АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А29-12758/2015 |
17 октября 2016 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е. ,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А. ,
при участии представителей
от истца: ФИО1 (доверенность от 28.12.2015),
от ответчика: ФИО2 (доверенность от 11.10.2016),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика –
Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016,
принятое судьями Гуреевой О.А., Дьяконовой Т.М., Малых Е.Г.,
по делу № А29-12758/2015 Арбитражного суда Республики Коми
по иску Государственного учреждения – регионального отделения Фонда
социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании задолженности
и у с т а н о в и л :
Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – Фонд, Региональное отделение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее – Министерство) о взыскании 106 028 рублей 97 копеек задолженности, образовавшейся в связи с неправомерной выплатой Министерством государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке.
Суд решением от 07.04.2016 отказал в удовлетворении иска.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 решение суда отменено; требование Фонда удовлетворено.
Министерство не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил статьи 28, 38, 158, 161 и 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьи 3, 19 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ) и Правила финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1162 (далее – Правила № 1162). По мнению заявителя, переплата денежных средств произошла в результате виновных действий граждан (ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8). Министерство указывает, что у него отсутствовали законные основания для отказа в назначении и выплате пособий граждан как на дату их обращения, так и в последующие даты; граждане не поставили Министерство в известность об обстоятельствах, влияющих на назначение и выплату пособий. Подробно доводы Министерства приведены в кассационной жалобе и дополнении к ней и поддержаны представителем в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Фонд и Агентство Республики Коми по социальному развитию (в настоящее время – Министерство) заключили договор от 26.12.2007 № 335 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом № 81-ФЗ.
Согласно условиям данного договора Фонд осуществляет перечисление средств ответчику для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом № 81-ФЗ, а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 866 «О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Постановление № 866) и от 30.12.2006 № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» (далее – Постановление № 865).
На основании пункта 2.3 договора № 335 Министерство обязано обеспечить ежемесячно, до пятого числа текущего месяца, выплату пособия получателям через территориальные органы органа социальной защиты населения – Управления (отделы) социальной защиты населения в городах и районах Республики Коми по месту жительства получателей пособия в размере и сроки, установленные статьями 14, 15 Федерального закона № 81-ФЗ, а также в порядке, установленном Постановлении № 865, путем перечисления средств, полученных из фонда, в организации федеральной почтовой связи либо в кредитные учреждения, указанные получателями пособия; ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, предоставить Фонду отчет о расходовании средств, выделенных на выплату пособия, в порядке и по форме, которые утверждаются Фондом социального страхования Российской Федерации; вести обособленный учет средств, выделенных на выплату пособия; осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий территориальными органами органа социальной защиты населения – управлениями (отделами) социальной защиты населения в городах и районах Республики Коми; обеспечить целевое использование средств, выделенных на выплату пособия.
Договор распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008, и действует по 31.12.2008, а в части расчетов – до исполнения сторонами своих обязательств (пункты 3.1 и 3.2 договора № 335).
Фонд и Министерство 23.12.2008 заключили договор № 525 на условиях, аналогичных условиям договора от 26.12.2007 № 335.
Договор распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2009, и действует по 31.12.2009, а в части расчетов – до исполнения сторонами своих обязательств (пункты 3.1 и 3.2 договора № 525).
Фонд и Министерство заключили договор от 30.12.2011 № 533, предметом которого является финансовое обеспечение Фондом расходов на выплату ответчиком отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность полномочия) в установленном порядке (далее – пособия), согласно Правилам № 1162.
В соответствии с пунктом 2.1 договора № 533 Фонд осуществляет ежемесячно перечисление средств для выплаты пособий, указанных в пункте 2 Правил № 1162, на лицевой счет Министерства в течение пяти рабочих дней с даты поступления средств, но не позднее 10-го числа текущего месяца, на основании заявок, представленных ответчиком, в соответствии с Правилами № 1162; проверяет отчет Министерства о расходовании средств, выделенных для выплаты пособий, представляемый в соответствии с Правилами № 1162, документы, подтверждающие перечисление пособий получателям, а также документы, подтверждающие основания для назначения пособий и их выплаты; осуществляет контроль за целевым расходованием Министерством средств, перечисленных Фондом для выплаты пособий.
В силу пункта 2.2 договора № 533 Министерство ведет реестр лиц, которым выплачиваются пособия; представляет в Фонд ежемесячно до 20-го числа текущего месяца, а в отношении лиц, обратившихся впервые за пособием, – до первого числа месяца, следующего за месяцем обращения, заявки на перечисление средств на выплату пособий в соответствии с Правилами № 1162; обеспечивает ежемесячно в течение пяти рабочих дней с даты получения от Фонда средств на финансовое обеспечение расходов на выплату пособий, но не позднее 15-го числа текущего месяца перечисление указанных средств в организации федеральной почтовой службы либо в кредитные учреждения, указанные получателями пособий; представляет Фонду ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, отчет о расходовании средств, выделенных на выплату пособий, в порядке и по форме, которые устанавливаются Фондом; ведет обособленный учет средств, выделенных на пособия; осуществляет контроль за назначением и выплатой пособий; обеспечивает целевое использование средств, выделенных на выплату пособий.
В пункте 2.3 договора № 533 стороны предусмотрели, что они ежеквартально проводят сверку расчетов.
Договор вступает в силу с 01.01.2012 и действует по 31.12.2012, а в части расчетов – до дня исполнения сторонами своих обязательств (пункт 3.1 договора № 533).
Фонд и Министерство 29.12.2012 заключили договор № 556 с условиями, аналогичными условиям договора от 30.12.2011 № 533.
Договора № 556 вступает в силу с 01.01.2013 и действует по 31.12.2013, а в части расчетов – до дня исполнения сторонами своих обязательств (пункт 3.1 договора № 556).
По мнению истца, в 2013 году ему стало известно о том, что в нарушение бюджетного законодательства ряд лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, получили отдельные виды государственных пособий.
Письмами от 10.09.2012 № 14-08/5298, от 08.05.2013 № 14-08/2649, от 10.09.2013 № 14-08/5061, от 10.10.2013 № 14-08/5675 и от 08.11.2013 № 14-08/6279 Министерство направило в адрес Фонда отчеты за август 2012 года и за апрель, август, сентябрь, октябрь 2013 года о расходовании средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, и реестр № 2 лиц, получивших пособия в нарушение законодательства. Согласно реестру ФИО3 неправомерно получила ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 8 373 рублей 60 копеек за период с 01.06.2012 по 31.08.2012; ФИО4 неправомерно получила ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 21 983 рублей 26 копеек за период с 09.10.2012 по 31.03.2013 (по состоянию на 18.11.2015 остаток задолженности составил 17 983 рублей 26 копеек); ФИО5 неправомерно получила ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 13 678 рублей 65 копеек за период с 01.02.2013 по 23.03.2013; ФИО6 неправомерно получил единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 15 705 рублей 13 копеек; ФИО7 неправомерно получила ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 46 501 рубля 30 копеек за период с 01.11.2012 по 30.06.2013 (по состоянию на 18.11.2015 остаток задолженности составил 39 001 рубль 30 копеек); ФИО8 неправомерно получила ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 15 071 рубля 85 копеек за период с 01.11.2008 по 29.05.2009.
Министерство также представило решение мирового судьи Горного судебного участка города Воркуты Республики Коми от 05.05.2012 по делу № 2-403/14 по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми – «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» о взыскании с ФИО4 незаконно полученных денежных средств в сумме 17 983 рублей 26 копеек, постановление отдела судебных приставов по городу Воркуте от 22.08.2015, письмо отдела судебных приставов по городу Воркуте от 31.08.2015 № 11002/15/1247233, из которых следует, что в отношении ФИО4 возбуждено исполнительное производство о взыскании 17 983 рублей 26 копеек; решение мирового судьи Северного судебного участка города Воркуты Республики Коми от 21.05.2014 по делу № 2-669/2014 по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми – «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» о взыскании с ФИО5 излишне выплаченных денежных средств в сумме 13 678 рублей 65 копеек, письмо отдела судебных приставов по городу Воркуте от 22.10.2015 № 11002/15/1457217, из которого следует, что в отношении ФИО5 возбуждено исполнительное производство о взыскании 13 678 рублей 65 копеек; заочное решение мирового судьи Выльгортского судебного участка Республики Коми от 09.12.2013 по делу № 2-1826/2013 по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» о взыскании с ФИО6 излишне выплаченной суммы единовременного пособия при рождении ребенка в размере 15 705 рублей 13 копеек, постановление отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 09.07.2014 о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО6; решение мирового судьи Краснозатонского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми от 10.11.2014 по делу № 2-2166/14 по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о взыскании с ФИО7 неосновательного обогащения в сумме 39 001 рубля 30 копеек, постановление отдела судебных приставов по городу Сыктывкару № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 11.02.2015 о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО7; решение мирового судьи Лесозаводского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми от 02.12.2014 по делу № 2-1104/2014 по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о взыскании с ФИО8 излишне выплаченной суммы пособия по уходу за ребенком до достижения полутора лет в размере 15 071 рублей 85 копеек, постановление отдела судебных приставов по городу Сыктывкару № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 15.06.2015 о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО8 и решение мирового судьи Слободского судебного участка Эжвинского района города Сыктывкара от 07.12.2012 по делу № 2-1447/2012 по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района города Сыктывкара» о взыскании с ФИО3 излишне выплаченной суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 8 373 рублей 60 копеек.
Письмом от 06.08.2015 Фонд сообщил Министерству об остатках сумм задолженности по пособиям граждан, имеющим детей, выплата которых произведена в нарушение действующего законодательства и подлежит возврату на счет регионального отделения для проверки и подтверждения с просьбой сообщить о сроках погашения числящейся задолженности и мероприятиях по работе с задолженностью.
В письме от 28.08.2015 Министерство указало об исключении из списка – ФИО14 и о возбуждении исполнительного производства в отношении граждан, выплата государственных пособий которым была произведена в нарушение действующего законодательства.
В письме от 22.09.2015 № 14-08/6887 Министерство сообщило Фонду, что по состоянию на 14.09.2015 остаток долга ФИО8 составил 15 071 рубль 85 копеек, ФИО5 – 13 678 рублей 65 копеек, ФИО6 – 15 705 рублей 13 копеек, ФИО4 – 17 983 рубля 26 копеек, ФИО7 – 39 001 рубль 30 копеек, ФИО3 – 8 373 рубля 60 копеек.
Платежными поручениями от 25.12.2015 № 413, от 01.03.2016 № 99366 и от 01.03.2016 № 99367 Министерство вернуло Фонду 3 784 рубля (часть неправомерно полученного ФИО5 ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком).
Поскольку Министерство в полном объеме денежные средства Фонду не возвратило, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отменив решение суда и удовлетворив исковое требование, Второй Арбитражный апелляционный суд руководствовался статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 28, 38, 306.4 БК РФ, статьями 3, 19 Федерального закона № 81-ФЗ и Правилами № 1162 и пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по возврату истцу излишне выплаченных сумм пособий.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статье 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Из статьи 162 БК РФ следует, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).
В силу статьи 3 Федерального закона № 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком и единовременное пособие при рождении ребенка являются видами государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной Федеральным законом № 81-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 утверждены Правила № 1162 (действовавшие в спорном периоде), определяющие порядок финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке.
Согласно пункту 2 Правил № 1162 за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в установленном порядке в бюджет Фонда осуществляется финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой и ежемесячного пособия по уходу за ребенком перечисленным в названном пункте лицам. Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1012н.
Фонд в течение пяти рабочих дней с даты поступления межбюджетных трансфертов распределяет их между его территориальными органами на основании заявок и отчетов о расходовании средств, представляемых ими ежемесячно, но не позднее 25-го числа текущего месяца, а в отношении лиц, обратившихся впервые за пособием, – до первого числа месяца, следующего за месяцем обращения (пункт 4 Правил №1162).
Территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты поступления средств, но не позднее 10-го числа текущего месяца перечисляет уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации средства на финансирование расходов, связанных с выплатой в том числе, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, на основании договора, заключенного ими (пункт 5 Правил № 1162).
В пункте 13 Правил № 1162 предусмотрено, что контроль за целевым использованием средств, направляемых на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Правилами № 1162, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт необоснованной выплаты пособий ФИО8, ФИО5, ФИО6, ФИО4, ФИО7, и ФИО3 в спорной сумме судом установлен и подтвержден материалами дела.
Взыскание излишне выплаченных сумм пособий с граждан не освобождает ответчика от обязанности возврата этих сумм истцу.
Доказательств возвращения Фонду денежных средств в искомой сумме Министерство не представило.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил иск Фонда.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а изложенные в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 по делу № А29‑12758/2015 Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судьи И.В. Чижов
О.А. Шемякина