610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров 07 декабря 2021 года | Дело № А82-9737/2021 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Устюжанинова В.А.
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2021 по делу № А82-9737/2021, принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ярославской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ярославской области (далее – ответчик, Инспекция, административный орган) от 12.05.2021 № 8.
Указанным постановлением ИП ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2021 в виде резолютивной части (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления отказано.
01.10.2021 судом по заявлению ИП ФИО1 изготовлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП ФИО1 обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление.
В жалобе Предприниматель приводит доводы об отсутствии (недоказанности) события и состава вменяемого административного правонарушения. Указывает, что платежный терминал оснащен встроенным автоматическим устройством для расчетов контрольно-кассовой техники, доказательств обратного в материалах дела не имеется, в оспариваемом постановлении способы проверки терминала Инспекцией не отражены, терминал не вскрывался. Также заявитель жалобы отмечает, что в оспариваемом постановлении не указано, в чем именно заключается вина Предпринимателя в совершении вменяемого правонарушения.
Инспекция в письменном отзыве на апелляционную жалобу опровергла доводы заявителя, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Более подробно позиции сторон со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства дела изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
22.11.2021 в апелляционный суд от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области поступило ходатайство о замене ответчика – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ярославской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области,которая является правопреемником ответчика вследствие присоединения последнего к заявителю ходатайства.
Ходатайство о замене ответчика рассмотрено апелляционным судом и удовлетворено в соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.10.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.10.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела,25.02.2021 на основании поручения № 06 Инспекцией в отношении ИП ФИО1 проведена проверка на предмет соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетовс использованием платежного терминала, установленного в магазине «Дикси» по адресу: <...> Комсомола, д.19.
Инспекцией установлено осуществление Предпринимателем деятельности по приему платежей физических лиц через указанный платежный терминал без применения контрольно-кассовой техники (квитанция об оплате от 25.02.2021 №5004, платеж №4756807160), в связи с чем усмотрено нарушение требований пунктов 1 и 2 статьи 1.2, пункта 2 статьи 4, статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ), части 12 статьи 4, части 1 статьи 5, части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ). Результаты проверки отражены в акте от 25.02.2021 № 6 с приложением фотоматериалов, протоколе осмотра от 25.02.2021 № 16.
12.04.2021 административным органом в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 08-08 по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
12.05.2021 Инспекция, рассмотрев материалы административного дела, вынесла постановление № 8 о привлечении Предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ИП ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии Предпринимателя события и состава вмененного административного правонарушения, а также отсутствия со стороны административного органа существенных нарушений процессуальных требований при проведении проверки и производстве по делу об административном правонарушении. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ арбитражный суд не усмотрел.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.
Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники регламентированы положениями Закона № 54-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 4 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая в составе автоматического устройства для расчетов, устанавливается внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри этого корпуса оборудование для осуществления расчетов, если иное не предусмотрено пунктом 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, либо соединяется с корпусом автоматического устройства для расчетов, используемого банковским платежным агентом (субагентом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», механически или иным способом, обеспечивающим выполнение требований настоящего Федерального закона пользователем при применении контрольно-кассовой техники.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством о применении контрольно-кассовой техники.
В статье 4.7 Закона № 54-ФЗ установлены требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности, где в качестве обязательных реквизитов указаны регистрационный номер контрольно-кассовой техники; заводской номер экземпляра модели фискального накопителя; фискальный признак документа; порядковый номер фискального документа; QR-код.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), регламентированы Законом № 103-ФЗ.
В силу части 12 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Исходя из части 1 статьи 5 Закона № 103-ФЗ, прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (часть 2 статьи 5 Закона № 103-ФЗ).
Статьей 6 Закона № 103-ФЗ регламентированы требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц (платежные терминалы). В частности установлено, что платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных наличных денежных средств (пункт 4 части 1).
Уполномоченными на осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники в соответствии со статьей 7 Закона № 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506,являются налоговые органы.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Инспекцией установлено и материалами дела подтверждено, что в принадлежащем Предпринимателю платежном терминале № 10555815 по адресу: <...> Комсомола, д. 19, отсутствуют признаки наличия контрольно-кассовой техники. Отпечатанный указанным платежным терминалом при осуществлении платежа наличными денежными средствами за услуги сотовой связи в документ об оплате (квитанция от 25.02.2021 №5004, платеж № 4756807160 насумму 50 рублей) не содержит полный объем обязательных в силу статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ для кассового чека контрольно-кассовой техники реквизитов. Так, в выданной платежным терминалом квитанции от 25.02.2021 отсутствуют признаки фискального режима (регистрационный номер ККТ, заводской номер экземпляра модели фискального накопителя, фискальный признак документа). При проверке QR-кода через мобильное приложение ФНС России «Проверка чека» Инспекцией получена информация о том, что чек не корректен.
Из материалов дела следует, что за ИП ФИО1 по указанному выше адресу контрольно-кассовая техника, отвечающая требованиям действующего законодательства, не зарегистрирована.
Собранные по настоящему делу доказательства в совокупности и во взаимосвязи (в том числе акт проверки, фотоматериалы, протокол осмотра, квитанция от 25.02.2021, протокол об административном правонарушении) позволяют сделать вывод о том, что спорный платежный терминал не содержит в своем составе контрольно-кассовой техники и не обеспечивает в автоматическом режиме фиксацию соответствующих сведений. Необходимая информация (обязательные реквизиты), свидетельствующая о надлежащем использовании платежным агентом контрольно-кассовой техники, должна выводиться на кассовом чеке. Рассматриваемый документ об оплате от 25.02.2021 таких реквизитов не содержал, соответственно, необходимость вскрытия платежного терминала у административного органа отсутствовала.
Иная позиция заявителя подлежит отклонению как безосновательная и не учитывающая изложенных выше обстоятельств и положений действующего законодательства. Достаточных и надлежащих доказательств обратного (в том числе подтверждения регистрации контрольно-кассовой техники по спорному адресу в налоговом органе) в материалы дела не представлено, что не отвечает требованиям части 1 статьи 65 АПК РФ.
Таким образом, в деянии заявителя, вопреки доводам жалобы, имеется событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Из части 1 статьи 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
В настоящем деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Предприниматель предприняла все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения вменяемого административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя жалобы в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.Иная позиция Предпринимателя не нашла своего подтверждения в материалах настоящего дела.
Довод заявителя о том, что при вынесении оспариваемого постановления административным органом не исследовался вопрос о наличии вины Предпринимателя, является несостоятельным. В оспариваемом постановлении административным органом со ссылкой на доказательства указывается на наличие вины ИП ФИО1 в совершении вменяемого ей правонарушения, которая заключается в непринятии последней мер к соблюдению обязательных требований Закона № 54-ФЗ и Закона № 103-ФЗ. В рассматриваемом случае не установлено обстоятельств, исключающих вину заявителя.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии Предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не установлено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности заявителя на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Оснований для квалификации совершенного Предпринимателем административного правонарушения в качестве малозначительного, а также для замены назначенного оспариваемым постановлением административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется. Доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, заявителем в дело не представлено.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, по своей конструкции является формальным, следовательно, наступление негативных последствий для других юридических лиц, общества и государства не является обязательным условием для применения этой статьи. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Размер определенного Инспекцией административного наказания установлен Предпринимателю в минимальном размере санкции вменяемой статьи с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения и соразмерен его тяжести.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции толкованию норм права и оценке обстоятельств дела.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2021 (резолютивная часть от 23.09.2021) по делу № А82-9737/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 48, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену ответчика – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ярославской области (ОГРН <***>;
ИНН <***>) на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в связи с ее реорганизацией в форме присоединения.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2021 (резолютивная часть от 23.09.2021) по делу № А82-9737/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ярославской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации (часть 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья | В.А. Устюжанинов |