ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-8698/18 от 12.04.2019 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А82-8603/2018

16 апреля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2019 года .   

Полный текст постановления изготовлен апреля 2019 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Россохиной К.М.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле и Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.09.2018 по делу № А82-8603/2018, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.

по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям»

(ОГРН: 1105044004581, ИНН: 7604195228)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле

(ОГРН: 1107604014825, ИНН: 7604188661)

о признании решения недействительным,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области

(ОГРН: 1047600432000, ИНН: 7604016101)

о признании требования недействительным,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (далее – Фонд) от 16.03.2018 № 086V12180000045, требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области (далее – Инспекция) от 16.04.2018 № 2039.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.09.2018 заявленные требования удовлетворены частично: решение Фонда от 16.03.2018 № 086V12180000045, требование Инспекции от 16.04.2018 № 2039 признаны недействительными в части предложения уплатить страховые взносы за 2014-2016 годы в сумме, превышающей 80 429 рублей 21 копейку, соответствующей суммы пеней, штрафа за неполную уплату страховых взносов.

Управление с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Управление считает, что в отношении работников отсутствует обязанность по уплате дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а у работников – право на досрочное назначение пенсии, поскольку Зенякина И.С., Поспелова Г.Ю. не заняты на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, Журавский Е.А., Петров А.Ю. были заняты сваркой менее половины нормы рабочего времени, Никитин В.М. только числился электрогазосварщиком, а работал на другом участке – водителем, Сидлер Г.В. не занят на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, в течение полного рабочего времени, в том числе поскольку совмещал должность, непоименованную в списках, Кручина Т.А. не исполняла обязанности аккумуляторщика, Ковалева Т.Б., Попова В.С. были заняты зарядкой и ремонтом аккумуляторов менее 80 процентов рабочего времени, фактически исполняли обязанности делопроизводителей. Управление обращает внимание, что суд первой инстанции оставил без внимания ходатайство о снижении штрафных санкций.

Фонд также с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Фонд указывает, что начисление дополнительных тарифов страховых взносов не ставится в зависимость от выполнения нормы рабочего времени на видах работ, предусмотренных статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не зависит от факта наличия или отсутствия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию.

Инспекция в отзыве на апелляционные жалобы указала, что меры принудительного взыскания по требованию от 16.04.2018 № 2039 не принимались, мнение по апелляционным жалобам не высказала.

Стороны  явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.11.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 13.11.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Управления проведена выездная проверка контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, результаты которой отражены в акте от 31.01.2018 № 27.

По итогам рассмотрения материалов проверки Фондом принято решение от 16.03.2018 № 38 о привлечении Управления к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 81 660 рублей 36 копеек. Данным решением Управлению предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 602 597 рублей 77 копеек недоимки по страховым взносам, 91 249 рублей 49 копеек пени.

Инспекция выставила в адрес Управления требование от 16.04.2018 № 2039 об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафам в срок до 08.05.2018.

Не согласившись с решением Фонда од 16.03.2018 о привлечении Управления к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, требованием Инспекции от 16.04.2018 № 2039, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При принятии судебного акта Арбитражный суд Ярославской области руководствовался подпунктами «а», «б» пункта 1 части 1 статьи 5, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, частями 2, 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пунктами 1-18 части 1, частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Рассмотрев апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и счел апелляционную жалобу Фонда подлежащей частичному удовлетворению.

В силу части 1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 года - в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: 2013 год 4,0 процента, 2014 год 6,0 процента, 2015 год и последующие годы 9,0 процента.

В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: 2013 год 2,0 процента, 2014 год 4,0 процента, 2015 год и последующие годы 6,0 процента.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-Ф) установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.

В пункте 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Пунктом 5 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 – частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ) списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 (с 01.01.2015 - частью 1) настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 – части 6 статьи 30 Закона № 400-ФЗ) периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее – Список № 1), при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее – Список № 2).

В Списках № 1, № 2 с соответствующими условиями труда значатся:

10907000 (пункт 7). Сборка, разборка, снаряжение, расснаряжение, ремонт всех видов боеприпасов, боевых частей, снаряженных твердотопливных ракетных двигателей, пиротехнических изделий, средств инициирования, других комплектующих, содержащих продукты, указанные в пунктах 2 - 3

1090700 - Утилизация и уничтожение ракет, боеприпасов и их элементов, снаряженных твердыми  топливами, порохами, взрывчатыми веществами и пиротехническими составами

10907000-1754з - Рабочие, руководители  и  специалисты, занятые утилизацией и уничтожением ракет, боеприпасов и их элементов, снаряженных твердыми топливами, порохами, взрывчатыми веществами и пиротехническими составами (Список № 1).

2110А000 А. - Рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в нижеперечисленных производствах и работах:

2110А030-1754б - Работники ОТК, работающие в перечисленных выше производствах и производствах, перечисленных в Списке № 1. Работники, занятые контролем воздушной среды и нанесением защитных покрытий (Список № 2).

23200000-10047 - Аккумуляторщики (Список № 2).

23200000-19756 - Электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих  вредные вещества не ниже 3 класса опасности (Список № 2).

23200000-13450 - Маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (Список № 2).

Постановлением № 665 (в подпункте «г» пункта 1) установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272, предусмотрено право на досрочную пенсию, в том числе, составителей поездов. 

Согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, действующей с 01.01.2014, для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как определено в пункте 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон о специальной оценке условий труда), с 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.

На основании части 4 статьи 27 Закона о специальной оценке условий труда, если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, специальная оценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.

Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона о страховых взносах дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 421-ФЗ)).

Из материалов дела, все выше перечисленные работы (сборщик, контролер-приемщик (Список № 1), маляр, электрогазосварщик, аккумуляторщик, составитель поездов, специалист (лаборант химического анализа)) относятся к видам работ с особыми условиями труда, поименованным в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).

Согласно трудовым договорам, должностным инструкциям, личным карточкам работников, картам аттестации рабочих мест, работники приняты на указанные должности, вид их работ соответствует вышеперечисленным, названным в этих списках. Доводы Управления о том, что работники не вырабатывали полную норму рабочего времени, выполняли другую работу, в том числе по служебной необходимости, либо не исполняли должностные обязанности (листы дела 64, 97, 105 том 1, лист дела 4 том 4), не могут быть приняты во внимание, поскольку в отношении всех работников, спорные доначисления по которым произведены (за исключением монтера пути) представлены документы о принятии их на работы, соответствующие упомянутым спискам, а Закон № 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ), в том числе менее 80 процентов рабочего времени, либо в случае непредставления работодателем на работника документов на досрочное назначение ему пенсии.

Согласно положению об Управлении (пункт 19), им осуществляется своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами, составление и предоставление отчетности по месту дислокации обслуживаемых воинских частей. Поэтому перечисление страховых взносов с выплат работникам воинских частей (лист дела 7 том 1) на территории Ярославской области производит Управление.

С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные в дело доказательства (трудовые договоры, должностные инструкции, личные карточки, карты аттестации рабочих мест, протоколы оценки условий труда, функциональные обязанности, лицензию ОАО «Славнефть-Янос», табели учета рабочего времени (листы дела 32-108 том 1, листы 72-149 том 2, листы 1 – 152 том 3, сводная таблица - лист дела 7 том 4)), суд апелляционной инстанции установил, что все указанные в решении Фонда работники (кроме монтера пути) заняты на упомянутых видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).

 Следовательно, на выплаты в пользу работников, занятых на указанных работах (Демидова Л.Н., Русакова (Короткова) С.А., Молотилова Е.Н., Старкова С.Е., Щепкова Ж.А., Шашкова Е.В., Лапина (Кочеткова) А.А., Козырев А.В., Иванова Е.В., Веселовская Е.А., Афанасьева О.А. – сборщик…, Поспелова Г.Ю., Малеева Н.Д., Малкова Е.А., Зенякина И.С. – маляр, Журавский Е.А., Петров А.Ю., Никитин В.М. – электрогазосварщик, Коротков В.Ю., Кручина Т.А., Гусев В.А., Ковалева Т.Б., Попова В.С. – аккумуляторщик, Сидлер Г.В. – составитель поездов, Коваленко Н.Н., Киссель О.В. - специалист (лаборант химического анализа), Огнев В.В., Алексеев А.Н. - контролер-приемщик…), следует начислять страховые взносы по соответствующему дополнительному тарифу.

В материалы дела представлены результаты аттестации рабочих мест, согласно которым присвоены следующие подклассы условий труда: 3.3 - сборщик… (Русакова (Короткова) С.А., Молотилова Е.Н., Старкова С.Е., Щепкова Ж.А., Шашкова Е.В., Кочеткова (Лапина) А.А., Афанасьева О.А., Иванова Е.В., Веселовская Е.А., Демидова Л.Н., Козырев А.В.), 3.3 – маляр (Малкова Е.А., Малеева Н.Д., Поспелова Г.Ю., Зенякина И.С.), 3.3 – контролер-приемщик … (Алексеев А.Н., Огнев В.В.), 3.1 – составитель поездов (Сидлер Г.В.), 3.2 – электрогазосварщик (Петров А.Ю., Журавский Е.А., Никитин В.М.), 2 - специалист (лаборант химического анализа) (Коваленко Н.Н., Киссель В.В.), 2 – аккумуляторщик (Гусев В.А.), 3.2 – аккумуляторщик (Коротков В.Ю.).

Аттестация рабочих мест проведена до 01.01.2014 (дата ознакомления работников с результатами аттестации проставлена до 01.01.2014), только составитель поездов Сидлер Г.В. ознакомлен в карте аттестации 31.03.2014 (лист дела 100 том 3), при этом у него подкласс условий труда – 3.1.

Следовательно, Фонд правильно установил, что Управление обязано было уплачивать в спорном периоде страховые взносы по дополнительному тарифу, установленному частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, с выплат, произведенных работникам, занятым на видах работ, в отношении которых по результатам оценки условий труда присвоен классы условий труда – вредный (подклассы условий труда 3.1, 3.2, 3.3).

С выплат, произведенных работникам, занятым на видах работ, в отношении которых оценка условий труда не проводилась (Кручина Т.А., Ковалева Т.Б., Попова В.С. – аккумуляторщики), страховые взносы уплачиваются по дополнительному тарифу, установленному частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Кроме того, по смыслу части 5 статьи 15 Закона № 421-ФЗ результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, не применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны допустимыми (подкласс условий труда 2).

Следовательно, с выплат, произведенных работникам, занятым на видах работ, в отношении которых по результатам оценки условий труда присвоен класс условий труда допустимый - подкласс условий труда 2 (аккумуляторщик Гусев В.А., специалисты (лаборанты химического анализа) - Коваленко Н.Н., Киссель В.В.), страховые взносы также уплачиваются по дополнительному тарифу, установленному частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доначисление страховых взносов в данной части произведено Фондом правомерно (листы дела 47-51 том 2).

Доводы заявителя о том, что ряд работников фактически исполняли иные трудовые обязанности, которые не связанны с вредными условиями труда, исполнение обязанностей по должности во вредных условиях труда составляло менее половины установленной нормы рабочего времени, подлежат отклонению, поскольку являются несостоятельными. Кроме того, доказательств, подтверждающих, что работники в установленном законом порядке были переведены на работы в нормальные условия труда, материалы дела не содержат. Письма воинских частей сами по себе такими доказательствами не являются.

Также в штатном расписании на 2016 год предусмотрена должность монтера пути (Нестеров В.А.).

Между тем, в Списках № 1, № 2 поименованы следующие должности: 2010100а-14668 Монтеры пути, занятые в карьерах, разрезах и отвалах; 030000а-14668 Монтеры пути, занятые на подъездных путях производств с вредными условиями труда; 2040100а-14668 Монтеры пути, занятые на подъездных путях; 2040200а-14668 Монтеры пути, занятые на подъездных путях и шлаковых отвалах; 2180300а-14668 Монтеры пути в разделе XVII «Производство строительных материалов»; 2300200а-14668 Монтеры пути в разделе XXVIII «Транспорт» в подразделе «Метрополитены».

Из функционально-должностных обязанностей монтера пути, представленных в материалы дела, следует, что монтер путей отвечает за правильное, качественное и своевременное выполнение работ по ремонту железнодорожных путей (листы дела 83-89 том 3).

Следовательно, монтер пути, должность которого предусмотрена в штатном расписании, в Списках № 1, № 2 не поименован.

Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», предусмотрено право на досрочную пенсию, в том числе, монтеров пути, занятых на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

Постановлением Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 11.06.1992 № 21и утверждено согласованное с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение «О порядке применения Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене», в соответствии с которым к указанным в списке лицам, пользующимся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в частности к монтерам пути, относятся занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, приравнены обходчики по осмотру обвальных участков, обходчики по осмотру рельсов и скреплений, путевые обходчики пути и искусственных сооружений, занимавшиеся обходами пути и искусственных сооружений на участках с интенсивным движением поездов магистральных железнодорожных дорог, на которых путевые обходы были упразднены; путевые рабочие магистральных железнодорожных дорог, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках с интенсивным движением поездов.

В данном случае материалами дела не подтверждается, что монтер пути Нестеров В.А. в проверяемый период был занят на магистральных железных дорогах с интенсивным движением поездов или являлся обходчиком, путевым рабочим.

Согласно карте аттестации класс условий труда монтера пути признан допустимым (лист дела 89 том 3).

Как видно из решения Фонда (лист дела 50-51 том 2), спорная сумма выплат по должности монтер пути составила 80 325 рублей в 2016 году, Фондом применен дополнительный тариф, предусмотренный частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (6 процентов).

Следовательно, доначисление дополнительных страховых взносов в сумме 4 819 рублей 50 копеек с выплат в пользу монтера пути (Нестеров В.А.), соответствующих сумм пеней и штрафа произведено Фондом по оспариваемому решению неправомерно. Оспариваемое требование Инспекции в данной части также не соответствует обязанности Управления и поэтому подлежит признанию недействительным.

Доводы заявителя о том, что суд первой инстанции оставил без внимания ходатайство о снижении штрафных санкций, подлежат отклонению, поскольку материалами дела не подтверждается, что Управление заявляло такое ходатайство в суде первой инстанции.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона № 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом № 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).

Оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что в данном случае отсутствуют обстоятельства, исключающие и смягчающие ответственность. Размер штрафа отвечает требованиям справедливости и соразмерности.

Правовых оснований для уменьшения пени также не имеется.

Учитывая изложенное, решение Фонда от 16.03.2018 № 38 и требование Инспекции от 16.04.2018 № 2039 следует признать недействительными в части предложения уплатить 4 819 рублей 50 копеек страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ за 2016 год с выплат в пользу монтера пути (Нестеров В.А.), соответствующих сумм пеней и штрафа.

В остальной части заявленные Управлением требования удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит изменению.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.09.2018 по делу №А82-8603/2018 изменить, принять новый судебный акт.

Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле от 16.03.2018 № 38 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области от 16.04.2018 № 2039 признать недействительными в части предложения уплатить 4 819 рублей 50 копеек страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ за 2016 год с выплат в пользу монтера пути (Нестеров В.А.), соответствующих сумм пеней и штрафа.

В остальной части в удовлетворении заявленных Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

Л.И. Черных

М.В. Немчанинова

Т.В. Хорова