г. Владимир
«16» декабря 2021 года Дело № А79-6974/2021
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел апелляционную жалобу государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республики – Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.11.2021 по делу № А79-6974/2021,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Монтажное управление – 2» (ОГРН 1142130009416, ИНН 2130140242) 3500 руб. штрафа.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Монтажное управление - 2» (далее – Общество, ООО «Монтажное управление-2», страхователь) состоит на учете в государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии (далее – Управление) в качестве страхователя.
Общество 22.02.2018 представило в Управление сведения о страховом стаже застрахованных лиц (форма №СЗВ-Стаж») за 2017 год, 02.03.2020 - за 2019 год.
Управлением проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
В ходе проверки Управление направило в адрес Общества уведомления от 09.07.2020 № 11024-35э/302 и от 13.07.2020 № 11024-35э/311, в которых указало, что им выявлены списки застрахованных лиц, на индивидуальных счетах которых учтены данные из расчетов по страховым взносам, а сведения о страховом стаже в отчетности по форме №СЗВ-СТАЖ отсутствуют. Управление предложило Обществу в течении 5 дней с момента получения уведомления представить отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету по форме №СЗВ-СТАЖ в отношении застрахованных лиц, состоящих с данной организацией в трудовых отношениях.
Не получив от Общества пояснений и документов 06.11.2020 Управление составило акты № 015S18200006685 и № 015S18200006686.
Заместителем начальника Управления по результатам рассмотрения актов от 06.11.2020 № 015S18200006685 и № 015S18200006686 вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.12.2020 № 015S19200007055 и № 015S19200007056.
Данными решениями Общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме №СЗВ-СТАЖ за 2017 год в виде штрафа в размере 1000 руб. и за 2019 год в виде штрафа в размере 2500 руб.
Требованиями от 22.01.2021 № 015S01210000601 и № 015S01210000602 Управление предложило Обществу добровольно в срок до 09.02.2021 уплатить вышеуказанные штрафы.
Поскольку Общество штраф в добровольном порядке не уплатило, Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании с Общества штрафов в общем размере 3500 руб.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 09.11.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии отказал Управлению в удовлетворении заявленного требования.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель жалобы считает, что в данном случае срок исполнения требования, когда сумма превысила 3000 руб., наступил 09.02.2021 (требование от 22.01.2021 №015S01210000602), соответственно заявление о взыскании финансовых санкций может быть подано в суд до 09.08.2021. С заявлением о вынесении судебного приказа Управление обратилось в суд 24.06.2021, а с заявлением о взыскании финансовых санкций – 28.07.2021, таким образом, сроки подачи заявления соблюдены.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ установлено, что страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 5 Федерального закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы (пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ).
Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ).
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.
Так, пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) такие сведения, как: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приёма на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчётного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчётного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно абзацу третьему статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Абзацем 19 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Общество в соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должен исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что сведения по форме №СЗВ-СТАЖ за 2017 год Обществом представлены 22.02.2018, за 2019 год - 02.02.2020.
Решением от 15.12.2020 № 015S19200007055 Общество привлечено к ответственности в связи с тем, что в результате аудита базы данных персонифицированного учета по страхователю Управлением выявлено расхождение по 2 застрахованным лицам, на индивидуальном лицевом счете которых учтены данные из расчета по страховым взносам, а сведения о страховом стаже из отчетности по форме СЗВ-СТАЖ отсутствуют.
Решением от 15.12.2020 № 015S182000067056 Общество привлечено к ответственности в связи с тем, что в результате аудита базы данных персонифицированного учета по страхователю Управлением выявлено расхождение по 5 застрахованным лицам, на индивидуальном лицевом счете которых учтены данные из расчета по страховым взносам, а сведения о страховом стаже из отчетности по форме СЗВ-СТАЖ отсутствуют.
К отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению положения Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В силу абзаца 1 пункта 8 статьи 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, Управлением должно не только констатировать факт нарушения срока предоставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ, а также предоставление неполных или недостоверных сведений, но оно обязано и установить фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде штрафа.
В рассматриваемых актах проверки и решениях о привлечении страхователя к ответственности конкретные обстоятельства совершения Обществом правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, не указаны, не отражено, какие именно сведения Обществом были искажены и недостоверно представлены в Управление, на основании каких первичных документов Управлением установлено искажение сведений именно в форме №СЗВ-Стаж за 2017 и 2019 года.
Наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Управлением не доказано наличие правовых оснований для привлечения Общества к ответственности.
Кроме того, суд первой инстанции правильно учел позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которым в пункте 31 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с этим при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Законодательством установлены предельные сроки: на проведение проверки (3 месяца с момента сдачи спорной отчетности либо, в случае ее отсутствия, истечения срока для ее представления (применительно к пункту 2 статьи 88 НК РФ); на составление акта проверки (10 дней применительно к пункту 1 статьи 100 НК РФ); 5 дней на вручение (направление) акта проверки, 6 дней на вручение акта в случае направления акта по почте, 15 дней на представление возражений на акт проверки проверенным лицом, 10 дней на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения, 5 дней на вручение (направление) решения по результатам проверки, 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте), 10 дней на вступление в силу решения по результатам проверки, 10 дней на вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций, 6 дней на получение требования в случае направления по почте (статья 17 Федерального закона № 27-ФЗ); 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании; на взыскание в судебном порядке финансовых санкций (6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на сумму более 3000 руб. либо 3 года плюс 6 месяцев, если сумма санкций меньше 3000 руб., на обращение в арбитражный суд с заявлением (статья 17 Федерального закона № 27-ФЗ), но истечение которых решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о привлечении к ответственности не может быть принудительно реализовано.
Совокупный срок для обращения с настоящим заявлением о взыскании санкций за 2017 и 2019 годы истек 17.04.2021 (02.03.2020 + 3 месяца на проведение проверки (02.06.2020) + 10 дней на составление акта проверки (17.06.2020) + 5 дней на вручение (направление) акта проверки (24.06.2020) + 6 дней в случае направления акта по почте (02.07.2020) + 15 дней на представление возражений на акт проверки проверенным лицом (23.07.2020) + 10 дней на рассмотрение материалов проверки (06.08.2020) + 5 дней на вручение (направление) решения по результатам проверки (13.08.2020) + 6 дней в случае направления решения по почте (21.08.2020) + 10 дней на вступление в силу решения по результатам проверки (04.09.2020) + 10 дней на вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций (18.09.2020) + 6 дней на получение требования в случае его направления по почте (28.09.2020) + 18 календарных дней на добровольное исполнение проверенным лицом требования об уплате финансовых санкций (16.10.2020) + 6 месяцев на взыскание в судебном порядке финансовых санкций (16.04.2021).
Аналогичный порядок расчета совокупного срока изложен в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960.
Учитывая совокупность сроков, устанавливающих процедуру привлечения к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, предусмотренную статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обращение Управления в суд 30.06.2021 свидетельствует о пропуске срока взыскания финансовых санкций.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд Управлением не заявлено, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока не представлено.
Пропуск срока на обращение с настоящим заявлением в арбитражный суд о взыскании штрафа и отсутствие уважительных причин для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Управлению в удовлетворении заявленного требования о взыскании с Общества штрафных санкций в общем размере 3500 руб.
Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.11.2021 по делу № А79-6974/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республики – Чувашии – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья А.М. Гущина