610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров
19 апреля 2019 года | Дело № А31-9793/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен апреля 2019 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Россохиной К.М.,
при участии в судебном заседании:
представителей Инспекции – ФИО2, действующей на основании доверенности от 18.04.2018, ФИО3, действующего на основании доверенности от 18.04.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.10.2018 по делу № А31-9793/2018, принятое судом в составе судьи Байбородина О.Л. ,
по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области (ИНН: 4414009051, ОГРН: 1044469013621) ,
о признании незаконными решений и требования ,
установил:
Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 03.05.2018 № 4561 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, требования № 27734 по состоянию на 11.05.2018, решения от 01.06.2018 № 11514 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.10.2018 требования, заявленные ФКУ «УФО МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям», удовлетворены.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области с принятым решениемсуда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 26.10.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, чтоУчреждением своевременно с момента регистрации налогоплательщика в качестве налогового агента (28.06.2017) до установленного законодателем срока представления расчета (31.07.2017) не исполнена обязанность по представлению в налоговый орган по месту учета расчёта по форме 6-НДФЛ.Ссылаясь на указанные обстоятельства, налоговый орган считает, что Учреждение правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1.2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
Инспекция в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участвовала в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области, куда явились представители Инспекции.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Учреждение явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Учреждения.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.02.2018 Учреждение представило в налоговый орган расчёт сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за полугодие 2017 года в части деятельности обособленного подразделения Учреждения с КПП 760401001 (т. 1 л.д. 131-139).
Инспекция провела проверку представленного расчета, по результатам которой установлен факт несвоевременного представления расчета по форме 6-НДФЛ за полугодие 2017 года.
Результаты проверки отражены в акте от 13.03.2018.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции 03.05.2018 принял решение № 4561 о привлеченииУчреждения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1.2 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 875 рублей (штраф уменьшен в 8 раз) (т. 1 л.д. 14-18).
Требованием от 11.05.2018 № 27734 Учреждению предложено уплатить штраф в сумме 875 рублей в срок до 31.05.2018 (т. 1 л.д. 19-20).
01.06.2018 налоговым органом принято решение № 11514 о взыскании штрафа за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Указанное решение направлено в Управление Федерального казначейства по Ярославской области для производства взыскания (т. 1 л.д. 21-22).
Решение от 03.05.2018 № 4561 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, требование № 27734 по состоянию на 11.05.2018, решение от 01.06.2018 № 11514 о взыскании штрафа за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика обжаловано Учреждением вУправление Федеральной налоговой службы по Костромской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области от 19.07.2018 № 12-12/10843, решение Инспекции от 03.05.2018 № 4561 оставлено без изменения (т. 1 л.д. 23-26).
Учреждение не согласилось с решением от 03.05.2018 № 4561, а также с требованием № 27734 по состоянию на 11.05.2018 и решением от 01.06.2018 № 11514, и обжаловало их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Учреждением требования, Арбитражный суд Костромской области, пришел к выводу об отсутствии основания для привлечения Учреждения к ответственности в связи с отсутствием вины.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Инспекции, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 указанной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
Федеральным законом от 30.11.2016 № 399-ФЗ «О внесении изменений в статьи 83 и 84 части первой и статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» статья 226 НК РФ дополнена пунктом 7.1 согласно которому налоговыми агентами для целей главы 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооружённых Сил Российской Федерации.
Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет по месту учета налогового агента в налоговых органах.
Указанная редакция пункта 7.1 статьи 226 НК РФ вступила в силу с 01.01.2017.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
На основании пункта 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ за 1 квартал, полугодие, девять месяцев не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 126 НК РФ непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Учреждение является налоговым агентом в соответствии с пунктом 7.1 статьи 226 НК РФ (с 01.01.2017).
Расчет по форме 6-НДФЛ за полугодие 2017 года представлен Учреждением в налоговый орган 26.02.2018, т.е. с нарушением срока установленного, пунктом 2 статьи 230 НК РФ – 31.07.2017.
Следовательно, у налогового органа имелись основания для привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1.2 статьи 126 НК РФ.
Довод Учреждения о том, что постановка на учет налогового агента в связи с разработкой программного обеспечения была осуществлена налоговым органом лишь 28.06.2017, в связи с чем вина Учреждения отсутствует, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4.8 статьи 83 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 399-ФЗ действующего с 01.01.2017) постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе российской организации в качестве налогового агента, указанного в пункте 7.1 статьи 226 НК РФ, осуществляется налоговыми органами на основании заявления, представляемого этой организацией в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика, в течение пяти дней со дня получения такого заявления, и в тот же срок организации направляется уведомление о постановке на учет (снятии с учета) в соответствующем налоговом органе в качестве налогового агента.
Приказом ФНС России от 20.03.2017 № ММВ-7-14/222@ «Об утверждении формы и формата представления заявления российской организации о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в качестве налогового агента, указанного в пункте 7.1 статьи 226 НК РФ в электронной форме», утверждена форма и формат вышеуказанного заявления российской организации о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в качестве налогового агента.
Согласно протоколу совместного совещания Минфина России (ФНС России) и Минобороны России от 09.12.2016 АО «ГНИВЦ» обязано к 15.03.2017 разработать соответствующее программное обеспечение, до указанной даты все налоговые платежи перечисляются по месту регистрации Учреждения.
Согласно протоколу совместного совещания Минфина России (ФНС России) и Минобороны России от 03.04.2017 решили, что ФКУ ЕРЦ Минобороны России, УФО Минобороны России после 15.07.2017 должны представлять в налоговый орган по месту учёта расчёт по форме 6-НДФЛ за первое полугодие 2017 года с указанием КПП, присвоенного по результатам постановки на учёт в налоговых органах в соответствии с положениями Федерального закона от 30.11.2016 № 399-ФЗ (т. 1 л.д. 71-73).
Готовность программного обеспечения по постановке на учёт (снятии с учёта) в налоговом органе российской организации в качестве налогового агента, указанного в пункте 7.1 статьи 226 НК РФ реализована ФНС России с 23.06.2018.
Постановка Учреждения на учёт в Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области в качестве налогового агента по пункту 7.1 статьи 226 НК РФ осуществлена 28.06.2017 (т.1 л.д. 150).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Учреждением не представлено доказательств того, что несоблюдение налоговых обязанностей было обусловлено чрезвычайными и объективно непредотвратимыми обстоятельствами, препятствовавшими заявителю в период с 28.06.2017 по 31.07.2017 надлежащим образом исполнить свою обязанность по своевременному представлению расчета.
Исследовав и оценив представленные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствуют обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 109 НК РФ), и обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения (статья 111 НК РФ).
С учетом изложенного, Инспекция правомерно решением № 4561 от 03.05.2018 привлекла Учреждение к ответственности по пункту 1.2 статьи 226 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога и соответствующее заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а пропущенный по уважительной причине срок подачи такого заявления может быть восстановлен судом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что срок выставления требования от 11.05.2018 № 27734 и принятия решения от 01.06.2018 № 11514 налоговым органом соблюден.
С учетом вышеизложенного, апелляционная жалоба Инспекции подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт - отмене.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 26.10.2018 по делу № А31-9793/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленияФедерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий | М.В. Немчанинова |
Судьи | ФИО4 ФИО1 |