ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-2401/2009 от 01.07.2009 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

01 июля 2009 года

Äåëî ¹ À82-2403/2009

Резолютивная часть постановления объявлена01 июля 2009 года.      

Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Перминовой Г.Г.,

судей Караваевой А.В., ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

при отсутствии  в судебном заседании представителей сторон

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.05.2009 по делу     № А82-2403/2009, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2

к Управлению внутренних дел Ярославской области

о признании незаконными действий,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – ИП ФИО2, Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными действий Управления внутренних дел по Ярославской области (далее – УВД по Ярославской области, ответчик) по отказу в выдаче справки о проверке по реестру дисквалифицированных лиц и справки о судимости, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по истечению срока их изготовления, в течение всего рабочего времени специалистов, выдающих соответствующие справки.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.05.2009 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Предприниматель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. 

По мнениюПредпринимателя, решениесуда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

Заявитель считает, что ответчик мог и обязан был выдать справки в пределах срока действительности справок, который составляет два месяца, так как обращение за выдачей справок по истечении срока на их изготовление (пять дней и один месяц) не исключает возможность их получения.

Также заявитель апелляционной жалобы считает, что действие распоряжения начальника информационного центра УВД Ярославской области от 30.12.2007 не может распространяться на граждан, так как данное распоряжение не опубликовано.

УВД по Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы жалобы, просит решение суда первой инстанции  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО2 является арбитражным управляющим (свидетельство от 21.09.2006 серии 76 № 001) членом некоммерческого партнерства «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие».

26.01.2009 Предприниматель обратился в Информационный центр (далее – ИЦ) при УВД по Ярославской области с заявлением о выдаче справки об отсутствии судимости (л.д.7). Справка об отсутствии судимости № 6/2 Г-8 была подготовлена 26.02.2009 (л.д. 19).

05.02.2009 Предприниматель обратился в ИЦ при УВД по Ярославской области с заявлением о выдаче справки об отсутствии дисквалификации (л.д.6). Справка о проверке по реестру дисквалифицированных лиц № Б076/15 была подготовлена 06.02.2009 (л.д.18).

Заявитель указал, что обратился за получением справок 27.02.2009, справки выданы не были, сотрудник ИЦ при УВД по Ярославской области сообщила, что справки готовы, но могут быть выданы только в установленные часы приема граждан и в специально отведенном помещении.

Посчитав действия ответчика неправомерными, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий УВД по Ярославской области по отказу в выдаче справки о проверке по реестру дисквалифицированных лиц и справки о судимости, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по истечению срока их изготовления, в течение всего рабочего времени специалистов, выдающих соответствующие справки.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности действий ответчика.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменениярешения суда исходя из нижеследующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий и решений органов государственной власти, иных органов, должностных лиц необходимо установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав, законных интересов заявителя.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22.11.2006 №957 утверждены Наставления по формированию и ведению Реестра дисквалифицированных лиц и Инструкция о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах.

Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах установлено, что срок предоставления информации, содержащейся в Реестре, составляет не более 5 дней с даты получения соответствующего запроса (пункт 7), граждане подают запросы о предоставлении информации из Реестра в информационный центр УВД по месту обращения (пункт 11), запросы принимаются на личном приеме граждан в информационной центре УВД при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) (пункт 12).

Пунктом 25 Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах установлено, что в зависимости от указанного в запросе порядка получения информации из Реестра выписки (справки) выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись в отрывном талоне выписки (справки) при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке или направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения граждан (юридического лица) для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

Таким образом, право выбора порядка получения запрашиваемой справки принадлежит заявителю.

В то же время организация приема граждан по вопросу предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц в помещениях, отведенных для приема граждан, возложена на начальников управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации (пункт 5.3 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22.11.2006 № 957).

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01.11.2001 № 965 утверждена Инструкция о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости. Указанной Инструкцией установлено, что заявление о выдаче справки принимается в установленном порядке на личном приеме граждан в УВД при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) (пункт 4); справки о наличии (отсутствии) судимости предоставляются заявителю на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при наличии доверенности, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 15).

Ответственность за организацию и состояние работы с заявлениями, соблюдение установленного Инструкцией порядка их рассмотрения возлагается на руководителей ГИАЦ МВД России, МВД, ГУВД, УВД (пункт 18).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452 утвержден Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 12.12 вышеназванного Типового регламента личный прием граждан в федеральных органах исполнительной власти проводится их руководителями и уполномоченными должностными лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Ответственность за организацию и ведение делопроизводства в Министерстве возлагается на соответствующих начальников (руководителей) подразделений системы МВД России (пункт 48 Регламента внутренней организации Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.12.2005 N 1167).

Так, во исполнение вышеназванных норм, Распоряжением начальника ИЦ УВД Ярославской области от 30.12.2007 №6/4921 введен график приема заявлений и выдачи справок о наличии (отсутствии) судимости. Выписки (справки) из реестра дисквалифицированных лиц предоставляются по этому же графику. Ссылка заявителя на то, что указанное распоряжение должно быть опубликовано, несостоятельна.

Оснований для неприменения указанного распоряжения не имеется, поскольку пунктом 12.12 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти установлено, что дни и часы приема граждан должны быть четко определены. Обязанность работников органов исполнительной власти осуществлять прием граждан в течение всего рабочего времени нормативно не установлена.

Информация о месте приема граждан, а также об установленных для приема днях и часах доведена до граждан (размещена на стенде). Заявитель, подавая заявления о выдаче справок на личном приеме, мог ознакомиться с данной информацией. При этом, заявитель сам определил порядок выдачи подготовленных справок на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан.

Материалы дела показывают, что справки были изготовлены ответчиком в установленные сроки (06.02.2009 и 26.02.2009).

Из заявления ИП ФИО2 (л.д. 2) следует, что за получением справок он обратился 27.02.2009 (неприемный день, пятница). Ответчик в отзыве на заявление (л.д. 17) указал, что при обращении за получением справок в приемные дни и часы, справки были бы выданы ИП ФИО2

Доказательств обращения ИП ФИО2 за получением справок в приемные дни и часы материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции  не имелось.

Доводы жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как несостоятельные.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы. Государственная пошлина заявителем оплачена при подаче апелляционной жалобы, в связи с чем, взыскание государственной пошлины не производится.

Руководствуясь статьями  258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от  08.05.2009 по делу № А82-2403/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий              

Ã.Ã. Ïåðìèíîâà

Судьи

À.Â. Êàðàâàåâà

Ò.Â. Ëûñîâà