610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А82-6633/2016 |
21 ноября 2016 года
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен ноября 2016 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовым И.Л.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Корпорация ТМ»
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.08.2016 по делу №А82-6633/2016, принятое судом в составе судьи Секериной С.Е.
по иску общества с ограниченной ответственностью «Корпорация ТМ»
(ИНН: 7718864602, ОГРН: 1117746855313)
к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единая служба заказчика»
(ИНН: 7604241932, ОГРН: 1137604005923)
о взыскании денежной суммы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Корпорация ТМ» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единая служба заказчика» (далее – ответчик, Учреждение) 3 120 917 рублей 78 копеек основного долга по оплате за поставленный товар по контракту от 15.04.2015 № 251-ЕСЗ, 170 506 рублей 14 копеек пени по состоянию на 12.07.2016 по пунктам 11.1 и 11.2 контракта и 62 418 рублей 36 копеек штрафа по пункту 11.3 контракта.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.08.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Истец считает, что ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязательства по оплате товара, а также по своевременной подготовке помещений под размещение медицинского оборудования. Истец не может осуществить монтаж поставленного оборудования и обучение персонала по причине проведения ремонтных работ в помещениях, предназначенных для размещения оборудования.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами истца не согласился.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Учреждением (государственный заказчик) и Обществом (поставщик) был заключен государственный контракт от 15.04.2015 № 251-ЕСЗ на поставку ультразвуковой диагностической системы для строительства поликлиники в Ростовском муниципальном районе, г. Ростов (листы дела 9-17).
Согласно пункту 4.2 контракта оплата будет производиться в безналичной форме после путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 30 календарных дней после поставки товара, на основании подписанной государственным заказчиком товарной накладной, а также подписанного уполномоченными лицами лечебного учреждения и государственного заказчика акта приема-передачи товара по завершению установки, проверки работоспособности, инструктажа и комплексного опробования сотрудниками лечебного учреждения работы на товаре в присутствии поставщика с подписанием акта о приемке оборудования после комплексного опробования.
В соответствии с пунктом 9.2 контракта приемка товара по количеству и качеству производится представителями государственного заказчика и уполномоченными лицами лечебного учреждения с участием поставщика в соответствии с действующими инструкциями и нормативными актами в течение 3 рабочих дней после исполнения поставщиком своих обязательств, в том числе предусмотренных пунктом 5.11 настоящего контракта. Товар должен быть поставлен в соответствии со спецификацией (приложение № 1 к государственному контракту), произведены установка, проверка работоспособности, инструктаж и комплексное опробование сотрудниками лечебного учреждения работы на товаре в присутствии поставщика с подписанием акта о приемке оборудования после комплексного опробования в указанные в статье 7 настоящего контракта сроки. Также государственный заказчик в течение 3-х рабочих дней, отведенных на приемку товара, проверяет предоставленные поставщиком документы.
При соответствии товара заявленным в контракте характеристикам и условиям государственный заказчик подписывает товарную накладную, а также представители государственного заказчика, лечебного учреждения подписывают акт приема-передачи товара по завершению установки, проверки работоспособности, инструктажа и комплексного опробования сотрудниками лечебного учреждения работы на товаре в присутствии поставщика с подписанием акта о приемке оборудования после комплексного опробования. При обнаружении отступлений от условий контракта, ухудшающих качество товара, или иных недостатков оформляется в письменной форме протокол, подписываемый государственным заказчиком и поставщиком. После подписания протокола поставщик в течение 3 дней должен устранить недостатки, указанные в протоколе (пункт 9.3 контракта).
В пункте 9.4 контракта предусмотрено, что после подписания товарной накладной и акта приема-передачи товар считается поставленным. Право собственности на неоплаченный товар переходит к государственному заказчику с момента завершения приемки по количеству и качеству, о чем свидетельствует подписанные товарная накладная и акт приема-передачи товара.
Ссылаясь на то, что ответчик не произвел оплату товара в установленный срок и нарушил свои обязательства по своевременной подготовке помещений под размещение товара, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктом 3 статьи 484, статьями 525, 526 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 29 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и исходил из того, что доказательств соблюдения условий контракта в части комплексного опробирования сотрудниками лечебного учреждения работы на товаре и подписания акта приема-передачи всеми членами комиссии не представлено.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно пункту 1 статьи 458 Кодекса, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент: вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара; предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче.
В данном случае из условий государственного контракта от 15.04.2015 № 251-ЕСЗ следует, что цена контракта является твердой и составляет 3 120 917 рублей 78 копеек, включает в себя, в том числе, установку товара, проверку работоспособности и инструктаж сотрудников лечебного учреждения и комплексное опробирование сотрудниками лечебного учреждения работы на товаре (пункты 3.1 и 3.2 контракта).
Указанные действия (установка товара, проверка работоспособности, инструктаж сотрудников лечебного учреждения и комплексное опробирование сотрудниками лечебного учреждения работы на товаре в присутствии поставщика) входят в обязанности, которые должен обеспечить поставщик (пункт 5.3 контракта).
В соответствии с условиями статей 1, 9 контракта выполненные поставщиком условия контракта фиксируются товарной накладной (подписанной государственным заказчиком) и актом приема-передачи товара после комплексного опробирования (подписанного государственным заказчиком и лечебным учреждением – ГБУЗ ЯО Ростовская ЦРБ).
В соответствии с пунктами 5.4, 9.2, 9.3 и 9.4 контракта товар считается поставленным после комплексного опробирования в момент подписания акта приема-передачи товара.
Пунктом 4.2 контракта предусмотрено, что оплата товара производится после поставки товара, на основании подписанной государственным заказчиком товарной накладной и подписанного государственным заказчиком и лечебным учреждением акта приема-передачи товара.
Таким образом, условиями контракта, в том числе исходя из объекта и места поставки, определенного контрактом, предусмотрено, что обязанность поставщика передать товар заказчику считается исполненной после комплексного опробирования сотрудниками лечебного учреждения работы на товаре в момент подписания государственным заказчиком и лечебным учреждением акта приема-передачи товара.
Материалами дела подтверждается, что установка, проверка работоспособности товара, инструктаж и комплексное опробирование сотрудниками лечебного учреждения работы на товаре в присутствии поставщика не произведены.
Данное обстоятельство истец не отрицает. В акте приема-передачи не отражено комплексного опробирования сотрудникам лечебного учреждения работы на товаре в присутствии поставщика, акт приема-передачи товара представителем лечебного учреждения не подписан. Доказательств наступления условий для его подписания не имеется.
Следовательно, доказательствами по делу не подтверждается, что обязанность поставщика передать товар считается исполненной, не подтверждается наступления срока для оплаты.
В соответствии с пунктом 11.2 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Согласно пункту 11.3 контракта штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 62 418 рублей 36 копеек.
Доводы истца о том, что ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязательства по своевременной подготовке помещений под размещение медицинского оборудования, Общество не может осуществить монтаж поставленного оборудования и обучение персонала по причине проведения ремонтных работ в помещениях, предназначенных для размещения оборудования, судом апелляционной инстанции не принимаются.
По условиям контракта местом поставки оборудования является строящаяся поликлиника, объект - строительство поликлиники; в обязанности поставщика входит, в том числе хранение товара до момента подписания акта приема-передачи товара, а также передача государственному заказчику в числе прочих документов акта приема-передачи товара без указания даты.
Таким образом, в государственном контракте указано, что объект, на который должен быть поставлен товара, еще не построен (не сдан в эксплуатацию), стороны предусмотрели обязанность поставщика хранить товар до момента подписания акта приема-передачи товара, то есть до момента, когда будет произведена установка товара, проверка его работоспособности, инструктаж сотрудников и конмплексное опробирование работы на товаре.
Условиями государственного контракта прямо не установлены сроки приемки товара для государственного заказчика, а также обязанность обеспечить, в том числе в определенный срок, возможность установки товара на объекте.
В связи с этим также отсутствуют основания для взыскания с Учреждения пени и штрафа по пунктам 11.2, 11.3 контракта.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении исковых требований.
Решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Общества – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.08.2016 по делу №А82-6633/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Корпорация ТМ» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Судьи | Л.И. Черных О.Б. Великоредчанин М.В. Немчанинова |