ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-6699/20 от 02.02.2021 Второго арбитражного апелляционного суда

165/2021-2203(3)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А82-3797/2020  09 февраля 2021 года 

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2021.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ярославской области 

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.08.2020 и  на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 

по делу № А82-3797/2020

по заявлению публичного акционерного общества «ТНС Энерго Ярославль»  (ИНН: <***>; ОГРН: <***>) 

о признании незаконным и об отмене постановления Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы № 2 по Ярославской области от 18.02.2020 № 3
о привлечении к административной ответственности

и у с т а н о в и л :

публичное акционерное общество «ТНС Энерго Ярославль» (далее – ПАО «ТНС Энерго  Ярославль», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной  налоговой службы № 2 по Ярославской области (далее – Инспекция, административный  орган) от 18.02.2020 № 3 о привлечении к административной ответственности по части 2  статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении наказания в виде штрафа в размере 32 441 рубля 72 копеек. 

Решением суда от 24.08.2020 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 решение  суда первой инстанции оставлено без изменения. 


Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. 

Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправомерно приме- нил статью 2 Федерального закона от 03.07.2019 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Ко- декс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении  действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 171-ФЗ); вывод суда об отсутствии оснований для привлечения ПАО «ТНС Энерго Ярославль» к административной ответственности не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказатель- ствам. По мнению Инспекции, оказание Обществом услуги по возобновлению электро- снабжения не является услугой в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 

Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.  Отзыв на кассационную жалобу не поступил в суд округа. 

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени месте рас- смотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседа- ние, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие. 

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления  Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго- Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция провела проверку  соблюдения ПАО «ТНС Энерго Ярославль» законодательства Российской Федерации о  применении контрольно-кассовой техники на объекте, расположенном по адресу: Яро- <...> 138, результаты  которой отразила в акте от 29.01.2020 № 4. 

В ходе проверки административным органом установлено, что при принятии от фи- зических лиц денежных средств за возобновление подачи коммунальной услуги после  полной оплаты задолженности Обществом не применяется контрольно-кассовая техника. 

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, Инспекция составила  протокол от 12.02.2020. 

Постановлением от 18.02.2020 № 3 Общество признано виновным в совершении  вмененного административного правонарушения и ему назначено наказание в виде штрафа  в размере 32 441 рубля 72 копеек. 

ПАО «ТНС Энерго Ярославль» не согласилось с постановлением Инспекции и обра- тилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным. 

Руководствуясь статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, статьей 14.5 КоАП РФ, статьями 1.1, 1.2, 5, 7 Федерального закона от  22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении  наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств  платежа», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользовате- лям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Арбитражный суд Иванов- ской области пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного  ему административного правонарушения и удовлетворил заявленное требование. 

Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения. Суд  апелляционной инстанции не согласился с мотивировочной частью решения и на основании абзаца второго пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Феде-


рации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»,  привел иную мотивировочную часть. Дополнительно руководствуясь статьей 2.1 КоАП  РФ, статьями 539, 544, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами пол- ного и (или) частичного ограничения режима потребления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, суд признал доказанным  факт совершенного Обществом административного правонарушения, однако, приняв во  внимание статью 2 Закона № 171-ФЗ, пришел к выводу, что в рассматриваемом случае  Общество не подлежало привлечению к административной ответственности ввиду при- остановления действия части 2 статьи 14.5 КоАП РФ до 01.10.2020. 

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не  нашел правовых оснований для ее удовлетворения. 

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых уста- новлена его вина. 

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установле- на административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ). 

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения пра- вил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их со- блюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). 

В части 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность  за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях. 

Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в  Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты  прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полно- ты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в  целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров опреде- ляются Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с ис- пользованием электронных средств платежа» (далее – Закон № 54-ФЗ). 

На основании пункта 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника  применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми органи- зациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за ис- ключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. 

В соответствии со статьей 2 Закона № 54-ФЗ под расчетами понимаются прием (по- лучение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке  за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных  средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению  азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в  виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В  целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получе- ние) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и  возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для  оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан 


под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо  предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. 

В силу пункта 1 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предпри- ниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно- кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. 

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ пользователи обязаны: применять контрольно-кассовую технику с установленным внутри корпуса фискальным накопителем,  соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении  контрольно-кассовой техники; выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки  строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 

Факт наличия в деянии Общества состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, установлен судом апелляционной инстанции и участвующими в деле лицами не оспаривается. 

Инспекция не согласна с тем, что суд апелляционной инстанции применил статью 2  Закона № 171-ФЗ, согласно которой приостановлено на срок до 01.10.2020 действие частей  2 – 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ в отношении применения контрольно-кассовой техники при  осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства  при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном  транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (вклю- чая услуги ресурсоснабжающих организаций). 

Учитывая, что оказание ПАО «ТНС Энерго Ярославль» потребителю услуги не  непосредственно по подаче коммунального ресурса, а по возобновлению подачи электри- ческой энергии предусмотрено договором энергоснабжения, суд апелляционной инстанции посчитал, что спорная услуга относится к услугам в сфере жилищного хозяйства. Дан- ный вывод материалам дела не противоречит. 

Поскольку на момент совершения вменяемого правонарушения, равно как и на момент вынесения оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, действие части 2 статьи 14.5 КоАП РФ было приостановлено, следовательно,  Общество не подлежало привлечению к административной ответственности. 

Довод Инспекции об отсутствии оснований для применения статьи 2 Закона

 № 171-ФЗ рассмотрен судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, посколь- ку требования данной статьи распространяются на расчеты за услуги в сфере жилищно- коммунального хозяйства, а не только за коммунальные услуги. 

С учетом изложенного оснований для отмены обжалованных судебных актов по  приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. 

Судом кассационной инстанции не установлены нарушения судом апелляционной  инстанции норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на  исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены обжалуемого  судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рас- сматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного ор- гана о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не  облагается. 


Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского  округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.08.2020 и постановление Второго  арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 по делу № А82-3797/2020 оставить без  изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы № 2 по Ярославской области – без удовлетворения. 

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную  силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит. 

 Председательствующий  О.Е. Бердников 

 Судьи  О.А. Шемякина 

Т.В. Шутикова