ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-10442/2016 от 15.12.2016 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А31-1356/2016

16 декабря 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.  

Полный текст постановления изготовлен декабря 2016 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Поляшовой Т.М.,

судей Бармина Д.Ю., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,

при участии в судебном заседании:

ФИО2 - директорапотребительского общества «Производственно-инвестиционная компания «Лесинвесттехнологии»,

представителя ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности от 04.02.2015 № 24,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента лесного хозяйства Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 21.10.2016 по делу № А31-1356/2016, принятое судом в составе судьи Денисенко Л.Ю.,

по иску потребительского общества «Производственно-инвестиционная компания «Лесинвесттехнологии», п.Любимовка Макарьевского района Костромской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к департаменту лесного хозяйства Костромской области, г. Кострома (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 01.11.2008 №22,

установил:

потребительское общество «Производственно-инвестиционная компания «Лесинвесттехнологии» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Департаменту лесного хозяйства Костромской области  (далее – ответчик, Департамент) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 01.11.2008 № 22.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 21.10.2016 уточненные исковые требования  удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить обжалуемое решение в части изложения приложения № 4 «Сроки внесения арендной платы» и пункта 5 договора аренды лесного участка от 01 ноября 2008 года №22.

По мнению Департамента, переоформленный, спорный договор аренды лесного участка № 22 от 01.11.2008 не претерпел изменения в части разрядов такс, влияющих на ставки платы за единицу объёма древесины лесных насаждений, применяемых для определения размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов (примечание 1 к таблице 1 Ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора). Обращает внимание на особую процедуру приведения договоров аренды лесных участков, заключённых до введения в действие Лесного кодекса РФ, в соответствие с Лесного кодекса РФ, полагает, изменение разрядов такс, на основании которых могут измениться ставки платы за единицу объёма лесных ресурсов, в отношении лесных участков, переданных в аренду по договору аренды лесного участка от 01.11.2008  № 22, может произойти только при предоставлении этих участков в аренду в соответствии с действующим,  на  сегодняшний день,  Лесного кодекса РФ, а именно: после прекращения договорных отношений по спорному договору и повторного предоставления лесных участков в аренду по результатам торгов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Более подробно доводы Департамента, а также предлагаемые таблицы (приложение № 4) изложены письменно.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу мотивированно отклонило заявленные доводы, считает вынесенное по делу решение законным и обоснованным.

В судебном заседанииапелляционного суда, проведенном в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области, представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивает на ее удовлетворении; представитель истца поддержал позицию по делу, огласил отзыв на апелляционную жалобу, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области  проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.

Как следует из материалов дела,01.11.2008 между Обществом (арендатор) и Департаментом (арендодатель) на основании протокола лесного конкурса от 16.12.2005 № 90 и Приказа Департамента лесного хозяйства от 03.10.2008 № 296 «О приведении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ» подписан договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, № 22 (далее – Договор аренды), по условиям которого арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 26 307 га, местоположение: Костромская область, Макарьевский муниципальный район, ОГУ «Макарьевское лесничество», Чернолуховское участковое лесничество кварталы № 17-19, 24-27, 37-42, 53¬61, 69, 70, 76, 77; Юровское участковое лесничество, кварталы № 21-24, 37-42, 53-66, 72-83, 89¬95, 104-110, 121-123, 127-129 (далее – лесной участок); номер учётной записи в государственном лесном реестре 34:218:08:0150, для использования в целях и объемах согласно Приложению № 3 (пункты 1, 2, 4договора аренды).

В пунктах 5 и 11 Договора предусмотрено, что арендная плата на 2009 год составляет 1 852 851 рубль, в том числе федеральный бюджет 957 051 рубль, консолидированный бюджет Костромской области - 895 800 рублей, и подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса РФ.

Расчёт арендной платы производится на основе ставок платы за единицу объёма лесных насаждений, установленной Правительством РФ, с применением регионального коэффициента 1,6 (действующего на момент проведения конкурса) и повышающего коэффициента 1,21 (пункт 6 Договора аренды).

Арендная плата по Договору устанавливается в размере суммы платежей лесных податей за весь годовой объём пользования, установленный договором по сплошным и выборочным рубкам; определяется ежегодно путём суммирования стоимости лесосек, отведённых и задекларированных на соответствующий год (пункты 8 и 9 Договора).

В Приложении № 3 приводится ежегодный объём заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду, он составляет 17 400 куб. м, в том числе эксплуатационные леса - среднегодовой объём использования - 16 100 куб. м, защитные леса - среднегодовой объём использования - 1 300 куб. м.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 16 Договора аренды Арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. При этом при проектировании лесного участка для предоставления его в аренду подготовка проектной документации осуществлялась на основании материалов лесоустройства 1997 год.

Срок действия Договора аренды устанавливается с 10 января 2006 года по 09 января 2031 года (пункт 25 Договора аренды).

26.12.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Костромской области произведена государственная регистрация договора аренды, регистрационный № 44-44-05/152/2008-775.

В 2009 году Арендатор (истец) представил Арендодателю (ответчик) проект освоения лесного участка (до 31 декабря 2018 года), подготовленный Центральным филиалом государственной инвентаризации лесов (филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Центрлеспроект»).

11.12.2009 Приказом Департамента № 1732 в отношении лесного участка утверждено положительное заключение экспертной комиссии № 297 на проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду в целях заготовки древесины.

13.12.2009 между истцом и ответчиком подписано Дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка, которым Арендодателем определён ежегодный объём заготовки древесины на арендованном участке на 2010 год в размере 13 234 куб. м, на 2011 год - 13 283 куб. м, на 2012-2018 годы в размере 13 200 куб. м.

Во исполнение Договора аренды в редакции Дополнительного соглашения от 13.12.2013 в 2013 году Арендатором был задекларирован объём заготовки древесины в размере 13 407 куб. м, арендная плата по декларации с доначислениями, определённая Арендодателем на 2013 год, составила 700 329,83 рублей; в 2014 году задекларирован объём заготовки древесины в размере 12 924 куб. м, арендная плата по декларации с доначислениями на 2014 год составила 807 633,73 рублей; в 2015 году задекларирован объём заготовки древесины в размере 12 917 куб. м, арендная плата по декларации с доначислениями на 2015 год, составила 886 365,93 рублей; на 2016 год Арендодатель начислил арендную плату по договору в размере 1 041 661,05 рублей, в том числе федеральный бюджет 538 049,59 рублей.  При расчёте арендной платы Арендодателем в 2013-2016 годах применены 5 и 6 разряды такс.

В 2014 году в рамках государственного контракта в границах Макарьевского лесничества Костромской области филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Центрлеспроект» проводились работы по лесоустройству.

Материалы таксации лесов данного лесоустройства введены в действие Приказом Департамента лесного хозяйства Костромской области от 29 июня 2015 года № 199 «О введении в действие материалов таксации лесов Макарьевского лесничества» с 01 июля 2015 года.

03.11.2015 Департаментом разработан и утверждён новый лесохозяйственный регламент ОГКУ «Макарьевское лесничество» в связи с существенным изменением качественных и количественных характеристик лесов по результатам лесоустройства (Постановление № 10 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Макарьевского района»), согласно которому в результате проведения работ по таксации лесов на арендуемом участке изменились характеристики его насаждений, которые отображены в Приложении № 2 к Договору, а также в сведениях о передаваемом в аренду участке - Приложение № 5 к Договору.

В связи с изменением средних таксационных показателей лесного участка по результатам таксации лесов изменился ежегодный объём заготовки древесины, который отражен в Приложении № 3 к Договору. Так, ежегодный объём заготовки существенно изменился: с 17 400 куб. м. по результатам конкурса до 14 500 куб. м по результатам таксации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с иском по настоящему делу.

В апелляционной жалобе Департамент оспаривает решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования истца поизложению приложения № 4 «Сроки внесения арендной платы» и пункта 5 договора аренды лесного участка от 01 ноября 2008 года №22.

В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 36 от 28.05.2009 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части исходя из нижеследующего.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Как следует из текста спорного договора, стороны согласовали все существенные условия договора, которые касаются аренды лесного участка, в связи с чем к правоотношениям сторон подлежат применению положения договора, установленные гражданским законодательством и Лесным кодексом РФ нормы об аренде.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

По общим правилам договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (часть 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).

В Федеральном законе от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлен особый порядок приведения договоров аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем переоформления до 01.01.2009 ранее заключенных договоров на новые по заявлению лиц, использующих лесные участки, без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.

Обжалуемые Департаментом пункт 5 договора аренды и приложение № 4 касаются размера арендной платы и его разбивки по срокам внесения в 2016 и 2017 году.

Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Арендная плата за лесные участки для случая, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов (аукционов) и не предписан федеральным законом, подлежит установлению согласно его требованиям соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

В части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

Ставки платы за единицу площади лесного участка определяются в соответствии с постановлением Правительства от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящего в федеральной собственности» (далее - Постановление Правительства РФ № 310) и дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).

Поскольку статьей 73 Лесного Кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ № 310 не предусмотрено установление разрядов такс и соответственно ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в зависимости от издания распоряжений Департаментом или иным органом о распределении лесов по разрядам такс, единственным критерием применения определенного разряда такс при исчислении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и соответственно размера арендной платы является расстояние вывозки, установленное в таблице 1 Постановления Правительства РФ № 310.

Таким образом, разряд такс является индексным элементом ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и так как ставки платы являются составляющим регулируемого размера арендной платы, разряд такс также является регулируемым элементом. Разряд такс не устанавливается по результатам торгов или по договоренности сторон.

В силу их регулируемости разряд такс устанавливается уполномоченными на то государственными органами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 для Костромской области распределение лесов по разрядам такс выполнено специализированной организацией ФГБУ «Рослесинфорг», закрепленное в Лесном плане Костромской области, который утверждён Постановлением губернатора Костромской области от 04.06.2014 № 101.

В соответствии с Приложением № 7 к Лесному плану лесные кварталы Чернолуховского и Юровского участковых лесничеств Макарьевского лесничества отнесены к 5 и 6 разрядам такс (65 кварталов отнесены к 6 разряду такс, 152 - к 5 разряду такс), следовательно, при расчёте ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов по применению подлежат 5 и 6 разряды такс, установленные для указанных кварталов уполномоченным органом.

Поскольку в рассматриваемом случае договор аренды первоначально заключался на основании торгов в форме конкурса, цена договора должна определяться с учетом действующих правовых актов.

Вопреки доводам Департамента 1 и 2 разряды такс были неверно применены в расчете арендной платы в связи с ошибочным распределением по разрядам такс, действовавшим на момент заключения договора от 10.01.2006, поскольку для арендованного лесного участка по спорному договору на момент заключения договора от 2006 года, также как и на момент переоформления договора, действующими разрядами такс являлись 5 и 6.

Из имеющейся судебной практики следует, что разрешая споры об изменении арендной платы по договорам аренды лесного участка, заключённым в порядке переоформления ранее заключённых договоров, которые, в свою очередь, были заключены сторонами по результатам конкурса, судами  при расчёте ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов применяются фактические разряды такс, независимо от того, какой разряд такс был применён сторонами при определении размера арендной платы в первоначальном договоре и в договоре при переоформлении.

Фактические  разряды такс относительно спорного лесного участка подтверждены также представленной в материалы дела справкой №168 от 21.07.2016, выданной филиалом «Волжский геодезический центр» АО «Верхневолжское аэрогеодезическое предприятие» (том 2 л.д.102-104).

Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, влияющих на оценку спорной ситуации, заявителем жалобы не приведено.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Костромской области от 21.10.2016 по делу № А31-1356/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента лесного хозяйства Костромской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

Т.М. Поляшова

ФИО4

ФИО1