ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-10117/2021 от 13.01.2022 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А17-2250/2021

20 января 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена января 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен января 2022 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Волковой С.С.,

судей Минаевой Е.В., Кононова П.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,

при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференциипредставителя заявителя ФИО1, действующей на основании доверенности от 11.11.2019,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления  государственных  и  муниципальных  услуг»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.10.2021 по делу № А17-2250/2021

по заявлению областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления  государственных  и  муниципальных  услуг» (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Службе государственного финансового контроля Ивановской области (ОГРН <***>; ИНН <***>),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент  развития  информационного  общества  Ивановской  области  (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании незаконными пунктов 8, 9 описательной части и пункта 2 резолютивной части представления,

установил:

областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления  государственных  и  муниципальных  услуг» (далее – заявитель, МФЦ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственного финансового контроля Ивановской области (далее – ответчик, Служба) о признании незаконными пунктов 8, 9 описательной части и пункта 2 резолютивной части представления от 10.02.2021 № 04-01/01-19-4.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент развития  информационного  общества  Ивановской  области (далее – Департамент).

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

Учреждение полагает, что все полученные от арендаторов денежные средства были израсходованы не «по своему усмотрению», а на текущее содержание Учреждения (на оплату по договорам на оказание услуг по уборке помещений, на оказание образовательных услуг, на поставку бутилированной воды и на премирование работников Учреждения). Указанные расходы непосредственно связаны с исполнением государственного задания.

Кроме того, заявитель обращает внимание, что пунктом 4.1 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ивановской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2015 № 419-п, установлено, что государственные учреждения Ивановской области осуществляют возврат субсидий, предоставленных на выполнение государственного задания, в объеме, который соответствует показателям государственного задания, которые не были достигнуты. Поскольку государственное задание в проверяемом периоде было перевыполнено, не было изменено учредителем, объем субсидии не уменьшался, то у заявителя отсутствовали основания для возврата субсидии.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 30.11.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 01.12.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, представитель заявителя поддержала доводы жалобы.

Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ответчик направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствий с распоряжением от 20.11.2020 № 36 Службой в период с 23.11.2020 по 30.12.2020 проведена плановая камеральная проверка МФЦ.

В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения:

1. в нарушение пункта 3.1 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ивановской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2015 № 419-п (далее - Порядок № 419-п), пунктов 1, 2.3.1, 2.3.2 соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 25.01.2019 № 1 (далее – Соглашение), пункта 5.13 Устава Учреждения в 2019 году Учреждением допущено нецелевое использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» в общей сумме 128 005,19 рублей ввиду оплаты коммунальных услуг (теплоэнергия, электроэнергия) и услуг на содержание (организация технического содержания и обслуживания помещений, сервисное обслуживание систем кондиционирования воздуха, услуги по охране, уборка помещений) имущества, переданного Учреждением в аренду и не участвующего в оказании государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» (пункт 8 представления);

2. в нарушение пункта 3.1 Порядка № 419-п, пунктов 1, 2.3.1, 2.3.2 соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 20.01.2020 № 1 (далее – Соглашение), пункта 5.13 Устава Учреждения в 2020 году Учреждением допущено нецелевое использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» в общей сумме 96 352,47 рублей ввиду оплаты коммунальных услуг (теплоэнергия, электроэнергия) и услуг на содержание имущества (организация технического содержания и обслуживания помещении, сервисное обслуживание систем кондиционирования воздуха, услуги по охране, уборка помещений), переданного Учреждением в аренду и не участвующего в оказании государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» (пункт 9 представления).

По результатам проверки составлен акт от 30.12.2020 и вынесено представление от 10.02.2021 № 04-01/01-19-4, в пункте 2 которого заявителю указано на необходимость устранения нарушений, указанные в пунктах 8, 9 представления, путем возмещения средств в размере 224 357,66 руб. в доход областного бюджета в срок до 01.09.2021 (т. 1, л. д. 12-14).

Полагая, что пункты 8, 9 описательной части и пункт 2 резолютивной части представления не соответствуют закону и нарушают права Учреждения, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -  БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно положениям статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1).

Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).

С учетом изложенного, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Ивановской области от 31.08.2011 № 299-п утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Ивановской области субсидий на иные цели, пунктом 8 которого предусмотрено, что субсидии предоставляются в соответствии с соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии, заключенным между учредителем и учреждением по примерной форме, утверждаемой Департаментом финансов Ивановской области, к которому прилагается соответствующее финансово-экономическое обоснование.

Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 456-п утверждена государственная программа «Развитие цифровой экономики и информатизации Ивановской области», приложением 3 к которой является подпрограмма «Повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающая в рамках основного мероприятия «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» реализацию мероприятия «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ». Исполнителем данного мероприятия является  Департамент.

Приложением 10 к Закону Ивановской области от 13.12.2018 № 76-03 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (в редакции от 28.10.2019) Департаменту утверждены средства на реализацию основного мероприятия «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» подпрограммы «Повышение качества государственных и муниципальных услуг» государственной программы целевой статье 1130101520 «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ» (далее - КБК 040.0113.1130101520.600) в сумме 41 489 534,37 рублей.

Приложением 10 к Закону Ивановской области от 16.12.2019 № 75-03 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (в редакции от 15.04.2020) Департаменту утверждены средства на реализацию основного мероприятия «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» подпрограммы «Повышение качества государственных и муниципальных услуг» государственной программы целевой статье 1130101520 «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ» (далее - КБК 040.0113.1130101520.600) в сумме 49 889 001,60 рублей.

Департаментом и Учреждением в 2019-2020 годах заключены Соглашения, предметом которых является определение порядка и условий предоставления субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственной услуги «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ» (т. 1, л. д. 60-63).

В соответствии с пунктом 2.3.1 Соглашений Учреждение обязуется использовать субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.

На основании приказа Департамента от 25.01.2019 № 04/19 объем финансового обеспечения выполнения Учреждением в 2019 году государственного задания установлен в размере 41 489 534,37 рублей, включая затраты на содержание имущества.

На основании приказа Департамента от 20.01.2020 № 06/20 объем финансового обеспечения выполнения Учреждением в 2020 году государственного задания установлен в размере 49 889 001,60 рублей, включая затраты на содержание имущества.

Пунктом 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и, особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

В силу пункта 3.1 Порядка № 419-п объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением Ивановской области или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению Ивановской области учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, затрат на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственной услуги (выполнения работы).

Согласно пункту 5.13 Устава Учреждения в случае сдачи в аренду с согласия учредителя, получаемого в установленном порядке, недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

В силу приведенных положений расходы на содержание имущества, сданного в аренду, за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания не предусмотрены.

Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Департамента управления имуществом Ивановской области от 30.10.2014 № 894 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления» за Учреждением с 01.01.2015 на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, являющееся собственностью Ивановской области, расположенное по адресу: <...>, лит. А: помещение, назначение: нежилое, общей площадью 416,8 кв. м, этаж 4, номера на поэтажном плане 1, 2, 3, 4, 90, 91, 92, 93; 6/25 долей в праве общей долевой собственности на помещение, назначение: нежилое, общая площадь 353,2 кв. м, этаж 4, номера на поэтажном плане 95.

Часть нежилого помещения № 90, являющаяся частью нежилого помещения с кадастровым номером 37:24:000000:3217 общей площадью 416,8 кв. м, расположенного на 4 этаже по адресу: <...>, 3, 4, 90, 91, 92, 93, Литер А, передана Учреждением в аренду на основании договоров аренды: ИП ФИО2, АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ», ООО «Инновационная система», АО КИБ «Евроальянс».

Учреждением с арендаторами заключены договоры на возмещение расходов по передаче коммунальных услуг расходов по техническому обслуживанию и выставлены арендаторам акты об оказании услуг по возмещению расходов по поставке теплоэнергии, электроэнергии, по техническому содержанию и обслуживанию нежилых помещений.

Учреждением в рамках договорных отношений с ООО «ТТ-Инвест» в 2019-2020 годах за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществлена оплата за оказанные услуги, в том числе за содержание и обслуживание имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления и переданного в аренду, а также осуществлено возмещение расходов по поставке коммунальных услуг (электроэнергии, теплоэнергии), потребленных арендаторами в 2019-2020 годах, в общей сумме 224 357,66 рублей, в том числе в 2019 году - 128 005,19 рублей, в 2020 году - 96 352,47 рублей.

Таким образом, Учреждением за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществлены расходы на оплату ООО «ТТ-Инвест» услуг по техническому содержанию и обслуживанию имущества, коммунальных услуг (теплоэнергии, электроэнергии) по имуществу, сданному в аренду, не используемому Учреждением для оказания государственной услуги.

Следовательно, Служба пришла к обоснованному выводу, что МФЦ допустил нарушение пункта 3.1 Порядка № 419-п, пунктов 1, 2.3.1, 2.3.2 Соглашений, пункта 5.13 Устава Учреждения, что привело к нецелевому использованию бюджетных средств.

Довод заявителя о том, что все полученные от арендаторов денежные средства были израсходованы на текущее содержание Учреждения (на оплату по договорам на оказание услуг по уборке помещений, на оказание образовательных услуг, на поставку бутилированной воды и на премирование работников Учреждения), то есть непосредственно связаны с исполнением государственного задания, подлежит отклонению.

Согласно Нормативным затратам на 2019-2020 годы учредителем в объем государственного задания, рассчитанного на основании Порядка № 419-п, были включены, в частности расходы на уборку помещений, на образовательные услуги, поставку бутилированной воды.

Согласно штатным расписаниям Учреждения на 2019-2020 годы штатная численность сотрудников содержит ставки уборщиков помещений в количестве двух единиц, соответственно, в Нормативные затраты на 2019-2020 годы расходы на оплату труда указанных работников также включены в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания.

Доказательства того, что средств субсидии на выполнение государственного задания, в том числе по указанным выше направлениям, выделено Учреждению в недостаточном объеме, в материалы дела не представлены.

Напротив, в материалы дела представлены отчеты об исполнении Учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности на конец 2019-2020 годов, из которых следует, что на счетах Учреждения находились остатки субсидии, которые остались в распоряжении Учреждения на следующий финансовый год.

Таким образом, расходование полученных от арендаторов денежных средств на оплату по договорам на оказание услуг по уборке помещений, на оказание образовательных услуг, на поставку бутилированной воды и на премирование работников Учреждения не являлось целевым расходованием средств субсидий.

Вопреки мнению заявителя, нарушение Департаментом положений Порядка № 419-п при определении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания для Учреждения, выразившееся в завышении объема субсидии, предоставленной Учреждению, не освобождает Учреждение от соблюдения требований законодательства, запрещающих осуществление расходов за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по имуществу, сданному в аренду, не участвующему в оказании государственных услуг.

Довод МФЦ со ссылкой на пункт 4.1 Порядка № 419-п о том, что возврат субсидий, предоставленных на выполнение государственного задания, производится только в случае недостижения показателей государственного задания, отклоняется апелляционным судом как основанный на ошибочном толковании норм бюджетного законодательства, в том числе пункта 3 статьи 306.4 БК РФ, исходя из которого, нецелевое использование бюджетных средств влечет их бесспорное взыскание.

Учитывая, что оспариваемое представление Службы в части пунктов 8, 9 описательной части и пункта 2 резолютивной части соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Ивановской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина с заявителя не взыскивается.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.10.2021 по делу № А17-2250/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления  государственных  и  муниципальных  услуг»  – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

С.С. Волкова

Судьи

                                П.И. Кононов

                                Е.В. Минаева