ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-7356/2021 от 30.11.2021 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

05 декабря 2021 года

Дело № А17-10938/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.   

Полный текст постановления изготовлен декабря 2021 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Волковой С.С., Кононова П.И. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Подлевских А.Г.,

без участия представителей,   

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Объединенные котельные»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.08.2021 по делу №А17-10938/2020,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Объединенные котельные» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области

об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Объединенные котельные» (далее – заявитель, Общество, ООО «Объединенные котельные») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее – ответчик, Управление, антимонопольный орган) от 10.12.2020 № 037/04/14.32-518/2020, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 17.08.2021 в удовлетворении требований заявителя отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Объединенные котельные» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заявитель указывает на недоказанность антимонопольным органом события вменяемого административного правонарушения, обосновывая свои доводы тем, что Управление в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не установило доказательств достижения между ООО «Объединенные котельные» и АдминистрациейЮжского муниципального района (далее – Администрация) устных либо письменных соглашений (договоренностей). Более подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.

Управление в представленном отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, оспариваемое решение считает законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами действующего законодательства.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.09.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 28.09.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

Рассмотрение дела откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения извещены надлежащим образом, ответчик просит рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 16.08.2019 в УФАС поступила жалоба (вх. №2875) общества с ограниченной ответственностью «Ивановская биоэнергетическая компания» (далее - ООО «ИБК») с дополнениями к жалобе от 04.09.2019 на действия Администрации, выразившиеся в ограничении доступа хозяйствующим субъектам на рынок услуг теплоснабжения в результате не осуществления процедур по передаче тепловых сетей и объектов теплоснабжения в соответствии с действующим законодательством, не представлении информации, необходимой для заключения концессионного соглашения, а также осуществлении согласованных действий с ООО «Объединенные котельные» по не допуску на рынок теплоснабжения.

04.09.2019 в Управление поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Тепло людям. Южа» (далее – ООО «Тепло людям. Южа») №04/09-ТЛЮ19 на действия (бездействие) Администрации, выразившиеся в необоснованном отказе Администрации рассматривать предложение ООО «Тепло людям. Южа» о заключении концессионного соглашения, что ограничивает доступ на рынок услуг теплоснабжения городского поселения Южа и создает незаконные преимущества ООО «Объединенные котельные». В заявлении ООО «Тепло людям. Южа» указало, что окончательное решение о заключении концессионного соглашения по смыслу частей 4.4 и 4.7 статьи 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ (далее - Закон №115-ФЗ) принято не было, между Администрацией и ООО «Объединенные котельные» были предварительные переговоры о заключении концессионного соглашения. Администрация отказалась от конкурентного сравнения предложения двух хозяйствующих субъектов, нарушив равенство возможностей для доступа на товарный рынок.

По результатам антимонопольного расследования Ивановским УФАС в действиях Администрации и ООО «Объединенные котельные» установлены признаки достижения антиконкурентного соглашения, которое направлено на сохранение прав владения ООО «Объединенные котельные» объектами теплоснабжения и исключение доступа иных лиц (ООО «Тепло людям. Южа» и ООО «ИБК») для инициирования процедуры заключения концессионного соглашения для доступа на рынок теплоснабжения Южского городского поселения, чем созданы незаконные преимущества ООО «Объединенные котельные» в рассмотрении документов на заключение концессионного соглашения, формирование условий концессионного соглашения, соответствующих интересам и финансовым возможностям ООО «Объединенные котельные». Приказом Управления от 30.10.2019 № 101 возбуждено дело №037/01/16-414/2019 (02-16/2019-002) по признакам нарушения Администрацией и ООО «Объединенные котельные» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ). 

В рамках дела № 037/01/16-414/2019 (02-16/2019-002) антимонопольным органом установлено, что с 2010 года владение и пользование объектами теплоснабжения (источниками тепловой энергии), являющимися муниципальной собственностью, осуществлялось ООО «Объединенные котельные» первоначально на основании договора аренды имущества, в последующем на основании заключенного мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Ивановской области от 13.09.2016 по делу № А17-6867/2015.

22.04.2019 ООО «ИБК» направило в адрес Администрации письмо № 22/04-ИБК19-2 в целях получения комплекта документов для подготовки инициативной концессии.

Письмом от 15.05.2019 № 1847 Администрация предоставила не полный перечень документов, указав на необходимость обратиться в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области за получением недостающих сведений.

16.05.2019 Администрация письмом № 1869 обратилась в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с заявлением о подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Южского городского поселения (котельные).

20.05.2019 Администрация направила в адрес Департамента письмо с просьбой не рассматривать заявление о подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения (письмо № 1922).

18.07.2019 ООО «Объединенные котельные» обратилось в Администрацию с предложением о заключении концессионного соглашения.

Постановлением от 22.07.2019 № 675-п утверждена «Схема теплоснабжения Южского городского поселения Южского муниципального района. Актуализация 2019 год», которой предусмотрена необходимость выполнения мероприятий по переводу котлов котельной в водогрейный режим, в целях обеспечения надежности теплоснабжения потребителей.

Постановлением Администрации Южского муниципального района Ивановской области от 29.07.2019 № 712-п принято решение о признании возможным заключения концессионного соглашения с ООО «Объединенные котельные» на иных условиях, чем предложено инициатором. В соответствии с пунктом 3 постановления установлены следующие срок и порядок проведения переговоров: совместные совещания организуются председателем рабочей группы по рассмотрению предложений о заключении концессионных соглашений, созданной распоряжением Администрации Южского муниципального района от 25.07.2019 № 457-р. Переговоры проводятся в срок не более чем до 25.08.2019.

16.08.2019 в Администрацию поступило предложение о заключении концессионного соглашения от ООО «Тепло людям. Южа» (зарегистрировано за № 3630).

21.08.2019 Администрация направила в адрес ООО «Тепло людям. Южа» письмо за № 3339, в котором сообщалось о том, что Администрация не может рассмотреть предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения г. Южи, поступившее от ООО «Тепло людям. Южа» в связи с принятием решения от 29.07.2019 о признании возможным заключить концессионное соглашение на иных условиях на основании предложения ООО «Объединенные котельные». Администрация пояснила, что ООО «Тепло людям. Южа» вправе подать заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в проекте концессионного соглашения, после размещения предложения ООО «Объединенные котельные» (при условии его согласования Администрацией) на официальном сайте в сети Интернет (ориентировочно сентябрь 2019 года).

Постановлением Администрации от 27.08.2019 № 810-п внесены изменения в постановление Администрации от 29.07.2019 № 712-п в части установленного срока, предусматривающего проведение переговоров в срок не более чем до 25.09.2019.

В соответствии с письмом от 13.09.2019 № 3672, адресованном в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области, в порядке раздела 9 (1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, за согласованием значения долгосрочных параметров и метода регулирования тарифов.

Письмом от 18.09.2019 № исх-1900-018/5-09 Департамент энергетики и тарифов Ивановской области возвратил заявление о согласовании долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов в отношении котельных г. Южа.

Постановлением Администрации от 25.09.2019 № 906-п срок ведения переговоров продлен не более чем до 25.10.2019.

27.09.2019 Администрация письмом № 3814 указала на отсутствие оснований у Департамента для возврата документов.

Проанализировав поведение Администрации и ООО «Объединенные котельные» при выражении намерений третьими лицами (ООО «ИБК» и ООО «Тепло людям. Южа») выступить с инициативной концессией в отношении объектов теплоснабжения (котельные № 1 и № 3), находящихся во владении и пользовании ООО «Объединенные котельные», антимонопольный орган пришел к выводу, что их совместные действия были направлены на сохранение существующего положения по владению объектами теплоснабжения, создание ООО «Объединенные котельные» необходимых условий, соответствующих интересам и финансовым возможностям последнего для участия в конкурсе на заключение концессионного соглашения.

Решением УФАС от 02.06.2020 по делу № 037/01/16-414/2019 (02-16/2019-002) действия Администрации и ООО «Объединенные котельные» признаны нарушением статьи 16 Закона № 135-Ф3, что выразилось в достижении и реализации соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, имеющего своей целью оставление муниципального имущества (котельных № 1 и № 3) во владении ООО «Объединенные котельные», в том числе посредством создания преимущественных условий при подготовке инициативной концессии и формировании условий концессионного соглашения, соответствующих интересам и финансовым возможностям ООО «Объединенные котельные», которое привело к ограничению конкуренции иным хозяйствующим субъектам при инициировании процедуры заключения концессионного соглашения для доступа на рынок теплоснабжения Южского городского поселения.

Указанное решение в срок, установленный статьей 52 Закона № 135-Ф3, не обжаловалось.

23.11.2020 по факту выявленных нарушений Управлением в отношении ООО «Объединенные котельные» составлен протокол № 037/04/14.32-518/2020 об административном правонарушении, которым деяние заявителя квалифицировано по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

10.12.2020 по результатам рассмотрения материалов административного дела уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества вынесено постановление № 037/04/14.32-518/2020, согласно которому последнее привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 246 600 рублей.

Не согласившись с постановлением Управления, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи.

Под соглашением в пункте 18 статьи 4 Закона № 135-ФЗ понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 16 Закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Порядок, условия и процедура передачи объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) и Законом № 115-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ (объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем), подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 названного Федерального закона (часть 1.1статьи 3 Закона № 115-ФЗ).

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 13 Закона № 115-ФЗ).

В части 1 статьи 52 Закона № 115-ФЗ определено, что  порядок заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, по инициативе потенциального инвестора устанавливается частями 4.2 - 4.4, 4.6 - 4.10 и 4.12 статьи 37 настоящего Федерального закона с учетом требований настоящей статьи и положений статьи 52.1 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 52 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, участвующим в концессионном соглашении, либо муниципальным образованием, обязан представить в течение тридцати календарных дней по запросу лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, документы и материалы, указанные в пунктах 1, 4 - 8, 30 - 14 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, а также сведения о составе имущества и обеспечить доступ для ознакомления указанного лица со схемой теплоснабжения, схемой водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 4.2 статьи 37 Закона № 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением. Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации (часть 4.3 статьи 37 Закона № 115-ФЗ).

 Форма предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 № 300 (далее – Постановление № 300). Формой регламентировано предоставление документов, подтверждающих соответствие лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, требованиям части 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ.

В силу части 3 статьи 52 Закона № 115-ФЗ орган, уполномоченный муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения в течение семи рабочих дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения направляет такое предложение в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), для согласования содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования цен (тарифов), определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) и метода регулирования тарифов. Указанное согласование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4.4 статьи 37 Закона № 115-ФЗ орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает решение о:

1) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях;

2) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на иных условиях;

3) невозможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением с указанием основания отказа.

В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, чем предложено инициатором заключения соглашения, уполномоченный орган проводит переговоры в форме совместных совещаний с инициатором заключения концессионного соглашения в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их согласования по результатам переговоров. Срок и порядок проведения переговоров определяются органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в решении о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, которое доводится до сведения инициатора заключения этого соглашения в письменной форме. По результатам переговоров лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, представляет в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, проект концессионного соглашения с внесенными изменениями, который подлежит рассмотрению уполномоченным органом в трехдневный срок. В случае согласования проекта концессионного соглашения с внесенными изменениями органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, и лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, предложение о заключении концессионного соглашения размещается уполномоченным органом в десятидневный срок со дня принятия такого предложения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в таком проекте концессионного соглашения, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения  (часть 4.8 статьи 37 Закона № 115-ФЗ).

В последующем, исходя из положений частей 4.9 и 4.10 статьи 37 Закона №115-ФЗ, в зависимости от поступления (не поступления) в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте информации о проведении торгов, заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, орган, уполномоченный муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, размещает данную информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и в этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо же заключает концессионное соглашение с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса.

Проанализировав изложенные нормативные положения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что условия, на которых в последующем иные лица могут подать заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения формируются исходя из условий, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения.

Из материалов дела следует, что в качестве события административного правонарушения заявителю вменяется участие в антиконкурентном соглашении, заключенном между Администрацией и ООО «Объединенные котельные», выразившееся в достижении устного антиконкурентного соглашения, имеющего своей целью оставление муниципального имущества (котельных № 1 и № 3) во владении ООО «Объединенные котельные», в том числе посредством создания преимущественных условий при подготовке инициативной концессии и формировании условий концессионного соглашения, соответствующих интересам и финансовым возможностям ООО «Объединенные котельные». Обстоятельства заключения данного соглашения и факты, подтверждающие его существование, подробно описаны в решении антимонопольного органа от 02.06.2020 по делу №037/01/16-414/2019 (02-16/2019-002), которое явилось основанием для возбуждения в отношении заявителя рассматриваемого дела об административном правонарушении. Изложенные в решении антимонопольного органа обстоятельства образуют событие вмененного Обществу административного правонарушения.

Доводы Общества относительно недоказанности события вменяемого правонарушения, в части отсутствия в материалах антимонопольного дела доказательств достижения между ООО «Объединенные котельные» и Администрацией устных либо письменных соглашений (договоренностей), апелляционным судом отклоняются исходя из фактических обстоятельств дела.

С учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы) так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

В пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, разъяснено, что факт наличия антиконкурентного соглашения может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

В рассматриваемом случае подача инициативной концессии ООО «Объединенные котельные», не соответствующей требованиям концессионного законодательства, и последующие действия Общества по подготовке и разработке документов, не связанных с согласованием иных условий, отличных от тех, что были отражены в инициативе Общества, а напротив, направленных на сохранение существующего положения по владению объектами теплоснабжения, исходя из финансовых возможностей Общества, является способом участия в указанном антиконкурентном соглашении. В результате последовательными действиями ООО «Объединенные котельные» и Администрации исключен доступ иных лиц (ООО «Тепло людям. Южа» и ООО «ИБК») для инициирования процедуры заключения концессионного соглашения для доступа на рынок теплоснабжения Южского городского поселения Южского муниципального района и созданы преимущественные условия ООО «Объединенные котельные» в рассмотрении документов на заключение концессионного соглашения перед другими хозяйствующими субъектами, что привело (могло привести) к ограничению доступа иным хозяйствующим субъектам на товарный рынок.

При наличии несоответствия предложения о заключении концессионного соглашения Общества требованиям Постановления №300 Администрация приняла к рассмотрению по существу данное предложение. При этом предложение ООО «Объединенные котельные» в порядке части 3 статьи 52 Закона №115-ФЗ в установленные сроки в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области для согласования долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования не направлялось.

Из представленного в материалы дела Протокола №1 заседания рабочей группы по рассмотрению предложения о заключении концессионного соглашения от 25.07.2019 следует, что обсужден вопрос о наличии в проекте концессионного соглашения условий функционирования котельной без перехода на водогрейный режим. Из пункта 2 Протокола №1 следует, что Управлению ЖКХ поручено сравнить технико-экономические показатели, приведенные в приложении №3 проекта Концессионного соглашения, с показателями, примененными при расчете долгосрочных параметров регулирования, и сравнить перечень мероприятий, предлагаемых ООО «Объединенные котельные» с мероприятиями, запланированными в схеме теплоснабжения Южского городского поселения. Таким образом, фактически анализ предложения о заключении концессионного соглашения ООО «Объединенные котельные» рабочей группой Администрации не проведен. Иные условия, отличные от тех, что были отражены в инициативе Общества, не были предложены Администрацией.

Несмотря на это 29.07.2019 Постановлением Администрации Южского муниципального района Ивановской области №712-п принято решение признать возможным заключение концессионного соглашения с ООО «Объединенные котельные» на иных условиях, чем предложено инициатором. Пунктом 3 данного постановления установлено, что совместные совещания организуются председателем рабочей группы по рассмотрению предложений о заключении концессионных соглашений, созданной распоряжением Администрации Южского муниципального района от 25.07.2019 №457-р. Переговоры проводятся в срок не более чем до 25.08.2019.

16.08.2019 на рассмотрение Администрации представлена инициативная концессия иного хозяйствующего субъекта -ООО «Тепло людям. Южа», которая оставлена без рассмотрения по причине рассмотрения инициативной концессии ООО «Объединенные котельные» (письмо от 21.08.2019 No3339).

При этом Закон №115-ФЗ не содержит исключений о возможности обращения с концессионной инициативой после подачи такого предложения иным лицом и оставление его без рассмотрения со стороны уполномоченного органа.

Из последующих протоколов заседания рабочей группы по рассмотрению предложения о заключении концессионного соглашения №2 от 21.08.2019, №3 от 10.09.2019 и №4 от 24.09.2019 следует, что устранялись имевшиеся недостатки в концессионном предложении ООО «Объединенные котельные», в то время как часть 4.8 статьи 37 Закона №115-ФЗ, указывает, что в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, переговоры в форме совместных совещаний проводятся в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их согласования по результатам переговоров.

Из представленных материалов следует, что по результатам переговоров ООО «Объединенные котельные» проект концессионного соглашения с внесенными изменениями, не представляло. Напротив, в ответ на предложение Администрации рассмотреть возможность перевода котельной №1 на водогрейный режим, как предусмотрено в схеме теплоснабжения, Общество указывало на нецелесообразность данных действий.

Таким образом фактически предлагаемые Администрацией условия ООО «Объединенные котельные» не приняты, что должно было явиться в силу пункта  9 части 4.6 статьи 37 Закона №115-ФЗ основанием для отказа в заключении концессионного соглашения.

Администрация же последовательно продлевает сроки ведения переговоров, и в целях принятия предложения ООО «Объединенные котельные», не предусматривающего перевод котельной №1 на водогрейный режим, фактически меняет условия реконструкции котельной, отраженные схеме теплоснабжения. В свою очередь, ООО «Объединенные котельные» проводит подготовку и разработку документов, предоставление которых в рамках рассмотрения предложения о заключении концессионного соглашения не предусмотрено, и представляет их на заседание рабочей группы.

Анализ вышеназванных действий Администрации и ООО «Объединенные котельные», совершенных при выраженном намерений третьих лиц выступить с инициативной концессией в отношении объектов теплоснабжения (котельные №1 и №3), находящихся во владении и пользовании ООО «Объединенные котельные», свидетельствует об их направленности на сохранение существующего положения по владению объектами теплоснабжения, создание ООО «Объединенные котельные» необходимых условий, соответствующих интересам и финансовым возможностям последнего для участия в конкурсе на заключение концессионного соглашения.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции, должны учитываться арбитражным судом.

Решением Палехского районного суда от 11.05.2021 по делу № 12-15/2021 оставлено без изменения постановление и.о. руководителя Управления от 10.12.2020, вынесенное в отношении директора ООО «Объединенные котельные» ФИО2, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, за аналогичное правонарушение.

Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях заявителя события административного правонарушения по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ. Все доводы Общества являлись предметом подробной оценки антимонопольного органа и суда первой инстанции и обоснованно отклонены.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени организации при осуществлении возложенных на них функций.

В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.

При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления об административном правонарушении не пропущен.

Размер определенного административного наказания установлен Обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения и соразмерен его тяжести.

При таких обстоятельствах по имеющимся в деле доказательствам суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.08.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.08.2021 по делу №А17-10938/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Объединенные котельные» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

Г.Г. Ившина

Судьи

ФИО3

ФИО1