610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров
21 октября 2022 года | Дело № А31-1216/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2022 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В. ,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя Администрации Костромской области – ФИО2, действующей на основании доверенности от 21.12.2021,
представителя ООО «Минское» – ФИО3, действующей на основании доверенности от 11.01.2021,
представителя Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области – ФИО4, действующей на основании доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 20.07.2022 по делу №А31-1216/2021,
по иску Администрации Костромской области (ИНН: 4401013212, ОГРН: 1024400534070)
к муниципальному образованию Минское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области в лице Администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
обществу с ограниченной ответственностью «Минское» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
третьи лица: Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (ИНН:<***>, ОГРН: <***>),
Администрация Костромского муниципального района Костромской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (ИНН: <***>, ОГРН:<***>),
о признании недействительными результатов кадастровых работ (межевания) по образованию земельных участков,
о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков и применении последствий недействительности договоров,
об обязании погасить в Едином государственном реестре недвижимости прав записи о переходе права собственности на земельные участки,
об обязании снять с государственного кадастрового учета земельные участки, восстановить сведения о земельных участках,
установил:
Администрация Костромской области (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с иском к муниципальному образованию Минское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области в лице Администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (далее - Сельская администрация) и обществу с ограниченной ответственностью «Минское» (далее – ООО «Минское», Общество) о признании недействительными результатов кадастровых работ (межевания) по образованию земельных участков с кадастровыми номерами:
- 44:07:072001:1351 и 44:07:072001:395 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 44:07:072001:395,
- 44:07:072001:1356 и 44:07:072001:396 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 44:07:072001:396,
- 44:07:072001:1354 и 44:07:072001:397 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 44:07:072001:397,
- 44:07:072001:1350 и 44:07:072001:398 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 44:07:072001:398,
- 44:07:072001:1349 и 44:07:072001:399 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 44:07:072001:399,
- 44:07:072001:1355 и 44:07:072001:400 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 44:07:072001:400,
- 44:07:072001:1352, 44:07:072001:1353 и 44:07:072001:401 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 44:07:072001:401,
о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков, заключенных между Сельским поселением и Обществом, применении последствий недействительности договоров купли-продажи земельных участков, заключенных между Сельским поселением и Обществом,
об обязании погасить в Едином государственном реестре недвижимости прав записи о переходе к Обществу права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072001:395, 44:07:072001:396, 44:07:072001:397, 44:07:072001:398, 44:07:072001:399, 44:07:072001:400, 44:07:072001:401: №44:07:072001:395-44/012/2021-4 от 11.01.2021; №44:07:072001:396-44/012/2021-4 от 11.01.2021; № 44:07:072001:397-44/012/2021-4 от 11.01.2021; №44:07:072001:398-44/012/2021-4 от 11.01.2021; №44:07:072001:399-44/012/2021-4 от 11.01.2021; № 44:07:072001:400-44/012/2021-4 от 11.01.2021; №44:07:072001:401-44/012/2021-4 от 11.01.2021,
об обязании снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072001:395, 44:07:072001:396, 44:07:072001:397, 44:07:072001:398, 44:07:072001:399, 44:07:072001:400, 44:07:072001:401, 44:07:072001:1351, 44:07:072001:1356, 44:07:072001:1354, 44:07:072001:1350, 44:07:072001:1349, 44:07:072001:1355, 44:07:072001:1352, 44:07:072001:1353 и восстановлении сведений о земельных участках с ранее присвоенными кадастровыми номерами 44:07:072001:395, 44:07:072001:396, 44:07:072001:397, 44:07:072001:398, 44:07:072001:399, 44:07:072001:400, 44:07:072001:401.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 20.07.2022 Администрации в удовлетворении иска отказано.
Администрация с принятым решениемсуда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 20.07.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что раздел спорных земельных участков произведен с нарушением положений статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), что ведет к ухудшению конфигурации угодий, создает препятствия к рациональному использованию и охране земель.
Администрация указывает, что спорные участки ограничены в обороте с целью строительства автомобильной дороги; решение об отчуждении земельных участков Советом депутатов Минского сельского поселения не принималось, что влечет ничтожность сделки в порядке статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области, куда явились представители Администрации, Общества и Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области поддержала доводы апелляционной жалобы Администрации.
Представитель Общества в отзыве на апелляционную жалобу указала на законность принятого судом решения.
В представленном отзыве на жалобу Сельская администрация указала на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просят отказать.
Сельская администрация и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Сельской администрации и третьи лица.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациии исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно положениям пункта 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» необходимым документом для осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков является межевой план.
В пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, указано, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
В соответствии с пунктами 7, 13 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, а также расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В статье 39.16 ЗК РФ в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (пункт 2 статьи 70.1 ЗК РФ).
В силу пункта 3 статьи 70.1 ЗК РФ земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 №561 утверждено «Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд» (далее – Положение).
Согласно абзацу 2 пункта 2 Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что решение о резервировании земель принимается на основании:
а) документации по планировке территории;
б) документов территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности;
в) государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Пунктом 6 Положения установлено, что к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.
Согласно пункту 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (пункт 9 Положения).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации Костромской области от 27.07.2015 № 275-а для государственных нужд Костромской области сроком на три года для строительства автомобильной дороги Москва-Ярославль-Кострома-Киров-Пермь-Екатеринбург на участке обхода города Костромы с мостом через реку Волгу зарезервированы земли согласно схемам резервируемых земель (приложение № 1) и перечню кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (приложение № 2). На зарезервированных земельных участках устанавливаются ограничения прав в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель (т. 1 л.д. 112-113).
В перечне кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (приложение № 2) указаны земельные участки с кадастровыми номерами: 44:07:072001:395, 44:07:072001:396, 44:07:072001:397, 44:07:072001:398, 44:07:072001:399, 44:07:072001:400, 44:07:072001:401 (графы 48 - 54).
Постановление Администрации Костромской области от 27.07.2015 № 275-а опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 31.07.2015.
Обременение вышеуказанных земельных участков зарегистрировано в ЕГРН (т. 1 л.д. 30-52).
На основании постановления Администрации Костромской области от 05.06.2018 № 225-а для государственных нужд Костромской области с целью строительства автомобильной дороги Москва-Ярославль-Кострома-Киров-Пермь-Екатеринбург на участке обхода города Костромы с мостом через реку Волгу сроком на три года зарезервированы земли согласно схеме расположения границ постоянной полосы отвода автомобильной дороги (предполагаемая зона резервирования) (приложение № 1) и перечню кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (приложение № 2). На зарезервированных земельных участках устанавливаются ограничения прав в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель (т. 1 л.д. 77-78).
В перечне кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (приложение №2) указаны земельные участки с кадастровыми номерами: 44:07:072001:395, 44:07:072001:396, 44:07:072001:397, 44:07:072001:398, 44:07:072001:399, 44:07:072001:400, 44:07:072001:401 (графы 61 - 67).
Постановление Администрации Костромской области от 05.06.2018 № 225-а опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 06.06.2018.
Согласно сведениям из ЕГРН:
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:395 имеет площадь 75254 +/- 960 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:396, площадь - 168505 +/- 1437 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:397, площадь - 287177 +/- 1876 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:398, площадь -239277 +/- 1712 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:399, площадь -147023 +/- 1342 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:400, площадь - 614986 +/- 2745 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:401, площадь -2324983 +/- 5337 кв. м.
Постановлениями Администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 05.11.2020 № 60, 61, 62, 63, 63, 64, 65, 66 утверждены схемы расположения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на кадастровом плане территории в связи с их разделом. В результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела каждого из земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:072001:395, 44:07:072001:396, 44:07:072001:397, 44:07:072001:398, 44:07:072001:399, 44:07:072001:400, 44:07:072001:401 с сохранением исходных земельных участков в измененных границах подготовлен межевой план.
Согласно заключению кадастрового инженера предельные размеры земельного участка для вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения) не установлены; объекты недвижимости на образуемых земельных участках отсутствуют.
В результате раздела из земельного участка с кадастровым номером 44:07:072001:395 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072001:1351 и 44:07:072001:395;
из земельного участка с кадастровым номером 07:072001:396 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072001:1356 и 44:07:072001:396;
из земельного участка с кадастровым номером 44:07:072001:397 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072001:1354 и 44:07:072001:397;
из земельного участка с кадастровым номером 44:07:072001:398 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072001:1350 и 44:07:072001:398;
из земельного участка с кадастровым номером 44:07:072001:399 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072001:1349 и 44:07:072001:399;
из земельного участка с кадастровым номером 44:07:072001:400 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072001:1355 и 44:07:072001:400;
из земельного участка с кадастровым номером 44:07:072001:401 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072001:1352, 44:07:072001:1353 и 44:07:072001:401.
Раздел вышеуказанных земельных участков был проведен для исключения частей земельных участков, которые попали в резерв в соответствии с Постановлением Администрации Костромской области от 05.06.2018 № 225-а.
Согласно сведениям из ЕГРН, выписки от 14.01.2021(т. 1 л.д. 53-66, 74-75):
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:1349 имеет площадь 54189 +/- 163 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:1350 имеет площадь 32026 +/- 125 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:1351 имеет площадь 16050 +/- 110 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:1352 имеет площадь 9625 +/- 69 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:1353 имеет площадь 100000 +/- 221 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:1354 имеет площадь 15669 +/- 88 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:1355 имеет площадь 26601 +/- 114 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:1356 имеет площадь 14658 +/- 85 кв. м.
Впоследствии между Сельской администрацией и Обществом были заключены договоры купли-продажи земельных участков, в том числе:
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:395 передан в собственность Обществу на основании договора купли-продажи земельного участка от 24.12.2020 № 3;
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:396 передан в собственность Обществу на основании договора купли-продажи земельного участка от 24.12.2020 № 4;
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:397 передан в собственность Обществу на основании договора купли-продажи земельного участка от 24.12.2020 № 5;
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:398 передан в собственность Обществу на основании договора купли-продажи земельного участка от 24.12.2020 № 6;
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:399 передан в собственность Обществу на основании договора купли-продажи земельного участка от 24.12.2020 № 7;
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:400 передан в собственность Обществу на основании договора купли-продажи земельного участка от 24.12.2020 № 8;
- земельный участок с кадастровым номером 44:07:072001:401 передан в собственность Обществу на основании договора купли-продажи земельного участка от 24.12.2020 № 9.
Земельные участки переданы Обществу по передаточным актам от 26.12.2020, договоры купли-продажи земельных участков зарегистрированы в Управлении Росреестра по Костромской области 11.01.2021.
Управление Росреестра по Костромской области указало, что согласно сведениям ЕГРН об указанных земельных участках в графе «незарегистрированные ограничения и обременения» разделов ЕГРН, открытых на земельные участки с кадастровыми номерами: 44:07:072001:395, 44:07:072001:396, 44:07:072001:397, 44:07:072001:398, 44:07:072001:399, 44:07:072001:400, 44:07:072001:401, имеется информация об установленных в отношении земельных участков ограничениях прав и обременениях земельных участков в виде резервирования земель на основании постановления Администрации Костромской области от 27.07.2015 №275-а. В постановлении конкретный перечень ограничений не указан. Срок резервирования - 3 года. Зона с особыми условиями использования территории в соответствии с указанным постановлением внесена в реестр границ и имеет запись о реестровом номере границы 44:07-6.303. По сведениям ЕГРН в указанную зону не входят земельные участки с кадастровыми номерами: 44:07:072001:395, 44:07:072001:396, 44:07:072001:397, 44:07:072001:398, 44:07:072001:399, 44:07:072001:400, 44:07:072001:401.
Также Управление Росреестра по Костромской области указало, что ЕГРН не содержит сведений об установленных в отношении земельных участков ограничениях (обременении) прав земельных участков в виде резервирования земель на основании постановления Администрации Костромской области от 05.06.2018 № 225-а. В связи с тем, что действие ограничений прав, установленных постановлением Администрации Костромской области от 27.07.2015 № 275-а, прекратилось в связи с истечением указанного в решении срока резервирования земель, а иных ограничений в ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072001:395, 44:07:072001:396, 44:07:072001:397, 44:07:072001:398, 44:07:072001:399, 44:07:072001:400, 44:07:072001:401 не имелось, основания для приостановления государственной регистрации права собственности отсутствовали.
Кроме того, из земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:072001:395, 44:07:072001:396, 44:07:072001:397, 44:07:072001:398, 44:07:072001:399, 44:07:072001:400, 44:07:072001:401 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072001:1349, 44:07:072001:1350, 44:07:072001:1351, 44:07:072001:1352, 44:07:072001:1353, 44:07:072001:1354, 44:07:072001:1355, 44:07:072001:1356, которые в соответствии со схемой расположения границ постоянной полосы отвода автомобильной дороги (предполагаемой зоны резервирования) ограничены в обороте. В ЕГРН имеются сведения о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 44:07:072001:1349, 44:07:072001:1350, 44:07:072001:1351, 44:07:072001:1352, 44:07:072001:1354, 44:07:072001:1355, 44:07:072001:1356 полностью или частично расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории. Сведения о зонах с особыми условиями использования территории внесены на основании постановления Администрации Костромской области от 27.07.2015 № 275-а. Срок резервирования - 3 года.
Таким образом, на данный момент отсутствует резервирование для государственных нужд земельных участков 44:07:072001:395, 44:07:072001:396, 44:07:072001:397, 44:07:072001:398, 44:07:072001:399, 44:07:072001:400, 44:07:072001:401.
Судом первой инстанции установлено, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 44:07:072001:395, 44:07:072001:396, 44:07:072001:397, 44:07:072001:398, 44:07:072001:399, 44:07:072001:400, 44:07:072001:401, 44:07:072001:1351, 44:07:072001:1356, 44:07:072001:1354, 44:07:072001:1350, 44:07:072001:1349, 44:07:072001:1355, 44:07:072001:1352, 44:07:072001:1353 не носят временного характера, данные земельные участки не являются преобразуемыми.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:072001:395, 44:07:072001:396, 44:07:072001:397, 44:07:072001:398, 44:07:072001:399, 44:07:072001:400, 44:07:072001:401, 44:07:072001:1351, 44:07:072001:1356, 44:07:072001:1354, 44:07:072001:1350, 44:07:072001:1349, 44:07:072001:1355, 44:07:072001:1352, 44:07:072001:1353 установлены с соблюдением норм земельного законодательства, межевание проведено и земельные участки поставлены на кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доказательств того, что образованные земельные участки не соответствуют требованиям, указанным в статье 11.9 ЗК РФ, Администрацией в материалы дела не представлено.
Доказательства, подтверждающие нарушение прав истца при формировании границ земельных участков с кадастровыми номерами 44:07:072001:395, 44:07:072001:396, 44:07:072001:397, 44:07:072001:398, 44:07:072001:399, 44:07:072001:400, 44:07:072001:401, 44:07:072001:1351, 44:07:072001:1356, 44:07:072001:1354, 44:07:072001:1350, 44:07:072001:1349, 44:07:072001:1355, 44:07:072001:1352, 44:07:072001:1353, также в материалах дела отсутствуют. Само по себе проведение межевания земельных участков и их постановка на кадастровый учет не нарушают права истца.
Учитывая, что срок резервирования земель для государственных нужд, установленный постановлением Администрации Костромской области от 27.07.2015 № 275-а, истек, а государственная регистрация ограничений прав, установленных постановлением Администрации Костромской области от 05.06.2018 № 225-а, не осуществлена, апелляционный суд не находит оснований для отказа в предоставлении земельных участков в собственность Обществу, и соответственно для отказа регистрирующим органом в проведении регистрации права собственности Общества на спорные земельные участки.
Доводы Администрации о нарушении Сельской администрацией порядка распоряжения имуществом Минского сельского поселения и о том, что решение об отчуждении земельных участков Советом депутатов Минского сельского поселения не принималось, что влечет ничтожность сделки в порядке статьи 168 ГК РФ, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Из положений статей 166, 168 ГК РФ следует, что лицо, не являющееся стороной договора, заявляющее иск о признании договора недействительным, должно доказать наличие своего материально-правового интереса в удовлетворении иска, указав, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены или оспариваются лицами, к которым предъявлен иск, а также каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты.
Судом установлено, что Администрация не является стороной оспариваемых договоров, в силу чего, заявляя иск о признании договоров недействительными, должна доказать наличие своего материально-правового интереса в удовлетворении иска, указав, какие её права или охраняемые законом интересы нарушены или оспариваются лицами, к которым предъявлен иск, а также каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты.
Поскольку истец участником оспариваемых договоров не является, а из исковых требований усматривается, что предъявлением настоящего иска о признании сделок недействительными (независимо от основания), истец преследует иную цель, не направленную на восстановление своих прав, апелляционный суд приходит к выводу о том, что применение последствий недействительности сделок в соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ, не восстановит права истца.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что согласно объяснениям Сельской администрации в проект строительства автомобильной дороги внесены изменения в отношении отображения территории объекта (новое прохождение автомобильной дороги) согласно утвержденного проекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» Москва-Ярославль-Волоща-Архангельск, подъезд к г. Кострома на участке обхода г.Кострома, Костромская область». Старое прохождение автомобильной дороги «Автомобильная дорога Москва-Ярославль-Кострома-Киров-Пермь-Екатеринбург на участке обхода г. Кострома с мостом через реку Волга» исключено из проекта.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал Администрации в удовлетворении иска.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Решение суда от 20.07.2022 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Костромской области от 20.07.2022 по делу № А31-1216/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Костромской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий | М.В. Немчанинова |
Судьи | ФИО5 ФИО1 |