ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-1044/20 от 08.06.2020 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А17-2602/2019

16 июня 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен июня 2020 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Минаевой Е.В.,

судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.

при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1, действующей на основании доверенности от 21.06.2019

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу службы государственного финансового контроля Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.12.2019 по делу №А17-2602/2019

по заявлению Управления строительства и архитектуры администрации Пучежского муниципального района (ОГРН:<***>; ИНН:<***>)

к службе государственного финансового контроля Ивановской области (ОГРН:<***>; ИНН: <***>)

при участии в деле третьего лица: Департамента строительства и архитектуры Ивановской области (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)

о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

Управление строительства и архитектуры администрации Пучежского муниципального района (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к службе государственного финансового контроля Ивановской области (далее – ответчик, Служба, надзорный орган) о признании недействительным предписания от 15.02.2019 № 05-01/10-18-2.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (далее -Департамент).

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 18.12.2019 заявленные требования удовлетворены: суд первой инстанции признал незаконным предписание Службы от 15.02.2019.

Не согласившись с принятым судебным актом, Служба обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

В апелляционной жалобе Служба указала, что строительство котельной на территории поселения не является случаем, в котором Департамент должен выдать соответствующее разрешение, либо быть заявителем на выдачу такого разрешения. В рассматриваемом случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано Администрацией Пучежского муниципального района 22.08.2018. В апелляционной жалобе надзорный орган также отмечает, что из буквального толкования формулировки целевого показателя 1.1.3 «Количество газифицированных природным газом котельных» следует, что помимо строительства объекта газораспределения для достижения данного показателя необходимо газифицировать котельную природным газом. По мнению ответчика, приемка выполненных работ по актам выполненных работ в 2017 году без приемки законченного строительством объекта не свидетельствует об обеспечении 100 % технической готовности указанного объекта в 2017 году. Служба обращает внимание на то, что реализация мероприятия подпрограммы «Газификация Ивановской области» не имеет привязки к конкретному муниципальному контракту, в рамках реализации указанного мероприятия по строительству блочно-модульной котельной выполненные строительно-монтажные работы должны соответствовать не только условиям муниципального контракта, но и требованиям строительных норм. Дополнительным основанием для возврата Управлением субсидии ответчик считает осуществление поставки газа с 01.04.2018.

Департамент в отзыве на жалобу указал, что получателем субсидии график выполнения мероприятий по соглашению от 12.04.2017 № 7 соблюден в полном объеме. Обеспечение ввода объекта в эксплуатацию в рамках подпрограммы не предусмотрено, поскольку сдача объекта надзорным органам и ввод объекта в эксплуатацию относятся к полномочиям заказчика (получателя субсидии – Пучежского муниципального района Ивановской области). Расходы на проведение данных мероприятий относятся к эксплуатационным расходам и оплачиваются за счет средств местного бюджета. Сроки проведения данных мероприятий могут длиться от трех месяцев до одного года, что выходит за рамки одного финансового года.

Управление в отзыве на жалобу указывает, что подтверждением исполнения условий соглашения от 12.04.2017 № 7 является акт приемки объекта капитального строительства от 25.12.2017. Согласно муниципальному контракту на поставку газа от 02.04.2018 блочно-модульная котельная была газифицирована природным газом с 01.04.2018.

Подробно доводы сторон, третьего лица изложены в апелляционной жалобе и отзывах на нее.

Судебное заседание неоднократно откладывалось протокольными определениями от 16.03.2020, 20.04.2020 в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) сначала на 14 час. 30 мин. 20.04.2020, затем на 13 час. 20 мин. 08.06.2020.

20.04.2020 в соответствии со статьей 18 АПК РФ, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Волковой С.С. в рассмотрении настоящего дела произведена ее замена на судью Кононова П.И. После замены судьи рассмотрение дела начато с самого начала.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал занятую по делу правовую позицию.

Ответчик, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика, третьего лица.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.06.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 07.02.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 03.12.2018 по 28.12.2018 Службой на основании распоряжения от 29.11.2018 № 100-кр «О назначении внепланового контрольного мероприятия», проведена внеплановая проверка использования межбюджетных трансфертов (выборочно), полученных из областного бюджета, в Управлении строительства и архитектуры администрации Пучежского муниципального района Ивановской области.

В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета.

В частности, в нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 4.6. Порядка предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области (Приложение 7 подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п) (далее - Порядок № 458-п), пункта 4.2.4. соглашения о предоставлении в 2017 году субсидий из областного бюджета бюджету Пучежского муниципального района Ивановской области на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» от 12.04.2017 № 7 (далее — соглашение от 12.04.2017 № 7) Управление не обеспечило до 31.12.2017 достижения значения показателя результативности использования субсидии на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области (далее - субсидия на газификацию): количество газифицированных природным газом котельных - 1 единица (согласно муниципальному контракту поставки газа от 02.04.2018 № 13-5-11243 ИВ, котельная была газифицирована природным газом с 01.04.2018, в соответствии с актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы «Строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест <...>, Пучежского района Ивановской области» от 28.04.2018, объект принят 28.04.2018).

В нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 4.6. Порядка № 458-п, пункта 4.2.13. соглашения от 12.04.2017 № 7 Управлением не обеспечено соблюдение графика выполнения мероприятий по строительству объекта газификации «Строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест <...> Пучежского района Ивановской области» (приложение 1 к соглашению от 12.04.2017 № 7), в части: обеспечения 100% технической готовности объекта — не позднее 31.12.2017 строительство газовой блочно-модульной котельной — 1 ед. (согласно заключению о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства  приборами  учета  используемых  энергетических  ресурсов   от 22.08.2018    № 050-2-18, выданному службой государственного строительного надзора Ивановской области, начало строительства: 13.10.2017 окончание: июнь 2018 года; согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 22.08.2018, выданному администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области, блочно-модульная котельная школы на 245 мест <...> Пучежского района Ивановской области в ведена в эксплуатацию 22.08.2018).

В нарушение пункта 15 Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 № 65-п (далее - Правила № 65-п), пункта 4.1. Порядка № 458-п, пунктов 4.2.16., 4.2.17. соглашения от 12.04.2017 № 7 Управлением до 15.04.2018 не осуществлен возврат средств в областной бюджет в сумме 1 075 208,06 рублей, в связи с недостижением Управлением по состоянию на 31.12.2017 значения показателя результативности использования субсидии на газификацию, установленного пунктом 4.2.4. соглашения от 12.04.2017 № 7, - количество газифицированных природным газом котельных - 1 ед., несоблюдением Управлением графика выполнения мероприятий по строительству объекта газификации «Строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест <...> Пучежского района Ивановской области», установленного приложением 1 к соглашению от 12.04.2017 № 7.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 29.12.2018 (т.1 л.д.53).

По результатам проведенного контрольного мероприятия Службой в адрес Управления выдано предписание от 15.02.2019 № 05-01/01-18-2, которым на заявителя возложена обязанность исправить нарушения пункта 15 Правил № 65-п, пункта 4.1. Порядка № 458-п, пунктов 4.2.16., 4.2.17. соглашения от 12.04.2017 № 7 путем возмещения в областной бюджет средств в размере 1 075 208,06 рублей, в срок до 01.08.2019 (т.1 л.д.11-12).

Полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает права заявителя, Управление обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьями 198, 201 АПК РФ, суд первой инстанции удовлетворил заявленные Управлением требования.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Бюджетный кодекс Российской Федерации согласно преамбуле устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В силу статьи 28 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Следовательно, денежные средства, выделяемые из бюджета, должны использоваться их получателем в точном соответствии с их целевым назначением.

Статьей 136 БК РФ определено, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 6 БК РФ под межбюджетным трансфертом понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

Пунктом 3 статьи 139 БК РФ определено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

В соответствие с Приложением 10 к Закону Ивановской области от 07.12.2016 № 112-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы государственной программы по разделу, подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство», целевой статье 0490180320 «Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на разработку проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области», виду расходов 500 «Межбюджетные трансферты» в сумме 88 993 728,98 рублей.

Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п утверждена государственная программа Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области».

Согласно паспорту государственной программы Ивановской области «Развитие газификации Ивановской области»к задачамподпрограммы отнесены: улучшение качества жизни населения Ивановской области, снижение затрат на отопление жилых домов и обеспечение других бытовых нужд; создание условий для формирования инвестиционных площадок на территории региона и дальнейшего развития индивидуального жилищного строительства; увеличение привлекательности периферийных территорий Ивановской области для хозяйственного развития и инвестиций, укрепление энергетической безопасности региона и улучшение экологической обстановки.

Целью (цели) программы является: содействие улучшению жилищных условий граждан и повышению доступности жилья; обеспечение повышения уровня газификации Ивановской области природным газом, снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры и повышения качества предоставления коммунальных услуг.

Целевые индикаторы (показатели) программы: 1. Годовой объем ввода жилья. 2. Количество оплаченных свидетельств, предоставленных семьям в целях улучшения жилищных условий, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредита. 3. Число получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. 4. Уровень газификации природным газом городов и сельских поселений Ивановской области. 5. Уровень износа коммунальной инфраструктуры. 6. Уровень удовлетворенности жителей Ивановской области качеством предоставляемых коммунальных услуг

Названная программа включает подпрограмму «Развитие газификации Ивановской области».

Постановлением Правительства Ивановской области от 22.03.2017 № 74-п «О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на разработку проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» в 2017 - 2019 годах» бюджету Пучежского муниципального района Ивановской области предусмотрены средства субсидии на разработку проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области в рамках подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» в 2017 - 2019 годах» на строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест <...> Пучежского района Ивановской области в сумме 12 469 053 рублей.

В соответствии с постановлением Администрации от 10.04.2017 № 187-п «Об установлении и исполнении расходного обязательства по реализации вопроса местного значения Пучежского муниципального района по организации в границах муниципального района газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в 2017 году» Управление строительства определено уполномоченным органом по исполнению расходного обязательства по реализации вопроса местного значения Пучежского муниципального района по организации в границах муниципального района газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно подпрограмме «Развитие газификации Пучежского муниципального района Ивановской области» муниципальной программы Пучежского муниципального района «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Пучежского муниципального района», утвержденной постановлением Администрации Пучежского муниципального района от 13.11.2013 № 627-п, в 2017 году исполнителю мероприятий указанной программы Управлению строительства утверждены средства на строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест в <...> Пучежского района Ивановской области на общую сумму 13 125,318 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета в сумме 12 469,053 тыс. рублей, средства местного бюджета в сумме 656,265 тыс. рублей.

Управление строительства является главным распорядителем и получателем средств местного бюджета согласно решения Совета Пучежского муниципального района от 26.12.2016 № 132 «О бюджете Пучежского муниципального района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (лицевой счет получателя бюджетных средств № 03333013780).

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, нарушение которого вменяется Управлению, главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами (статья 7 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).

12.04.2017 Департамент строительства и архитектуры Ивановской области и администрация Пучежского муниципального района Ивановского области (получатель субсидии) заключили соглашение № 7 (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2017 № 1, дополнительного соглашения № 2 от 29.12.2017) о предоставлении в 2017 году субсидий из областного бюджета бюджету Пучежского муниципального района на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области». Согласно названному соглашению размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Пучежского муниципального района Ивановской области в 2017 году, составляет 10 752 080,60 рублей (пункт 2.2); получатель субсидии обязуется обеспечить достижение в срок до 31 декабря 2017 года следующего значения показателя результативности использования субсидии: количество газифицированных природным газом котельных - 1 единица (пункт 4.2.4), обеспечить соблюдение графика выполнения мероприятий (пункт 4.2.13).

Приложением № 1 к соглашению от 12.04.2017 № 7 утвержден график выполнения мероприятий по строительству и газификации объекта газификации. Согласно графику мероприятие «Обеспечение технической готовности объекта – 100%» должно быть обеспечено не позднее 31.12.2017, ожидаемый результат – строительство газовой блочно-модульной котельной – 1 ед.

Как установлено Службой в ходе проверки, 13.10.2017 Управлением ООО «ЭНЕРГОКОМПЛЕКТСЕРВИС» заключен муниципальный контракт № 5 на выполнение работ по строительству блочно-модульной котельной школы на 245 мест <...> Пучежского района Ивановской области. Порядок сдачи-приемки выполненных работ определен разделом 5 данного контракта. После завершения строительства котельной стороны подписывают акт сдачи-приемки работ по форме КС-2, КС-3.

Работы приняты на основании актов о приемке выполненных работ формы КС-2 от 17.11.2017 № 1,2, от 28.11.2017 № 3,5, от 05.12.2017 № 6-13, от 07.12.2017 № 14-21, от 22.12.2017 № 22, от 30.11.2017 № 121-11-2017, от 30.12.2017 № 136-12-2017, от 22.12.2017 № 147-12-2017, от 22.12.2017 № 040171 и оплачены согласно 11 платежным поручениям указанную в соглашении № 7, с учетом редакций дополнительных соглашений, сумму.

Акты КС-2 подписаны генеральным директором ООО «ЭНЕРГОКОМПЛЕКТСЕРВИС», начальником Управления строительства и архитектуры администрации Пучежского муниципального района и представителем ОГКУ «Агентство капитального строительства по Ивановской области», которое осуществляло строительный контроль за ведением работ на объекте, за соответствием выполненных работ по проекту, СНиП, применяемых материалов, изделий и конструкций государственным стандартам и техническим условиям и другим нормативным документам, проверяло качество работ, проверку КС-2.

Согласно отчету о достижении значений показателей результативности использования субсидии на 01.01.2018 в Пучежском муниципальном районе Ивановской области по инвестиционному проекту «Строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест <...> Пучежского района Ивановской области» от 10.01.2018, отчету об исполнении графика выполнения мероприятий по состоянию на 01.01.2018 «Строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест <...> Пучежского района Ивановской области» от 10.01.2018 количество газифицированных в 2017 году природным газом котельных составило - 1 единица; обеспечение технической готовности объекта на основании акта приемки законченного строительством объекта от 29.12.2017 составило 100%.

Спорным в рамках настоящего спора является вопрос достижения получателем субсидии значения показателя результативности использования субсидии в установленный соглашением срок. Признавая недействительным оспариваемое предписание Службы, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.

Согласно разделу № 3 подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» (приложение № 7 государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области») одним из целевых идентификаторов (показателей) по предоставлению субсидии на газификацию в 2017 году является: «Количество газифицированных природным газом котельных» - 1 единица (пункт 1.1.3 таблицы).

В названном разделе подпрограммы разъяснено, что под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной инфраструктуры и других объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса.

Согласно разделу 2 подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области» названная подпрограмма предусматривает реализацию основного мероприятия «Газификация населенных пунктов и объектов социальной инфраструктуры Ивановской области».

В рамках основного мероприятия, помимо прочего реализуются следующие мероприятия:

1. Взаимодействие с организациями ПАО «Газпром» в рамках реализации Программы развития газоснабжения и газификации Ивановской области (далее - Программа) на период с 2016 по 2020 годы (исполнитель - Департамент строительства и архитектуры Ивановской области).

Реализация мероприятия предусматривает: реализацию ежегодного Плана-графика синхронизации выполнения программ газификации регионов Российской Федерации (Ивановская область); подготовку информации для ПАО «Газпром» по загрузке межпоселковых газопроводов, построенных и введенных в эксплуатацию в рамках Программы с 2005 года на текущий период; получение согласования на пуск газа по завершенным строительством объектам; выдачу разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов газификации.

Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области в соответствии со своими полномочиями и в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осуществляется выдача разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов газификации.

2. Предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований на разработку проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области (исполнитель - Департамент строительства и архитектуры Ивановской области).

Соглашением от 12.04.2017 определено, что получатель субсидии обязан в срок до 31.12.2017 обеспечить следующие значения показателя результативности использования субсидии: количество газифицированных природным газом котельных – 1 единица (пункт 4.2.4 соглашения).

Согласно пункту 2 графика выполнения мероприятий (приложение № 1 к соглашению от 12.04.2017) мероприятие «Обеспечение технической готовности объект – 100%» должно быть выполнено не позднее 31.12.2017, ожидаемый результат – строительство газовой блочно-модульной котельной – 1 ед.

С учетом изложенных выше фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ожидаемым результатом по обеспечению технической готовности объекта - 100% является именно строительство газовой блочно-модульной котельной - 1 ед., а не ввод объекта в эксплуатацию.

Факт строительства объекта подтвержден представленным в материалы дела актом приемки объекта капитального строительства от 25.12.2017, подписанным генеральным директором ООО «ЭНЕРГОКОМПЛЕКТСЕРВИС», начальником Управления строительства и архитектуры администрации Пучежского муниципального района (т.2 л.д.35-37). Согласно названному акту строительство блочно-модульной котельной школы на 245 мест, <...> Пучежского района Ивановской области выполнено в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией и действующими нормативными техническими документами  принято от генподрядчика (подрядчика) для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Кроме того пунктом 10.6.4 СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы, установлено, что приемка заказчиком законченного строительством объекта газораспределительной системы должна быть оформлена актом по форме обязательного Приложения Б. Данный акт подтверждает факт создания объекта и его соответствие проекту и обязательным требованиям нормативных документов. Он является окончательным для отдельно возводимого объекта газораспределительной системы. Для газораспределительной системы, входящей в состав здания или сооружения, он включается в состав приемосдаточной документации по этому зданию (сооружению).

Несогласие Службы с выводом суда о том, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию должен выдать Департамент подлежит отклонению, поскольку ввод объекта в эксплуатацию является самостоятельным этапом строительной деятельности, который выходит за рамки условий соглашения о предоставлении субсидии.

Довод жалобы о том, что из буквального толкования формулировки целевого показателя «Количество газифицированных природным газом котельных» следует, что помимо строительства объекта газораспределения для достижения данного показателя необходимо газифицировать природным газом котельную также подлежит отклонению. В данном случае суд первой инстанции обоснованно руководствовался понятием газификации указанным в разделе 3 подпрограммы «Развитие газификации Ивановской области». В частности, положениями подпрограммы предусмотрено, что под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной инфраструктуры и других объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса.

Приведенные заявителем апелляционной жалобы доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, правомерно удовлетворил заявленные Управлением требования. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается. Доводы жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку они не опровергают законности принятого судебного акта в силу вышеизложенного.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.12.2019 по делу № А17-2602/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Службы - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.12.2019 по делу № А17-2602/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу службы государственного финансового контроля Ивановской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

Е.В. Минаева

Судьи

Г.Г. Ившина

П.И. Кононов