ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-8401/14 от 23.10.2014 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

29 октября 2014 года

Дело № А82-16788/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Кононова П.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя – ФИО1, действующей на основании доверенности от 09.01.2014,

представителя третьего лица - ОАО "Ярреставрация" - ФИО2, действующей на основании доверенности от 10.01.2013,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.08.2014 по делу № А82-16788/2013, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.

по заявлению департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (ОГРН <***>, <...>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (Ярославская область, проспект Толбухина, д. 64а),

третьи лица: Тутаевское государственное унитарное предприятие «Автодор» Ярославской области, открытое акционерное общество «Ярреставрация», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ярославской области - Тутаевский отдел, Тутаевское отделение Ярославского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»,

о признании недействительными ненормативных правовых актов,

установил:

департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее – ответчик, Управление), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решений ответчика, выраженных в сообщениях об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.09.2013 № 76-76-09/013/2013-515, № 76-76-09/013/2013-516, № 76-76-09/013/2013-517 и № 76-76-09/013/2013-518; о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер по устранению причин, послуживших отказом в государственной регистрации; возложении на ответчика обязанности зарегистрировать право собственности открытого акционерного общества «Ярреставрация», переход права собственности к Ярославской области, право хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия «Автодор» Ярославской области на здания деревообрабатывающей мастерской, гаража, административного корпуса и земельный участок с кадастровым номером 76:21:020124:21, расположенных по адресу <...>.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Тутаевское государственное унитарное предприятие «Автодор» Ярославской области (далее – третье лицо, ГУП «Автодор»), открытое акционерное общество «Ярреставрация» (далее - третье лицо, Общество, ОАО «Ярреставрация»), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ярославской области, Тутаевский отдел (далее – третье лицо, Кадастровая палата), Тутаевское отделение Ярославского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (далее – третье лицо, БТИ) (том 1, л.д. 1-2, 201-202).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.08.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными сообщения Управления об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.09.2013 № 76-76-09/013/2013-515, № 76-76-09/013/2013-516, № 76-76-09/013/2013-517 и № 76-76-09/013/2013-518; возложил на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и рассмотреть в установленном порядке заявления ОАО «Ярреставрация», Департамента и ГУП «Автодор» о государственной регистрации права (перехода права) в отношении объектов недвижимости и земельного участка с кадастровым номером 76:21:020124:21, расположенных по адресу <...>; в удовлетворении остальной части требований суд отказал.

Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом нор материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в соответствии с обжалуемым решением суда Управление обязано провести государственную регистрацию по представленным заявителем документам; аналогичное заявление Департамента уже рассматривалось арбитражным судом в рамках дела № А82-338/2013; представленные сторонами правоустанавливающие документы не подтверждают права акционерного общества на объекты недвижимости; Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество не предусматривает обязанности государственного регистратора добывать документы, которые бы подтвердили возникновение у акционерного общества прав на регистрируемые объекты; сведения, указанные в дополнительных документах, противоречат друг другу, а также сведениям, указанным в плане приватизации Ярославского государственного предприятия «Ярреставрация»; государственная регистрация проводится только при наличии бесспорных оснований для ее проведения; в течение срока приостановления причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не устранены.

Департамент, ОАО «Ярреставрация», ГУП «Автодор» в отзывах на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергают и просят оставить ее без удовлетворения.

Кадастровая палата и БТИ отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Управление направило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.

ГУП «Автодор», Кадастровая палата, БТИ своих представителей в судебное заседание также не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Управления, ГУП «Автодор», Кадастровой палаты, БТИ.

В заседании суда представители Департамента и ОАО «Ярреставрация» поддержали позиции, изложенные в отзывах на жалобу.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.12.1992 главой администрации г. ФИО3 и Тутаевского района принято решение № 840, которым фирме «Яррестраврация» в пользование предоставлен земельный участок площадью 1 296 кв.м. по адресу <...> для производственной базы, что удостоверяется свидетельством о праве собственности на землю, владения, пользования землей от 14.01.1993 № 70. Согласно ситуационному плану земельного участка, приведенному на обороте данного документа, на указанном земельном участке имеется гараж и два двухэтажных капитальных строения (том 1 л.д. 83).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 № 559 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Ярославской области» государственное предприятие «Ярреставрация» передано в государственную собственность Ярославской области (том 1, л.д. 37). Согласно плану приватизации Ярославского государственного предприятия «Ярреставрация» в состав приватизируемого имущества (по состоянию на 01.01.1994) вошел незавершенный строительством объект - производственная база <...> (том 1 л.д. 41). При этом указано, что объем работ по смете равен фактически выполненному объему работ (114800 руб.).

Согласно пунктам 51, 52 акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, являющегося приложением № 1 к плану приватизации Ярославского государственного предприятия «Ярреставрация» (том 1 л.д. 44-45), по адресу <...>, имеется здание под базу 1986 года постройки, остаточной стоимостью 8000 руб. и бытовые помещения 132 кв.м. 1987 года постройки остаточной стоимостью 42000 рублей. В соответствии с пунктом 3 акта оценки стоимости незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования по состоянию на 01.07.1992, являющегося приложением № 2 к плану приватизации (том 1 л.д. 46) в число объектов включена производственная база по адресу <...>, год начала строительства - 1986 года, объем работ по смете соответствует фактически выполненному объему работ в сумме 114800 руб.

09.06.1994 выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица - акционерного общества открытого типа «Яррестраврация» (далее – АООТ «Ярреставрация») со смешанной формой собственности, учредителем которого выступил Комитет по управлению государственным имуществом Ярославской области (том 1, л.д. 36).

14.12.1995 Фондом имущества Ярославской области (продавец) и АООТ «Яррестраврация» (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка. По условиям пункта 1.1 данного договора продавец продал земельный участок, находящийся под приватизированным предприятием площадью 1250 кв.м. по адресу: <...>, а покупатель приобрел упомянутый земельный участок. По условиям пункта 1.2 указанного договора право собственности на земельный участок включает право на любое разрешенное его использование, под которым впредь до введения в действия законодательства о территориальном зонировании или иного аналогичного законодательства понимается право использовать участок вместе с расположенными на нем зданиями, сооружениями всеми способами, не противоречащими ограничениям, установленными органами власти. В паспорте земельного участка и в акте установления нормативной цены земельного участка целевое назначение земельного участка указано как производственная база (том 1 л.д. 87, 88). 21.12.1995 названный договор зарегистрирован в реестре регистрации заявок и договоров по купле-продаже земельных участков для собственников приватизированных предприятий. 02.02.1996 АООТ «Ярреставрация» выдано свидетельство о праве собственности на приобретенный земельный участок, в том числе на основании купли-продажи от 21.12.1995 (том 1 л.д. 90-92).

В апреле 1999 года Ярославским центром недвижимости по заказу ОАО «Ярреставрация» составлено заключение экспертизы № 932/99-О объекта недвижимости - производственной базы ОАО «Ярреставрации», расположенной по адресу: <...>» (том 1, л.д. 65-77). Из данного отчета следует, что целью оценки является установление рыночной стоимости объекта; в состав производственной базы входят здания: деревообрабатывающих мастерских постройки до 1917 года, гаража и бытовых помещений современной постройки 1989 года; в разделе 2.3 приведены описания конструктивных элементов зданий деревообрабатывающей мастерской, гаража, административно-складского здания и указан физический их износ по данным последней инвентаризации на 13.04.1999.

27.08.1991 губернатором Ярославской области издано постановление № 531 «О приобретении имущества в государственную собственность Ярославской области» (том 1, л.д. 56), предусматривающее приобретение у ОАО «Ярреставрация» в государственную собственность Ярославской области зданий деревообрабатывающей мастерской, гаража и административного корпуса по адресу <...> на, 87 общей стоимостью 370000 рублей, увеличение уставного фонда Тутаевского государственного унитарного предприятия Ярославской области по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования на сумму 370000 рублей и внесение указанного имущества в уставный фонд государственного предприятия.

20.09.1999 ОАО «Ярреставрация» (продавец) и Тутаевским государственным унитарным предприятием по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования (покупатель) заключен договор купли-продажи (в редакции двух дополнительных соглашений от 22.05.2012) (том 1, л.д. 58-59, 60, 61). По условиям данного договора продавец обязуется передать в хозяйственное ведение покупателя имущество: деревообрабатывающую мастерскую, гараж и административный корпус, а покупатель обязуется принять объект и уплатить за него денежную сумму, указанную в настоящем договоре (пункт 1.1). Объект расположен по адресу: <...>: деревообрабатывающая мастерская (год постройки - до 1917 года), гараж (год постройки - 1986 год) и административный корпус (год постройки - 1987 год) (пункт 1.2). Продавец обязуется передать Ярославской области право собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:21:020124:21, расположенный по адресу <...> площадью 1193 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной базы (пункт 2.1.3).

15.06.2012 правительством Ярославской области издано постановление, которым из собственности ОАО «Ярреставрация» в собственность Ярославской области принят указанный земельный участок (том 1 л.д. 64).

Согласно выписке из реестра имущества, находящегося в собственности Ярославской области, от 24.03.2011 №1932 (том 2 л.д. 4) Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области подтверждено, что объекты недвижимости (здание деревообрабатывающей мастерской Лит. А, А1, здание гаража Лит. Б1, здание административного корпуса Лит. Б), расположенные по адресу <...>, являются собственностью Ярославской области и включены в реестр имущества, находящегося в собственности Ярославской области.

22.05.2012 ОАО «Ярреставрация» и Тутаевским ГУП «Автодор» Ярославской области составлен акт приема-передачи к договору купли-продажи от 20.09.1999 (том 1, л.д. 62), в соответствии с которым указанные объекты недвижимости и земельный участок переданы ОАО «Ярреставрация» Тутаевскому ГУП «Автодор».

23.04.2013 Арбитражным судом Ярославской области вынесено решение по делу А82-338/2013, которым оставлены без удовлетворения требования Департамента о признании незаконными отказов Управления в государственной регистрации права собственности ОАО «Ярреставрация» на здание деревообрабатывающей мастерской (лит. А, А1), здание административного корпуса (лит. Б), здание гаража (лит. Б1) и земельный участок под ними (кадастровый номер 76:21:020124:21), расположенные в <...> (сообщения от 20.10.2012 № 09/017/2012-34, 37, 38, 39), отказов в государственной регистрации перехода к Ярославской области права собственности на данные объекты и земельный участок (сообщения от 20.10.2012 № 09/017/2012-45, 46, 47, 48) и отказов в государственной регистрации права хозяйственного ведения Тутаевского ГУП «Автодор» на названные объекты недвижимости (сообщения от 09.11.2012 № 76-76-09/017/2012-57, 58, 59), а также о возложении на Управление обязанности совершить указанные действия (том 1, л.д. 116-120).

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 указанное решение суда оставлено без изменения (том 1, л.д. 121-125). Из указанного постановления следует, что 23.05.2012 ОАО «Ярреставрация» и уполномоченный представитель Ярославской области обратились в Управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности общества на здание деревообрабатывающей мастерской, здание административного корпуса, здание гаража и земельный участок под ними и перехода данного права к Ярославской области. 24.05.2012 в Управление Росреестра обратилось Тутаевское ГУП «Автодор» за государственной регистрацией права хозяйственного ведения на здания. В качестве правоустанавливающих документов заявители представили план приватизации Ярославского государственного предприятия «Ярреставрация» 1994 года, утвержденный комитетом по управлению государственным имуществом Ярославской области, договор купли-продажи земельного участка от 14.12.1995 между Фондом имущества Ярославской области и АООТ «Ярреставрация», договор купли-продажи зданий от 20.09.1999 между ОАО «Ярреставрация» и Тутаевским ГУП Ярославской области по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, дополнительное соглашение к этому договору от 22.05.2012 и кадастровые паспорта на регистрируемые объекты. Сообщениями от 20.10.2012 № 09/017/2012-34, 37, 38, 39, 45, 46, 47, 48 и от 09.11.2012 № 76-76-09/017/2012-57, 58, 59 Управление отказало в государственной регистрации права собственности, перехода права и права хозяйственного ведения на основании абзацев 4, 6 и 10 пункта 1 статьи 20 Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Отказ в регистрации права собственности ОАО «Ярреставрация» на здания мотивирован тем, что в плане приватизации предприятия 1994 года такие здания, на которые заявлена государственная регистрация, отсутствуют; в отношении регистрации права на земельный участок отказано по тому основанию, что заявителем не уплачена государственная пошлина. Отказ в регистрации перехода права собственности к Ярославской области и в регистрации права хозяйственного ведения Тутаевское ГУП «Автодор» на здания отказано в связи с тем, что отказано в государственной регистрации права собственности продавца, в переходе права на земельный участок – по причине отказа в регистрации перехода права на здания.

27.06.2013 ОАО «Ярреставрация», уполномоченный представитель Ярославской области и ГУП «Автодор» вновь направили в Управление заявления о государственной регистрации права (перехода права) на спорные объекта недвижимости, в том числе земельный участок, расположенные по адресу: <...>.

16.07.2013 ОАО «Ярреставрация» в Управление представлены дополнительные документы (том 1 л.д. 194).

Согласно уведомлений Управления от 17.07.2013 государственная регистрация приостановлена сроком до 13.08.2013 на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество) (том 2, л.д. 8-9, 10-11, 12-13, 14-15) в связи с тем, что в представленном на государственную регистрацию плане приватизации Ярославского государственного предприятия «Ярреставрация» не значатся здание деревообрабатывающей мастерской, административного корпуса, гаража; на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины; не представлен протокол собрания акционеров, содержащий разрешение на отчуждение объектов недвижимости; договор купли-продажи от 20.09.1999 представлен в одном экземпляре, имеет неоговоренные исправления; земельный участок не может быть отчужден без находящихся на нем зданий, если они принадлежат одному лицу.

По заявлениям Общества, Департамента и ГУП «Автодор» от 09.08.2013 (том 2, л.д. 72-74, 85-87, 99-101) государственная регистрация приостановлена на срок 90 дней в связи с необходимостью представления документов.

14.08.2013 ОАО «Ярреставрация» в Управление представлены дополнительные документы (том 2 л.д. 50, 98, 105).

В соответствии с заявлениями от 20.08.2013 (том 2, л.д. 75-77, 89-90, 102-104) государственная регистрация возобновлена. Однако в заявлениях о возобновлении государственной регистрации, поданных от имени ОАО «Ярреставрация», подписи представителя Общества отсутствуют (том 1, л.д. 144, том 2, л.д. 88, 102, Подпись представителя ОАО «Ярреставрация» отсутствует и в принятии расписки Управления о получении заявления Общества о возобновлении государственной регистрации (том 1, л.д. 145).

10.09.2013 Управление, руководствуясь абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, приняло решение об отказе в государственной регистрации права (перехода права) в виду того, что представленные документы содержат противоречивые сведения и не представляется возможным установить наличие права собственности на объекты у ОАО «Ярреставрация». Указанное решение формализовано в сообщениях об отказе в государственной регистрации от 10.09.2013 №76-76­09/013/2013-515, №76-7609/013/2013-516, №76-76-09/013/2013-517 и №76-76­09/013/2013-518 (том 1, л.д. 24-25, 26-27, 28-29, 30-31).

Из сообщения №76-76­09/013/2013-515 следует, что ОАО «Ярреставрация» не представило на государственную регистрацию документы, подтверждающие возникновение или наличие права собственности. В представленном ОАО «Ярреставрация» в качестве правоустанавливающего документа плане приватизации Ярославского государственного предприятия «Ярреставрация» здание административного корпуса не значится. Правовая экспертиза представленных 20.08.2013 дополнительных документов, выявила следующие противоречия: 1) в информационном письме Департамента от 16.08.2013 №28-6581/13 содержатся разъяснения, что в состав приватизируемой в соответствии с планом приватизации предприятия утвержденного 20.05.1994, производственной базы по адресу: <...>, вошли бытовые помещения общей площадью 75 кв.м. Здание административного корпуса согласно указанному письму в собственность ОАО «Ярреставрация» не передавалось. Год постройки бытовых помещений в письме не указан; 2) в письме Департамента от 19.08.2013 №28-6632/13 содержатся сведения о том, что здание административного корпуса на момент составления акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 (приложение № 1 к плану приватизации ОАО «Ярреставрация») находилось в стадии незавершенного строительства. Год постройки здания административного корпуса не указан, документы, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию после окончания строительства, не указаны; 3) в справке БТИ от 15.08.2013 № 218 содержится информация, что в состав производственной базы расположенной по адресу: <...>, на момент приватизации (1994 год) входил следующий объект недвижимости: здание административного корпуса (лит Б); год постройки – 1989. Сведения, указанные в дополнительных документах, противоречат друг другу, а также сведениям, указанным в плане приватизации Ярославского государственного предприятия «Ярреставрация», в связи с чем не представляется возможным однозначно установить наличие права собственности ОАО «Ярреставрация», являющегося продавцом по договору купли-продажи от 20.09.1999 на указанный объект.

Из сообщения № 76-76-09/013/2013-516 следует, что в представленном в качестве правоустанавливающего документа плане приватизации Ярославского государственно предприятия «Ярреставрация» здание гаража не значится. Правовая экспертиза представленных 20.08.2013 дополнительных документов, выявила следующие противоречия: 1) в информационном письме Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 16.08.2013 №28-6581/13 указано, что в состав приватизируемой в соответствии с планом приватизации предприятия производственной базы по адресу: <...>, вошел гараж, общей площадью 119 кв.м. Год постройки гаража в письме не указан; 2) в письме Департамента от 19.08.2013 №28-6632/13 содержатся такие же сведения; 3) в справке БТИ от 15.08.2013 № 218 содержится информация, что в состав производственной базы, расположенной по адресу: <...>, на момент приватизации (1994 год) входил следующий объект недвижимости: здание гаража (лит Б1); год постройки – 1989. Сведения, указанные в дополнительных документах, противоречат друг другу, а также сведениям, указанным в плане приватизации Ярославского государственного предприятия «Ярреставрация», в связи с чем не представляется возможным однозначно установить наличие права собственности ОАО «Ярреставрация», являющегося продавцом по договору купли-продажи от 20.09.1999 на указанный объект. Следовательно, отсутствует возможность осуществления регистрации перехода права собственности от ОАО «Ярреставрация» к Ярославской области и регистрации права хозяйственного ведения на вышеуказанный объект.

Из сообщения № 76-76­09/013/2013-518 следует, что в представленном в качестве правоустанавливающего документ ОАО «Ярреставрация» плане приватизации Ярославского государственного предприятия «Ярреставрация» здание деревообрабатывающей мастерской (год постройки до 1917 г.) не значится. Правовая экспертиза представленных 20.08.2013 дополнительны документов, выявила следующие противоречия: 1) в информационном письме Департамента от 16.08.2013 №28-6581/13 указано, что в состав приватизируемой в соответствии с планом приватизации предприятия производственной базы по адресу: <...>, вошел столярный цех, общей площадью 215,7 кв.м. Здание деревоперерабатывающей мастерской согласно указанному письму в собственность ОАО «Ярреставрация» не передавалось. Год постройки столярного цеха в письме не указан; 2) в письме Департамента от 19.08.2013 №28-6632/13 содержатся сведения о том, что столярный цех, вошедший в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, построен в 1986 году; 3) в справке БТИ от 15.08.2013 №218 содержится информация, что в состав производственной базы, расположенной по адресу: <...>, на момент приватизации (1994 г.), входил следующий объект недвижимости: здание деревообрабатывающей мастерской (лит А,А1); год постройки - до 1917. В связи с тем, что сведения, указанные в дополнительных документах, противоречат друг другу, а также сведениям, указанным в плане приватизации Ярославского государственного предприятия «Ярреставрация», не представляется возможным однозначно установить наличие права собственности ОАО «Ярреставрация», являющегося продавцом по договору купли-продажи от 20.09.1999 на указанный объект. Следовательно, отсутствует возможность осуществить регистрацию перехода права собственности на вышеуказанный объект.

Из сообщения № 76-76-09/013/2013-517 следует, что не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. В государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок отказано в связи с тем, что принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на здание гаража, здание административного корпуса, здание деревообрабатывающей мастерской, расположенных по адресу: <...>, а также в связи с тем, что с заявлением о государственной регистрации не представлен документ об уплате государственной пошлины за регистрацию.

Не согласившись с указанными решениями Управления, формализованными в сообщениях №76-76­09/013/2013-515, №76-7609/013/2013-516, №76-76-09/013/2013-517 и №76-76­09/013/2013-518, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, установив, что государственная регистрация возобновлена в отсутствие надлежащим образом оформленного заявления от ОАО «Ярреставрация», что привело к невозможности представления третьим лицом дополнительных документов и невозможности регистрации последующих сделок с данными объектами, удовлетворил заявленные требования в соответствующей части. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей заявителя и ОАО «Ярреставрация», суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Из пунктов 1, 2, 4 статьи 16 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемых ненормативных правовых актов, следует, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (пункт 1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (пункт 2). Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами представляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины (пункт 4).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 17 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2).

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Из пунктов 1, 2, 3 статьи 19 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений (пункт 1). В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц (пункт 2). Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме правообладателя, стороны или сторон сделки либо уполномоченного им или ими на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления (пункт 3).

В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в проведении государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Материалами дела подтверждено, что в июне 2013 года Управление получило заявления ОАО «Ярреставрация», Ярославской области, ГУП «Автодор» о государственной регистрации права (перехода права) на спорные объекты недвижимости. 09.08.2013 Управление получило заявления о приостановлении государственной регистрации на срок 90 дней в связи с необходимостью представления дополнительных документов. 20.08.2013 регистрирующий орган получил заявления представителя ОАО «Ярреставрация» ФИО4, представителя Ярославской области и ГУП «Автодор» ФИО5 о возобновлении государственной регистрации. В связи с получением данных заявлений государственная регистрация была возобновлена.

Между тем, из материалов дела следует, что заявления о возобновлении государственной регистрации от 20.08.2013 представителем ОАО «Ярреставрация» не подписаны. Согласно сведениям, указанным в загранпаспорте ФИО4, в период с 17.08.2013 по 27.08.2013 ФИО4 не находился на территории Российской Федерации. Следовательно, указанным представителем ОАО «Ярреставрация» 20.08.2014 в Управление не могло быть представлено заявление о возобновлении государственной регистрации.

При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае государственная регистрация возобновлена Управлением в нарушение требований пункта 1 статьи 19 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, что привело к невозможности представления третьим лицом дополнительных документов и невозможности регистрации последующих сделок с данными объектами.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с решением суда Управление обязано провести государственную регистрацию по представленным заявителем документам, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку своим решением суд признал недействительными обжалуемые решения ответчика в связи с наличием нарушения пункта 1 статьи 19 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, исключившего возможность принятия ответчиком какого-либо законного решения. При этом устранение допущенных нарушений связано с необходимостью рассмотрения заявления о государственной регистрации права (перехода права) на спорные объекты недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и принятием по результатам такого рассмотрения решения о государственной регистрации права либо об отказе в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным статья 20 названного Федерального закона.

Остальные доводы жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и также признаны подлежащими отклонению, как не опровергающие выводов суда о нарушении Управлением требований пункта 1 статьи 19 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.08.2014 по делу № А82-16788/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий

Г.Г. Буторина

Судьи

А.В. Караваева

П.И. Кононов