610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А82-9042/2012 |
27 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен сентября 2022 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дьяконовой Т.М.,
судей Кормщиковой Н.А., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя конкурсного управляющего - ФИО2, по доверенности от 18.09.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Некрасовского муниципального района
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 12.07.2022 по делу № А82-9042/2012, принятое
по заявлению конкурсного управляющего Бурмакинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства ФИО3
к администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области
об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества и взыскании компенсации за уменьшение конкурсной массы,
установил:
конкурсный управляющий Бурмакинского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее – должник, Бурмакинское МУП ЖКХ) ФИО3 обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об исключении из конкурсной массы должника имущества согласно прилагаемому перечню объектов, об обязании администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее – Администрация) принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества Бурмакинского МУП ЖКХ, о взыскании за счет казны Некрасовского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу должника денежных средств в сумме 17228000 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы, по делу о несостоятельности (банкротстве) Бурмакинского МУП ЖКХ.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 12.07.2022 из конкурсной массы Бурмакинского МУП ЖКХ исключены объекты водоснабжения и водоотведения, а именно:
1. нежилое здание площадью 10,1 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2539, расположенное по адресу: Ярославская область. <...> (артскважина);
2. нежилое здание площадью 8,6 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2540, расположено по адресу: <...> (артскважина);
3. водонапорная станция высотой 24м., кадастровый номер 76:09:040101:2541, расположенная по адресу: <...>;
4. нежилое здание площадью 7,2 кв.м., кадастровый номер 76:09:150101:142, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, д.Якушиха (артскважина);
5. здание насосной 1992 г. с канализационными сетями, с.Никольское;
6. насосная над артскважиной №14 в р.п. Бурмакино Некрасовского района.
На Администрацию возложена обязанность в двухмесячный срок с даты вступления настоящего определения суда в законную силу принять в муниципальную собственность указанные объекты водоснабжения и водоотведения. За счет казны Некрасовского муниципального района Ярославской области в лице Администрации в конкурсную массу должника взыскано 2040326,14 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Администрация, не согласившись с принятым определением, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению заявителя, в силу статьи 6.1. Федерального закона от 07.12.2011№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с Законом Ярославской области от 29.12.2016 № 104-3«О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения» полномочия по организация водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения, за исключением принятия мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств были перераспределены с уровня муниципального района на уровень субъекта. Таким образом, имущество, указанное в пунктах 1, 2, 3, 4 определения, относящееся к объектам водоснабжения, полежит передаче в собственность Ярославской области. Администрация также указывает, что имущество, на которое право хозяйственного ведения было зарегистрировано, входит в единый технологически связанный имущественный комплекс, основную часть которого составляют объекты недвижимости, право хозяйственного ведения на которое за должником не зарегистрировано, поэтому такое имущество также не может быть включено в конкурсную массу должника. Кроме того, полагает, что спорное имущество не только не приносит доходов, но и обременено дополнительными расходами, связанными с его содержанием. Само социальное предназначение объектов, перечисленных в статье 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость. В силу выше изложенного стоимость явно завышена и не соразмерна стоимости предлагаемого к передаче имущества. Все объекты основных средств проамортизированы полностью, следовательно, остаточная стоимость составляет 0 рублей, так как основные средства введены в эксплуатацию более 30 лет назад, начиная с 1972 года, 1983 года, 1992 года.
Уполномоченный орган в отзыве указал, что Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» является специальным по отношению к Закону о банкротстве. Таким образом, поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования, не обремененными правом хозяйственного ведения. Должнику на праве хозяйственного ведения, зарегистрированного в установленном порядке, принадлежат объекты недвижимости, указанные в пунктах 1-4. Таким образом, судом правомерно исключено из конкурсной массы имущество и передано в муниципальную собственность за компенсацию. Помимо имущества, указанного в пункте 1-4 определения, на балансе ФИО4 ЖКХ числится имущество, указанное в пунктах 5-6. Из материалов дела следует, что спорное имущество представляет собой объекты коммунальной инфраструктуры, входящие в обслуживание систем водоснабжения, отчуждение которого в частную собственность не допускается. Указанные выше объекты подлежат возвращению в муниципальную казну. В том, что должник своевременно не зарегистрировал в установленном порядке имущество, не вина добросовестных кредиторов, в том числе уполномоченного органа. Несмотря на отсутствие возможности включения указанных объектов в конкурсную массу должника, необходимо принимать во внимание, что такие объекты, находились в его хозяйственном ведении, следовательно, должник и его кредиторы вправе рассчитывать на получение соответствующей компенсации их стоимости. Учитывая приведенные выше положения закона и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из невозможности продажи спорного имущества (с учетом его целевого назначения, социальной значимости и состояния изъятых объектов), суд первой инстанции правомерно взыскал остаточную стоимость вышеуказанного имущества, представляющую собой остаточную стоимость рассматриваемого имущества из его оценки на 15.01.2015, что составляет 2349585,60 рублей. Доказательств, что объекты основных средств проамартизированы полностью и остаточная стоимость составляет 0 рублей, только исходя из даты введения имущества в эксплуатацию, не состоятельны, не подтверждены Администрацией Некрасовского муниципального района документально. Просит оставить определение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Конкурсный управляющий в отзыве указал, что при рассмотрении данного обособленного спора не говорится о принадлежности полномочий по организации водоснабжения, а говорится о принадлежности права собственности на объекты инфраструктуры. Таким образом, поименованные в Законе о водоснабжении объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. Считает, что государственная регистрация не влияет на возникновение права хозяйственного ведения. Поясняет, что стоимость имущества на дату введения в эксплуатацию не может служить ориентиром для определения стоимости на дату подачи заявления об исключении имущества из конкурсной массы, так как в условиях нынешней экономической модели, колебания курса валют, изменения рынка производства и сбыта, а также экономических процессов в России в 1990-е годы конечная стоимость имущества постоянно корректировалась, что, в свою очередь, подтверждает необходимость осуществления переоценки имущества, независимо от периода его эксплуатации. Доказательств того, что балансовая стоимость имущества, определенная по состоянию на дату введения процедуры конкурсного производства в отношении должника, имела иные значения, материалы дела не содержат. Просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Заявитель жалобы явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации.
Законность определения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ Бурмакинское МУП ЖКХ зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 27.12.1993 Администрацией Некрасовского муниципального округа, 15.12.2022 ему присвоен ОГРН <***>. Учредителем и собственником имущества Бурмакинского МУП ЖКХ является Администрация. Основным видом деятельности Бурмакинского МУП ЖКХ является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.11.2013 Бурмакинское МУП ЖКХ признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, применены правила банкротства субъектов естественных монополий.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 23.11.2020 конкурсным управляющим Бурмакинского МУП ЖКХ утвержден ФИО3.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости за Бурмакинским МУП ЖКХ на праве хозяйственного ведения зарегистрировано следующее имущество:
1. нежилое здание площадью 10,1 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2539, расположенное по адресу: <...>. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава ФИО4 ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области;
2. нежилое здание площадью 8,6 кв.м., кадастровый номер 76:09:040101:2540, расположено по адресу: <...>. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава ФИО4 ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области;
3. Водонапорная станция высотой 24м., кадастровый номер 76:09:040101:2541, расположенная по адресу: <...>. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава ФИО4 ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области;
4. сооружение КТП площадью 1,9 кв.м., протяженностью 2м., кадастровый номер 76:09:040101:636. расположенное по адресу: <...>. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава ФИО4 ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области;
5. нежилое здание площадью 461,8 кв.м., кадастровый номер 76:09:040107:110, расположенное по адресу: <...>. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава ФИО4 ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области;
6. нежилое здание площадью 30,6 кв.м., кадастровый номер 76:09040109:115, расположенное по адресу: Ярославская область. Некрасовский район, р.п. Бурмакино. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава ФИО4 ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области;
7. нежилое здание площадью 244,3 кв.м., кадастровый номер 76:09:120101:635, расположенное по адресу: Ярославская область. Некрасовский район, с.Никольское. Основание государственной регистрации: Распоряжение «О передаче и закреплении муниципального имущества», №32, Выдан 24.05.2011 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Некрасовского муниципального района;
8. нежилое здание площадью 206,3 кв.м., кадастровый номер 76:09:120101:636, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, с.Никольское. Основание государственной регистрации: Распоряжение «О передаче и закреплении муниципального имущества», №32, Выдан 24.05.2011 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Некрасовского муниципального района;
9. сети теплотрассы протяженностью 3200 м., кадастровый номер 76:09:120101:908, расположенные по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, с.Никольское. Основание государственной регистрации: Распоряжение «О передаче и закреплении муниципального имущества», №32, Выдан 24.05.2011 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Некрасовского муниципального района;
10. подземный резервуар объемом 4 куб.м., кадастровый номер 76:09:121401:128, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, п.Сосновый Бор. Основание государственной регистрации: Распоряжение о закреплении муниципального имущества, №86/1, Выдан 22.09.2008 Администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области;
11. подземный резервуар объемом 4 куб.м., кадастровый номер 76:09:121401:129, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, п.Сосновый Бор. Основание государственной регистрации: Распоряжение о закреплении муниципального имущества, №86/1, Выдан 22.09.2008 Администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области;
12. Нежилое здание площадью 7,2 кв.м., кадастровый номер 76:09:150101:142, расположенное по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, д.Якушиха. Основание государственной регистрации: Постановление «Об утверждении Устава ФИО4 ЖКХ», №1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области.
Кроме того, конкурсным управляющим установлено, что на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФИО4 ЖКХ зарегистрирован земельный участок площадью 8453+/-32,18 кв.м., кадастровый номер 76:09:040107:119, расположенный по адресу: <...>. Основание государственной регистрации: Постановление №85. Выдан 15.01.1993 Администрация поселка Бурмакино Ярославской области.
На балансе Бурмакинского МУП ЖКХ также числятся:
1. здание насосной 1992г. с канализационными сетями, с.Никольское;
2. воздушная линия ВЛ-0,4кВ, протяженностью 1,7 км;
3. воздушная линия ВЛ-10кВ, протяженностью 0,84 км;
4. 3ТП-250 кВа Новоберезка;
5. КТП-63 кВА Кирпичный;
6. КТП-100 кВА БЗМ;
7. Кабель подземный от TP №9 2*320 кВА 6 Арсенал ВМФ протяженностью 600 м;
8. воздушная линия ВЛ-0,4 кВ протяженность 1440 м. бетонные опоры 22 шт., деревянные опоры 10 шт. <...>;
9. воздушная линия ВЛ-0,4 кВ протяженность 360 бетонные опоры 8 шт., деревянные опоры 2 шт. <...>.
Конкурсный управляющий также указал, что в первоначальном заявлении не была учтена насосная над артскважиной № 14 в р.п. Бурмакино Некрасовского района, основание передачи - Постановление «Об утверждении Устава ФИО4 ЖКХ», № 1150, выдан 29.12.2003 Администрация Некрасовского района Ярославской области.
27.04.2021 конкурсный управляющий направил в адрес Некрасовского муниципального района предложение о принятии в муниципальную собственность недвижимого имущества, числящегося на балансе ФИО4 ЖКХ, в пользу Администрации с выплатой компенсации согласно отчету об оценке №44/12/2017-1.
17.05.2021 письмом № их.12.01-1099/21 Администрация сообщила конкурсному управляющему об отсутствии возражений по принятию недвижимого имущества в муниципальную собственность. Вместе с тем в ответе указано об отсутствии возможности осуществить финансирование не предусмотренных бюджетом расходов или принятия нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств в связи с отсутствием источников восполнения таких дополнительных расходов. В ответе также указано, что при определении размера компенсации при передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную стоимость не может применяться рыночная стоимость, размер компенсации должен определяться в разумных пределах.
В связи с возникшими между конкурсным управляющим Бурмакинского МУП ЖКХ ФИО3 и Администрацией разногласиями, конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Ярославской области.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, пришел к выводу о том, что имущество коммунальной инфраструктуры, состоящее из объектов водоснабжения и водоотведения, подлежит передаче в казну Некрасовского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области. Суд также указал, что при расчете размера компенсации с учетом принципа справедливости и разумности, следует исходить из остаточной стоимости имущества, подлежащего исключению из конкурсной массы, определенной на основании сведений о балансовой стоимости на 15.01.2015. При этом доказательства того, что балансовая стоимость имущества, определенная по состоянию на дату введения процедуры конкурсного производства в отношении должника, имела иные значения, материалы дела не содержат.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя конкурсного управляющего, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда в обжалуемой части, исходя из нижеследующего.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) на конкурсного управляющего возложена обязанность принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, и при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 132 Закона о банкротстве, имущество, включенное в конкурсную массу на основании проведенной инвентаризации, не может быть исключено из нее (в том числе ни распорядительным актом конкурсного управляющего, ни решением собрания кредиторов).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
В силу статьи 2 Закона о водоснабжении объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - это инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Данные выводы подтверждаются позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 № 8-П, а также позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в ответе на вопрос № 2 раздела «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» Обзора судебной практики № 3 (2019).
В рассматриваемом случае имущество, указанное в пунктах 1-6 обжалуемого определения, представляет собой имущество коммунальной инфраструктуры, состоящее из объектов водоснабжения и водоотведения, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о передаче данного имущества Администрации, установив размер компенсации за переданное имущество, исходя из остаточной стоимости объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся на балансе должника, что составляет 2040236,14 руб.
Довод Администрации о том, что имущество подлежало передаче Администрации Ярославской области, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как изначально имущество предоставлено должнику Администрацией, которая является учредителем должника и собственником имущества.
При этом Администрация не лишена возможности при наличии оснований передать данное имущество органам государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Ссылка заявителя на то, что имущество, указанное в пунктах 5 и 6 определения не находится в хозяйственном ведении должника, в связи с чем не подлежит передаче, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
Спорные объекты водоснабжения фактически находились в ведении должника, использовались им для осуществления деятельности - оказания социально значимых услуг по водоснабжению и водоотведению, в связи с чем права должника, вытекающие из владения названными объектами на праве хозяйственного ведения, в том числе право на получение компенсации, подлежат защите вне зависимости от государственной регистрации такого права.
Довод заявителя о том, что размер компенсации должен быть равен «0», является ошибочным.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 № 8-П отмечено, что впредь до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущества обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
С учетом названного постановления и разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики № 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (ответ на вопрос 2), при определении разумного размера компенсации за изъятие имущества, владение и распоряжение которым связано с возложенными на муниципальное образование обязанностями по решению вопросов местного значения, в том числе по организации тепло- и водоснабжения, водоотведения, следует исходить из необходимости обеспечения баланса частных интересов конкурсных кредиторов должника, разумно рассчитывающих на удовлетворение установленных требований, и публичных интересов муниципального образования и его жителей.
Поэтому компенсация, равная «0» рублей, несоразмерна с точки зрения необходимости обеспечения справедливого баланса между публичным и частным интересом.
Иной размер компенсации Администрацией документально не подтвержден.
При данных обстоятельствах судебный акт в обжалуемой части принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 1), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 12.07.2022 по делу № А82-9042/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Некрасовского муниципального района – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Судьи | Т.М. Дьяконова ФИО5 ФИО1 |