ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-4132/2022 от 15.06.2022 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-12666/2021

16 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года .       

Полный текст постановления изготовлен июня 2022 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Волковой С.С., ФИО1

при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,

при участии в судебном заседании представителя заявителя – ФИО2, действующей на основании доверенности от 12.10.2021, представителя ответчика – ФИО3, действующего на основании доверенности от 09.01.2020,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Орловского района Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.04.2022 по делу № А28-12666/2021

по заявлению Администрации Орловского района Кировской области

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Кировской области

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании недействительным представления,

установил:

Администрация Орловского района Кировской области (далее – заявитель, Администрация Орловского района, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее – Управление, УФК по Кировской области, ответчик) от 24.06.2021 № 40-24-09/44.

РешениемАрбитражного судаКировской областиот01.04.2022 в удовлетворении требований Администрации отказано.

Администрация Орловского района с принятым решениемсуда первой инстанции не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, признать недействительным представлениеУФК по Кировской области от 24.06.2021 № 40-24-09/44.

По мнению заявителя жалобы, целевые показатели, предусмотренные соглашением о предоставлении в 2020 году субсидий из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» от 01.04.2020 № 6-2020/А (далее – Соглашение №6-2020/А) Администрацией были достигнуты. Администрация указывает на тот факт, что в техническом задании для проведения аукциона по приобретению жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилого фонда не мог быть указан год ввода жилого помещения в эксплуатацию, которому соответствует лишь один дом, поскольку это могло привести к ограничению конкуренции.

Более подробно доводы Администрации Орловского района изложены в апелляционной жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу УФК по Кировской области опровергает приведенные в ней доводы, просит оставить обжалуемое решение без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.05.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 14.05.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

ЗаконностьрешенияАрбитражного судаКировской областипроверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов настоящего дела, на основании приказов УФК по Кировской области от 16.04.2021 №276, от 22.04.2021 №292 в период с 20.04.2021 по 14.05.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации Орловского района на предмет соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ субсидий на реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда».

Проверкой установлено следующее.

Пунктом 8.3 раздела 8 Областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019 № 113-П (далее – Программа № 113-П) утверждены следующие требования  к  году  постройки  многоквартирного дома, в котором приобретается готовое жилье:

- ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, в котором приобретается готовое жилье, должен быть осуществлен не ранее 2000 года;

- при отсутствии па территории муниципального образования многоквартирных жилых домов с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года возможно приобретение жилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года, для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и договорам мены, если это предусмотрено соглашением, заключенным между министерством и муниципальным образованием.

Пунктом 4.3.9 Соглашения от 01.04.2020 № 6-2020/А предусмотрена обязанность при заключении договоров па приобретение жилых помещений в домах и муниципальных контрактов на строительство домов обеспечить соблюдение «требований  к   жилью,   строящемуся   или   приобретаемому   в   рамках программы»   (пункт   8   областной   адресной   программы   «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на 2019-2020 годы, утвержденной  постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019 № 113-П).

Дополнительным   соглашением   от 16.09.2020   №3   Соглашение -2020 № 6-2020/А дополнено пунктом 4.3.9.1, согласно которому в исключительных случаях, при отсутствии на территории муниципального образования многоквартирных домов с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года, возможно приобретение готовых жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года, для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и по договорам мены с согласия в письменной форме переселяемых граждан.

Администрацией Орловского района при подготовке документации о закупке в технической части (аукционного задания) на приобретение жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилого фонда к муниципальному контракту от 18.11.2020 №2-П определено: местоположение жилого помещения – в границах населенного пункта города Орлова Кировской области, ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома – не ранее 1997 года.

Процедура закупки осуществлялась Кировским областным государственным казенным учреждением «Центр по техническому сопровождению государственных закупок».

Протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0340200003320011971 от 06.11.2020 комиссиейКировского областного государственного казенного учреждения «Центр по техническому сопровождению государственных закупок» вынесено решение о заключении контракта с участником, предложившим наиболее низкую цену контракта в соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее–Закон № 44-ФЗ). По результатам аукциона  Администрацией был заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилого фонда от 18.11.2020 № 2-П на приобретение жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме 1997 года постройки на сумму 850 000 рублей, из которых средства Фонда  – 841 503,29 руб., средства областного бюджета  – 7 646,67 руб., средства местного бюджета – 850, 04 руб.

Согласно информации, размещенной на сайте «Реформа ЖКХ» в сети Интернет, на территории муниципального образования города Орлова Кировской области находятся многоквартирные дома с вводом в эксплуатацию не ранее 2000, а именно, введенные в эксплуатацию в 2006, 2009, 2011 годах.

Таким образом, при наличии на территории города Орлова Кировской области многоквартирных домов с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 Администрацией  в нарушение приведенных выше требований Программы № 113-П и Соглашения -2020 № 6-2020/А  заключен муниципальный контракт от 18.11.2020 № 2-П, на основании которого приобретено жилое помещение, находящееся в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию в 1997 году.

Указанные обстоятельства отражены в акте проверки УФК по Кировской области от 14.05.2021.

24.06.2021 Управлением в адрес Администрации Орловского района вынесено представление № 40-24-09/44, в котором указано на нарушения Администрацией пункта 8.3 раздела 8 Программы №113-П, пунктов 4.3.9 и 4.3.9.1 Соглашения №6-2020/А и предъявлено следующее требование: в течение 30 календарных дней принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в представлении; в срок до 31.12.2021 устранить допущенное нарушение путем возврата на лицевой счет Министерства строительства, энергетики и коммунального хозяйства Кировской области средств субсидии в сумме 841503,29 руб.

Не согласившись с представлением УФК по Кировской области от 24.06.2021 № 40-24-09/44, Администрация Орловского района обратилась в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого представления и отсутствия нарушения им прав и законных интересов заявителя.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, поддержавших занятые по делу позиции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решениясуда исходя из нижеследующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).

В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к принципам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе, эффективность использования бюджетных средств, адресность и целевой характер бюджетных средств.

В силу пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 266.1 БК РФ).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Пунктом 4 Положения о Федеральном казначействе установлено, что Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится Управление.

Как следует из пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) задания, государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок и условия предоставления указанных субсидий устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, установлены Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее- Закон № 185-ФЗ), в редакции, действовавшей в проверяемый УКФ по Кировской области  период.

Пунктом 3 статьи 2 Закона №185-ФЗ определено следующее понятие переселения граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 20 Закона №185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 Закона №185-ФЗ, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 Закона №185-ФЗ, в местные бюджеты.

Частью 1.1 статьи 20 Закона №185-ФЗ предусмотрено, что контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

Проверку использования средств Фонда в соответствии с частью 1.1 статьи 20 Закона №185-ФЗ проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (часть 1.2 статьи 20 Закона №185-ФЗ).

Оспариваемое в рамках настоящего дела представление от 24.06.2021 №40-24-09/44 выдано УФК по Кировской области в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством. Указанное обстоятельство не оспаривается заявителем.

Одним из условий предоставления финансовой поддержки, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, является утверждение региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждаемой в соответствии со статьей 16 Закона № 185-ФЗ.

В целях реализации положений статьи 16 Закона №185-ФЗ постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П утверждена государственная программа Кировской области «Обеспечение граждан доступным жильем» (далее – Программа Кировской области № 753-П), источниками ее финансирования являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда.

В качестве Приложения №8 к Программе Кировской области №753-П утвержден Порядок предоставления и распределения субсидии местным бюджетам из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – Порядок № 753-П).

Пунктом 2 Порядка № 753-П установлено, что субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Распределение субсидий осуществляется между муниципальными образованиями Кировской области -участниками Программы № 113-П, которые выполнили установленные статьей 14 Закона № 185-ФЗ условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, на территории которых расположены аварийные многоквартирные дома, признанные таковыми до 01.01.2017 (пункт 4).

Пунктом 6 Порядка № 753-П предусмотрено предоставление субсидии муниципальным образованиям при соблюдении следующих условий: при наличии муниципальной программы, содержащей мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия из областного бюджета; при заключении соглашения о предоставлении субсидии между министерством и муниципальным образованием.

В соответствии с пунктом 9-1 Порядка № 753-П (в редакции, действовавшей в проверяемый УФК по Кировской области период) получатели средств местных бюджетов производят расходы на цели, указанные в части 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗ, а в случае приобретения жилых помещений на вторичном рынке недвижимости производят расходы на приобретение жилых помещений, на которые отсутствует обременение, в том числе договором аренды недвижимого имущества.

В соответствии с частью 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗ средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.

Разделом 8 Программы №113-П установлены требования к жилью, одним из которых является требование к году ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором приобретается готовое жилье, - не ранее 2000 года (пункт 8.3 Программы № 113-П).

Распоряжением Министерства строительства Кировской области от 30.07.2019 №33 утверждены требования к жилым помещениям, приобретаемым у лиц, не являющихся застройщиками, в домах, введенных в эксплуатацию, в рамках реализации Программы №113-П: ввод дома в эксплуатацию должен быть произведен не ранее 2000 года.

Постановлением Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 343-П пункт 8.3 Программы № 113-П дополнен положением о том, что при отсутствии на территории муниципального образования многоквартирных домов с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года возможно приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года, для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и по договорам мены, если это предусмотрено соглашением, заключенным между министерством и муниципальным образованием.

Реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2020 году осуществлялась за счет средств, которые предоставлялись на основании трехстороннего Соглашения № 6-2020/А.

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 4.3.1, 4.3.7, 4.3.9 Соглашения № 6-2020/А субсидия предоставляется из средств Фонда, бюджета Кировской области в целях софинансирования расходных обязательств Администрации Орловского района, возникающих при реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда исключительно на приобретение жилых помещений, в рамках Программы №753-П, Администрация обязуется использовать перечисленную субсидию на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии со статьёй 16 Закона №185-ФЗ (пункт 4.3.7 Соглашения № 6-2020/А), при заключении договоров на приобретение жилых помещений в домах и муниципальных контрактов обеспечить обязуется соблюдение требований к жилью, приобретаемому в рамках Программы № 113-П (пункт 4.3.9 Соглашения № 6-2020/А).

Дополнительным соглашением от 16.10.2020 № 3 в Соглашение № 6-2020/А внесен пункт 4.3.9.1. согласно которомув исключительных случаях, при отсутствии на территории муниципального образования многоквартирных жилых домов с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года, возможно приобретение готовых жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года, для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и по договорам мены с согласия в письменной форме переселяемых граждан

С учетом изложенного, субсидия за счет средств Фонда предоставлялась целевым использованием на осуществление мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а именно, на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, соответствующих установленным требованиям, в том числе к году ввода их в эксплуатацию.

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 14.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

        Как следует из материалов дела, при проведении плановой выездной проверки УФК по Кировской области установлено, что при реализации в 2020 году мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Администрацией Орловского района при наличии многоквартирных домов с вводом в эксплуатацию после 2000 года было приобретено жилое помещение в многоквартирном доме, не соответствующем требованиям Программы № 113-П, условиям Соглашения № 6-2020/А, в части требований к году ввода в эксплуатацию такого дома, а именно: при наличии в муниципальном образовании многоквартирных домов с годом ввода в эксплуатацию не ранее 2000 и остальными качественными характеристиками, удовлетворяющими условиям предоставления субсидии, Администрацией приобретено жилое помещение в доме, введенном в эксплуатацию в 1997 году.

Доводы Администрации  о том, что на момент подготовки технического задания для проведения аукциона в электронной форме в городе Орлове указанным выше требованиям соответствовал лишь один многоквартирный дом, подлежат отклонению апелляционным судом, так какпунктом 8.3 Программы № 113-П установлено, что лишь при отсутствии на территории муниципального образования многоквартирных домов с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года возможно приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года, для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и по договорам мены, если это предусмотрено соглашением.

Пункт 4.3.9.1 Соглашения № 6-2020/А имеет аналогичную формулировку: в исключительных случаях, при отсутствии на территории муниципального образования многоквартирных домов с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года, возможно приобретение готовых жилых помещений в домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года, для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и по договорам мены с согласия в письменной форме переселяемых граждан.

Таким образом, при подготовке технического задания для проведения торгов в целях соблюдения требований к условиям предоставления субсидии в части года ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, в которых могут быть приобретены жилые помещения за счет средств субсидии, Администрации Орловского района следовало указать все условия приобретения жилых помещений, а также предусмотреть порядок определения победителя торгов с учетом целей, порядка и условий предоставления соответствующей субсидии.

УФК по Кировской области установлено наличие в Орловском районе предложенного к продаже на торгах жилого помещения в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию в 2006, 2009 и 2011 годах. При наличии указанных домов Администрацией приобретено жилое помещение в многоквартирном доме с годом ввода в эксплуатацию 1997, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.

При указанных обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что при приобретении жилого помещения по муниципальному контракту от 18.11.2020 №2-П Администрацией нарушены условия предоставления субсидии, установленные пунктом 8.3 Программы №113-П и пунктами 4.3.9, 4.3.9.1 Соглашения №6-2020/А.

Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное, в том числе, местной администрацией нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

При указанных выше фактических обстоятельствах и приведенном нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений в действиях Администрации  Орловского района по приобретению жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилого фонда, находящегося в многоквартирном доме 1997 года, усматривается нецелевое использование выделенных на его приобретение средств субсидии в размере 841503, 29 рублей.

Довод апелляционной жалобы о невозможности указания в техническом задании для проведения аукциона по приобретению жилья лишь одного многоквартирного дома, соответствующего условиям предоставления субсидии по году ввода в эксплуатацию, в связи с тем, что в таком случае было бы допущено нарушение законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, подлежит отклонению, поскольку не исключает обязанности Администрации по соблюдению требований бюджетного законодательства и условий предоставления субсидии и не свидетельствует о наличии законных оснований для нарушения таких требований и условий.   

С учетом изложенного, представление УФК по Кировской области от 24.06.2021 №40-24-09/44 соответствует приведенным выше  положениям БК РФ, Закона №185-ФЗ, пункта 8.3 Программы №113-П, пунктов 4.3.9 и 4.3.9.1 Соглашения от 06.04.2020 №6-2020/А, не возлагает на Администрацию незаконно какие-либо обязанности в сфере ее экономической деятельности, в связи с чем предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания данного представления недействительным не имеется.

Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы Администрации, однако они не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 01.04.2022 по делу № А28-12666/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Орловского района – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 01.04.2022 по делу № А28-12666/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Орловского района Кировской области– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

П.И. Кононов

Судьи

ФИО4

ФИО1