ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-1217/2015 от 21.04.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апреля 2015 года

Дело №

А74-6405/2014

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «21» апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен          «28» апреля 2015 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания Астаховой А.И.,

при участии:

от заявителя (Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия) – Гринюк Л.В., представителя по доверенности от 12.01.2015 №72,                     Королевой Н.В., представителя по доверенности от 12.01.2015 №02;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «27» января 2015 года по делу № А74-6405/2014 , принятое судьей Коршуновой Т.Г.,

установил:

Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия (далее – заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее – ответчик, управление) от 05.05.2014 № 7 в части суммы                                                     1 295 553 рубля 45 копеек.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 января 2015 года заявленное требование удовлетворено.

Управление обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из апелляционной жалобы следует, что автономное учреждение, созданные для организации и выполнения работ по тушению лесных пожаров при расчете нормативных затрат должны учитывать только прямые расходы без учета накладных расходов и прибыли и применять для расчетов Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, изложенные в письме Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2009 №АС-05-54/7018 (далее - Рекомендации 2009).

Управление полагает, что согласно справок о затратах на тушение лесного пожара затраты специализированных государственных учреждений на тушение пожаров оплачивались в размере фактически понесенных расходов, а не  в размере нормативных затрат, следовательно, возмещение накладных расходов в  размере 20% не предусмотрено действующим законодательством.

Ответчик указывает, что из акта проверки следует, что планируемая стоимость работ по тушению пожаров рассчитывалась экспертным способом исходя из анализа фактических затрат прошлых лет. Нормативы затрат на выполнение государственных работ по тушению лесных пожаров утверждались приказами Госкомитета по лесу Республики Хакасия и министерства несколько раз в год по фактически сложившимся затратам. Данный подход не соответствует действующему законодательству. Для расчета нормативных затрат на оказание определенное услуги следует исходить из суммы составляющих затрат, необходимых для  оказания соответствующей услуги (как непосредственно связанных с ее оказанием, так и затрат на общехозяйственные нужды), которые следует определять исходя из государственных стандартов (требований), санитарных норм и правил, с обязательным использованием утвержденных натуральных нормативов или нормативов затрат. В случае отсутствия утвержденных нормативов можно применить экспертный метод.

Также в апелляционной жалобе указано, что суд ссылается на результаты выборочной проверки документации по определению затрат на тушение лесного пожара, однако при проверке не исследовались вопросы использования субсидий, в том числе вопросы правомерности оплаты накладных расходов.

В отзыве на апелляционную жалобу министерство не согласилось с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации по адресу: http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.

Министерство зарегистрировано в качестве юридического лица 15.08.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1131901004025.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.04.2013 № 210                           «О реализации постановления Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 20.12.2012 № 74-ПП «О внесении изменений в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27.03.2009 № 07-ПП «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия» полномочия, ранее  осуществлявшиеся  Государственным комитетом по лесу Республики Хакасия, переданы министерству.

В период с 11.03.2014 по 10.04.2014 управлением проведена проверка правомерности использования министерством субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений за 2012 – 2013 годы.

В ходе проверки управлением выявлены финансовые нарушения, нарушения в ведении бюджетного учета, в том числе неправомерные расходы по оплате специализированным автономным учреждениям Республики Хакасия накладных расходов в процентах к фактическим затратам на тушение пожаров в сумме                                                        1 295 553 рублей 45 копеек.

Результаты проверки отражены в акте от 11.04.2014 № 21.

На основании акта проверки руководителем управления в адрес министерства направлено предписание от 05.05.2014 № 7 (исх. № 80-05-22/803) о выявленных нарушениях:

1) оплачена завышенная стоимость работ по тушению лесных пожаров в результате включения в нее накладных расходов в сумме 1 295 553 рублей 45 копеек;

2) основные средства учитывались не на соответствующих счетах плана счетов бюджетного учета.

Министерству предписано устранить данные нарушения и возместить причиненный ущерб. Срок исполнения требований предписания не позднее 30 дней с даты его получения.

Не согласившись с предписанием управления от 05.05.2014 № 7 в части суммы                           1 295 553 рублей 45 копеек, министерство обратилось в Абаканский городской суд Республики Хакасия.

Определением от 28.08.2014 по делу № 2-6739/2014 производство прекращено в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.

С учетом названного судебного акта министерство 19.09.2014 обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с настоящим заявлением и ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону  или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации, частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание обращение министерства в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании предписания в пределах установленного на обжалование срока, незначительный пропуск срока со дня вступления в законную силу определения Абаканского городского суда Республики Хакасия о прекращении производства по делу, обоснованно восстановил министерству срок на обращение с заявлением в Арбитражный суд Республики Хакасия,  предоставив заявителю возможность реализовать конституционное право на судебную защиту, провозглашенное в статьях 46, 47 Конституции Российской Федерации и закрепленное в статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая положения статей 157, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 4, 5.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014                  № 77, пунктов 3, 6, 9 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013                  № 1092, пунктов 1, 5.1.1, 5.14.1, 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н, Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Минфина России от 04.09.2007 №75н (действующим в период проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания), суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Из материалов дела следует, что работы по тушению лесных пожаров в Республике Хакасия в 2012 – 2013 годах осуществлялись специализированными автономными учреждениями, находящимися в ведомственном подчинении министерства (ранее Государственного комитета по лесу Республики Хакасия).

При проведении проверки обоснованности отнесения расходов на затраты по тушению пожаров путем изучения справок о затратах на тушение лесных пожаров, документов, предоставляемых специализированными автономными учреждениями Республики Хакасия в обоснование произведенных расходов, проверяющие лица управления пришли к выводу, что прямые фактические затраты на тушение лесных пожаров необоснованно увеличивались на накладные расходы в размере 20%. По мнению управления, данное обстоятельство является нарушением Рекомендаций 2009. Всего за проверяемый период (с учетом выявленной арифметической ошибки) необоснованно предъявлено к оплате и оплачено накладных расходов на сумму                                                                 1 287 271 рубль 82 копейки, в том числе: за 2012 год – 1 032 023 рубля 76 копеек, за                   2013 год – 255 248 рублей 06 копеек.

В соответствии с частью 8 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Федеральным лесным агентством  утверждены Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, доведены письмом от 10.11.2009 №АС-05-54/7018.

Всоответствии с действующим в период разработки Рекомендаций 2009 законодательством, в том числе частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти размещали заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при условии, что иное не установлено названным Кодексом. То есть работа по тушению лесных пожаров производилась либо на основании государственных контрактов (договоров), заключенных по результатам закупок, либо специализированными учреждениями по прямому сметному финансированию.

Разделом III Рекомендаций 2009 определено, что в целях настоящих Рекомендаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные исполнителем работ по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда.

В разделе IV Рекомендаций 2009 закреплен порядок формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров, согласно которому основным документом, дающим право органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять расходы, связанные с тушением лесных пожаров, является государственный контракт (договор).

При определении цены государственного контракта учитывается, что накладные расходы (организационно-управленческие и административно-хозяйственные расходы, расходы на обслуживание и содержание, включая расходы на добровольное страхование основных средств, используемых при тушении лесных пожаров) в стоимости государственного контракта не должны превышать 20% от суммы прямых расходов. В случае если органом государственной власти субъекта Российской Федерации для организации и выполнения работ по тушению лесных пожаров созданы специализированные государственные учреждения, то в таких учреждениях к расходам на тушение лесных пожаров относятся только прямые расходы без учета накладных расходов и прибыли.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предусмотрено, что основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Согласно уставам учреждений, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.12.2007 № 447 (в редакции, действующей в спорный период), предметом деятельности специализированного автономного учреждения являются выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществление отдельных мер пожарной безопасности в лесах.

По мнению управления, поскольку для тушения лесных пожаров в Республике Хакасия были созданы специализированные автономные учреждения, то к расчетам затрат на тушение лесных пожаров применяется указанная в Рекомендациях 2009 оговорка, то есть при расчете расходов на тушение лесных пожаров учитываются только прямые расходы без учета накладных расходов и прибыли.

Суд апелляционной инстанции поддерживает вывода суда первой инстанции об ошибочности позиции управления, по следующим основаниям.

В связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях), которыми изменен тип специализированных автономных учреждений и принципы их финансового обеспечения.

В соответствии со статьями 65, 69, 69.1, 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в составе расходов бюджетов выделяют бюджетные ассигнования, к которым относят бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

В части 2 статьи 4 Закона об автономных учреждениях установлено, что государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

Частью 4 статьи 4 Закона об автономных учреждениях предусмотрено, что финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Закона об автономных учреждениях).

Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

В целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработаны Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», утвержденные письмом от 16.05.2011 №12-08-22/1959.

Приложением 1.9 к указанным комплексным рекомендациям являются Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 в сфере лесных отношений, подготовленные Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Методические рекомендации 2011).

Согласно разделу III Методических рекомендаций 2011 расчет нормативных затрат для специализированных учреждений, выполняющих работы по тушению лесных пожаров и осуществляющих отдельные меры пожарной безопасности в лесах, должен осуществляться в соответствии с выбранным в субъекте Российской Федерации вариантом распределения затрат для целей расчета нормативных затрат (затраты на оказание услуг (выполнение работ) и затраты на содержание имущества либо прямые и косвенные затраты).

Абзацами первым и вторым раздела IV Методических рекомендаций 2011 установлено, что финансовое обеспечение деятельности специализированных государственных бюджетных и автономных учреждений осуществляется на основании государственных заданий, утвержденных правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственное задание специализированным государственным бюджетным и автономным учреждениям формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственных учреждений субъектов Российской Федерации, не противоречащими Лесному кодексу Российской Федерации (абзац четвертый раздела IV Методических рекомендаций 2011).

В абзацах пятом – восьмом, одиннадцатом, двенадцатом раздела IV Методических рекомендаций 2011 предусмотрено, что размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания для специализированных государственных бюджетных и автономных учреждений определяется на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания.

Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В Порядке должно быть отражено формирование затрат на выполнение государственного задания.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания специализированными учреждениями определяется на основе нормативных затрат на оказание государственной услуги, включающих в себя нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).

Предоставление государственному бюджетному или государственному автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого между государственным бюджетным учреждением или государственным автономным учреждением и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции и полномочия учредителя указанных учреждений. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии, в течение финансового года.

Из положений приведенных норм следует, что с момента принятия Рекомендаций 2009 изменилось правовое положение специализированных автономных учреждений и принципы их финансирования.Федеральным агентством лесного хозяйства России были подготовлены  Методические рекомендации 2011 с учетом действующего правового регулирования в целях реализации вносимых изменений.

При этом Методические рекомендации 2011 предусматривают финансирование специализированных учреждений на основании установленных  нормативных затрат автономного учреждения на оказание государственной услуги по тушению лесных пожаров.

В связи с этим суд первой инстанции правильно указал, что Рекомендации 2009 не подлежат применению в части,  несоответствующей  действующему законодательству.

Указание на то, что при формировании затрат на выполнение государственного задания (выполнение работ) Рекомендации 2009 не применяются, также сдержится в письме Федерального агентства лесного хозяйства от 22.05.2014 № АБ-05-27/58. Названное письмо является ответом Рослесхоза на запрос министерства от 14.04.2014 №01-329-пр о разъяснении по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров, направленного министерством по результатам проведенной управлением проверки.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 21.07.2011 № 455 утверждено Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Республики Хакасия (далее - Положение №455),

 В соответствии с пунктами 9, 10, 12 Положения №455 размер субсидии на государственное задание для бюджетного или автономного учреждения рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Порядок определения указанных затрат утверждается государственным органом, осуществляющим отдельные полномочия и функции учредителя бюджетных или автономных учреждений, по согласованию с Министерством финансов Республики Хакасия, Министерством экономики Республики Хакасия и Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.

При определении нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) учитываются:

а) нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (выполнением работы);

б) нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества госучреждения).

Предоставление автономному или бюджетному учреждению субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного с государственным органом, осуществляющим отдельные полномочия и функции учредителя.

В соответствии с Положением № 455 Государственным комитетом по лесу Республики Хакасия приказом от 08.09.2011 № 519 утвержден Порядок определения нормативных затрат на выполнение специализированными автономными учреждениями Республики Хакасия, подведомственным Государственному комитету по лесу Республики Хакасия, государственных работ и нормативных затрат на содержание имущества специализированных автономных учреждений Республики Хакасия (далее – Порядок).

Согласно пункту 1.3 Порядка нормативные затраты на выполнение государственных работ и нормативные затраты на содержание имущества учреждений используется для определения объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на выполнение государственных работ учреждениями.

Нормативные затраты определяются отдельно по каждому учреждению в разрезе выполняемых государственных работ (пункт 1.5 Порядка).

В пункте 2.1 Порядка указано, что для определения нормативных затрат на выполнение государственной работы используются следующие методы: сметный, нормативный, структурный и экспертный.

При определении нормативных затрат на выполнение работ по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, тушению пожаров в лесах, не входящих в лесной фонд, пожаров на прилегающих землях других категорий применяется экспертный метод, в рамках которого нормативные затраты определяются на основании экспертной оценки (пункты 2.6, 2.7 Порядка).

В разделе 3 Порядка установлены правила определения нормативных затрат на выполнение государственной работы, в котором отдельным пунктом (3.5) установлен порядок определения нормативных затрат на выполнение работ по тушению лесных пожаров.

Согласно пункту 3.5 Порядка нормативные затраты на выполнение работ по тушению лесных пожаров определяется путем умножения норматива затрат на единицу площади (1 га) лесного пожара на предполагаемую площадь тушения лесных пожаров, при этом нормативные затраты на единицу площади (1 га) рассчитываются исходя из фактических затрат на выполнение данного вида работ за последний отчетный период и фактической площади, пройденной пожарами, скорректированными на индекс инфляции.

Фактическая сумма расходов определяется исходя из фактических расходов учреждения, произведенных при тушении лесных пожаров в лесном фонде на территории лесничества (расходов на оплату труда, начислений на оплату труда, материальных затрат, командировочных, транспортных и т.п. расходов), накладных расходов (организационно-управленческих и административно-хозяйственных расходов, на обслуживание и содержание) в размере 20 % от прямых расходов. Документы, подтверждающие фактические расходы по тушению лесных пожаров, оформляются учреждением в соответствии с Рекомендациями 2009.

Таким образом, пунктом 3.5 Порядка предусмотрено, что окончательный размер финансирования специализированных учреждений определяется исходя из фактических расходов, произведенных при тушении лесных пожаров, и накладных расходов. 

Из акта проверки и материалов дела следует, что приказами Государственного комитета по лесу Республики Хакасия для каждого специализированного учреждения утверждались государственные задания на соответствующий год и нормативы затрат на выполнение государственных заданий; на основании государственных заданий с этими учреждениями заключались соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение работ, определенных в соответствии с государственным заданием; приказами Государственного комитета по лесу Республики Хакасия вносились изменения в первоначальные нормативы затрат на выполнение государственного задания и в государственные задания; специализированными учреждениями представлялись справки о прямых затратах на тушение лесных пожаров и накладных расходах (20% от суммы прямых расходов) с приложением подтверждающих документов; финансирование работ по тушению пожаров производилось исходя из фактических расходов на тушение пожаров, увеличенных на сумму накладных (общехозяйственных) расходов.

 Оценив и исследовав представленные документы, суд первой инстанции указал, что  первоначальные нормативы затрат на выполнение работ по тушению лесных пожаров рассчитаны по показателям предыдущих периодов, в которые уже включены накладные расходы; окончательные нормативы затрат – рассчитаны исходя из фактических расходов, произведенных в текущем периоде, с учетом накладных расходов, при этом не принимались во внимание показатели предыдущих периодов и первоначальные нормативы затрат на данный период (то есть отсутствовало  двойное включение накладных расходов на прямые расходы за один период).

Правомерность расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений за период 2012 – 2013 года и первое полугодие 2014 года, проверена Федеральным агентством лесного хозяйства.

В соответствии с актом проверки Рослесхоза от 22.08.2014 № 29 выборочная проверка документации показала, что определение затрат на тушение лесных пожаров осуществлялось на основании Порядка, в соответствии с которым фактическая сумма расходов определялась исходя из фактических расходов учреждения, произведенных при тушении лесных пожаров (расходов на оплату труда, начислений на оплату труда, материальных затрат, командировочных, транспортных и т.п. расходов), накладных расходов (организационно-управленческих и административно-хозяйственных расходов, расходов на обслуживание и содержание) в размере не более 20% от прямых расходов.

Выборочной проверкой оформления документов, подтверждающих фактические расходы, нарушений не выявлено.

Следовательно,   финансирование государственного задания на выполнению работ по тушению лесных пожаров осуществлялось министерством в соответствии Методическими рекомендациями 2011, нормативными правовыми актами Республики Хакасия в пределах предоставленных из федерального бюджета субвенций и исходя из фактических расходов на указанные цели и общехозяйственных расходов по установленном нормативу.

При таких обстоятельствах правильными являются выводы суда о признании незаконным и нарушающим права и законные интересы министерства предписания от 05.05.2014 № 7 в части нарушения министерством статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, раздела 4 Рекомендаций 2009  в сумме 1 295 553 рублей                         45 копеек. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации  расходы по оплате государственной пошлины  за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежат взысканию, поскольку министерство и управление освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «27» января 2015 года по делу №  А74-6405/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Г.Н. Борисов

Судьи:

Н.А. Морозова

Е.В. Севастьянова