 193 966 руб. 94 коп., 29.03.2018 - в сумме 55 883 руб. 13 коп., 30.03.2018 - в сумме 41 641 руб. 80 коп., 02.04.2018 - в сумме 122 363 руб. 37 коп., 03.04.2018 - в сумме 91 899 руб. 73 коп., 04.04.2018 - в сумме 31 720 руб. 39 коп., 05.04.2018 - в сумме 13 801 руб. 50 коп., 06.04.2018 - в сумме 104 197 руб. 92 коп., 09.04.2018 - в сумме 150 087 руб. 71 коп., 10.04.2018 - в сумме 154 127 руб. 98 коп., 11.04.2018 - в сумме 55 743 руб. 27 коп., 12.04.2018 - в сумме 247 016 руб. 31 коп., 13.04.2018 - 82 275 руб. 05 коп., 16.04.2018 - в сумме 100 151 руб. 48 коп., 28.10.2019 - 12 972 644 руб. 80 коп.

Предпринимателем в налоговый орган представлено заявление от 17.02.2020 о возврате излишне взысканного НДС на общую сумму 16 817 976 руб.

В соответствии с решением Инспекции от 03.03.2020 № 467 налогоплательщи­ку возвращен НДС в сумме 16 817 976 руб. Фактический возврат про­изведен: 05.03.2020 в сумме 12 563 031 руб. 41 коп., 06.03.2020 в сумме 4 254 944 руб. 59 коп.

На суммы излишне взысканного налога 16 817 976 руб. налогоплательщиком исчислены проценты в размере 505 578 руб. 01 коп. со дня, следую­щего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Предпринимателем по платежному поручению от 28.10.2019 № 751 уплачены пени по НДС за 2013-2015 годы о решению от 05.12.2017 № 4 в сумме 5 278 047 руб. 56 коп.

Предпринимателем в налоговый орган представлено заявление от 17.02.2020 о возврате излишне взысканных пеней по НДС на сумму 5 278 047 руб. 56 коп.

В соответствии с решением Инспекции от 03.03.2020 № 462 налогоплательщику возвращены пени по НДС в сумме 5 192 136 руб. 89 коп.

Письмом от 08.04.2020 № 07-12/1999 налоговый орган сообщил, что пени по НДС в размере 85 910 руб. 67 коп. (5 278 047,56 - 5 192 136,89) не включены в решение о возврате в результате технической ошибки программы.

Налогоплательщик представил в Инспекцию повторное заявление от 15.04.2020 о возврате излишне взысканных пеней по НДС на сумму 85 910 руб. 67 коп.

В соответствии с решением Инспекции от 15.04.2020 № 1249 налогоплательщику возвращены пени по НДС в сумме 85 910 руб. 67 коп. Фактический возврат произведен: 11.03.2020 на сумму 5 192 136 руб. 89 коп., 20.04.2020 на сумму 85 910 руб. 67 коп.

На сумму излишне взысканных пеней в размере 5 278 047 руб. 56 коп. налогоплательщиком исчислены проценты в размере 123 189 руб. 12 коп. со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Предпринимателем по платежному поручению от 28.10.2019 № 752 уплачен штраф по НДС за 2013-2015 годы по решению  от 05.12.2017 № 4 в сумме 3 045 451 руб. 10 коп.

Налогоплательщиком в Инспекцию представлено заявление от 17.02.2020 о возврате излишне взысканного штрафа по НДС на сумму 3 045 451 руб. 10 коп.

В соответствии с решением Инспекции от 03.03.2020 № 463 налогоплательщику возвращен штраф по НДС в сумме 3 045 451 руб. 10 коп. Фактический возврат произведен 06.03.2020 - 3 045 451 руб. 10 коп.

На сумму излишне взысканного штрафа в размере 3 045 451 руб. 10 коп. налогоплательщиком исчислены проценты в размере 68 251 руб. 48 коп. со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

По платежным поручениям Предпринимателем уплачено с назначением пла­тежа «НДФЛ за 2013-2015 годы по решению № 4 от 05.12.2017г.», «№ 25759170 по решению о взыскании № 907 от 26.03.2018г.»: 22.12.2017 - 2 300 000 руб., 28.03.2018 - 458 759 руб. 52 коп., 29.03.2018 - 909 690 руб. 50 коп., 30.03.2018 -151 747 руб. 76 коп., 02.04.2018 - 267 629 руб. 43 коп., 03.04.2018 - 574 548 руб., 04.04.2018 - 11 675 руб. 42 коп., 05.04.2018 - 1 325 255 руб. 37 коп.

Кроме того, по платежным поручениям Предпринимателем уплачено с назначением платежа «№ 25759171 по решению № 907 от 26.03.2018»: 05.04.2018 - 1 203 307 руб. 48 коп., 06.04.2018 - 81 472 руб. 24 коп., 09.04.2018 - 95 946 руб. 21 коп.

Предпринимателем в Инспекцию представлены заявления от 17.02.2020 о возврате излишне взысканных НДФЛ в сумме 5 922 128 руб. 11 коп., пеней по НДФЛ в сумме 1 457 903 руб. 82 коп.

В связи с тем, что в заявлениях от 17.02.2020 Предприниматель ошибочно часть излишне взысканной недоимки по НДФЛ в сумме 77 177 руб. 89 коп. просил вернуть как пени по НДФЛ, налоговый орган в решение от 03.03.2020 № 479 о возврате НДФЛ в сумме 5 922 128 руб. 11 коп. не включил НДФЛ в сумме 77 177 руб. 89 коп., как не указанную в заявлении о возврате налога.

При этом, в решение от 03.03.2020 № 473 о возврате пеней по НДФЛ в сумме 1 260 372 руб. 63 коп. налоговый орган не включил сумму 77 177 руб. 89 коп., поскольку переплата по пеням в указанной сумме отсутствует. Кроме того, как указано в письме Инспекции от 08.04.2020 № 07-12/1999, от­раженная в заявлении переплата пени по НДФЛ в сумме 120 353 руб. 30 коп. не включена в решение о возврате в результате технической ошибки программы.

Предприниматель представил в налоговый орган повторные заявле­ния от 15.04.2010 о возврате излишне взысканных НДФЛ в сумме 77 177 руб. 89 коп., пеней по НДФЛ в сумме 120 353 руб. 30 коп.

В соот­ветствии с решениями Инспекции от 15.04.2020 № 1247, №1248 налогоплательщику возвращены НДФЛ в сумме 77 177 руб. 89 коп., пени по НДФЛ в сумме 120 353 руб. 30 коп. Фактический возврат произведен в отношении пере­платы по НДФЛ: 06.03.2020 - 552 136 руб. 90 коп., 10.03.2020 - 254 030 руб. 49 коп., 11.03.2020 - 905 659 руб. 60 коп., 12.03.2020 - 496 713 руб. 60 коп., 13.03.2020 - 177 389 руб. 70 коп., 16.03.2020 - 511 957 руб. 30 коп., 17.03.2020 - 230 092 руб. 70 коп., 18.03.2020 - 14 109 руб. 20 коп., 19.03.2020 - 349 461 руб. 70 коп., 20.03.2020 - 2 430 576 руб. 92 коп., 20.04.2020 - 77 177 руб. 89 коп.; в отношении переплаты по пеням по НДФЛ: 05.03.2020 - 1 225 513 руб. 39 коп., 06.03.2020 -34 859 руб. 24 коп., 20.04.2020 - 120 353 руб. 30 коп.

На сумму излишне взысканного НДФЛ в размере 5 999 306 руб. налогоплательщиком исчислены про­центы в размере 894 366 руб. 49 коп., на сумму излишне взысканных пеней по НДФЛ в размере 1 380 725 руб. 93 коп. - проценты в размере 192 347 руб. 09 коп. со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

По инкассовому поручению от 26.03.2018 № 1073 со счета Предпринимателя 09.04.2018 списан штраф по НДФЛ по решению о взыскании от 26.03.2018 № 907 в сумме 976 127 руб.

Предпринимателем в налоговый орган представлено заяв­ление от 17.02.2020 о возврате излишне взысканного штрафа по НДФЛ в размере 976 127 руб.

В соответствии с решением Инспекции от 03.03.2020 № 474 налогоплательщику возвращен штраф по НДФЛ в размере 976 127 руб. Фактический возврат произведен 05.03.2020.

На сумму излишне взысканного штрафа в размере 976 127 руб. налогоплательщиком исчислены проценты в размере 134 625 руб. 30 коп. со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Таким образом, с Предпринимателя посредством перечисления по платежным поручениям на основании решения, требования об уплате налогово­го органа и списания по инкассовым поручениям взысканы налоги, пени, штрафы в общей сумме 33 497 633 руб. 59 коп.

На основании решений налогового органа переплата в указанной сумме возвращена налогоплательщику, однако начисление и выплата процентов в порядке пунктов 3, 5 статьи 79 НК РФ Инспекцией не произведены.

Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что перечисление Предпринимателем денежных средств в уплату налогов, пени и штрафов, начисленных решением налогового органа от 05.12.2017 № 4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, носит характер взыскания Инспекцией недоимки. То обстоятельство, что Предпринима­тель по платежному поручению от 22.12.2017 № 931 перечислил НДФЛ, начислен­ный по решению Инспекции от 05.12.2017 № 4, принятому по результатам выезд­ной налоговой проверки, до выставления ему требования об уплате, не изменяет характер платежа.

Уплата денежных средств во исполнение решения налогового органа от 05.12.2017 № 4, которое впоследствии признано недействительным в су­дебном порядке, не может рассматриваться как добровольное исполнение налого­плательщиком обязанности по уплате налога.

Следовательно, перечисление Предпринимателем сумм налогов, пеней, штрафов во исполнение требования об уплате от 12.03.2018 № 379, выставленного на основании решения Инспекции  от 05.12.2017 № 4, является взысканием налого­вых платежей.

При этом, осуществление Предпринимателем указанных платежей  после вынесения определения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 13.04.2018 по делу № А38-3040/2018 о приостановлении действия решения Инспекции от 05.12.2017 № 4 не изменяет характер расчетной операции как принудительного взыскания.

Списание средств со счета налогоплательщика по инкассовым поручениям Ин­спекции, выставленным на основании решения о взыскании от 26.03.2018 № 907, требования об уплате от 12.03.2018 № 379, решения от 05.12.2017 № 4, в силу пункта 2 статьи 46 НК РФ является их принудительным взысканием.

Таким образом, налоги, пени, штрафы на общую сумму 33 497 633 руб. 59 коп., начисленные по решению Инспекции от 05.12.2017 № 4, впоследствии при­знанному в части их начисления недействительным, уплаченные налогоплатель­щиком во исполнение этого решения, требования об уплате от 12.03.2018 № 379, а также списанные по инкассовым поручениям налогового органа, обоснованно признаны судом первой инстанции излишне взысканными.

Суд первой инстанции правильно отклонил довод Инспекции о том, что обязанность по возврату возникает, и проценты должны исчисляться только с момента вступления в силу решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.04.2019 по делу № А38-3040/2018 (с 25.12.2019).

В силу прямого указания пунктов 3, 5 статьи 79 НК РФ указанные суммы под­лежат возврату налогоплательщику с начисленными на них процентами, исчислен­ными исходя из действовавшей в период начисления процентов ставки рефинанси­рования Центрального Банка Российской Федерации, со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Иной порядок определения периода начисления процентов положениями статьи 79 НК РФ не предусмотрен.

Проверив правильность расчета процентов, суд признал, что представленный Предпринимателем расчет процентов на общую сумму 1 918 357 руб. 49 коп. верным. Обоснованность расчета Инспекцией не опровергнута.

Судом правомерно отклонены доводы Инспекции об отсутствии оснований для включения в расчет процентов, начисленных на излишне взысканный НДФЛ в сумме 77 177 руб. 89 коп. за период с 07.03.2020 по 20.04.2020.

Материалами дела подтверждено и налоговым органом не опровегнуто, что взыскание неправомерно начисленного НДФЛ в общей сумме 5 999 306 руб., включающей 77 177 руб. 89 коп., произведено 22.12.2017 - в сумме 2 300 000 руб., 28.03.2018 - в сумме 458 759 руб. 52 коп., 29.03.2018 - в сумме 909 690 руб. 50 коп., 30.03.2018 - в сумме 151 747 руб. 76 коп., 02.04.2018 - в сумме 267 629 руб. 43 коп., 03.04.2018 - 574 548 руб., 04.04.2018 - в сумме 11 675 руб. 42 коп., 05.04.2018 - в сумме 1 325 255 руб. 37 коп. В связи с чем, начисление процентов со дня, следующего за каждым из указанных дней взыскания, на каждую взысканную сумму, соответствует положениям абзаца 2 пункта 5 статьи 79 НК РФ.

Фактиче­ский возврат переплаты по НДФЛ в размере 77 177 руб. 89 коп. произведен 20.04.2020.

Ссылка на то, что в заявлениях о возврате от 17.02.2020 Предприниматель ошибочно переплату по НДФЛ в размере 77 177 руб. 89 коп. просил вернуть как пени по НДФЛ, не свидетельствует об отсутствии в бюджете в период с 07.03.2020 по 20.04.2020 указанной излишне взысканной суммы, на которую подлежат начис­лению проценты по день ее возврата налогоплательщику.

Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы Инспекции об отсутствии незаконного удержания денежных средств налогоплательщика и его недобросовестном поведе­нии, исключающем выплату процентов.

Положения статьи 79 НК РФ предусматривают взыскание процентов за факт незаконного излишнего взыскания налогов, пени, штрафов в качестве компенсаци­онной меры, направленной на возмещение хозяйствующему субъекту потерь, при­чиненных незаконным изъятием у него денежных средств.

В рассматриваемом случае факт незаконного взыскания налогов, пени, штра­фов подтвержден судебными актами по делу А38-3040/2018, в связи с чем, проценты в по­рядке пункта 5 статьи 79 НК РФ подлежат начислению и выплате налогоплатель­щику.

Поскольку налоговый орган произвел возврат Предпринимателю излишне взысканных сумм, установив для этого совокупность надлежащих оснований, он должен исполнить и связанные с этим возвратом обязанности, включая начисление определенных законом процентов.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Предпринимателем требования.

Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

 Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

 Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.

 Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.11.2020 по делу№ А38-4414/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                     А.М. Гущина

Судьи                                                                                  М.Б. Белышкова

                                                                                     М.Н. Кастальская