ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-8318/20 от 29.03.2021 Второго арбитражного апелляционного суда

258/2021-7406(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А29-2743/2020 

Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2021.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,

при участии представителя
от заявителя: ФИО1 (поручение от 20.02.21 № 8-154-2020),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации муниципального района «Усть-Вымский»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.09.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020
по делу № А29-2743/2020

по заявлению заместителя прокурора Республики Коми
к администрации муниципального района «Усть-Вымский»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании незаконным бездействия,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –  администрация Главы Республики Коми, министерство экономики Республики Коми,  Правительство Республики Коми, 

и у с т а н о в и л :

заместитель прокурора Республики Коми (далее – Прокуратура) обратился в Арбитражный  суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным бездействия администрации  муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский» (далее – Администрация), выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению  правового акта, регламентирующего представление муниципальной услуги по даче  письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных 


правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах,  предусмотренной статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее –  НК РФ) и обязании разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий  представление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений  налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов  муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21,  34.2 НК РФ, в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены администрация Главы Республики  Коми (далее – Администрация Главы РК), Министерство экономики Республики Коми  (далее – Министерство) и Правительство Республики Коми (далее – Правительство). 

Решением суда первой инстанции от 20.09.2020, оставленным без изменения  постановлением апелляционного суда от 16.12.2020, заявленные требования  удовлетворены. 

Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в  Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит  отменить их. 

Ссылаясь на статью 34.2 НК РФ, положения Федерального закона от 27.07.2010

 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»  (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ), письмо Департамента налоговой и таможенной  политики Минфина России от 22.01.2020 № 03-02-08/3135, от 10.02.2020 

 № 03-02-07/1/8481, приказ Минфина России от 14.09.2018 № 194н, распоряжение  Правительства Республики Коми от 03.04.2017 № 156-р, заявитель считает, что выводы  судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела  доказательствам. По его мнению, предоставление письменных разъяснений по вопросу  применения нормативных правовых актов о местных налогах и сборах не является  муниципальной услугой, а носит информационно-разъяснительный, консультационный  характер. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе. 

Представитель Прокуратуры в судебном заседании возразил относительно доводов  заявителя жалобы. 

Администрация Главы РК, Министерство и Правительство отзыв на кассационную  жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте  рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная  жалоба рассмотрена в их отсутствие. 

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго- Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, приведенным  в кассационной жалобе. 

Как следует из материалов дела, при проведении анализа соблюдения  законодательства о налогах и сборах Прокуратурой установлен факт бездействия  Администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению  административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче  письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных  правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах. 

Полагая бездействие ответчика незаконным, Прокуратура обратилась в  арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Руководствуясь статьей 34.2 НК РФ, положениями Федерального закона от  06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в 


Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), Федерального закона 

 № 210-ФЗ, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не  нашел оснований для отмены принятых судебных актов. 

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные  полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или  иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в  сфере предпринимательской деятельности. 

Предметом заявленных требований является бездействие Администрации,  выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта,  регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных  разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов  муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21,  34.2 НК РФ

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг  органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими  исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон № 210-ФЗ. 

Согласно статье 2 Федерального закона № 210-ФЗ государственной услугой,  предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом  государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при  осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными  законами и законами субъектов Российской Федерации, является деятельность по  реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти,  государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти  субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при  осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными  законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по  запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами  Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской  Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1);  муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, является  деятельность по реализации функций органа местного, которая осуществляется по  запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные  услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с  Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами  муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным  Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не  отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на  участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в  соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие  предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на  решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления  других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных  из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,  в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав. 


Статьями 14 – 16 Федерального закона № 131-ФЗ определен круг вопросов  местного значения применительно к каждому виду муниципального образования. 

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия  органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с этим  законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными  полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления. 

Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не  ограничиваться только решением вопросов местного значения. 

В силу пункта 1 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения  налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно  законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных  правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. 

Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в  пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления  соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя)  соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более  чем на один месяц (пункт 3 статьи 34.2 НК РФ). 

Налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов Российской  Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства  Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно  законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных  правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (подпункт 2  пункта 1 статьи 21 НК РФ). 

Из приведенных положений НК РФ следует, что финансовые органы  муниципальных образований обязаны давать письменные разъяснения  налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных  правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, а  налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующие разъяснения. 

При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы  предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, направляемый  запрос связан только с фактически произведенными в рамках хозяйственной деятельности  налогоплательщика операциями. Таким образом, разъяснение налогоплательщику носит  индивидуальный характер. 

В части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке  рассмотрения обращении граждан Российской Федерации» определено, что  установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений  граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений,  которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными  конституционными законами и иными федеральными законами. 

Порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений  налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов  муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами НК РФ,  следовательно, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется  нормами названного Федерального закона. 


На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что  соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в  рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определенном Федеральным  законом № 210-ФЗ. 

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрена  обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги,  предоставлять названные услуги в соответствии с административными регламентами,  которые в силу пункта 4 статьи 2 закона являются нормативными правовыми актами,  устанавливающими порядок и стандарт предоставления государственной или  муниципальной услуги. 

Согласно пункту 1 статьи 51 Устава муниципального образования муниципального  района «Усть-Вымский», принятого Советом МО «Усть-Вымский район» 13.12.2005,  Администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным  органом местного самоуправления муниципального района, наделяется настоящим  Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для  осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными  законами и законами Республики Коми. 

В нарушение действующего законодательства Администрация не приняла меры по  разработке и утверждению административного регламента по предоставлению  муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по  вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о  местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в  реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно- коммуникационной сети «Интернет» отсутствуют. 

Таким образом, суды пришли к верному выводу о доказанности материалами дела  факта неправомерного бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по  разработке и утверждению правового акта, регламентирующего представление  муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по  вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о  местных налогах и сборах. 

Данный вывод судов соответствует правовой позиции, изложенной в определении  Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2020 № 309-ЭС20-6503. 

Суды верно отметили, что отсутствие указанного правового акта влечет  неопределенность в деятельности финансового органа по предоставлению данной  муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного  круга субъектов предпринимательской деятельности. 

Ссылка Администрации на письма Департамента налоговой и таможенной политики  Минфина России от 22.01.2020 № 03-02-08/3135, от 10.02.2020 № 03-02-07/1/8481, приказ  Минфина России от 14.09.2018 № 194н, распоряжение Правительства Республики Коми от  03.04.2017 № 156-р правомерно отклонена судами, так как не опровергает изложенные  выводы. 

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о незаконности  оспариваемого бездействия Администрации и правомерно удовлетворили заявленные  требования. 

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в  кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется. 

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в  судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов  судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических 


обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. 

Арбитражный суд Республики Коми и Второй апелляционный суд правильно  применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального  права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в  силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Кассационная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной  жалобы не рассматривался, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37  Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты  государственной пошлины по кассационной жалобе. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского  округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.09.2020 и постановление Второго  арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу № А29-2743/2020 оставить без  изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района «Усть- Вымский» – без удовлетворения. 

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье  291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 Председательствующий  И.Л. Забурдаева 

 Судьи  Н.Ю. Башева

Н.Ш. Радченкова