610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А31-9309/2019 |
25 марта 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен марта 2020 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилсервис»
на решение Арбитражного суда Костромской области от 09.12.2019 по делу №А31-9309/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилсервис» (ИНН:<***>; ОГРН:<***>)
к административной комиссии в городском округе г. Костромы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилсервис» (далее – заявитель, Общество, ООО «УК «Жилсервис») обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии в городском округе г. Костромы (далее - ответчик, административная комиссия, административный орган) от 10.07.2019 № 1262, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 2.1 Закона Костромской области от 20.04.2019 № 536-6-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» (далее – Закон № 536-6-ЗКО).
30.07.2019 судом вынесено определение о принятии названного заявления к производству и назначении дела к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 24.09.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства (л.д.50-51).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 09.12.2019 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «УК «Жилсервис» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя, в его обязанности не входит уборка земельных участков, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.ООО «УК «Жилсервис» считает, что не организация работы по содержанию контейнерной площадки на общедомовой территории образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Кроме того в апелляционной жалобе приведены доводы относительно ответственности регионального оператора по уборке мест погрузки твердых коммунальных отходов. Общество также считает, что ответчиком проведена внеплановая проверка с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Заявитель не согласен с размером назначенного штрафа, считает возможным квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.
ООО «УК «Жилсервис» считает, что при проведении проверки и вынесении обжалуемого постановления административный орган вышел за пределы полномочий, неправильно квалифицировав вмененное заявителю нарушение, а также ошибочно установив субъект правонарушения. ООО «УК «Жилсервис» отмечает, что спорная контейнерная площадка находится на земельном участке общего назначения, за пределами придомовой территории указанного МКД. В жалобе приведены доводы о нарушении Административной комиссией требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), о несоразмерности назначенного административного штрафа с выявленными нарушениями.
Административная комиссия в отзыве на жалобу указала, что поводом для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в данном случае послужило непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Ответчик считает, что местоположение контейнерной площадки определено по заявке руководителя юридического лица, направленной в уполномоченный орган Администрации в декабре 2013 года. По убеждению ответчика, управляющая компания несет обязанность по оборудованию, содержанию, уборке (очистке) контейнерной площадки и прилегающей к ней территории вне зависимости от того, располагается такая площадка в границах межевания земельного участка многоквартирного дома или нет. Также Административная комиссия возражает против довода о неверной квалификации вменяемого нарушения.
В дополнениях к отзыву Административная комиссия настаивает на том, что именно управляющая компания вне зависимости от расположения контейнера несет обязанность по его оборудованию и содержанию. Ответчик считает, что погрузка отходов в мусоровоз не освобождает управляющую организацию от содержания места сбора и временного хранения отходов.
Представленные ответчиком дополнительные документы в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) подлежат приобщению к материалам дела как представленные в обоснование возражений относительно апелляционной жалобы.
ООО «УК «Жилсервис» представило возражения на дополнения ответчика, в которых указало, что при привлечении Общества к административной ответственности ответчиком спорная площадка указывается по адресам: <...>, д.14. Жители названных МКД пользуются названной площадкой, однако Общество осуществляет управление только в отношении дома по адресу: <...>.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 14.01.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 15.01.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Судебное заседание, назначенное на 10.02.2020, на основании статьи 158 АПК РФ протокольным определением отложено на 23.03.2020.
Распоряжением председателя Второго арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 № 249-р в соответствии со статьей 18 АПК РФ, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Кононова П.И. в рассмотрении настоящего дела произведена его замена на судью Волкову С.С. После замены судьи рассмотрение дела начато с начала.
23.03.2020 стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.05.2019 на основании задания на проведение планового (рейдового) осмотра от 28.05.2019 (л.д.32) Управлением муниципальных инспекций администрации города Костромыпроизведен осмотр улицы Боровой города Костромы.
В ходе проведения планового (рейдового) осмотра 29.05.2019 в 15 часов 26 минут выявлены следующие нарушения:
1) в нарушение части 14 статьи 20, пункта 14 части 1 статьи 4.1 Правил благоустройства территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25.04.2013 № 60 (далее – Правила благоустройства) на прилегающей территории к контейнерной площадке, расположенной в районе дома 12А по ул. Боровой г.Костромы, на расстоянии до 3 метров от ограждения контейнерной площадки расположен мусор;
2) в нарушение частей 11, 12 статьи 5 Правил благоустройства не обеспечено удовлетворительное состояние контейнерной площадки, расположенной в районе дома 12А по ул. Боровой г.Костромы. Ограждение контейнерной площадки ветхое, сделано не эстетично из различных материалов (доски, сетка рабица), местами разрушено (проломы), неоднородно по высоте, требует ремонта и покраски. Контейнеры имеют общее загрязнение (грязные, обклеены различными объявлениями), маркировка местами стерта. Контейнеры имеют местные разрушения красочного слоя, местами подвержены коррозии, требуют покраски.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра от 29.05.2019 № 136 с приложением фотоматериалов (л.д.34-37).
13.06.2019 по факту выявленных нарушений частей 11, 12 статьи 5 Правил благоустройства Управлением муниципальных инспекций администрации города Костромы в отношении ООО «УК «Жилсервис» составлен протокол №547, которым деяние заявителя квалифицировано по части 2 статьи 2.1 Закона №536-6-ЗКО.
10.07.2019, рассмотрев дело об административном правонарушении, административная комиссия вынесла постановление № 1262, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 2.1 Закона № 536-6-ЗКО, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Посчитав, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Костромской области при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии в деянии ООО «УК «Жилсервис» состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, возражений сторон суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из статей 1.1, 1.3, 1.8 КоАП РФ следует, что административная ответственность за административные правонарушения может быть установлена законами субъектов Российской Федерации. Дела о таких правонарушениях возбуждаются уполномоченными должностными лицами и рассматриваются, в частности, административными комиссиями в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 22.1, часть 6 статьи 22.2, часть 6 статьи 28.3 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 2.1 Закона Костромской области № 536-6-ЗКО установлена административная ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления требований к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением благоустройства территории муниципального образования, а объективная сторона заключается в нарушении требований Правил благоустройства, касающихся содержания мест накопления твердых коммунальных отходов.
Действующие на территории города Костромы Правила благоустройства устанавливают нормы и требования в сфере обеспечения чистоты, организации планово-регулярной системы и режима удаления отходов производства и потребления с территории города Костромы, определяют требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории города Костромы, мест производства земляных, ремонтных и иных видов работ, порядок уборки и содержания территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, обязательные к исполнению для органов государственной власти, местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории города Костромы земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, организаций жилищно-коммунального комплекса, юридических и физических лиц, производящих земляные, ремонтные и иные виды работ (абзац 1 статьи 1). Правила разработаны в целях формирования современной, безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, обеспечивающей удобство использования и визуальную привлекательность территории города Костромы (абзац 2 статьи 1 Правил благоустройства).
В соответствии с частью 11 статьи 5 Правил благоустройства контейнерные площадки должны иметь асфальтовое или бетонное покрытие, за исключением места под бункером-накопителем, и содержаться в чистоте, должны иметь с трех сторон исправное и окрашенное ограждение высотой не менее 1,5 метра, уклон в сторону проезжей части с удобным круглогодичным подъездом для транспорта. Размер площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров и (или) евроконтейнеров, но не более пяти и включать в себя место для складирования крупногабаритных отходов. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам), согласованным с уполномоченным Администрацией города Костромы органом. Требования к внешнему виду контейнерных площадок определяются уполномоченным Администрацией города Костромы органом.
Контейнеры, евроконтейнеры и бункеры-накопители должны содержаться в технически исправном состоянии, быть покрашены и иметь маркировку с указанием владельца территории, хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз мусора. На контейнерной площадке должен быть размещен график вывоза мусора с указанием наименования и контактных телефонов хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз (часть 12 статьи 5 Правил благоустройства).
Как усматривается из материалов дела, ООО «УК «Жилсервис» является лицом, ответственным за обслуживание контейнерной площадки по адресу: <...>, что подтверждается представленными в материалы дела письмами Управления ЖКХ администрации города Костромы, ООО «ЭкоТехноМенеджмент», реестром мест накопления ТКО (л.д.36-40, 97).
В нарушение требований частей 11, 12 статьи 5 Правил благоустройства Общество не приняло необходимых мер по содержанию в надлежащем состоянии ограждений контейнерной площадки, в чистоте указанной обслуживаемой им контейнерной площадки.
Факт наличия названного нарушения подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств (в том числе протоколом об административном правонарушении от 13.06.2019, актом осмотра от 29.05.2019 и фотоснимками), ООО «УК «Жилсервис» по существу не оспаривается и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 2.1 Закона № 536-6-ЗКО.
Доводы Общества о том, что земельный участок, на котором расположен находящийся в обслуживании МКД, не является общим имуществом собственников помещений МКД, а также о том, что оно не обязано производить уборку контейнерной площадки, поскольку она находится за пределами территории земельного участка, на которой расположен многоквартирный дом, подлежат отклонению в связи со следующим.
С 01.01.2019 Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в круг полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В частности, статья 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относит, среди прочего создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае определения собственниками помещений в МКД способа управления многоквартирным домом - управляющей организацией, то такая деятельность осуществляется управляющей организацией.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
Пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункт 4 названных Правил).
Из приведенных выше норма следует, что организация, в управлении которой находится многоквартирный дом, обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению данным многоквартирным домом, в том числе организовать и содержать места сбора твердых бытовых отходов жителей многоквартирного дома.
Разделом III Правил обустройства мест накопления ТКО регламентированы правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к его содержанию.
На основании пунктов 11, 12, 15 Правил обустройства мест накопления ТКО реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Администрации города Костромы от 17.09.2019 № 1714 утвержден Порядок согласования размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа города Костромы (далее – Порядок № 1714), который определяет случаи, условия и процедуру получения лицами, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации лежит обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно - заинтересованное лицо, контейнерная площадка), согласования места размещения контейнерных площадок на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Кострома (далее - земли населенного пункта), за исключением участков, предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам на вещных или иных правах (пункт 1).
Согласно пункту 2 Порядка № 1714 размещение контейнерных площадок на землях населенного пункта допускается: 2.1. для многоквартирных домов, нежилых зданий, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких зданий; 2.2. для многоквартирных домов, площадь и (или) конфигурация земельных участков которых не позволяет разместить контейнерную площадку, отвечающую требованиям санитарных норм и правил о минимальном расстоянии по ее удаленности от такого дома; 2.3. для многоквартирных домов, к земельным участкам которых отсутствует подъезд транспорта регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; 2.4. для индивидуальных жилых домов.
На основании пункта 4 Порядка № 1714 заинтересованное лицо для определения мест размещения контейнерных площадок либо единого места для размещения контейнерных площадок для нескольких субъектов, образующих твердые коммунальные отходы, подает (направляет) в Управление заявление по форме, утверждаемой распоряжением начальника Управления.
Заинтересованное лицо в течение 5 рабочих дней со дня определения и согласования места размещения контейнерной площадки обращается в Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка, расположенного на землях населенного пункта без предоставления земельного участка и установления сервитута, под размещение контейнерной площадки (пункт 6 Порядка № 1714).
В соответствии с пунктом 7 Порядка № 1714 заинтересованное лицо в течение 5 рабочих дней со дня получения разрешения на использование земельного участка, расположенного на землях населенного пункта, под размещение контейнерной площадки направляет в Управление заявку о согласовании создания контейнерной площадки в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.
Согласно пункту 8 Порядка № 1714 заинтересованное лицо, получившее согласование на создание контейнерной площадки и осуществившие работы по созданию контейнерной площадки, направляет в Управление заявку о включении контейнерной площадки в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по форме, утвержденной распоряжением Управления.
В силу пункта 9 Порядка № 1714 Содержание и обслуживание размещенных заинтересованными лицами на землях населенного пункта контейнерных площадок, осуществляется указанными заинтересованными лицами.
Согласно письму Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы (л.д.36) спорная контейнерная площадка находится на содержании и обслуживании ООО «УК «Жилсервис».
Письмом ООО «УК «Жилсервис» от 19.11.2013 № 495 Общество обращалось в комитет городского хозяйства администрации города Костромы с целью согласования места для устройства контейнерной площадки по адресу: <...>.
Актом от 06.12.2013 отдела благоустройства комитета городского хозяйства администрации города Костромы место для переноса контейнерной площадки, установленной в непосредственной близости от трансформаторной подстанции (ТП-411), ул. Боровая, д.12а, определено по адресу: ул.Боровая, д.12.
Спорная контейнерная площадка внесена в имеющийся в Реестр контейнерных площадок (за номером 105), месторасположения площадки: <...>, собственником места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов указано Общество.
Из представленных доказательств следует, что контейнерная площадка многоквартирного дома по адресу: <...> фактически оборудована по адресу: <...>.
С учетом обстоятельств дела и установленной законом процедуры организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включения соответствующих сведений в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, у апелляционного суда отсутствуют основания для вывода о том, что лицом, ответственным за содержание спорной контейнерной площадки, является иное лицо, нежели ООО «УК «Жилсервис», вне зависимости от факта размещения контейнерной площадки за пределами территории находящегося в управлении Общества многоквартирного дома.
Довод о том, что спорной контейнерной площадкой пользуются жители нескольких МКД, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствует об отсутствии события вменяемого Обществу в вину нарушения.
Кроме того с заявлением о внесении изменений в реестр мест накопления ТКО, в том числе по адресу: ул. Боровая, д.12, Общество обратилось лишь 26.12.2019, что подтверждается уведомлением № 87. Таким образом, на дату 29.05.2019 именно заявитель нес ответственность за надлежаще содержание спорной контейнерной площадки.
В силу статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Требования к содержанию общего имущества дома предусмотрены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
Подпунктом «д» (2)) пункта 11 названных Правил установлено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает, в том числе, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В данном случае Обществом не отрицается тот факт, что оно осуществляет управление МКД № 12а, следовательно, обязано содержать общее имущество данного дома, в том числе и соответствующие контейнерные площадки для сбора отходов, в надлежащем санитарном и техническом состоянии с целью обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан, соответствующих установленным требованиям. При этом обязанность по выполнению работ по содержанию и обслуживанию контейнерных площадок, вменяются управляющим организациям вне зависимости от нахождения земельных участков, на которых они расположены, в собственности жильцов соответствующего многоквартирного дома, поскольку данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Размещение контейнерной площадки за пределами придомовой территории многоквартирного дома допускается положениями Порядка № 1714 (пункт 2).
Факт нахождения контейнерной площадки за пределами придомовой территории многоквартирного дома в рассматриваемой ситуации не исключает несения обязанности по ее содержанию, а соответствующий довод жалобы основан на неверном толковании приведенных выше норм права, поскольку действующее законодательство связывает наличие указанной обязанности с использованием объекта вне зависимости от места его нахождения.
С учетом изложенного довод Общества о том, что оно не является субъектом рассматриваемого правонарушения, ввиду того обстоятельства, что земельный участок, на котором расположена спорная контейнерная площадка, не входит в состав общего имущества управляемого им жилого дома, отклоняется.
Аргументы Общества о неверной квалификации вменяемого ему административного правонарушения, поскольку действия заявителя имеют признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела.
В данном случае событие административного правонарушения состоит именно в нарушении норм частей 11, 12 статьи 5 Правил благоустройства, выразившемся в несоблюдении чистоты на обслуживаемой контейнерной площадке, как элементе благоустройства территории города, а не в нарушении лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности по управлению общим имуществом многоквартирного дома.
При этом апелляционный суд также учитывает, что рассматриваемое нарушение Правил благоустройства выявлено в рамках проведения муниципального контроля, а не лицензионного контроля в отношении управляющих организаций.
Соответственно, нарушение правил благоустройства территории города образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 2.1 Закона № 536-6-ЗКО. Оснований для квалификации деяния Общества по выявленным в рамках настоящего дела нарушениям Правил благоустройства по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ не имеется.
Таким образом, событие административного правонарушения, вменяемого в вину Обществу является доказанным.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доказательств, подтверждающих принятие Обществом необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязанностей в сфере благоустройства, по надлежащему содержанию контейнерной площадки, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции, что указывает на наличие вины заявителя во вмененном ему правонарушении.
Ссылки заявителя на то, что лицом, ответственным за допущенное нарушение, является региональный оператор по обращению с отходами, несостоятельны, поскольку согласно пункту 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Более того, выявленные в данном случае нарушения не касаются непосредственно твердых коммунальных отходов, а связаны с надлежащим содержанием контейнерной площадки.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции толкованию норм права и оценке обстоятельств дела.
По убеждению апелляционного суда, назначенный заявителю в рассматриваемом случае административный штраф соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности, неотвратимости и законности административной ответственности, а также степени вины правонарушителя, кроме того, обеспечивает достижение целей административного наказания (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ). Доказательств чрезмерной карательности назначенного административного штрафа в деле не имеется. Оснований для иных суждений, вопреки позиции Общества, из имеющихся материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 09.12.2019 по делу № А31-9309/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Костромской области от 09.12.2019 по делу №А31-9309/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилсервис» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | Е.В. Минаева |
Судьи | С.С. Волкова ФИО1 |