ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-4415/2021 от 20.09.2022 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

27 сентября 2022 года

Дело № А82-19881/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года.           

Полный текст постановления изготовлен сентября 2022 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Волковой С.С., Минаевой Е.В. ,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,

при участии в судебном заседании (с использованием системы веб-конференции):

представителя Общества – ФИО2, действующего на основании доверенности от 16.06.2022,

представителя Инспекции – ФИО3, действующей на основании доверенности от 17.01.2022,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.04.2021 по делу №А82-19881/2020, 

по заявлению акционерного общества «Региональная лизинговая компания Ярославской области» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

третьи лица: акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

Департамент инвестиций и промышленности Ярославской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании частично недействительными решений,

установил:

акционерное общество «Региональная лизинговая компания Ярославской области» (далее – АО «РЛК Ярославской области», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 10.07.2020 № 10-21/01/2139 в части отказа в применении налогового вычета в сумме 38 572 716 рублей 56 копеек и доначисления соответствующих сумм недоимки по НДС, пеней и привлечения к ответственности в виде штрафа за неполную уплату налога, от 10.07.2020 № 10-20/15 об отказе в возмещении НДС в сумме 18 451 293 рублей 56 копеек.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.04.2021 решение Инспекции от 10.07.2020 № 10-21/01/2139 признано недействительным, решение Инспекции от 10.07.2020 № 10-20/15 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, признано недействительным в части отказа в возмещении  НДС в сумме 18 451 293 рублей 56 копеек.

Инспекция с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.04.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Ссылаясь на положения статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), заявитель жалобы считает, что отказ Инспекции в применении налоговых вычетов является правомерным, поскольку  Общество приобретало товары за счет бюджетных инвестиций; налогоплательщиком не обеспечено ведение раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и по товарам, приобретенным Обществом за счет других источников.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представитель АО «РЛК Ярославской области» указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.

Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Третьи лица о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц. 

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной АО «РЛК Ярославской области» налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 года. В ходе проверки Инспекция пришла к выводу, что Общество нарушило пункт 2.1 статьи 170 НК РФ и неправомерно предъявило к вычету НДС по товарам, приобретенным за счет бюджетных инвестиций, полученных путем увеличения уставного капитала. По результатам проверки Обществу было отказано в применении вычета по НДС на сумму 47 647 386 рублей, что привело к завышению налога, заявленного к возмещению из бюджета в сумме 27 525 963 рублей и к исчислению налога к уплате в сумме 17 377 607 рублей.

Результаты проверки отражены в акте от 10.02.2020 № 10-21/01/519 и в дополнении к акту налоговой проверки от 01.06.2020 № 10-21/01/100 (т. 4 л.д. 3-32, 33-43).

10.07.2020 начальником Инспекции приняты следующие решения:

- № 10-21/01/2139 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 868 880 рублей 25 копеек. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить штраф, а также НДС в сумме 17 377 607 рублей и пени в сумме 1 479 831 рубля 25 копеек (т. 1 л.д. 50-72).

- № 10-20/15 об отказе в возмещении НДС в сумме 27 525 963 рублей (т. 1 л.д. 74).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 14.10.2020 № 201 решения Инспекции от 10.07.2020 № 10-21/01/2139 и № 10-20/15  оставлены без изменения (т. 1 л.д. 75-79).

Налогоплательщик частично с решениями Инспекции не согласился и обратился с настоящим заявлением в суд.

Удовлетворяя, заявленные Обществом требования, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о соблюдении Обществом условий для применения налоговых вычетов по приобретению спорных товаров.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

На основании пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

Положения настоящего пункта применяются также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

При получении субсидий и (или) бюджетных инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Суммы налога, указанные в абзаце первом настоящего пункта, включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций и при условии ведения раздельного учета.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, в расходы при исчислении налога на прибыль организаций не включаются.

Как следует из материалов дела, 26.04.2018 АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация) и Ярославская область в лице Департамента инвестиций и промышленности Ярославской области (далее – Департамент) приняли решение о создании АО «РЛК Ярославской области».

В соответствии с договором о предоставлении бюджетных инвестиций от 30.03.2018 № 01-05/32 Российская Федерация в лице Министерства экономического развития Российской Федерации предоставляет в порядке, установленном указанным договором, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2018 год Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующие цели Минэкономразвития России, бюджетные инвестиции в виде взноса в уставный капитал Корпорации на общую сумму 9 200 000 000 рублей. Корпорация передает в собственность, а Российская Федерация в лице Росимущества, принимает на условиях, установленных договором, в счет бюджетных инвестиций, указанных выше, 920 000 штук обыкновенных именных бездокументарных акций Корпорации, размещаемых в качестве дополнительного выпуска с целью увеличения уставного капитала Корпорации (т. 7 л.д. 9-17).

Денежные средства, предоставленные Корпорации в соответствии с договором от 30.03.2018 № 01-05/32, подлежат использованию на следующие цели: 3 000 000 000 рублей - в целях последующего взноса в уставный капитал российских лизинговых компаний (фирм) в целях реализации механизма лизинга для субъектов малого предпринимательства; 6 200 000 000 рублей - в целях реализации мер гарантийной поддержки малого предпринимательства и развития национальной системы гарантийных организаций.

08.06.2018 АО «РЛК Ярославской области» и Департамент заключили договор о предоставлении бюджетных инвестиций, согласно которому бюджетные инвестиции предоставляются Обществу в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в рамках реализации Паспорта приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, в том числе в рамках реализации льготных лизинговых программ в порядке и на условиях, утвержденных Советом директоров Корпорации, для субъектов малого предпринимательства по льготным ставкам лизинга оборудования - не более 8% годовых, а в части лизинга оборудования отечественного производства - не более 6% годовых (т. 1 л.д. 97-102).

Согласно условий заключенного договора, представитель собственника от Ярославской области обязан перечислить бюджетные инвестиции в сумме 500 000 000 рублей Обществу для оплаты доли Ярославской области в уставном капитале Общества и принять в установленном порядке в собственность Ярославской области акции Общества в количестве 500 000 штук номинальной стоимостью 1 000 рублей.

Общество, в свою очередь, обязано использовать предоставленные бюджетные инвестиции для формирования уставного капитала и исключительно по целевому назначению, обеспечить достижение показателей результативности в виде оказания объема лизинговой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными показателями.

08.06.2018 между АО «РЛК Ярославской области» и Корпорацией заключен договор о предоставлении взноса (вклада) № Д-66, согласно которому Корпорация осуществляет взнос в уставный капитал Общества в размере 1 500 000 000 рублей в счет оплаты 1 500 000 штук обыкновенных акций (т. 1 л.д. 81-93).

Во исполнение договора от 08.06.2018 № Д-66 Корпорация по платежному поручению от 26.06.2018 № 2806 перечислила Обществу  1 500 000 000 рублей, а во исполнение договора от 08.06.2018 платежным поручением от 20.06.2018 № 775 Ярославская область в лице Департамента перечислила Обществу 500 000 000 рублей. В назначении указанных платежей указано - взнос в уставный капитал Общества, имеются ссылки на договор о предоставлении бюджетных инвестиций от 30.03.2018 № 01-05/32, договор от 08.06.2018 № Д-66, Закон Ярославской области от 25.12.2017 № 65-з, постановление Правительства Ярославской области от 10.094.2018 № 247-п.

Таким образом, поступившие Обществу на его лицевой счет, открытый в УФК по Ярославской области, а также на расчетный счет Общества, открытый в банке, денежные средства в общей сумме 2 000 000 000 рублей являются бюджетными инвестициями, представленными в целях реализации механизма льготного лизинга для соответствующих субъектов предпринимательской деятельности.

Налоговым органом в ходе камеральной проверки установлено, что в 3 квартале 2019 года оплата товаров (предметов лизинга и общехозяйственных расходов) производилась Обществом с его лицевого и расчетного счетов, на которые были зачислены суммы бюджетных инвестиций, и при этом Общество не вело раздельный учет затрат на приобретение товаров за счет бюджетных инвестиций и затрат на приобретение товаров за счет других источников, в учетной политике Общества не предусмотрено раздельного или иного учета бюджетных средств и их расходования, доказательств того, что спорные затраты Общества произведены за счет собственных средств, либо за счет других источников Обществом не представлено.

При таких обстоятельствах, налоговый орган пришел к обоснованному выводу о том, что в силу положений пункта 2.1 статьи 170 НК РФ Общество не вправе применять налоговые вычеты по операциям приобретения товаров за счет бюджетных инвестиций, а доводы Общества об обратном не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах у Общества отсутствовали правовые основания для предъявления к вычету спорной суммы налога на добавленную стоимость.

Вывод суда первой инстанции об обратном ошибочен, противоречит пункту 2.1 статьи 170 НК РФ.

Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что в составе налоговых вычетов по НДС за 3 квартал 2019 года заявлены суммы налога по счетам-фактурам, оплата по которым частично произведена не за счет бюджетных инвестиций, а путем зачета встречных однородных требований Общества и поставщиков товаров (АО «Калужский завод энергетического машиностроения», ООО «Колокшанский агрегатный завод», ООО «Карачиха», ООО «Русдеталь»). Общая сумма по соглашениям о зачете составила 19 371 465 рублей 24 копейки, в том числе НДС – 3 228 577 рублей 54 копейки. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждены документально.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 20.06.2022 № 06-28/1/12368 признано обоснованным применение Обществом вычетов по НДС в сумме 3 228 577 рублей 54 копейки в отношении приобретенных товаров, оплата которых произведена путем зачета встречных однородных требований между организациями, в связи с чем  решение Инспекции от 10.07.2020 № 10-21/01/2139 в указанной части было отменено.   

Учитывая изложенное, решения Инспекции от 10.07.2020 №10-21/01/2139 и от 10.07.2020 № 10-20/15 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 20.06.2022 № 06-28/1/12368) являются законными и обоснованными, оснований для признания их недействительными не имеется.

Таким образом, решение судом первой инстанции принято при неправильном применении норм материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.

В суде апелляционной инстанции Обществом заявлено ходатайство о проведении судебно-бухгалтерской экспертизы по вопросам ведения налогоплательщиком раздельного учета.

Указанное ходатайство отклоняется апелляционным судом, поскольку в соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда. В данном случае, оценив доводы и возражения сторон с учетом имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции считает, что дело может быть рассмотрено по существу на основании имеющихся в материалах дела доказательств и норм действующего законодательства.

Апелляционная жалоба Инспекции подлежит удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.04.2021 по делу №А82-19881/2020 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявления о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области от 10.07.2020 №10-21/01/2139 и от 10.07.2020 № 10-20/15 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 20.06.2022 № 06-28/1/12368), в части обжалуемой  акционерным обществом «Региональная лизинговая компания Ярославской области», отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий              

М.В. Немчанинова

Судьи

ФИО4

ФИО1