Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«14» января 2022 года Дело № А43-24391/2021
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.10.2021 по делу № А43–24391/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 20.07.2021 № НН 27-ЖД/21.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании распоряжения от 12.05.2021 №РП-198-2021 Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы (далее по тексту – Управление) в период с 25.05.2021 по 22.06.2021 в отношении акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (далее по тексту – Общество) проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания Управления от 11.11.2020 № 6НН-28ЖД/20.
По результатам проверки составлен акт от 22.06.2021 №НН-25ЖД/20.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управления 06.07.2021 составило в отношении него протокол об административном правонарушении серии ААА №6НН-27ЖД/21 и вынесло постановление от 20.07.2021 №НН27-ЖД/21 о привлечении Общества к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Решением от 27.10.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.
По мнению, Общества в его действиях отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, поскольку обстоятельства отражённые в предписании как нарушения для устранения, указанны не обоснованно.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению ввиду нижеследующего.
Частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно подпункту 1 пункта 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 №1653 (далее по тексту - Требования) субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны: оснастить транспортные средства следующими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: средства видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); средства видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средства оповещения и связи, в том числе между членами экипажа транспортного средства (локомотивной и поездной бригадами), а также с диспетчерскими центрами управления движением транспортных средств; средства обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
В силу подпункта 2 пункта 7 Требований силами подразделения транспортной безопасности, оснащенного переносными, мобильными средствами досмотра, проводить досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проходящих (перемещаемых) в зону транспортной безопасности транспортного средства физических лиц, багажа, личных вещей, почтовых отправлений, специальных поездных принадлежностей, иных материальных и технических объектов (далее - объекты досмотра) в соответствии с правилами, предусмотренными частью 13 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности», если такое мероприятие не проводилось на объекте транспортной инфраструктуры отправления (проследования) транспортного средства. При перемещении объектов досмотра с железнодорожных пассажирских остановочных пунктов осуществлять наблюдение за ними и (или) проводить собеседование с ними, выборочно досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.
Пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона № 16-ФЗ, предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением в период с 09.11.2020 по 11.11.2020 проведена плановая выездная проверка в отношении Общества.
В ходе проверки установлено, что Обществом не обеспечена подготовка и аттестация части сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства; 1111 транспортных средств не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством; силами подразделения транспортной безопасности, оснащенного переносными, мобильными средствами досмотра в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров в дальнем следовании, не проводится досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проходящих (перемещаемых) в зону транспортной безопасности транспортного средства физических лиц, багажа, личных вещей, почтовых отправлений, специальных поездных принадлежностей, иных материальных и технических объектов в соответствии с правилами предусмотренными частью 13 статьи 12 Федерального закона «О транспортной безопасности», если такое мероприятие не проводилось на объекте транспортной инфраструктуры отправления (проследования) транспортного средства.
По результатам проверки Обществу 11.11.2020 выдано предписание №6НН-28ЖД/20, согласно которому на Общество возложена обязанность в срок до 24.05.2021 устранить выявленные нарушения.
В ходе проверки, проведенной в период с 25.05.2021 по 22.06.2021 Управлением установлено, что предписание в полном объеме не исполнено, а именно: в установленный срок Общество в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, не оснастило 1111 транспортных средств следующими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: средства видеонаблюдения в кабинете транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); средств видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средств обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных. А также силами подразделения транспортной безопасности, оснащенного переносными, мобильными средствами досмотра в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров в дальнем следовании не проводится досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проходящих (перемещаемых) в зону транспортной безопасности транспортного средства физических лиц, багажа, личных вещей, почтовых отправлений, специальных поездных принадлежностей, иных материальных и технических объектов в соответствии с правилами предусмотренными частью 13 статьи 12 Федерального закона «О транспортной безопасности», если такое мероприятие не проводилось на объекте транспортной инфраструктуры отправления (проследования) транспортного средства (сотрудники подразделения транспортной безопасности общества с ограниченной ответственностью «Опора» согласно плану-заданию на период проверки осуществляют деятельность на 8 их 24 сформированных составов).
Изложенные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 22.06.2021 № НН-25ЖД/21, протоколом об административном правонарушении от 06.07.2021 и Обществом по существу не отрицаются.
Между тем, как правильно указывает Общество, на момент выдачи предписания предельный срок, до истечения которого транспортные средства Общества должны быть оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, ещё не наступил.
Частью 1.1 статьи 9 Закона №16-ФЗ предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры в отношении транспортных средств разрабатывают и утверждают паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 4 пункта 6 Требований №1653 установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков) разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3 - 1.5 статьи 9 Закона № 16-ФЗ по типовой форме согласно приложению.
В типовой форме паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (группы транспортных средств) железнодорожного транспорта (Приложение к Требованиям № 1653) содержится раздел 3 «Сведения об оснащенности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и о пункте (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности», в котором отражаются наименования технического средства обеспечения транспортной безопасности, места размещения и количество установленных средств обеспечения транспортной безопасности.
При этом подпунктом 8 пункта 6 Требований № 1653 предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) реализовывать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных средств, а для вводимых в эксплуатацию (приобретенных) после вступления в силу настоящих требований - со дня введения их в эксплуатацию.
Таким образом, оснащение транспортных средств системами видеонаблюдения относится к мероприятиям, предусмотренным паспортом обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, реализация которых в силу подпункта 8 пункта 6 Требований № 1653 осуществляется не позднее одного года со дня вступления в силу Требований № 1653 (то есть не позднее 23.10.2021).
Следовательно, требование Управления о выполнении на момент проверки в ноябре 2020 года положений подпункта 1 пункта 7 Требований № 1653 является преждевременным, в связи с чем оснований для выдачи предписания по данному эпизоду не имелось, соответственно Общество не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указание суда первой инстанции на отсутствие факта оспаривания Обществом предписания от 11.11.2020 №6НН-28ЖД/20 нельзя признать обоснованным, поскольку согласно диспозиции пункта 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, следовательно, для оценки правомерности привлечения к административной ответственности по данной норме необходимо проверить законность предписания, за невыполнение которого, лицо привлечено к ответственности.
Вместе с тем допущенное судом нарушение не привело к принятию неправильного судебного акта, поскольку пункт 3 предписания от 11.11.2020 №6НН-28ЖД/20 Обществом не выполнен: не на всех сформированных железнодорожных составах силами подразделения транспортной безопасности, оснащенного переносными, мобильными средствами досмотра в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров в дальнем следовании проводится досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проходящих (перемещаемых) в зону транспортной безопасности транспортного средства физических лиц, багажа, личных вещей, почтовых отправлений, специальных поездных принадлежностей, иных материальных и технических объектов в соответствии с правилами предусмотренными частью 13 статьи 12 Федерального закона «О транспортной безопасности», если такое мероприятие не проводилось на объекте транспортной инфраструктуры отправления (проследования) транспортного средства.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного в части 10 статьи 19.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
Оценив характер правонарушения и роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности применения к совершенному Обществом правонарушению статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду его малозначительности.
Повторно проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции не установил со стороны Управления процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.10.2021 по делу № А43-24391/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Т.В. Москвичева |