ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-9336/15 от 25.11.2015 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

02 декабря 2015 года

Дело № А82-5065/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаревой Е.С.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя – Гатаулиной А.А., действующей на основании доверенности от 03.06.2015,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2015 по делу № А82-5065/2015, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.,

по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей «Здоровое долголетие» (ИНН: 7606011814, ОГРН: 1027600839573)

к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области (ИНН: 7606000386, ОГРН: 1027600839639),

третьи лица: Плотников Алексей Сергеевич; Никифоров Алексей Владиславович; Савина Ольга Евгеньевна; Окунев Евгений Алексеевич; Маркова Екатерина Алексеевна; Кныжова Дина Федоровна; Базанова Ольга Львовна; Агаспарова Джамиля Багавдиновна; Чирков Алексей Николаевич; Смирнов Дмитрий Константинович; Новикова Ирина Вадимовна,

о признании частично недействительными акта от 20.03.2015 № 13 и требования от 02.04.2015 № 6 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования,

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей «Здоровое долголетие» (далее – ГБУЗ «Здоровое долголетие», Госпиталь) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным акта Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее – Фонд, ответчик) от 20.03.2015 № 13 в части:

- пункта 2 заключения к указанному акту (стр.29 акта);

- пункта 3 заключения к указанному акту (стр.30 акта);

- пункта 1 предложений, прилагающихся к указанному акту, предписывающих средства ОМС в сумме 1 104 187 рублей 83 копеек, использованные не по целевому назначению, восстановить в бюджет ТФОМС Ярославской области, в том числе за 2013 год - 688 010 рублей 50 копеек, за 2014 год - 416 177 рублей 33 копейки;

- пункта 2 предложений, прилагающихся к указанному акту, предписывающих уплатить в бюджет ТФОМС Ярославской области штраф в размере 10 % от размера средств, использованных не по целевому назначению в сумме 110 418 рублей 78 копеек;

о признании недействительным требования от 02.04.2015 № 1753 в части:

- пункта 1, предписывающего средства ОМС, использованные не по целевому назначению за 2013 - 2014 годы в сумме 1 104 187 рублей 83 копеек восстановить на счет ТФОМС Ярославской области в срок до 17.04.2015;

- пункта 2, предписывающего штраф в размере 10 % от объема средств использованных не по целевому назначению в сумме 110 418 рублей 78 копеек перечислить на счет ТФОМС Ярославской области в срок до 17.04.2015.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2015 заявленные требования ГБУЗ «Здоровое долголетие» удовлетворены в полном объеме.

Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы считает, что Госпиталем допущено нецелевое использование денежных средств, поскольку сотрудникам были установлены базовые оклады как ведущим специалистам по 4 квалификационному уровню. Между тем, в штатном расписании указаны должности инженера, бухгалтера, юрисконсульта.

В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представитель ГБУЗ «Здоровое долголетие» указал, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просит отказать.

Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Фонд медицинского страхования и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фондом медицинского страхования проведена проверка в отношении ГБУЗ «Здоровое долголетие» использования средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 по 31.12.2014. В ходе проверки Фонд пришел к выводу о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в размере 1 115 321 рубля 39 копеек.

Результаты проверки отражены в акте № 13 от 20.03.2015 (т. 1 л.д. 58-92).

Требованием № 6 от 02.04.2015 Фонд медицинского страхования предложил Госпиталю восстановить путем перечисления на счет ТФОМС Ярославской области средств, использованных не по целевому назначению в размере 1 115 321 рубля 39 копеек в срок до 17.04.2015. Общество привлечено к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 10% от объема средств использованных не по целевому назначению в сумме 111 532 рублей 14 копеек (т.1 л.д.93).

Госпиталь не согласился частично с актом и требованием Фонда и обжаловал их в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу об отсутствии нарушения Госпиталем условий использования средств обязательного медицинского страхования, установленных Тарифным соглашением в оспариваемой части.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ГБУЗ «Здоровое долголетие», суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ) медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Согласно частям 1, 2 статьи 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.

Согласно части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

В ходе проведения проверки Фондом было установлено нарушение ГБУЗ «Здоровое долголетие» требований Приложения 1 к постановлению Правительства Ярославской области от 09.07.2008 № 340-п при установлении базовых окладов служащим медицинской организации.

Так, инженерам Плотниковой Е.А., Никифорову А.В., Окуневу Е.А., Чиркову А.Н., Плотникову А.С.; бухгалтерам Савиной О.Е., Михайловой А.А., Кныжовой Д.Ф., Базановой О.Л.; юрисконсультам Агаспаровой Д.Б. и Марковой Е.А. базовые оклады установлены как ведущим специалистам (ведущему инженеру, ведущему бухгалтеру и ведущему юрисконсульту) по 4 квалификационному уровню.

Однако, в штатном расписании на 01.01.2013 и на 01.01.2014, согласованных с Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области, должности ведущих специалистов отсутствуют, штатное расписание содержит только должности инженера, бухгалтера, юрисконсульта. Изменения в штатное расписание внесены по состоянию на 01.09.2014.

Размер неправомерно выплаченной заработной платы Плотниковой Е.А., Никифорову А.В., Окуневу Е.А., Чиркову А.Н., Плотникову А.С.; Савиной О.Е., Михайловой А.А., Кныжовой Д.Ф., Базановой О.Л., Агаспаровой Д.Б. и Марковой Е.А. за счет средств ОМС (с учётом сумм начислений на фонд оплаты труда) за 2013-2014 годы составил 936 066 рублей 05 копеек, в том числе: за 2013 год – 561 253 рубля 61 копейку, за 2014 год – 374 812 рублей 44 копейки.

09.07.2008 было принято постановление Правительства Ярославской области № 340-п, которым с 01.01.2009 введена новая система оплаты труда в государственных бюджетных и казенных медицинских организациях, функционально подчиненных Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, а также утверждено Положение об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных медицинских организаций (т.5 л.д. 89-116).

Пунктом 1.9.2 Положения установлено, что руководители медицинских организаций наделены правами: определять структуру медицинской организации, утверждать штатное расписание по согласованию с департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области, решать вопросы оплаты труда работников в соответствии с действующим законодательством.

Размер базового оклада работников медицинской организации определяется исходя из базового оклада по занимаемой должности и других условий оплаты, предусмотренных действующим законодательством. Заработная плата работника медицинской организации предельными размерами не ограничивается (пункт 1.3 Положения).

Пунктом 1.10 Положения установлено, что заработная плата работников медицинских организаций (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения новой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Как следует из объяснений представителя Госпиталя при установлении базовых окладов служащим Госпиталь руководствовался Приложением № 3 «Порядок проведения тарификации работников государственных бюджетных и казненных организаций, функционально подчиненных Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области», утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 09.07.2008 № 340-п.

С учетом того, что указанным постановлением с 01.01.2009 введена новая система оплаты труда протоколом № 1 заседания тарификационной комиссии ГБУЗ «Здоровое долголетие» от 12.01.2009 с учетом выполнения большого объема ответственной работы, требующей квалификации и опыта предложено и решено определить бухгалтерам, экономистам, юрисконсультам, инженерам всех специальностей и наименований базовый оклад по 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня» (без предъявления требований к стажу и опыту работы) – т.2 л.д. 92).

Из материалов дела следует, что оклады сотрудникам установлены с учетом того, что при новой системе оплаты труда заработная плата, не может быть установлена меньше заработной платы, выплачиваемой до введения новой системы оплаты труда. В период с 2009 года тарификационной комиссией Госпиталя ежегодно утверждались тарификационные списки по должностям и категориям персонала, в которых указанным выше работникам неизменно устанавливались базовые оклады в соответствии с постановлением № 340-п от 09.07.2008 при внесении в него соответствующих изменений (т.5 л.д. 1-52).

Более того, тарификационные списки утверждались Госпиталем и ранее, до вступления в силу Постановления № 340-п.

Так, в тарификационном списке работников Госпиталя от 24.02.2008 (по состоянию на 02.02.2008), утвержденном до вступления в силу Постановления № 340-п, установлены базовые оклады бухгалтерам, инженерам, экономистам в размере 4 124 рублей (т.5 л.д. 8-16).

При этом в тарификационном списке от 11.01.2009, утвержденном сразу после вступления в силу Постановления № 340-п и в соответствии с ним, установлены базовые оклады бухгалтерам, инженерам, экономистам по 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня» в размере 4 125 рублей (т.5 л.д. 1-7).

Постановлением № 340-п (в таблице 7) указанный размер базового оклада 4 125 рублей был установлен именно для специалистов 4 квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня».

Следовательно, Госпиталь правомерно установил для специалистов базовые оклады не ниже установленных ранее, поскольку это недопустимо в силу положений пункта 1.10 Постановления № 340-п.

Согласно пункту 4.10. Тарифного соглашения об установлении тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями по Территориальной программе ОМС на территории Ярославской области, в структуру тарифа на оплату ОМС входит фонд оплаты труда с начислениями, медикаменты и расходные материалы, питание и мягкий инвентарь, текущее содержание (т.2 л.д. 122-140).

Как следует из материалов дела, денежные средства указанным служащим были выплачены на оплату труда, что Фондом не оспаривается.

В соответствии с Приложением № 16 к Тарифному соглашению об установлении тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями по Территориальной программе ОМС на территории Ярославской области, Госпиталем соблюдена рекомендуемая структура расходов по видам медицинской помощи.

Исследовав и оценив в совокупности представленные в дело доказательства, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Фонд не доказал факта нецелевого использования Госпиталем выделенных ему средств обязательного медицинского страхования.

Довод Фонда о внесении изменений в штатное расписание с указанием должности «ведущий» лишь в 2014 году, отклоняется апелляционным судом, поскольку  не опровергает вывода суда об использовании Госпиталем средств на цели обязательного медицинского страхования в соответствии с Тарифным соглашением.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал недействительными акт и требование Фонда в оспариваемой заявителем части.

Судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя жалобы о необоснованном взыскании судом с Фонда в пользу Госпиталя судебных расходов по уплате государственной пошлины, поскольку в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

При таких обстоятельствах, поскольку требования Госпиталя удовлетворены в полном объеме, понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в размере 6 000 рублей подлежат взысканию с Фонда в пользу ГБУЗ «Здоровое долголетие».

Апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.

Решение суда от 15.09.2015 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи, с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2015 по делу № А82-5065/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий

М.В. Немчанинова

Судьи

Т.В. Хорова

Л.И. Черных