ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров
15 апреля 2009 года
Дело № А31-2964/2008-24
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетервака А.В.,
судей Самуйлова С.В., Поляшовой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тетерваком А.В.,
при участии в судебном заседаниипредставителя истца Назарова М.Б., доверенность № 40 от 12.01.2009г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Костромской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 10.02.2009 по делу №А31-2964/2008-24, принятое судом в составе судьи Сергушовой Т.В.,
по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом
к Костромской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области,
третьи лица: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской учебный центр ФПС»,
-Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области,
-Областное государственное учреждение «Облстройзаказчик»,
- Государственное учреждение «Учебный центр УВД Костромской области»,
- Управление внутренних дел Костромской области,
- Областное государственное учреждение «Управление административными зданиями администрации Костромской области»,
о признании недействительным зарегистрированного права собственности Костромской области и признании права собственности Российской Федерации,
установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – Территориальное управление, истец) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с иском к Костромской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области (далее – Департамент Костромской области, ответчик), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит признать недействительным зарегистрированное право собственности субъекта Российской Федерации - Костромской области - на недвижимое имущество - нежилое строение (здание учебного и жилого корпуса) с шестью пристройками, общая площадь: 5374,8 кв.м., инв. № 1-2989, лит. А, А1, А2, А3, А4, А5, А6, пристройка (лит. аб), расположенное по адресу: Костромская область, г.Кострома, ул. Индустриальная, дом 53 (условный номер объекта: 44-44-01/071/2006-567); нежилое строение (здания гаража для служебного транспорта и теплодымокамеры) с двумя пристройками, общая площадь: 191,40 кв.м., инв.№1-2989, лит. Б, Б1, Б2, расположенное по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, дом 53 (условный номер объекта: 44-44-01/071/2006-568) и свидетельства о государственной регистрации права серии 44-АБ №№ 085068, 085069 и обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации №№ 44-44-01/071/2006-567, 44-44-01/071/2006-568. Признать право собственности Российской Федерации на указанное выше недвижимое имущество.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 10.02.2009 признано недействительным зарегистрированное право Костромской области и признано право собственности Российской Федерации на спорное имущество.
При вынесении решения арбитражный суд руководствовался постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», приняв во внимание, что спорные объекты на момент разграничения государственной собственности находились на балансе и в пользовании структурных подразделений Управления внутренних дел Костромской области и Учебного центра УВД Костромской области.
Не согласившись с принятым решением, Департамент Костромской области обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области отменить в части удовлетворения требований Российской Федерации и в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявителем приведены доводы в обоснование права собственности Костромской области на спорное имущество. Ответчик пояснил, что право собственности Костромской области на спорное имущество возникло до 1991 года, то есть до вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», на момент разграничения государственной собственности имущество находилось на балансе и в пользовании структурных подразделений УВД Костромского облисполкома.
Также заявителем жалобы указано на неверное исчисление судом первой инстанции срока исковой давности по заявленным требованиям.
Третьим лицом – ОГУ «Управление административными зданиями Администрации Костромской области» - заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
ОГУ «Обстрой заказчик» заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отзыве на апелляционную жалобу, считая правомерными и обоснованными выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, просит решение Арбитражного суда Костромской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу требований части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части – в части удовлетворенных исковых требований – в отсутствие возражений сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для её удовлетворения и отмены решения арбитражного суда, исходя из нижеследующего.
Предметом заявленных требований в части апелляционного обжалования является спор о праве собственности на нежилое строение (здание учебного и жилого корпуса) и нежилое строение (здание гаража для служебного транспорта и теплодымокамеры), расположенные по адресу: Костромская область, г.Кострома, ул. Индустриальная, дом 53.
Решением исполкома Костромского городского Совета Депутатов трудящихся № 159 от 14.03.1969 (т.1 л.д. 14, оборотная сторона) разрешено строительство здания межобластной школы среднего начальствующего состава ОПО УВД на участке, отведенном управлению под строительство учебного пункта милиции.
Решением исполкома Костромского городского Совета Депутатов трудящихся №346 от 11.07.1974 (т.1 л.д. 33) решено участок, отведённый под строительство межобластной школы среднего начальствующего состава ОПО УВД, считать отведенным ОКСу УВД под строительство пункта УВД.
Решением исполнительного комитета Костромского областного Совета депутатов трудящихся от 07.07.1974 №274 (т.1 л.д. 7) утверждено Положение об управлении внутренних дел облисполкома. В соответствии с пунктом 1 Положения Управление внутренних дел образуется областным Советом депутатов трудящихся и в соответствии с законодательством СССР входит в систему Министерства внутренних дел СССР. К функции УВД отнесена организация работы по обеспечению пожарной безопасности городов и иных населенных пунктов, объектов народного хозяйства.
Приказами начальника управления внутренних дел исполнительного комитета Костромского областного Совета депутатов трудящихся № 288 от сентября 1975 года «О создании временной комиссии по подготовке к вводу в эксплуатацию учебного пункта УВД» (т.1 л.д. 14) и №309 от 29.09.1975 «О назначении государственной комиссии по приемке здания «Учебный пункт милиции» (т.1 л.д.15, оборотная сторона) в соответствии с готовностью объекта и разрешением УКС МВД СССР №989 от 25.09.1975 назначена государственная комиссия по приемке законченного строительством здания учебного пункта милиции в городе Костроме.
Решением исполкома Костромского городского Совета народных депутатов трудящихся № 352 от 24.06.1982 (т.1 л.д. 15) отделу пожарной охраны УВД Костромского облисполкома разрешено возведение пристройки к торцу здания по адресу: г.Кострома, ул. Индустриальной, д.53, для размещения стоянки на 4 пожарных автомобиля.
Приказом УВД Костромского облисполкома №041 от 31.05.1985 утверждены Устав и штатное расписание учебного центра пожарной охраны, который до 1998 года являлся подчиненным подразделением Управления государственной противопожарной службы УВД Костромской области в составе УВД Костромской области.
В соответствии с положением об учебных центрах МВД союзных, автономных республик, ГУВД, УВД крайоблгорисполкомов, УВД на транспорте, утверждённым приказом МВД СССР №215 от 11.10.1984 (т.2 л.д.62-65) учебные центры являются подразделениями, в которых осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников органов внутренних дел. Здания, сооружения, оборудование, транспорт, инвентарь и другие материальные ценности и средства учебных центов являются государственной собственностью (пункт 85 положения).
Приказом УГПС УВД Костромской области от 06.04.1999 №57 (т.2 л.д. 30) утверждены устав и положение об Учебном центре УГПС УВД Костромской области. В уставе Учебного центра отражено, что учредителем Учебного центра является Управление противопожарной службы УВД Костромской области.
Постановлением №2282 от 13.11.1994 учебному центру пожарной охраны УВД Костромской области перерегистрировано право пользования земельным участком, расположенным по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, 53, общей площадью 6632,70 кв.м.
Указом Президента Российской Федерации №1309 от 09.11.2001 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в состав которой включены входящие по состоянию на 01.10.2001 в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
С 01.01.2002 подразделение носит название государственное образовательное учреждение «Учебный центр Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Костромской области» (Учебный центр ГПС МЧС России Костромской области), учредителем которого, согласно уставу (т.2 л.д. 95) является Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Костромской области.
В настоящее время учебный центр именуется государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской учебный центр федеральной противопожарной службы» (ГОУ ДПО «Костромской учебный центр ФПС»). Учредителем ГОУ ДПО «Костромской учебный центр ФПС» является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (устав – т.2 л.д. 106-115).
24.12.2002 Учебный центр УГПС УВД Костромской области обратился в Департамент имущественных отношений Костромской области с заявлением о внесении в реестр собственности Костромской области областного имущества (т.1 л.д. 63), представив карту учета государственного имущества, имеющегося у юридического лица.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Костромской области №207 от 25.02.2003 (т.1 л.д. 65), во исполнение постановления главы администрации Костромской области от 21.09.1998 №573 «Об организации учета государственного имущества», на основании документов, представленных Учебным центром Управления государственной противопожарной службы УВД Костромской области решено в выдаче свидетельства о внесении в реестр имущества Костромской области оказано; в реестр собственности Костромской области внесён Учебный центр УГПС УВД Костромской области, Учебному центру УГПС УВД Костромской области присвоен временный реестровый номер; учебному центру указано внести изменения в раздел устава «Структура финансово-хозяйственной деятельности учебного центра».
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации Костромской области №202 от 25.02.2003 (т.1 л.д. 66) за Учебным центром УГПС УВД Костромской области закреплено государственное имущество согласно перечням по состоянию на 01.01.2003 стоимость 1833 тыс. рублей на праве оперативного управления, с указанием зарегистрировать учебному центру право собственности Костромской области на закрепленные объекты недвижимости, оформить права на земельные участки.
Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации Костромской области №440 от 11.07.2005 (т.1 л.д. 68) на основании обращения Учебного центра ГПС ГУ МЧС России по Костромской области от 07.06.2005, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, руководствуясь Законом Костромской области от 30.09.2004 «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Костромской области» решено изъять из оперативного управления Учебного центра ГПС ГУ МЧС России по Костромской области и передать в казну Костромской области комплекс зданий учебного центра, расположенный по адресу г.Кострома, ул. Индустриальная, 53.
По передаточному акту (т.1 л.д. 90) Учебный центр ГПС ГУ МЧС России по Костромской области передал, а ОГУ «Облстройзаказчик» принял государственное имущество: комплекс зданий учебного центра, расположенный по адресу г.Кострома, ул. Индустриальная, 53 (приложение № 1).
Согласно выписке из реестра государственного имущества Костромской области №1687 от 30.05.2006 комплекс зданий по ул. Индустриальная, 53 внесен в реестр имущества Костромской области на основании распоряжения № 440 от
11.07.2005.
На основании распоряжения Департамента имущественных отношений администрации Костромской области №440 от 11.07.2005 26 июня 2006 года право собственности на спорное имущество зарегистрировано за субъектом Российской Федерации – Костромской областью.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Костромской области №554 от 19.08.2005 (т.1 л.д. 69) в связи с изъятием из оперативного управления Учебного центра ГПС ГУ МЧС России по Костромской области комплекса нежилых зданий в казну Костромской области, с учетом согласования ОГУ «Облстройзаказчик», решено предоставить на праве безвозмездного пользования ГУ «Учебный центр Управления внутренних дел Костромской области» государственное имущество, расположенное по адресу: г.Кострома, ул.Индустриальная, 53, находящееся на балансе ОГУ «Облстройзаказчик» для обеспечения деятельности ГУ «Учебный центр УВД Костромской области» сроком на 3 года.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Костромской области №576 от 25.08.2005 (т.1 л.д. 70) в связи с изъятием из оперативного управления Учебного центра ГПС ГУ МЧС России по нежилых зданий в казну Костромской области решено предоставить на праве безвозмездного пользования Учебному центру ГПС ГУ МЧС России по Костромской области государственное имущество, расположенное по адресу: г.Кострома, ул.Индустриальная, 53, находящееся на балансе ОГУ «Облстройзаказчик» для обеспечения деятельности по 31.12.2005.
На основании договора безвозмездного пользования государственным имуществом по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, 53 от 24.08.2005 (т.1 л.д. 28-30) Департаментом имущественных отношений администрации Костромской области передано в безвозмездное пользование ГОУ ДПО «Костромской учебный центр ФПС» недвижимое имущество: 2 и 3 этажи учебного и жилого корпуса (литер А)_, склад на 1 этаже (литерА3), пристройка – пожарная часть (литер А4), тамбур входа в учебный и жилой корпус (литер А5), гараж с учебными классами (литер А6), гаражи для служебного транспорта (литер Б, Б1), теплодымокамера (литер Б2), тепловой узел (литер В).
Учебный центр УВД Костромской области был образован приказом УВД Костромской области №957 от 31.07.1989, как структурное подразделение УВД. С 1999 года наделен правами юридического лица и является государственным образовательным учреждением - ГУ «Учебный центр УВД Костромской области» (устав – т.3 л.д. 91-95)
Распоряжением Территориального управления по Костромской области Министерства имущественных отношений №461 от 13.09.2004, на основании обращения Учебного центра Управления внутренних дел Костромской области, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации решено закрепить за Учебным центром Управления внутренних дел Костромской области федеральное имущество балансовой стоимостью 764000 рублей на праве оперативного управления по состоянию на 01.07.2004.
На основании договора безвозмездного пользования государственным имуществом: помещения в здании по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, 53 от 24.08.2005 (т.3 л.д. 55-57), заключенного во исполнение распоряжения Департамента имущественных отношений администрации Костромской области от 19.08.2005 №554 (т.3 л.д. 53) Департаментом имущественных отношений администрации Костромской области передано в безвозмездное пользование ГУ «Учебный центр УВД Костромской области» недвижимое имущество: 1 и 4 этажи учебного и жилого корпуса (литер А), столовая, тир (литер (А1), спортзал (литер А2), овощехранилище в подвале (литер А3).
Письмом №2 153 от 11.06.2008 ГОУ ДПО «Костромской учебный центр федеральной противопожарной службы» обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области с жалобой на нарушение Костромской областью права собственности Российской Федерации на имущественный комплекс учреждения, расположенный по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, 53.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом с рассматриваемым иском.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских права осуществляется в том числе путем признания права в судебном порядке; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Предметом иска о признании права является констатация факта принадлежности субъекту вещного права на имущество, а основанием иска выступают обстоятельства, подтверждающие наличие у истца такого права.
В статье 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указано, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Между сторонами рассматриваемого дела возник спор об отнесении спорного имущества к федеральной собственности Российской Федерации или государственной собственности субъекта Российской Федерации – Костромской области.
В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным законом.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.
При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Право собственности на спорное имущество зарегистрировано за Костромской областью на основании распоряжения Департамента имущественных отношений администрации Костромской области №440 от 11.07.2005 26 июня 2006 года, которым предписано изъять из оперативного управления Учебного центра ГПС ГУ МЧС России по Костромской области и передать в казну Костромской области комплекс зданий учебного центра, расположенный по адресу г.Кострома, ул. Индустриальная, 53.
До внесения имущества в реестр имущества Костромской области распоряжением Департамента имущественных отношений Костромской области №207 от 25.02.2003 в реестр собственности Костромской области внесен Учебный центр УГПС УВД Костромской области, а распоряжением Департамента №202 от 25.02.2003 за Учебным центром УГПС УВД Костромской области закреплено государственное имущество на праве оперативного управления.
Наличие решений органов субъекта Российской Федерации о включении имущества в состав областной собственности не препятствует судебной защите нарушенного права. Согласно части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта закону, принимает решение в соответствии с законом.
В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и ведомственного подчинения каких предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 раздела II приложения 1 к Постановлению от 27.12.1991 №3020-1 имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относится исключительно к федеральной собственности.
Материалами дела подтверждается, что спорные объекты строилось для размещения учебного заведения УВД, которое его занимало с момента ввода здания в эксплуатацию.
Факт нахождения на балансе и в пользовании спорных нежилых строений на момент разграничения государственной собственности структурными подразделениями Управления внутренних дел (Учебным центром УГПС УВД Костромской области и Учебным центром УВД Костромской области) подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
В связи с этим распоряжение Департамента имущественных отношений администрации Костромской области №440 от 11.07.2005 26 июня 2006 года об изъятии из оперативного управления Учебного центра ГПС ГУ МЧС России по Костромской области и передаче в казну Костромской области комплекса зданий учебного центра, расположенный по адресу: г.Кострома, ул. Индустриальная, 53 – и распоряжение Департамента имущественных отношений Костромской области №207 от 25.02.2003 о внесении в реестр собственности Костромской области Учебного центра УГПС УВД Костромской области не соответствуют постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
При таких условиях является обоснованным вывод суда о недействительности зарегистрированного права собственности Костромской области на спорные объекты, поскольку нормативный акт, являющийся основанием государственной регистрации права собственности субъекта противоречит положениям Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 и в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению. Отсутствие правового основания для регистрации собственности субъекта российской Федерации повлекло обоснованное признание зарегистрированного права недействительным.
Доводы ответчика о том, что спорные объекты в 1991 году переданы в собственность Костромской области в составе имущества органов власти и управления в соответствии с решением шестой сессии двадцать первого созыва Костромского областного совета народных депутатов от 29.01.1991 «О формировании государственной собственности социальной инфраструктуры областного совета народных депутатов» (т.3 л.д. 14), не подлежали и не подлежат разграничению в порядке, предусмотренном Постановлением №3020-1, правомерно отклонены судом первой инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права. Кроме этого, как обоснованно указано судом, в перечне имущества, утвержденного решением областного совета 29.01.1991, и представленном ответчиком в материалы дела, спорного имущества не значится.
Иных законных оснований для отнесения имущества органов внутренних дел к государственной собственности Костромской области ответчиком не представлено.
В силу пункта 11 Федерального закона от 22.08.04 №122-Ф3 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации и используется для целей таких субъектов, передается в собственность субъектов Российской Федерации только по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Доказательств того, что в отношении спорного имущества в установленном законом порядке принималось соответствующее решение, ответчиком не представлено.
Довод заявителя жалобы о пропуске Теруправлением срока исковой давности отклоняется. Иск о признании права собственности диктуется продолжающимся незаконным поведением третьего лица, и на этот иск не распространяется действие исковой давности. В отношении требования о признании недействительным зарегистрированного права срок также не пропущен, поскольку суд оценил представленные в дело доказательства и установил начальный срок течения исковой давности с 28.06.2006.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Костромской области не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Костромской области от 10.02.2009 по делу №А31-2964/2008-24 оставить без изменения, апелляционную жалобу Костромской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий А.В. Тетервак
Судьи С.В. Самуйлов
Т.М. Поляшова