610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. ФИО3
18 декабря 2015 года | Дело № А28-11019/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен декабря 2015 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В. ,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности от 17.12.2014 №Д-205,
представителя ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности от 13.01.2015 №1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Славянка»
на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.04.2015 по делу № А28-11019/2014, принятое судом в составе судьи Шилоносовой В.А.,
по иску открытого акционерного общества «Славянка» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к открытому акционерному обществу «Кировские коммунальные системы» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о понуждении к заключению договоров,
установил:
открытое акционерное общество «Славянка» (далее - ОАО «Славянка», истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области к открытому акционерному обществу «Кировские коммунальные системы» (далее - ответчик, ОАО «ККС») с иском об обязании заключить договор на транспортировку холодной воды и сточной воды со сроком действия с 01.01.2014 до объектов Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в/г №15 - военный комиссариат по Кировской области, расположенный по адресу: <...>; в/г №9 - военный комиссариат по Кировской области, расположенный по адресу: <...>; в/г №52 - отдел (ОМТИ г. ФИО3) ФКУ «1340 ЦОМТИ МО РФ» - <...>; в/г №2 - военная комендатура Кировского гарнизона, расположенная по адресу: <...>; в/г №10 - военная прокуратура Кировского гарнизона, расположенная по адресу: <...>; в/г №13 - филиал «в/ч 46179-К» ФКУ «в/ч 46179», расположенный по адресу: <...>; войсковая часть 23527 по адресу: <...> (далее также – спорные объекты), а после уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 27.11.2014 об обязании ОАО «ККС» заключить договор с ОАО «Славянка» на транспортировку сточной воды со сроком действия с 01.01.2014.
Исковые требования основаны на положениях статей 445, 450, 451, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ, Закон о водоснабжении и водоотведении), Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 (далее - Правила № 644).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 06.04.2015 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО «Славянка» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области отменить полностью и принять новый судебный акт, которым обязать ОАО «ККС» заключить договоры на транспортировку холодной воды 275/46-2014/ВКХ и транспортировку сточной воды № 276/46-2014/ВКХ от 17.11.2014.
В апелляционной жалобе истец уточняет, что сети, ведущие к названным объектам Министерства обороны РФ и переданные истцу, технологически присоединены к сетям ответчика, являющейся организацией водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и гарантирующей организацией (ГО), с использованием которых ОАО «ККС» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению сточных вод. По мнению заявителя, арбитражный суд пришел к ошибочному выводу, что истец не является транзитной организацией, поскольку данный вывод противоречит пунктам 2, 4, 9, 14, 26 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении и пункту 2 Правил № 644. В обоснование заявленного довода истец ссылается на судебную практику по делам № А40-157598/2014, А81-193/2014, А81-194/2014, А60-46942/2014, А71-9895/2014.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу отклонил заявленные доводы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
В судебном заседании апелляционного суда23.06.2015представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение суда незаконным и подлежащим отмене, настаивает на понуждении ответчика заключить договор на транспортировку холодной воды и сточной воды. Представителем ОАО «Славянка» заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела письма Региональной службы по тарифам Кировской области (далее - РСТ) от 13.02.2014 исх.№ 373-66-01-11, в котором сообщается об установлении для гарантирующей организации ОАО «ККС» тарифов на питьевую воду и водоотведение Решением правления РСТ от 18.12.2013 № 48/29, при установлении которых в расчете необходимой валовой выручки учтены затраты на услуги сетевых организаций, оказывающих ОАО «ККС» услуги по транспортировке воды и сточных вод, в том числе ОАО «Славянка».
Представитель ОАО «ККС» считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 19.08.2015.
Во исполнение определения суда об отложении судебного разбирательства 30.06.2015 от ОАО «Славянка» в суд апелляционной инстанции поступили следующие документы: Решение правления РСТ от 29.11.2013 № 44/69 о тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение, транспортировку воды и транспортировку сточных вод, установленных на 2014 год для ОАО «Славянка», с приложением экспертного заключения РСТ; письмо РСТ в адрес истца от 30.12.2014 исх.№ 5295-66-01-10 о применении тарифов в 2015 году.
Во исполнение определения суда об отложении судебного разбирательства 17.08.2015 и 18.08.2015 от ОАО «ККС» в суд апелляционной инстанции представлен государственный контракт № 41-1824/55/к/656 на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для нужд федерального казенного учреждения «Объединенные стратегическое командование Центрального военного округа» в 2014 году, согласно которому покупателем холодного водоснабжения и заказчиком по услугам водоотведения является ФКУ «Объединенные стратегическое командование Центрального военного округа», в том числе по объектам: в/г №15 - военный комиссариат по Кировской области, расположенный по адресу: <...>; в/г №9 - военный комиссариат по Кировской области, расположенный по адресу: <...>; в/г №52 - отдел (ОМТИ г. ФИО3) ФКУ «1340 ЦОМТИ МО РФ» - <...>; в/г №2 - военная комендатура Кировского гарнизона, расположенная по адресу: <...>; в/г №10 - военная прокуратура Кировского гарнизона, расположенная по адресу: <...>; в/г №13 - филиал «в/ч 46179-К» ФКУ «в/ч 46179», расположенный по адресу: <...>; войсковая часть 23527 по адресу: <...>.
Также ответчиком представлено решение Правления РСТ от 18.12.2013 № 48/29 о тарифах на питьевую воду и водоотведение для ГО – ОАО «ККС» на 2014 год с приложением экспертного заключения РСТ, согласно которому при установлении тарифа для ОАО «ККС» учтены затраты услуг по транспортировке воды и сточных вод организацией ОАО «Славянка».
17.08.2015 ОАО «ККС» заявило ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу в связи с рассмотрением Арбитражным судом города Москвы дела № А40-157598/14, в котором рассматриваются вопросы, связанные с границей эксплуатационной ответственности по одному из спорных объектов (<...>). При этом к ходатайству приложено названное решение суда от 06.08.2015, вынесенное при новом рассмотрении после отмены 14.05.2015 Арбитражным судом Московского округа решения суда первой инстанции от 02.12.2014 и постановления апелляционного суда от 11.02.2015 по настоящему делу.
На основании распоряжения и.о.председателя Второго арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 в рассмотрении апелляционной жалобы произведена замена судьи Барьяхтар И.Ю. в связи с ее нахождением в отпуске на судью Чернигину Т.В. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала в силу части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 19.08.2015 представители сторон поддержали заявленные ранее правовые позиции; судом исследованы приобщенные к материалам дела дополнительно представленные сторонами вышеназванные документы.
Судом рассмотрено и удовлетворено заявленное ответчиком и поддержанное в судебном заседании представителем истца ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу в связи с рассмотрением Арбитражным судом города Москвы дела № А40-157598/14 на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу приостанавливается в случае невозможности рассмотрения дела до разрешения другого дела - до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда.
Объективной предпосылкой применения данных норм является невозможность рассмотрения одного дела до принятия решения по другому делу. При этом невозможность рассмотрения спора обусловлена тем, что существенные для дела обстоятельства подлежат установлению при разрешении другого дела в одном из вышеуказанных судов. Такая предпосылка налицо в случае, когда указанное решение будет иметь какие-либо процессуальные или материальные последствия для разбирательства по настоящему делу. Возможность рассмотрения спора по существу предопределена необходимостью установления обстоятельств, имеющих значение для дела и входящих в предмет доказывания, которые определяются арбитражным судом исходя из характера спорного правоотношения и норм законодательства, подлежащих применению.
Следовательно, арбитражный суд обязан приостановить производство по делу при наличии в совокупности двух условий: если в производстве соответствующего суда находится дело, связанное с тем, которое рассматривает арбитражный суд, и если это дело имеет существенное значение для выяснения обстоятельств, устанавливаемых арбитражным судом по отношению к лицам, участвующим в настоящем деле. При этом связь между двумя делами должна носить правовой характер. В частности, такая связь имеет место в случае, когда решение суда по рассматриваемому другому делу будет иметь преюдициальное значение по тем вопросам, которые входят в предмет доказывания по делу, рассматриваемому арбитражным судом.
Предметом спора по делу № А40-157598/14 является разрешение разногласий, возникших при заключении договора холодного водоснабжения между ОАО «ККС» и ОАО «Славянка», а в настоящем исковом заявлении ОАО «Славянка» понуждает ОАО «ККС» к заключению договора на транспортировку воды и сточных вод, предметы и основания указанных исков различны.
Тем не менее при новом рассмотрениипо делу № А40-157598/14 судами установлены следующие фактические обстоятельства в отношении одного из спорных объектов Минобороны РФ (<...>): по акту границ эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них в отношении объекта - <...> - «Сеть от наружной сети здания до ВК-1, колодец и арматура в нем по сварному шву, включая сварной шов от основной трубы, находятся в эксплуатационной ответственности Абонента (ОАО «Славянка»). Водоснабжение осуществляется от сетей ОАО «ККС»; по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них в отношении объекта - <...> - «Выпуски до КК-1, КК-2, КК-3, сеть от КК-3 до КК-4, колодцы на сети находятся в эксплуатационной ответственности Абонента. Сброс стоков производится через сети ООО «Производственный комплекс» в коллектор ОАО «ККС».
Кроме того, установлено, что ОАО «Славянка» является и транзитной организацией, и гарантирующей организацией согласно Государственным контрактам на поставку холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд МО РФ №1-ВКХ от 14.05.2011, №МО РФ №1-ВКХ от 14.12.2012, договорам №БП-20 от 15.06.2012, №БП-19 от 15.06.2012 и дополнительным соглашениям к ним.
Определением суда от 02.12.2015 производство по делу возобновленопо ходатайствуОАО «Славянка» в связи с рассмотрением спора по делу № А40-157598/2014 Девятым арбитражным апелляционным судом. Истец обратил внимание апелляционного суда на установленные в рамках рассмотрения указанного дела обстоятельства, а именно: ОАО «ККС» осуществляют поставку коммунального ресурса объектам Министерства обороны РФ, расположенным на территории г.Кирова, не имея технологического присоединения к сетям абонента, с 01.01.2014 по 31.12.2014 по государственному контракту с ФКУ «ОСК Центрального военного округа» № 411824/55/5/656 от 25.12.2014, при этом взыскивает с абонента плату за оказанную услугу по утвержденному РСТ Кировской области тарифу. АО «Славянка» на законном основании пользуется сетями ВКХ Министерства обороны и осуществляет технологически связанные действия пор транспортировке холодной воды и канализации от гарантирующего поставщика до абонента, следовательно имеет право на возмещение затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей. Согласно письму РСТ Кировской области от 13.02.2014 № 373-66-07-11 при установлении тарифа ОАО «ККС» были учтены затраты по транспортировке воды и сточной воды АО «Славянка». Поясняет, что поставки коммунальной услуги в жилые дома, находившиеся на управлении АО «Славянка» не входят в спорные по данному делу договоры холодного водоснабжения и водоотведения. Таким образом, гарантирующий поставщик ОАО «ККС», осуществляя поставки коммунального ресурса абоненту с применением сетей ВКХ АО «Славянка», получает оплату за поставленный ресурс с абонента, но не признает оказание услуг транзитной организацией – АО «Славянка».
В судебном заседании апелляционного суда 17.12.2015 представитель ОАО «ККС» поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на апелляционную жалобу от 17.12.2015, пояснил суду следующее. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 645-р в период, когда ОАО «Славянка» обратилось к ОАО «ККС» оно являлось единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций. Соответственно, отношения сторон ранее представляли из себя поставку воды истцом до сетей ОАО «Славянка»; обязанность поставки воды к объектам Минобороны РФ лежала в соответствии с Постановлением Правительства РФ на ОАО «Славянка», обязательства поставки воды и приема сточных вод ОАО «Кировские коммунальные системы» заканчивались на границе сетей истца и ответчика. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 11.06.2015 № 1089-р статусом единственного исполнителя услуг водоснабжения наделено АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства»; на Минобороны РФ возложена обязанность обеспечить передачу безвозмездного пользования объектов водоснабжения и водоотведения и соответствующих сетей. В обоснование новых доводов представитель ответчика представил суду договор № БП/ГУЖКХ-ВКХ-1 о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование от 28.09.2015, согласно которому сети, ранее принадлежавшие АО «Славянка», переданы АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства».
Представленные сторонами в рамках апелляционного производства дополнительные доказательства приобщены к материалам дела, исследованы судом в судебном заседании.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела,ОАО «Славянка» определено единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 №645-р, в соответствии с пунктом 17 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ.
20.10.2010 между ОАО «ККС» (ресурсоснабжающая организация) и ОАО «Славянка» (абонент) подписан договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод №41-7455 (далее - договор №41-7455), в соответствии с пунктом 1.1 которого ресурсоснабжающая организация обязуется подавать в многоквартирные дома, перечисленные в приложении №9, воду и принимать от абонента отводимые сточные воды, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и отведенные сточные воды в объеме, сроки и на условиях договора.
14.07.2011, затем 14.12.2012 между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ОАО «Славянка» (исполнитель) заключен государственный контракт №1-ВКХ (далее - контракт 1-ВКХ, контракт №2-ВКХ соответственно), согласно пункту 2.1. которых исполнитель принял на себя обязательства в обусловленный контрактом срок оказать услуги водоснабжения и водоотведения потребителю в объемах и на условиях, предусмотренных контрактом и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из пункта 1.10 следует, что потребителями по контракту 1-ВКХ являются воинские части, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, являющиеся получателями услуг. Действие контрактов определено по 31.12.2012 и с 01.01.2013 по 30.06.2015 соответственно.
15.06.2012 между Федеральным государственным учреждением «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской федерации (ссудодатель) и ОАО «Славянка» (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования объектами водопроводно-канализационного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации, закрепленными на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации №БП-20 (далее - договор БП-20), дополнительное соглашение к нему от 31.01.2013, в соответствии с которым ссудополучатель принял в безвозмездное пользование недвижимое и движимое имущество, в том числе объекты водопроводно-канализационного хозяйства и иное вспомогательное имущество Министерства обороны Российской Федерации (согласно приложению №1 к договору БП-20) для использования в целях выполнения государственного контракта от 14.07.2011 №1 ВКХ, а затем контракта от 14.12.2012 №2-ВКХ по поставке холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод в целях обеспечения нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
В приложении №1 к договору БП-20, которое является его неотъемлемой частью, в перечне предоставляемого в безвозмездное пользование имущества указаны, в том числе сети холодного водоснабжения и водоотведения, находящиеся в г. Кирове по адресам: ул.Мопра, 103, в/г №2; ул. Московская, 28, в/г №10; ул. Энгельса, 7 в/г №9; ул. Московская в/г №15; ул.Щорса, в/г №52; ул. Московская, в/г 13.
28.06.2013 постановлением администрации г. Кирова №2480-П «Об определении гарантирующих организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение на территории МО г. ФИО3» ОАО «ККС» определена гарантирующей организацией в г. Кирове.
06.11.2013 ОАО «Славянка» филиал Пермский обратился в ОАО «ККС» с письмом №6037 о заключении договора транспортировки воды и сточных вод.
15.11.2013 и 12.12.2013 письмами исх.№ 11-2254 и № 11-2499 ОАО «ККС» предложило предоставить документы для заключения договора транспортировки воды и сточных вод.
13.01.2014 истец направил в адрес ОАО «ККС» необходимые документы с письмом №78.
14.03.2014 истец повторно обратился в адрес ответчика с предложением о заключении договора транспортировки воды и сточных вод.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Славянка» в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению договора.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, дополнений к жалобе и отзыву, заслушав представителей сторон, исследовав представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций дополнительные документы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор водоснабжения и водоотведения, к которому применяются положения о договоре энергоснабжения, является публичным договором в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ, заключается коммерческой организацией, устанавливая ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).
Статьей 445 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
На основании пункта 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
По смыслу приведенных норм, понудить к заключению договора в судебном порядке можно только то лицо, для которого заключение договора является обязательным в силу закона, либо обусловлено добровольно принятым на себя обязательством.
Федеральный закон № 416-ФЗ регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Законом о водоснабжении и водоотведении определены следующие понятия: гарантирующая организация (ГО) - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), -юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Пунктом 4 статьи 11 Федерального закона №416-ФЗ предусмотрено, что ГО обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой ГО. ГО заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Транспортировка воды (сточных вод) - это перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей. Канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Понятие «транзитная организация», изложенное в пункте 2 Правил № 644, то есть организация, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод, полностью корреспондируется с вышеуказанными терминами, изложенными в Законе о водоснабжении и водоотведении.
Из материалов дела следует и установлено судами, что ответчик является гарантирующей организацией.
Положения пункта 6 статьи 1 Федерального закона № 416-ФЗ устанавливают порядок регулирования водоснабжения объектов обороны и безопасности и водоотведения на таких объектах Правительством РФ. Следовательно, полномочия Правительства РФ в сфере водоснабжения (водоотведения), изложенные в статье 4 Закона о водоснабжении, дополнены специальной компетенцией на регламентацию указанной сферы отношений для объектов обороны (безопасности).
В этой связи необходимо учитывать, что распоряжением Правительства РФ № 645-р от 15.04.2011 ОАО «Славянка» определено единственным поставщиком для нужд Минобороны РФ и подведомственных Минобороны России организаций, во исполнение которого 14.12.2012 Министерством обороны РФ и ОАО «Славянка» заключен государственный контракт №2-ВКХ на период с 01.01.2013 по 30.06.2015, распространяющий свое действие на все объекты Минобороны РФ, независимо от факта передачи сетей ВКХ, принадлежащих третьему лицу, в безвозмездное пользование ОАО «Славянка» по договору от 09.04.2012 №2/12.
ОАО «Славянка» на основании договоров безвозмездного пользования владеет водопроводными и канализационными сетями, которые технологически присоединены к сетям ответчика, являющегося организацией ВКХ и ГО, с использованием данных сетей ответчик осуществляет водоснабжение и водоотведение потребителей.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона № 416-ФЗ в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод и иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Указанные в части 1 настоящей статьи договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 настоящего Закона.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения. По договору по транспортировке горячей или холодной воды организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.
Местом исполнения обязательств организации, эксплуатирующей водопроводные сети, является точка на границе эксплуатационной ответственности этой организации, если иное не предусмотрено договором по транспортировке горячей или холодной воды (статья 16 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Пунктом 46 Правил № 644 предусмотрено, что заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.
По договору по транспортировке холодной воды транзитная организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется обеспечивать поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку холодной (питьевой, технической) воды с учетом допустимых изменений качества холодной воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема холодной воды установленного качества (пункт 47 Правил № 644).
Материалами дела подтверждено, что ОАО «ККС» является гарантирующей организацией. Вместе с тем в рамках рассмотрения дела апелляционным судом установлено и признано истцом в судебном заседании 17.12.2015, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 11.06.2015 № 1089-р статусом единственного исполнителя услуг водоснабжения наделено АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства»; на Минобороны РФ возложена обязанность обеспечить передачу безвозмездного пользования объектов водоснабжения и водоотведения и соответствующих сетей. Во исполнение указанного Распоряжения 28.09.2015 заключен договор № БП/ГУЖКХ-ВКХ-1 о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование, согласно которому сети, ранее принадлежавшие АО «Славянка», переданы АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства».
Следовательно, у АО «Славянка» отсутствуют во владении и пользовании сети, в связи с чем он не вправе требовать от ответчика понуждения заключить договор транспортировкихолодной воды и сточной воды.
Исследовав материалы дела и представленные сторонами документы в порядке статей 65-71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для понуждения ОАО «ККС» заключать договоры транспортировки воды и сточных вод. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кировской области от 06.04.2015 по делу № А28-11019/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Славянка» в лице филиала «Пермский» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | Т.М. Поляшова |
Судьи | ФИО4 Т.В. Чернигина |