ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-8648/14 от 29.12.2014 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

30 декабря 2014 года

Дело № А29-1290/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Кононова П.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,

в отсутствие представителей сторон,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТЭБУК»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2014 по делу № А29-1290/2014, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.

по заявлению открытого акционерного общества «ТЭБУК» (ОГРН 1121102001008)

к департаменту по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу (ОГРН 1047855074937, г. Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 24, корп. 1),

о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

открытое акционерное общество «ТЭБУК» (далее – заявитель, Общество, ОАО «ТЭБУК») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению по недропользованию по Республике Коми (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным решения Управления от 11.12.2013 № СЫК-27/2013; возложении на ответчика обязанности переоформить на ООО «ТЭБУК» лицензию № СЫК 00174 НЭ на право пользования недрами, зарегистрированную 14.01.1999, с целевым назначением и видами работ: «добыча углеводородного сырья на Кыкаельском нефтяном месторождении» на участке недр, расположенном в Сосногорском районе Республики Коми, в 80 км северо-восточней г. Ухты.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 29.05.2014 произведена процессуальная замена ответчика – Управление по недропользованию по Республике Коми на его правопреемника – Департамент по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу (далее – ответчик, Департамент) (том 2, л.д. 76-77).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «ТЭБУК» (далее также – заявитель жалобы) с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Стороны и заявитель жалобы своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и заявителя жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 14.01.1999 ООО «ТЭБУК» выдана лицензия СЫК 00174 НЭ на право пользования недрами сроком действия до декабря 2018 года на добычу углеводородного сырья на Кыкаельском нефтяном месторождении, на участке недр, расположенном в Сосногорском районе Республики Коми, в 80 км северо-восточней г. Ухты (том 2, л.д. 13).

07.12.2009 Арбитражным судом Республики Коми принято решение по делу № А29-2133/2009, которым ООО «ТЭБУК» признано несостоятельным (банкротом) (том 1, л.д. 36-39).

23.11.2011 собранием кредиторов ООО «ТЭБУК» принято решение о замещении активов ООО «ТЭБУК» путем создания на базе его имущества ОАО «ТЭБУК» (том 1, л.д. 32-35).

13.03.2012 ОАО «ТЭБУК» зарегистрировано в качестве юридического лица (том 1, л.д. 40).

13.04.2012 ООО «ТЭБУК» передало на баланс ОАО «ТЭБУК» в качестве вклада в уставный капитал имущество общей стоимостью 4507759 руб. (том 1, л.д. 125-126).

06.12.2013 ОАО «ТЭБУК» обратилось в Управление с заявлением о переоформлении на него выданной ООО «ТЭБУК» лицензии СЫК 00174 НЭ на право пользования недрами на добычу углеводородного сырья на Кыкаельском нефтяном месторождении (том 1, л.д. 69-71).

11.12.2013 Управление приняло решение об отказе в переоформлении указанной лицензии. Указанное решение формализовано в протоколе № СЫК-27/2013 заседания Комиссии. Из данного протокола следует, что ОАО «ТЭБУК» пропущен шестимесячный срок с даты наступления событий, указанных в пункте 61 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 29.09.2009 № 315 (далее - Регламент), а также не представило предусмотренные пунктами 68 и 69 Регламента документы, что является основанием для отказа в переоформлении лицензии (том 1, л.д. 15-16).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемый отказ действующему законодательству не противоречит, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Из пунктов 1, 2, 3 статьи 141 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что на основании решения собрания кредиторов в ходе конкурсного производства может быть проведено замещение активов должника при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника (пункт 1). Решением собрания кредиторов может быть предусмотрено создание одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности. Состав вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ имущества должника определяется собранием кредиторов или комитетом кредиторов по предложению конкурсного управляющего. При замещении активов должника должник является единственным учредителем открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. Участие иных учредителей в создании открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ не допускается (пункт 2). При замещении активов должника все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, а права и обязанности работодателя переходят к созданным открытому акционерному обществу или открытым акционерным обществам (пункт 3).

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах») предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно статье 17.1 Закона о недрах право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в том числе в случае, если юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат. Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения - законодательством субъекта Российской Федерации.

Из подпунктов 2, 5 пункта 17, подпункта 5 пункта 61, пунктов 68, 69 Регламента следует, что основаниями для отказа в исполнении государственной функции по переоформлению лицензии на пользование участком недр являются, в том числе случаи, если: заявка на переоформление лицензии подана с нарушением требований, установленных пунктами 66 - 71 настоящего Административного регламента (подпункт 2 пункта 17); заявка на переоформление лицензии подана по истечении 6 месяцев с даты наступления событий, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента (подпункт 5 пункта 17). Государственная функция по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, реализуется Роснедрами и его территориальными органами в том числе в случае если юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на право пользования недрами, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица (подпункт 5 пункта 61). К заявке на переоформление лицензии должна быть приложена в том числе копия действующей лицензии на пользование недрами со всеми приложениями к ней, зарегистрированными в установленном порядке, подлежащая переоформлению (пункт 68). В зависимости от конкретного основания перехода права пользования недрами заявитель должен дополнительно к документам, указанным в пункте 68 настоящего Административного регламента, представить документы и сведения, в том числе по подпункту 5 пункта 61 настоящего Административного регламента: заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих, что новое юридическое лицо (претендент) образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и доля прежнего юридического лица - пользователя недр составляет не менее половины уставного капитала претендента на момент перехода права пользования недрами; данные о том, что претенденту передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, и имеются необходимые лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами; данные о соответствии претендента требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также о наличии необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами, и о наличии квалифицированных специалистов (пункт 69).

Материалами дела подтверждено, что в нарушение указанных требований законодательства ОАО «ТЭБУК» не приложило к заявлению от 06.12.2013 о переоформлении лицензии СЫК 00174 НЭ все необходимые документы, предусмотренные Регламентом; заявка на переоформление лицензии направлена в Управление по истечении шестимесячного срока со дня государственной регистрации ОАО «ТЭБУК» в качестве юридического лица.

При таких обстоятельствах ответчик имел основания для принятия обжалуемого решения.

В апелляционной жалобе заявитель, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не привел каких-либо доводов в обоснование данного утверждения, как и доказательств нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлины по жалобе относится на ее заявителя и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.07.2014 по делу № А29-1290/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТЭБУК» – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТЭБУК» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий

Г.Г. Буторина

Судьи

А.В. Караваева

П.И. Кононов