ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-5491/20 от 25.02.2021 Второго арбитражного апелляционного суда

43/2021-3955(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А17-10797/2019  25 февраля 2021 года 

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,

при участии представителей
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 11.01.2021),
ФИО2 (доверенность от 01.01.2021)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Заволжский химический завод органического  синтеза» 

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.07.2020 и  на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 

по делу № А17-10797/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Заволжский химический завод  органического синтеза» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 

о признании незаконным и отмене постановления

Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и  атомному надзору (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), 

третье лицо – Прокуратура Заволжского района,

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Заволжский химический завод органического синтеза» (далее – Общество, ООО «Заволжский химический завод органического синтеза») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании не- законным и об отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по  экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление, администра- тивный орган) от 27.09.2019 № 11.2-Пс/098И-прок/вн-2019 о привлечении к администра- тивной ответственности на основании части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации 


об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 

Решением суда первой инстанции от 13.07.2020 размер штрафа снижен до 100 000  рублей. 

Постановлением апелляционного суда от 05.11.2020 решение суда оставлено без изменения. 

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить  их. 

Ссылаясь на часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ, положения Федеральных законов от  21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ), от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), ГОСТ 12.1.007-76. «ССБТ. Вредные  вещества. Классификация и общие требования безопасности», постановление от 14.07.2015   № 20-П, Определения этого суда от 10.10.2013 № 1485-О и от 21.11.2013 № 1903-О Кон- ституционного Суда Российской Федерации, заявитель считает, что выводы судов не соот- ветствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказатель- ствам. По его мнению, анилин не относится к токсичным веществам по признаку концентрации в воздухе; класс опасности вещества не является взаимозависимым с его химиче- ской опасностью, требующей установки газоанализаторов. Поскольку постановлением  Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1192 с 01.01.2021 Федеральные  нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химиче- ски опасных производственных объектов», утвержденные приказом Ростехнадзора от  21.11.2013 № 559 (далее – Правила № 559), признаны утратившими силу, производство по  настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 

КоАП РФ в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего  административную ответственность за совершенное правонарушение. Подробно доводы  заявителя изложены в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержаны его предста- вителями в судебном заседании. 

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и ме- сте рассмотрения кассационной жалобы, отзывов не представили, явку своих представите- лей в судебное заседание не обеспечили. 

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго- Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как видно из материалов дела, Общество эксплуатирует взрывопожароопасный  производственный объект: площадку производства органических продуктов, синтезируемых на основе органического жирного, ароматического и гетероциклического сырья, в том  числе продуктов для синтеза красителей, пигментов и лаков, рег. № А16-04214-0001, 

III класс опасности, расположенный по адресу: 155410, <...>. 

Прокуратурой на основании решения от 22.03.2019 № 125 с участием специалиста  Управления Ростехнадзора проведена проверка соблюдения Обществом законодательства  в области промышленной безопасности при осуществлении деятельности по эксплуатации  взрывопожароопасного производственного объекта, в ходе которой установлено, что на  опасном производственном объекте «Площадка производства органических продуктов,  синтезируемых на основе органического жирного, ароматического и гетероциклического  сырья, в том числе продуктов для синтеза красителей, пигментов и лаков» не обеспечива- ется выполнение требований промышленной безопасности, а именно: для контроля загазо-


ванности по предельно допустимой концентрации (ПДК) в производственных помещениях, рабочей зоне открытых наружных установок, в которых обращаются токсичные вещества, не предусмотрены средства автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин и с  выдачей сигналов в систему ПАЗ. 

Данные обстоятельства признаны Прокуратурой нарушением Обществом требований статьи 9 Закона № 116-ФЗ, пункта 101 Правил № 559. 

Прокурор Заволжского района 19.04.2019 вынес постановление о возбуждении в от- ношении ООО «Заволжский химический завод органического синтеза» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от  19.04.2019 и другие материалы дела поступили на рассмотрение по подведомственности в  Управление. 

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Управление приняло  постановление от 27.09.2019 № 11.2-Пс/098И-прок/вн-2019 о назначении нарушителю  наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей. 

Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. 

Руководствуясь статьей 2.9, частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, положениями Закона

 № 116-ФЗ, Правилами № 559, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не усмотрел  оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных наруше- ний при производстве по делу об административном правонарушении и снизил размер  штрафа до 100 000 рублей. 

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не  нашел оснований для отмены принятых судебных актов. 

В части 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за  нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществ- ление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. 

Закон № 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспе- чения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на пре- дупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности  эксплуатирующих опасные производственные объекты к локализации и ликвидации по- следствий указанных аварий. 

В соответствии со статьей 1 Закона № 116-ФЗ под промышленной безопасностью  опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важ- ных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и  последствий указанных аварий. 

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный  производственный объект, обязана соблюдать положения данного закона, других феде- ральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Пре- зидента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской  Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности и  иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. 


На основании статьи 17 Закона № 116-ФЗ лица, виновные в нарушении данного закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых  получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются,  уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количе- ствах токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы  приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза  при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная  концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно (подпункт «д» пункта 1 приложения № 1 к Закону № 116-ФЗ). 

Свидетельством о регистрации от 14.10.2013 № А16-04214 подтверждается, что Общество эксплуатирует опасный производственный объект III класса опасности – площадку  производства органических продуктов, синтезируемых на основе органического жирного,  ароматического и гетероциклического сырья, в том числе продуктов для синтеза красителей, пигментов и лаков, расположенный по адресу: Ивановская область, Заволжский рай- он, <...>. 

Следовательно, ООО «Заволжский химический завод органического синтеза» обяза- но соблюдать требования промышленной безопасности. 

В пункте 101 Правил № 559 определено, что для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации (ПДК) в производственных помещениях, рабочей зоне  открытых наружных установок ХОПО должны быть предусмотрены средства автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин и с выдачей сигналов в систему ПАЗ. При этом  все случаи загазованности должны регистрироваться приборами с автоматической записью  и документироваться. 

Из материалов дела, в том числе проектной документации, следует и заявителем не  оспаривается, что Общество в производстве использует вещество – анилин. При этом суды  указали, что из представленных в материалы дела доказательств не представляется воз- можным установить объем используемого ООО «Заволжский химический завод органического синтеза» в производстве анилина. 

Методическими указаниями по газохроматографическому измерению концентрации  анилина в воздухе рабочей зоны, утвержденным Минздравом СССР 28.12.1990 № 5302-90,  установлено, что анилин – бесцветная маслянистая жидкость, высокотоксичное вещество,  является ядом крови. В воздухе находится в виде паров. ПДК в воздухе 0,1 мг/куб. м. 

В силу пункта 2.1 ГОСТ 5819-78. Государственный стандарт Союза ССР. Реактивы.  Анилин. Технические условия, утвержденного постановлением Госстандарта СССР от  05.12.1978 № 3247, анилин ядовит. ПДК в воздухе рабочей зоны производственных поме- щений – 0,1 мг/куб. м. Класс опасности – 2 (ГОСТ 12.1.005-88). При вдыхании паров и  проникновении в организм через кожу поражает центральную нервную систему и вызыва- ет изменения крови. 

Согласно ГОСТ 12.1.007-76. Государственный стандарт Союза ССР. Система стан- дартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности, утвержденному постановлением Госстандарта СССР от 10.03.1976 № 579, ПДК  0,1 мг/куб. м приравнена к средней смертельной концентрации в воздухе – 500 мг/куб. м  или 0,5 мг/л. 


С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о том, что используемый  Обществом в производстве анилин является токсичным веществом, средняя смертельная  концентрация в воздухе которого составляет 0,5 мг/л. 

ООО «Заволжский химический завод органического синтеза» в обоснование довода  о нетоксичности используемого им в производстве анилина сослалось на паспорт безопасности анилина от 04.07.2017. 

Вместе с тем в паспорте безопасности анилина от 04.07.2017 указано, что при крат- ковременном вдыхании острой токсичности не наблюдается; характерная токсичность по- сле контакта с кожей; наблюдается высокая токсичность при однократном проглатывании;  существует риск повреждения кровяных клеток; может в сильной мере повредить глаза. 

Перечисленные характеристики также свидетельствуют о токсичности анилина.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на Закон № 52-ФЗ, Гигиенические норма- тивы ГН 2.2.5.3532-18 несостоятельна, так как данные нормативные акты не опровергают  вывод о токсичности анилина, сделанный на основании Методических указаний, ГОСТ и  паспорта безопасности анилина от 04.07.2017. 

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что,  эксплуатируя опасный производственный объект и используя в производстве анилин, 

ООО «Заволжский химический завод органического синтеза» в нарушение пункта 101  Правил № 559 не предусмотрело средства автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых  величин и с выдачей сигналов в систему ПАЗ, для контроля загазованности по ПДК ани- лином в производственных помещениях, рабочей зоне открытых наружных установок  опасного производственного объекта. 

Данные обстоятельства образуют объективную сторону административного правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество  приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено. 

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях  Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое уста- новлена в части 1 статьи 9.1 КоАП РФ

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что производство по настоящему делу  подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с  признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную  ответственность за совершенное правонарушение (пункт 101 Правил № 559), отклоняется  судом округа. 

На момент принятия оспариваемого постановления от 24.12.2018 № 6.2-1046 пл- Пс/0218я-2018 и принятия судами решения от 13.07.2020 и постановления от 05.11.2020  Правила № 559 были действующими, следовательно, оснований для отмены обжалуемых  судебных актов по приведенным в кассационной жалобы доводам не имеется. 

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоцен- ку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основе выводов, что не вхо- дит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд  не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае осно-


ваниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит. 

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рас- сматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспари- вании решения административного органа о привлечении к административной ответствен- ности государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.07.2020 и постановление Второго  арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 по делу № А17-10797/2019 оставить без  изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Заволжский химический завод органического синтеза» – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжа- ловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превы- шающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 Председательствующий  А.И. Чиграков

 Судьи  О.В. Александрова

И.Л. Забурдаева