ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-224/09 от 25.03.2009 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

01 àïðåëÿ 2009 ãîäà

Äåëî ¹ À29-7364/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуреевой О.А.,

судей Кобелевой О.П., Сандалова В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Русиновой А.И.

при участии от истца представителя ФИО1, действующего на основании доверенности № 23 от 10 марта 2009 года,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03 декабря 2008 года по делу № А29-7364/2008, принятое судом в лице судьи Голубых В.В.

по иску Дорожного агентства Республики Коми

к индивидуальному предпринимателю ФИО2

о взыскании 8840 руб. 87 коп.,

установил:

Дорожное агентство Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о взыскании 8840 руб. 87 коп. платы за провоз тяжеловесного груза по государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми.

Исковые требования основаны на Постановлении Правительства Республики Коми № 134 от 03 августа 2004 года «О взимании платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми» и мотивированы осуществлением ответчиком перевозки грузов с превышением установленных предельных значений полной и осевой массы транспортных средств в отсутствие разрешения на перевозку.

Решением от 03 декабря 2008 года (л.д. 105-107) заявленные исковые требования удовлетворены в полном объёме.

При вынесении решения суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности заявленных требований. Доводы ответчика о том, что акты контроля весовых параметров транспортного средства подписаны неуполномоченным лицом, отклонены судом как несостоятельные.

Ответчик, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что органом, полномочным осуществлять контроль за провозом тяжеловесных грузов, является Дорожное агентство Республики Коми, которое не вправе делегировать свои полномочия иным органам. В подтверждение данного довода заявитель ссылается на решение Верховного Суда РК от 30.05.2007г. по делу № 3-20-2007г. В этой связи ответчик полагает, что ГУ «Дорожный контроль», проводивший взвешивание транспортного средства и подписавший акты весового контроля, действовал как неуполномоченный орган. По мнению ответчика, инспекторы ГИБДД также не вправе осуществлять функции весового контроля, т.к. согласно Инструкции по перевозке крупногабаритных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ работники ГАИ обязаны осуществлять лишь контроль за наличием у водителей разрешений на перевозку и соблюдения ими правил перевозки.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании доводы заявителя отклонил, просит оставить оспариваемое ответчиком решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 03 декабря 2008 года по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, Второй арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого ответчиком судебного акта.

Из материалов дела установлено следующее.

В период с 13 по 30 января 2008 года на 9 км. автомобильной дороги «Обход г. Сыктывкара» произведён весовой контроль транспортных средств Камаз 53215, регистрационный номер <***>, IvecoTrakkerBTSM-124, регистрационный номер H 653 КС 11 RUS и Манн TGA 33.350, в ходе которого выявлены факты перевозки предпринимателем ФИО2 тяжеловесного груза с превышением установленных предельных значений полной и осевой массы транспортных средств в отсутствие разрешения на перевозку.

По результатам весового контроля, производимого в указанный период, составлены акты контроля весовых параметров транспортного средства № 11 от 13 января 2008 года, № 2 от 27 января 2008 года, № 4 от 30 января 2008 года (л.д. 4, 16, 21). Акты подписаны водителями вышеназванных транспортных средств, специалистами, обслуживающими весы и инспекторами ГИБДД.

За провоз тяжеловесного груза начислена плата в общей сумме 8840 руб. 87 коп. (расчёты - л.д. 13, 18, 23).

Претензией от 11 августа 2008 года № 3/2701 (л.д. 49-53) Дорожное агентство Республики Коми предложило ответчику произвести плату за проезд тяжеловесных грузов.

Неисполнение ответчиком изложенных в претензии требований послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 года N 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» в целях компенсации ущерба автомобильным дорогам, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы, с 01 января 1996 года введено взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля (п. 4).

В соответствии со статьями 14, 16 Закона Республики Коми от 11 января 2005 года N 1-РЗ «Об автомобильных дорогах общего пользования, находящихся в государственной собственности Республики Коми», с целью обеспечения сохранности сети автомобильных дорог запрещается осуществлять без разрешения проезд транспортных средств с нагрузками и габаритными размерами, превышающими установленные нормативными актами, техническими регламентами или стандартами. При выдаче специальных разрешений с владельцев в качестве компенсации за наносимый автомобильным дорогам ущерб взимается плата, размеры которой утверждаются Правительством Республики Коми по представлению органа по управлению дорожным хозяйством Республики Коми. Взимаемые суммы зачисляются в доход республиканского бюджета Республики Коми.

Предельные значения весовых параметров транспортных средств, ставки платы за провоз тяжеловесных грузов и порядок ее взимания установлены Постановлением Правительства Республики № 134 от 03.08.2004 г., которым утверждено Положение «О порядке взимания платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом государственным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности Республики Коми».

На основании пунктов 13, 14 вышеуказанного Положения контроль за пропуском тяжеловесных грузов, в том числе с использованием весового контроля, осуществляется Дорожным агентством Республики Коми. В случае отказа владельца или пользователя автомобильного транспорта от оплаты провоза тяжеловесных грузов по автодорогам работниками Агентства составляется акт контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда), в котором фиксируются все существенные условия, необходимые для определения величины ущерба автодорогам и последующего возмещения в претензионном либо судебном порядке.

Как следует из материалов дела (Перечня государственного имущества Республики Коми - л.д. 32-39) и установлено судом, автодорога «Обход г. Сыктывкара» является собственностью Республики Коми. Факт провоза ответчиком тяжеловесного груза по указанной дороге подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается. Расчёт платы за провоз ответчиком тяжеловесных грузов произведён на основании актов контроля весовых параметров (л.д. 4-23) и в соответствии с установленными ставками.

Не соглашаясь с предъявленными требованиями, ответчик указывает на то, что акты контроля весовых параметров не могут быть признаны надлежащими доказательствами ввиду их составления неуполномоченными лицами.

Данные доводы отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.

Согласно разделам 2, 3, 6 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 1996 г. за № 1146, контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют: органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.

В соответствии с п. 6.3. Инструкции при выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов сотрудник ГАИ принимает меры в соответствии с действующим законодательством.

Судом установлено, что в составлении и подписании актов контроля весовых параметров транспортного средства принимали участие инспекторы ГИБДД, т.е. должностные лица, которым предписано осуществлять контроль за перевозкой и соблюдением весовых параметров и габаритов транспортных средств.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно принял акты весового контроля в качестве надлежащих доказательств по делу и взыскал с ответчика плату за провоз тяжеловесного груза.

При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения оспариваемого ответчиком решения, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 руб. относится на заявителя и в полном объёме уплачена им (платёжные поручения № 204 от 11 декабря 2008 года и № 22 от 27 февраля 2009 года) до принятия апелляционной жалобы к производству апелляционного суда.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 03 декабря 2008 года по делу № А29-7364/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий О.А. Гуреева

Судьи О.П. Кобелева

В.Г. Сандалов