ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-1481/2015 от 14.04.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апреля 2015 года

Дело №

А33-25676/2014

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «14» апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен         «21» апреля 2015 года.

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Юдин Д.В. ,

при секретаре судебного заседания Астаховой А.И.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Книга»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «17» февраля  2015 года по делу № А33-25676/2014 ,

рассмотренному в порядке упрощённого производства судьей Раздобреевой И.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Книга» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – заявитель, ООО «Книга», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федерального округу (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Новосибирск) (далее – ответчик, административный орган) об отмене постановления от 27.11.2014 № 6-01-06/09-53/308-ю.

Решением Арбитражного суда Красноярского края  от «17» февраля 2014 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на том, что не был уведомлен ответчиком о необходимости представления в срок декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – декларации).

Кроме того, как указывает заявитель, данное нарушение допущено по вине сотрудника общества, на которых в силу должностной инструкции возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью и своевременностью направления данной декларации.

Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федерального округу представило отзыв по доводам апелляционной жалобы, считает решение Арбитражного суда Красноярского края от 17.02.2015 по делу № А33-25676/2014 законным и обоснованным, а жалобу общества не подлежащей удовлетворению.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились и не направил своих представителей, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие сторон.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ООО «Книга», расположенное по адресу: <...>, в 1 квартале 2014 года, осуществляло деятельность по обороту пива и пивных напитков.

Согласно сведениям, сформированным в автоматизированной информационной системе «Электронный паспорт предприятия», общество представило в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка декларации в электронном виде по формам приложений №№ 5, 6, 7 к Правилам предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815, за 1 квартал 2014 года 27.06.2014, вместо установленного срока – не позднее 21.04.2014.

По факту несвоевременного представления деклараций об объеме оборота этилового спирта, алкогольной продукции по формам приложений №№ 5, 6 к вышеуказанным Правилам, административным органом в отношении заявителя 16.06.2014 составлен протокол № 6-01-11/09-20/308-ю об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Постановлением о назначении административного наказания от 27.11.2014 № 6-01-06/09-53/308-ю общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.50 КоАП РФ, Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 24.07.2009 № 27, протокол об административном правонарушении от 16.06.2014 № 6-01-06/09-53/308-ю составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами.

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола. Дело рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, управлением соблюдена; права общества, установленные статьей 25.1 КоАП РФ, иные права, предусмотренные Кодексом, обеспечены.

Арбитражный суд Красноярского края, отказывая обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу от 27.11.2014 № 6-01-06/09-53/308-ю о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, пришел к выводу о доказанности в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения, а также о том, что совершенное заявителем административное правонарушение не  является малозначительным.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения, на основании следующего.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в нарушении сроков предоставления за 1 квартал 2014 года декларации по формам приложений №№ 5,6,7 к Правилам от 09.08.2012 № 815.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ                      «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей устанавливают форму и порядок представления деклараций.                     

Пунктами 2 и 12 Правил от 09.08.2012 № 815 предусмотрено, что декларации, указанные в пункте 1 настоящих Правил, представляют организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, представляют декларации по формам приложений №№ 5, 6, 7.

Согласно пунктам 15, 16 Правил от 09.08.2012 № 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом в электронной форме или на бумажных носителях.

Пунктами 17 и 18 Правил от 09.08.2012 № 815 установлено, что декларации на бумажных носителях по формам, предусмотренным приложениями № 1 - 10 к настоящим Правилам, представляются в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации. Декларации представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме.

Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного, рынка от 23.08.2012 № 231 (далее - Порядок заполнения деклараций).

Административным органом установлено, что общество в 1 квартале 2014 года реализовывало алкогольную продукцию организациям, осуществляющим розничную торговлю пива и пивных напитков.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ, положений пунктов 12, 15 и 16 Правил от 09.08.2012 № 815, ООО «Книга» обязано было представить в срок, не позднее 21 апреля 2014 года декларацию по формам приложений №№ 5, 6, 7 к Правилам от 09.08.2012 № 815 за 1 квартал 2014 года в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в утвержденном формате через Иртернет-сервис «Личный кабинет», доступ к которому осуществляется через Интернет-сайт www.fsrar.ru (страница «Приемная»).

Данная обязанность заявителем в установленный срок не исполнена. Согласно сведениям, сформированным в автоматизированной информационной системе «Электронный паспорт предприятия», ООО «Книга» 27.06.2014 представило в службу декларацию по формам приложений №№ 5, 6, 7 к Правилам от 09.08.2012 № 815 за                  1 квартал 2014 года, то есть с нарушением установленного срока на 67 дней.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности в действиях (бездействии) общества признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, которое выразилось в нарушении порядка и сроков декларирования оборота алкогольной продукции.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, неисполнение обязанности по своевременному направлению декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции допущено по вине сотрудника общества.

Указанный довод судом апелляционной инстанции не принимается, так как согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 № 480/05, неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работников не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности

Доводы общества о том, что от ответчика не поступало уведомление о необходимости предоставления декларации в срок до 21.04.2014, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку согласно Главе 2 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154, в полномочия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка не входит обязанность управления информировать хозяйствующих субъектов о необходимости предоставления декларации в срок.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.

Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Доказательства того, что обществом были приняты все необходимые, зависящие от него меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, заявителем не представлены.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13       КоАП РФ, соответствует обстоятельствам дела и является правильным.

При таких обстоятельствах административный орган доказал, что действия (бездействие) заявителя по непредставлению в установленный срок названных деклараций содержит состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Федеральный закон № 171-ФЗ определил специальные условия, связанные с производством и оборотом алкогольной продукции. Одним из таких условий пункт 1  статьи 14 Федерального закона  № 171-ФЗ устанавливает  обязательное  осуществление учета и декларирования объема производства и оборота алкогольной продукции.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.04.2001 №74-О, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции, обладают повышенной опасностью. Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции имеют своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию.

Существенная угроза правонарушений в области декларирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заключается в невозможности проведения своевременного контроля, принятия оперативных мер со стороны уполномоченного государственного органа, и, как следствие, невозможности обеспечения прав и законных интересов граждан и реализации положений Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

Кроме того, контроль за декларированием объемов оборота алкогольной продукции является одной из форм государственного контроля в этой области, позволяет уполномоченным органам отслеживать объемы поставок, закупок, перевозок алкогольной продукции от ее производителей, оптовых поставщиков, до розничной сети, препятствуя нелегальному обороту алкогольной продукции на всей территории Российской Федерации.

Совершенное обществом правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.

На основании изложенного, ссылка общества на то, что несвоевременно представленная декларация по форме приложения № 10 к Правилам не препятствует контролирующему органу осуществлять контроль за оборотом алкогольной продукции, не может быть принята судом апелляционной инстанции.

При изложенных обстоятельствах основания для освобождения общества                                         от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Согласно частям 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административное наказание должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру самого правонарушения, обстоятельствам его совершения, имущественному положению виновного лица.

Должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, дается возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, поскольку большинство санкций формулируются либо как альтернативные, либо как относительно-определенные с указанием нижнего и верхнего их пределов. Смысл индивидуализации административного наказания состоит в том, чтобы на основе всесторонней оценки содеянного избрать в пределах нормы, предусматривающей ответственность за правонарушение, именно ту меру государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний.

Как следует из оспариваемого постановления, административным органом при назначении административного наказания учтено наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства - совершение правонарушения впервые.

Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что вменяемый штраф не соразмерен доходам общества.

Суд апелляционной инстанции, учитывая указанные обществом смягчающие ответственность обстоятельства, полагает, что оспариваемым постановлением заявителю правомерно назначен административный штраф в минимальном размере санкции, установленной статьей 15.13 КоАП РФ, в размере 50 000 рублей, что не противоречит положениям статьи 3.4 КоАП РФ.

Административным органом соблюдены требований частей 2 и 3 статьи 4.1                КоАП РФ при назначении административного наказания.

Назначение административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, особую значимость охраняемых правоотношений.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «17» февраля 2015 года по делу № А33-25676/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Д.В. Юдин