ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-4621/19 от 19.06.2019 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А82-6470/2019

19 июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года .      

Полный текст постановления изготовлен июня 2019 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Акционерного общества «Транснефть-Север»  

на определение Арбитражного суда Ярославской области от 16.04.2019 по делу №А82-6470/2019, принятое судом в составе судьи Секериной С.Е.,

по иску Акционерного общества «Транснефть-Север»

(ИНН: 1102016594, ОГРН: 1021100730353)

к Заволжскому сельскому поселению Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7627029234; ОГРН: 1067627018942) и  

к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7606011902; ОГРН: 1027601599992)

об обязании совершить действия,

установил:

Акционерное общество «Транснефть-Север» (далее – Истец, АО  «Транснефть-Север», Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к Заволжскому сельскому поселению Ярославского муниципального района Ярославской области (далее – Ответчик - 1, Поселение) и к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее – Ответчик - 2, Администрация) об обязании в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

1) установить границы населенного пункта «д. Андреевское» Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области на расстоянии не менее 150 м от оси участка магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль» (1096 км), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 76:17:104501:93 (обособленный участок земельного участка с кадастровым номером 76:17:000000:0145) и отобразить границы охранной зоны и зоны минимальных расстояний до участка магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль» (1096 км), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 76:17:104501:93 (обособленный участок земельного участка с кадастровым номером 76:17:000000:0145), на Карте планируемого размещения объектов местного значения, Карте границ населенных пунктов, Карте о современном использовании территорий, Карте ограничений использования территорий, Карте планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, Карте функциональных зон Генерального плана Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, утвержденного решением муниципального совета Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области от 07.12.2016 № 101;

2) обеспечить внесение сведений о границах населенного пункта «д.Андреевское» Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области и о местоположении его границ в Единый государственный реестр недвижимости в установленном законом порядке.

Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь статьями 27, 28, 29, 127.1Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьями 8, 24, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Решением Муниципального Совета Заволжского сельского поселения Ярославского района Ярославской области от 07.12.2016 № 101, которым был утвержден Генеральный план Заволжского сельского поселения, Постановлением Пленума ВС РФ № 50 от 25.12.2018 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – Постановление № 50), Законом Ярославской области от 03.12.2007 № 105-з  «Об описании границ муниципальных образований Ярославской области», установив, что фактически заявлены требования по оспариванию нормативного правового акта, отказал в принятии искового заявления, о чем 16.04.2019 вынес определение.

АО «Транснефть-Север» с принятым определением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение от 16.04.2019 отменить и направить исковое заявление в Арбитражный суд Ярославской области для рассмотрения по существу, обращая внимание апелляционного суда, что Истец заявлял требования не об оспаривании нормативно-правового акта, а об устранении нарушения права, не связанного с лишением владения, указав в силу статьи 304 ГК РФ, какое именно действие должен совершить ответчик. Однако суд первой инстанции предложил Истцу реализовать свое право на судебную защиту путем обращения в Ярославский областной суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, тогда как в Генеральном плане Заволжского района отсутствуют сведения о границах входящего в его состав населенного пункта «д.Андреевское» и отображение границ зон с особыми условиями использования территорий. То есть АО «Транснефть-Север» избрало единственно возможный способ защиты права.

Соответственно, заявитель жалобы считает, что определение от 16.04.2019 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.

Поселение в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, указывает, что не имеет полномочий по принятию решений по установлению границ сельских поселений, поэтому не является надлежащим ответчиком по делу, считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.

Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.        

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 31.05.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 01.06.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционного суда 19.06.2019 явку своих представителей не обеспечили, Ответчик-1 просит рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей.

АО «Транснефть-Север» заявило ходатайство об отложении судебного заседания  в связи с нахождением в отпуске юрисконсульта.

Второй арбитражный апелляционный суд рассмотрел данное ходатайство и считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку не могут рассматриваться в качестве уважительных причин невозможности явки в судебное заседание нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с апелляционной жалобой, если сторона не обосновала такое отложение необходимостью представить дополнительные доказательства, которые не были по уважительным причинам представлены в суд первой или апелляционной инстанции.

При этом, заявляя об отложении судебного разбирательства, АО «Транснефть-Север» не обосновало невозможность участия в судебном заседании 19.06.2019 иных его представителей.

Кроме того, в самом ходатайстве заявитель жалобы указал, что в случае неудовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания просит рассмотреть дело в отсутствие представителей АО «Транснефть-Север».

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность определения Арбитражного суда Ярославской области от 16.04.2019 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва Поселения на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения определения суда, исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно статье 6 АПК РФ законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Согласно статье 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции названным Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

В силу статьи 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании части 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Таким образом, к подведомственности арбитражных судов отнесены лишь те дела об оспаривании нормативных правовых актов, которые отнесены к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Истец заявил требования об установлении границы населенного пункта «д.Андреевское» Заволжского сельского поселения и об обеспечении внесения сведений о границах населенного пункта «д. Андреевское» Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области и о местоположении его границ в Единый государственный реестр недвижимости в установленном законом порядке.

Между тем, пунктом 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение Правил землепользования и застройки городских округов (пункты  1, 2 части 1 статьи 8 ГрК РФ).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, Правил землепользования и застройки, внесения изменений в указанные документы установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится подготовка документов территориального планирования, в том числе проекта генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки в объемах и в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что подготовка проекта генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения и предполагают установленную законом обязательную процедуру.

Решением Муниципального Совета Заволжского сельского поселения Ярославского района Ярославской области от 07.12.2016 № 101 утвержден Генеральный план Заволжского сельского поселения.

Из искового заявления усматривается, что АО «Транснефть-Север» обратилось в Администрацию Ярославского муниципального района с заявлением о внесении изменений в Генеральный план Заволжского сельского поселения. Однако 26.02.2019 градостроительной комиссией Ярославского муниципального района Обществу было отказано во внесении изменений в Генеральный план Заволжского сельского поселения.

Согласно пункту 2 Постановления № 50 признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

С учетом изложенного, решение Муниципального совета Заволжского сельского поселения Ярославского района Ярославской области от 07.12.2016  № 101 имеет признаки нормативного правового акта, приведенные в пункте 2 Постановления № 50.

Закон Ярославской области от 03.12.2007 № 105-з «Об описании границ муниципальных образований Ярославской области» в части приложения № 20  содержит описание границы Ярославского муниципального района и, в том числе, Заволжского сельского поселения.

Фактически требование АО «Транснефть-Север» об установлении границ населенного пункта и отображение границы охранной зоны и зоны минимальных расстояний до участка магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль» (1096 км.), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 76:17:104501:93 (обособленный участок земельного участка с кадастровым номером 76:17:000000:0145), на Карте планируемого размещения объектов местного значения, Карте границ населенных пунктов, Карте о современном использовании территорий, Карте ограничений использования территорий, Карте планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, Карте функциональных зон Генерального плана касается Решения Муниципального Совета Заволжского сельского поселения Ярославского района Ярославской области от 07.12.2016 № 101 и заявлены об оспаривании нормативного правового акта.

Соответственно, подлежит отклонению ссылка заявителя жалобы на статью 304 ГК РФ.

АО «Транснефть-Север» со своими требованиями в суд общей юрисдикции не обращалось.

Поэтому суд первой инстанции правильно указал, что Общество не лишено возможности реализовать право, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации о судебной защите своих прав и законных интересов путем обращения с соответствующим заявлением в Ярославский областной суд.

Ссылка АО «Транснефть-Север» на пункт 14 Постановления № 50 его позицию по жалобе также не подтверждает, поскольку при обращении в суд истец должен выбрать такой способ защиты, какой соответствует его требованиям.

Иные доводы заявителя жалобы свидетельствуют именно о несогласии  Общества со сведениями, имеющимися в Генеральном плане в отношении Заволжского сельского поселения и в отношении границ зон с особыми условиями использования.

На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает определение Арбитражного суда Ярославской области от 16.04.2019   законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы АО «Транснефть-Север» по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л:

определение Арбитражного суда Ярославской области от 16.04.2019 по делу № А82-6470/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акционерного общества «Транснефть - Север» (ИНН: 1102016594, ОГРН: 1021100730353) – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

Т.В. Хорова

О.Б. Великоредчанин

Л.И. Черных