ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-745/19 от 24.06.2019 Второго арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-2260/2018

01 июля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24.06.2019.

Полный текст постановления изготовлен 01.07.2019.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Жегловой О.Н. ,

судей Ногтевой В.А., Трубниковой Е.Ю.

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу

государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми

«Ижемская центральная районная больница»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.12.2018,

принятое судьей Вахричевым Е.Н., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019,

принятое судьями Поляшовой Т.М., Барминым Д.Ю., Чернигиной Т.В.

по делу № А29-2260/2018

по иску акционерного общества «Коми тепловая компания»

(ИНН: 1101205461, ОГРН: 1041100412682)

к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми

«Ижемская центральная районная больница»

(ИНН: 1119000401, ОГРН: 1021101096158)

о взыскании платы за негативное воздействие

на работу централизованной системы водоотведения

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ‒

федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми», Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми

и установил:

акционерное общество «Коми тепловая компания» (далее – Компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ижемская центральная районная больница» (далее – Учреждение) о взыскании 969 667 рублей 17 копеек задолженности по оплате услуг по договору № 22 от 01.01.2015 за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми», Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми.

Арбитражный суд Республики Коми решением от 18.12.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019, удовлетворил заявленные требования.

При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 307, 309, 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации; пунктами 7, 14 Федерального закона                    от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее ‒ Закон                                  о водоотведении);  пунктами 61, 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее ‒ Правила № 167); пунктами 35, 36, 111, 114, 118 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013               № 644 (далее ‒ Постановление № 644); пунктами 3, 18, 19, 27-29 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 (далее – Правила № 525).

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 18.12.2018 и постановление от 01.03.2019 отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению кассатора, действующим на момент возникновения задолженности законодательством не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по принятию нормативно-правовых актов по вопросу взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации; решение Совета сельского поселения «Ижма» от 15.04.2013 № 3-7/2, на которое ссылается истец в качестве основания для выставления счета ответчику, утратило законную силу на основании решения Совета сельского поселения «Ижма» от 01.02.2016 № 3-31/5, следовательно, условия договора, которыми предусмотрена ответственность абонента за загрязнение системы канализации, являются ничтожными, обязанность отвечать по ним отсутствует.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 18.12.2018 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 по делу                    № А29-2260/2018 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Компания (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Учреждение (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2015 № 22, согласно пункту 1 которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых, в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2015 (пункт 4 договора).

В пункте 6 договора установлено, что сведения о режиме приема сточных вод приведены в приложении № 4 к договору.

В силу пункта 8 договора расчетный период равен одному календарному месяцу, абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным, датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

На основании пункта 11 договора, размер платы за негативное воздействие                       на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых                                   в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии     с требованиями законодательства Российской Федерации.

В подпункте «р» пункта 12 договора установлена обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Организации водопроводно-канализационного хозяйства предоставлено право взимать с абонента плату за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения (подпункт «д» пункта 13 договора)

В обязанности абонента по договору входит внесение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (подпункт «е» пункта 14 договора).

В пункте 31 договора стороны согласовали, что сведения о требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в Правилах приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации с. Ижма, утвержденных решением Совета сельского поселения «Ижма» от 05.04.2013 № 3-7/2 с изменениями, внесенными решением Совета сельского поселения «Ижма» от 19.05.2014 № 3-18/2 и в приложении №7 к договору.

В силу пункта 35 договора, при превышении абонентом нормативных требований к составу и свойствам сточных вод абонент оплачивает размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ, в соответствии с Правилами № 644.

Истец во исполнение принятых по договору обязательств в третьем квартале               2015 года оказал ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению.

После принятия мер по уведомлению ответчика о предстоящем отборе проб сточных вод, работники истца осуществили отбор проб сточных вод из контрольных канализационных колодцев № 7 и 18, о чем составили акт отбора и приема-передачи проб воды на испытания, который подписан представителем ответчика без возражений.

По результатам исследования пробы сточных вод, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией открытого акционерного общества «Коми тепловая компания», оформлен протокол испытаний от 17.09.2015 № 602-с, согласно которому выявлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ по ряду показателей.

Истец на основании указанного протокола начислил ответчику плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за третий квартал 2015 года в размере 969 667 рублей 17 копеек, для оплаты которой выставил счет-фактуру                    от 30.10.2015 № 929079/8.

Компания направила в адрес ответчика претензию от 10.02.2016 № 397/0578                        с требованием произвести оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоснабжения за третий квартал 2015 года.

Учреждение в ответе на претензию отказалось производить оплату, ссылаясь                  на незаконность действий органов местного самоуправления по утверждению нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмом; указало, что решение Совета сельского поселения «Ижма» № 3-7/2 от 05.04.2013 утратило силу                 в соответствии с решением Совета сельского поселения «Ижма» от 01.02.2016 № 3-31/5.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Компании                       в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, суд округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.

Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоотведении, Правилами № 644 и Правилами № 167 (в редакции, действовавшей в спорный период).

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о водоотведении по договору водоотведения абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить оплату организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

Помимо платы за водоотведение, в случае, если сточные воды содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения (пункт 10 статьи 7 Закона о водоснабжении, пункт 118 раздела VII Правил № 644).

На основании подпунктов «ж», «и» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.

Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (пункт 111 Правил № 644).

Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением 3 (пункт 114 Правил № 644).

Как следует из подпунктов «в» и «г» пункта 36 Правил № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.

В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами (пункт 118 Правил № 644).

В соответствии с пунктом 119 Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод.

Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.

На основании пункта 85 Правил № 644 контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами № 525.

Согласно пунктам 19, 22, 27 названных Правил, отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. Отбор проб сточных вод производится из контрольных канализационных колодцев. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод составляется два экземпляра акта отбора проб по форме, приведенной в приложении 2.

Результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (пункт 38 Правил          № 525).

В пункте 29 Правил № 525 для абонента установлено право при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил № 167.

Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (пункт 65 Правил № 167).

В соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что контроль состава и свойств сточных вод ответчика осуществлен в соответствие с требованиями Правил № 525 в присутствии представителя ответчика. Процедура отбора проб соблюдена, ответчиком не оспорена, акт подписан Учреждением без возражений.

Муниципальное образование сельское поселение «Ижма» решением Совета от 05.04.2013 № 3-7/2 утвердило Правила приема загрязняющих веществ со сточными водами, отводимыми абонентами в системы канализации и нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами абонентов в системы канализации с. Ижма.

На момент заключения сторонами договора (01.01.2015) и в спорный период  (третий квартал 2015 года) данное решение органа местного самоуправления являлось действующим и стороны в договоре согласовали, что руководствуются им.

Компания произвела расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с условиями заключенного договора и требованиями Правил № 167, а также с учетом нормативов, установленных решением Совета сельского поселения «Ижма».

При таких обстоятельствах истец правомерно начислил плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества, которая обоснованно взыскана судом.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судом апелляционной инстанции выводы и подлежат отклонению, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм права.

Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным                               в кассационной жалобе доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.12.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 по делу № А29-2260/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ижемская центральная районная больница» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

О.Н. Жеглова

Судьи

В.А. Ногтева

Е.Ю. Трубникова