ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-1714/2012 от 15.06.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«26» июня 2012 года

Дело №

г. Красноярск

 А33-14309/2011

Резолютивная часть постановления объявлена «15» июня 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен          «26» июня 2012 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Споткай Л.Е.,

судей: Белан Н.Н., Хасановой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1 ,

при участии:

от истца общества с ограниченной ответственностью «Алтайское подворье» (ИНН <***>, ОГРН <***>): ФИО2 - представителя по доверенности от 27.09.2011; ФИО3 – представителя по доверенности от 27.09.2011; ФИО4 - представитель по доверенности от 27.09.2011;

от ответчика открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН <***>, ОГРН <***>): ФИО5 - представителя по доверенности от 18.04.2011;                       

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Алтайское подворье» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

на решение Арбитражного суда  Красноярского края

от «12» марта  2012 года по делу №  А33-14309/2011 , принятое судей Медведевой О.И.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Алтайское Подворье» (далее по тексту ООО «Алтайское Подворье», ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее по тексту ОАО «МРСК Сибири», ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании неосновательного обогащения в размере 174 000 003 рубля и процентов за пользование чужими денежными средствами 4 989 090 рублей.

 03.11.2011 от ОАО «МРСК Сибири» поступило встречное исковое заявление о взыскании неосновательного обогащения в размере 254 079 995 рублей 80 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 18 328 060 рублей 47 копеек.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 марта 2012 в удовлетворении исковых требований ООО «Алтайское Подворье» отказано. Встречный иск ОАО «МРСК Сибири» удовлетворен, с ООО «Алтайское Подворье» в пользу ОАО «МРСК Сибири» взыскано 277 644 644 рубля 97 копеек, в том числе: 254 079 995 рублей 80 копеек  неосновательного обогащения, 23 564 649 рублей 17 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 000 рублей.

Не согласившись с данным судебным актом, ООО  «Алтайское Подворье» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 12 марта 2012 года отменить, принять по делу новый судебный акт в связи со следующим:

- спорные объекты не были включены в Инвестиционную программу ОАО « МРСК Сибири» на 2010 в своей правовой оценке обстоятельств дела суд первой инстанции не учел, что спорные объекты в действительности были включены в Инвестиционную программу субъекта естественной монополии на 2010 года, то есть еще до момента возникновения установленных судом фактических отношений по технологическому присоединению 22 декабря 2010;

-  расчет стоимости услуги по технологическому присоединению должен определяться из общего тарифа;

- доводы о том, что имеется обязательство возместить затраты на строительство электросетевой инфраструктуры (в том числе по причине их фактического использования и инициации данных мероприятий) противоречат законодательству;

- суд первой инстанции не дал правовой оценки возможности применения Постановления Комитета по тарифам Республики Алтай № 4/1 от 18.03.2011;

- не учтены и фактические обстоятельства строительства спорных объектов, имеющих значение для квалификации отношений сторон;

- размер неосновательного обогащения должен определяться исходя из подхода, применяемого при определении стоимости услуг присоединения «в общем порядке».

ОАО «МРСК Сибири» представило возражения на апелляционную жалобу, согласно которым, просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.03.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда 19 апреля 2012 апелляционная жалоба ООО «Алтайское Подворье» принята к производству, назначено судебное заседание на 23.05.2012 года. Определением Третьего арбитражного апелляционного суда 23 мая 2012 судебное заседание отложено на 06 июня 2012.

Представителем ООО «Алтайское Подворье» ФИО4 заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного документа, а именно: разъяснений о применении норм действующего законодательства.

Представитель ответчика ФИО5 возражал против заявленного ходатайства.

Суд, совещаясь на месте, в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием уважительных причин не предоставления доказательств в суде первой инстанции, определил отказать в удовлетворении ходатайства истца о приобщении к материалам дела дополнительного документа.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. С решением суда первой инстанции не согласен. Просит решение от 12 марта 2012 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ОАО «МРСК Сибири» и удовлетворении исковых требований ООО «Алтайское Подворье». Пояснил, что на момент присоединения объект был включен в инвестиционную программу. Присоединение осуществляется в общем порядке.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании пояснила, что в мае 2010 года была подана заявка на технологическое присоединение. В сентябре 2010 года ответчик включил в инвестиционную программу строительство объекта. 22.12.2010 подписан акт о технологическом присоединении, у истца фактически появилась электроэнергия. 18.03.2011 ответчиком утверждена стоимость технологического присоединения по индивидуальному тарифу. Договор был подписан сторонами без согласованного порядка и сроков оплаты, вследствие чего данный договор признан незаключенным. Стоимость технологического присоединения по общему основанию  составила 27 140 тысяч рублей. Постановление Комитета по тарифам Республики Алтай не может быть применено в данном случае, так как оно принято в 2011 году. Сетевая организация включила спорный объект в инвестиционную программу в 2010 году, поэтому она не может требовать платы за присоединение по индивидуальному тарифу. У комитета по тарифам нет обязанности проверять включен объект в инвестиционную программу или нет. 

Представители сторон, участвующие в судебном заседании, подтвердили факт того, что акт об осуществлении технологического присоединения, бланк которого датирован 2011 годом, подписан сторонами 21.12.2010, о чем свидетельствует сопроводительное письмо № 207 от 21.12.2010.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, пояснил, что в данном случае расчет стоимости должен производится по индивидуальному тарифу. На момент подачи заявки на технологическое присоединение действовала инвестиционная программа от 12.02.2009, в которой данного объекта не было. В дальнейшем истец был включен в инвестиционную программу, но это было следствием рассмотрения заявки и подписания сторонами договора с разногласиями. Не согласен с расчетом ООО «Алтайское Подворье».

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснение ответчика, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.

18.03.2010 ООО «Алтайское подворье» направило ОАО «МРСК Сибири» заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств со следующими характеристиками: 2 категория надежности; максимальная мощность энергопринимающих устройств - 7,2 МВт; две точки присоединения ПС 110/10 кВ Алтайское подворье к ЛЭП-110 кВ, ЛЭП-10 кВ присоединяются к РУ-10кВ проектируемой ПС 110/10 кВ Алтайское подворье.

29.04.2010 между ОАО «МРСК Сибири» (заказчик) и ООО «Проектно-монтажная компания Сибири» (подрядчик) заключен договор на выполнение проектных и изыскательных работ № 14.04.257.10, предмет которого - обязанность подрядчика выполнить разработку проектной документации по объекту строительства двухцепной ВЛ-110кВ и ПС 110/10кВ «Алтайское подворье», а также обязанность заказчика оплатить стоимость выполненных работ в сумме 37 830 790 руб.

14.05.2010 ОАО «МРСК Сибири» направило в Комитет по тарифам Республики Алтай заявление об установлении платы за технологическое присоединение ООО «Алтайское подворье» с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 7,2 МВт.

20.05.2010 ООО «Алтайское подворье» направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» письмо с отзывом предыдущей заявки от 18.03.2010 и уточненную заявку на технологические присоединение энергопринимающих устройств со следующими характеристиками: 2 категория надежности; максимальная мощность энергопринимающих устройств – 2,5 МВт.; две точки присоединения ПС 110/10 кВ Алтайское подворье к ЛЭП-110 кВ, ЛЭП-10 кВ присоединяются к РУ-10кВ проектируемой ПС 110/10 кВ Алтайское подворье.

01.06.2010 между ОАО «МРСК Сибири» (заказчик) и ОАО «Омскэлектросеть ремонт» (подрядчик) заключен договор подряда № 11.04.327.10 на выполнение подрядных работ по строительству двухцепной ВЛ-110кВ и ПС 110/10кВ (в редакции дополнительного соглашения), предмет которого – обязанность подрядчика осуществить работы по строительству двухцепной ВЛ-110кВ и ПС 110/10кВ «Алтайское подворье», а также обязанность заказчика принять и оплатить выполненные работы в сумме 392 376 390 руб.

Согласно акту приемки выполненных работ от 30.06.2010 ОАО «МРСК Сибири» приняло от ООО «Проектно-монтажная компания Сибири» рабочий проект по строительству двухцепной ВЛ-110кВ и ПС 110/10кВ «Алтайское подворье» во исполнение условий договора № 14.04.257.10 от 29.04.2010.

Согласно актам от 29.06.2010, от 30.06.2010 ОАО «МРСК Сибири» приняло от ОАО «Омскэлектросеть ремонт» выполненные работы по строительству объектов во исполнение договора подряда № 11.04.327.10 от 01.06.2010.

Платежными поручениями денежные средства в общей сумме 392 376 390 руб. перечислены ОАО «МРСК Сибири» на расчетный счет ОАО «Омскэлектросеть ремонт».

22.11.2010 ООО «Алтайское подворье» и ОАО «МРСК Сибири» подписан проект договора на осуществление технологического присоединения № 20.4000.122.10, в котором не содержится условие о цене услуг, являющееся существенным условием для договоров данного вида.

Платежным поручением № 352 от 24.11.2010 ООО «Алтайское подворье» перечислило ОАО «МРСК Сибири» денежные средства в сумме 25 000 000 руб. с указанием назначения платежа: «Оплата за технологическое присоединение энергопринимающего оборудования объекта к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири – Горно-Алтайские электрические сети» согласно счету 275 от 23.11.2010, в том числе НДС 18% 3 813 559,32 руб.».

17.12.2010 ООО «Алтайское подворье» и ОАО «МРСК Сибири» подписаны Технические условия к договору № 20.4000.122.10 от 22.11.2010, в которых распределены обязанности по их исполнению.

Согласно пунктам 1.1, 3.1.1, 5.1 Технических условий основным источником питания является ВЛ-110кВ ОИ-74; условием присоединения является, в том числе: новая ПС 110/10кВ; технические условия вступают в силу с момента подписания договора на осуществление технологического присоединения.

Сопроводительным письмом от 21.12.2010 за № 207 ООО «Алтайское подворье» направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» подписанные акты об осуществлении технологического присоединения, о разграничении балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, осмотра прибора учета.

24.12.2010 ООО «Алтайское подворье» письмом за исх. № 216 отозвало подписи из документов, подписанных 17 и 21 декабря 2010 года.

09.06.2011 ООО «Алтайское подворье» отозвало подпись в письме, подписанном 24.12.2010.

Постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай № 4/1 от 18.03.2011 установлен размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «Алтайское подворье» к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» вновь вводимой мощностью 2 500 кВт в размере 362 779 660 рублей (с НДС 428 079 998,80 руб.).

30.03.2011 ООО «Алтайское подворье» и ОАО «МРСК Сибири» подписан акт о выполнении ТУ № 08/1, согласно которому технические условия выполнены в полном объеме.

06.04.2011 ОАО «МРСК Сибири» в адрес ООО «Алтайское подворье» направлено дополнительное соглашение № 1 к договору № 20.4000.122.10 от 22.11.2010, содержащее условия о цене и порядке внесения платежей сетевой организации.

26.04.2011 ООО «Алтайское подворье» подписано дополнительное соглашение № 1 с протоколом разногласий, в котором указаны те же условия о цене технологического присоединения и сроках уплаты; разногласия сформулированы относительно источника получения последнего платежа в размере 254 079 995,40 руб. (с указанием внесения данного платежа из бюджета).

Согласно акту от 06.05.2011, подписанному представителями сторон, ОАО «МРСК Сибири» осуществило технологическое присоединение энергопринимающих устройств энергетических установок электрической сети сетевой компании.

Платежным поручением № 204 от 25.05.2011 ООО «Алтайское подворье» перечислило ОАО «МРСК Сибири» денежные средства в сумме 149 000 003 руб. с указанием назначения платежа: «Оплата за технологическое присоединение энергопринимающего оборудования объекта к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири – Горно-Алтайские электрические сети» согласно счету 1600000106 от 19.05.2011, в том числе НДС 18% 22 728 814,09 руб.».

11.06.2011 между ООО «Алтайское подворье» и ОАО «Алтайэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения № 5385 от 01.06.2011. Согласно Приложению № 1 к данному договору точкой подключения абонента является ПС-110/10 кВ № 10 Урсульская, собственником сетей в точке подключения является ОАО «МРСК Сибири».

В соответствии с актом от 25.08.2011 № 17/10-070 электроустановка: двухцепная ВЛ-110кВ, ПС-110/10кВ «Алтайское подворье» допущена Алтайским отделом по надзору в электроэнергетике в эксплуатацию.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Алтай от 22.09.2011 по делу № А02-774/2011 пункт 1.1 (о величине денежных средств, оплачиваемых из бюджета или других источников финансирования, в целях возмещения расходов на технологическое присоединение ООО «Алтайское подворье»), пункт 2 (об установлении порядка оплаты за технологическое присоединение ООО «Алтайское подворье»), пункт 2.1 (о сроке оплаты ООО «Алтайское подворье» части средств, не подлежащих компенсации из бюджета или других источников финансирования, в размере 147 457,63 тыс. руб. (без учета НДС), пункт 2.2 (о сроке оплаты ООО «Алтайское подворье» оставшейся части средств) Постановления Комитета по тарифам Республики Алтай № 4/1 от 18.03.2011 признаны недействительными по заявлению ОАО «МРСК Сибири», ссылающегося на нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми пунктами Постановления.

Основанием для признания данных пунктов недействительными послужил вывод суда о том, что нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, не предусмотрена возможность Комитета по тарифам Республики Алтай устанавливать порядок, сроки и источники оплаты за оказание услуг по технологическому присоединению, поскольку данные условия являются существенными для договора на технологическое присоединение между заявителем и сетевой организацией.

Поскольку в остальной части Постановления Комитета по тарифам Республики Алтай № 4/1 от 18.03.2011 не обжаловано заявителем, пункт 1 данного Постановления (об установления размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «Алтайское подворье» к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» вновь вводимой мощностью 2 500 кВт в размере 362 779 660 рублей (с НДС 428 079 998,80 руб.) является действующим.

Постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай № 22/1 от 11.11.2011 пункты 1.1, 2, 2.2 Постановления Комитета по тарифам Республики Алтай № 4/1 от 18.03.2011 признаны утратившими силу с 25.10.2011.

В письме от 28.12.2011 № 1.14/01-1631, направленном в адрес Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор), ОАО «МРСК Сибири» обратилось к данному федеральному органу исполнительной власти по технологическому надзору с запросом о выдаче заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения объекта ООО «Алтайское подворье», расположенного по адресу: Онгудайский район Республики Алтай, в районе устья реки Урсул, урочище Айры Таш, до строительства ВЛ-110 кВ и ПС 110/10 Кв.

Согласно заключению главного государственного инспектора отдела по надзору в электроэнергетике Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 13.02.2012 техническая возможность технологического присоединения объекта Ферма ООО «Алтайское подворье» с присоединяемой мощностью 2,5 МВт без строительства ВЛ 110 кВ и ПС 110/10 кВ отсутствует, поскольку источников энергоснабжения в данном районе, к которым возможно присоединить данный объект, не имеется.

10.01.2012 ОАО «МРСК Сибири в лице филиала - Горно-Алтайские электрические сети» обратилось к министру регионального развития Республики Алтай ФИО6 с просьбой разъяснить порядок финансирования осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта Ферма ООО «Алтайское подворье», заявитель ООО «Алтайское подворье» с мощностью 2 500 кВт, а также указать порядок и сроки финансирования по бюджетам разных уровней (федеральный, республиканский) строительства данного объекта и определить, какой конкретно внебюджетный источник определен для финансирования данного объекта.

В ответе от 28.01.2012 Правительства Республики Алтай за подписью министра регионального развития Республики Алтай ФИО6 указано, что в соответствии с Законом Республика Алтай от 16.12.2011 № 80-РЗ «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2012 года и на плановый период 2013 и 2014 годов» средства республиканского бюджета Республики Алтай на финансирование республиканской целевой программы «Схема и развитие электроэнергетики Республики Алтай на 2012-2016 годы», утвержденную Постановлением Республики Алтай от 12.04.2011 № 68, не предусмотрено. Условиями данной Программы предусмотрено, что объем ее финансирования будет уточняться ежегодно в зависимости от технической возможности федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Алтай, бюджетов муниципальных образований в Республике Алтай, бюджетов предприятий электроэнергетики Республики Алтай. Под внебюджетными источниками финансирования Программы предусматривается привлечение средств юридического лица (собственные средства юридического лица, привлеченные кредитные ресурсы юридического лица). В случае осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта Ферма ООО «Алтайское подворье» к сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - Горно-Алтайские электрические сети», плату за указанное присоединение осуществляет юридическое лицо, заинтересованное, которому принадлежит объект, за счет собственных средств, в указанном случае - ООО «Алтайское подворье».

В ответ на запрос ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала - Горно-Алтайские электрические сети» от 19.01.2012 № 14 Комитетом по тарифам Республики Алтай в адрес ОАО «МРСК Сибири» направлено, в том числе Приложение к Постановлению Комитета по тарифам по Республике Алтай № 4/1 от 18.03.2011 «Расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению ООО «Алтайское подворье» к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - Горно-Алтайские электрические сети». В пункте 4 Расчета отражено, что необходимая валовая выручка по данному проекту (без учета НДС) составляет: по предложению филиала – 585 427,06 руб.; признано обоснованным Комитетом – 362 779,66 руб.; отклонение Комитета от предложений филиала – 222 147,40 руб.

В ответ на запрос ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала - Горно-Алтайские электрические сети» от 19.01.2012 № 51 о том, включены ли затраты на строительство ВЛ 110 кВ и ПС 110/10 кВ ООО «Алтайское подворье» в тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» филиала - Горно-Алтайские электрические сети» на 2010, 2011, 2012 годы, Комитет по тарифам Республики Алтай направил в адрес заявителя письмо от 24.01.2012 № 63.

Согласно ответу Комитета по тарифам Республики Алтай затраты на строительство ВЛ 110 кВ и ПС 110/10 кВ ООО «Алтайское подворье» не включены в тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» филиала - Горно-Алтайские электрические сети» на 2010, 2011, 2012 годы. В тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» филиала - Горно-Алтайские электрические сети» на 2012 год с 01.07.2012 включены 17 956,0 тыс. руб. на оплату процентов по кредитным средствам, использованным на строительство ВЛ 110 кВ и ПС 110/10 кВ «Алтайское подворье» .

Полагая, что денежные средства в общей сумме 174 000 003 руб. получены ОАО «МРСК Сибири» при отсутствии правовых оснований для этого (договор на технологическое присоединение является незаключенным в связи с несогласованностью существенных условий о цене и порядке расчетов), ООО «Алтайское подворье» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ОАО «МРСК Сибири» неосновательного обогащения в указанной сумме, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 4 989 090 руб.. В качестве правового основания иска ООО «Алтайское подворье» указывает статьи 12, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно встречному исковому заявлению ОАО «МРСК Сибири» просит взыскать с ООО «Алтайское подворье» сумму неосновательного обогащения в размере 254 079 995,8 руб. в связи с фактическим осуществлением мероприятий по технологическому присоединению ООО «Алтайское подворье» (разработка и возведение объектов электросетевой инфраструктуры), а также проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 23 564 649,17 руб. за период с 22.12.2010 по 06.02.2012 (с учетом уточнения в судебном заседании 06.02.2012). В качестве правового основания встречного иска ОАО «МРСК Сибири» указывает статьи 8, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, в том числе, - из неосновательного обогащения.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Неосновательное обогащение может иметь место при наличии двух условий одновременно:

- приобретения или сбережения одним лицом (приобретателем) имущества за счет другого лица (потерпевшего), что подразумевает увеличение (при приобретении) или сохранение в прежнем размере (сбережение) имущества на одной стороне, явившееся следствием соответствующего его уменьшения или неполучения на другой стороне;

- данное приобретение (сбережение) имущества (денег) произошло у одного лица за счет другого при отсутствии оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами либо на основании сделки.

Пунктом 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Из материалов дела следует, что основанием для обращения с иском в суд послужило мнение ООО «Алтайское подворье» о том, что денежные средства в общей сумме 174 000 003 рублей, перечисленные им в счет исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения, получены ОАО «МРСК Сибири» при отсутствии правовых оснований для этого (договор является незаключенным в связи с несогласованностью существенных условий о цене и порядке расчетов).

Следовательно, к спорным правоотношениям помимо общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению положения Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает в том числе - процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора; состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе - мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.

Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе требований о возможности воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики на энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Правила № 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц (далее - энергопринимающие устройства) к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пунктам 6, 7 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Порядок заключения и выполнения договора установлен в разделе 2 Правил № 861 и включает в себя, направление заявителем заявки в сетевую организацию с приложением соответствующих документов; обязательное направление сетевой организацией заявителю, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора, который должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать, в том числе: 2 года - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых превышает 750 кВА, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики;

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

В пункте 18 Правил № 861 содержится перечень мероприятий по технологическому присоединению, который представляет собой:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

Пунктом 8 Правил № 861 предусмотрено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию. Заявка направляется заявителем в сетевую организацию в 2-х экземплярах письмом с описью вложения. Заявитель вправе представить заявку через уполномоченного представителя, а сетевая организация обязана принять такую заявку.

На основании пункта 15 Правил № 861 сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В силу пункта 16 Правил № 861 договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе: А33-14309/2011 11

г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение;

ж) порядок взаимодействия сетевых организаций и заявителей при возврате денежных средств за объемы невостребованной присоединенной мощности в соответствии с разделом VI настоящих Правил.

Согласно пункту 19 Правил № 861 по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.

Из материалов дела следует, что, несмотря на направление ООО «Алтайское подворье» в адрес ОАО «МРСК Сибири» заявки на технологические присоединение энергопринимающих устройств мощностью 2500 кВ (с учетом уточнения первоначальной заявки от 18.03.2010 в части уменьшения мощности с 7,2 МВт до 2,5 МВт), подписание сторонами проекта договора на осуществление технологического присоединения № 20.4000.122.10, согласование Технических условий к договору и определение уполномоченным органом (Постановление Комитета по тарифам республики Алтай от 18.03.2011 № 4/1) стоимости технологического присоединения, договор на технологические присоединение № 20.4000.122.10 считается незаключенным в связи с несогласованием сторонами существенных условий для договора данного вида (наличие разногласий по порядку и срокам внесения заявителем платы за технологическое присоединение), что не оспаривается сторонами.

Ссылаясь на данное обстоятельство, ООО «Алтайское подворье» считает, что денежные средства в общей сумме 174 000 003 рублей за минусом 270 000 000 рублей (взыскание по общему тарифу), перечисленные им в счет оплаты за технологическое присоединение, являются неосновательным обогащением ОАО «МРСК Сибири» (получены при отсутствии правовых оснований для этого), поэтому должны быть возвращены.

Во встречном исковом заявлении ОАО «МРСК Сибири» ссылается на то, что на стороне ООО «Алтайское подворье» возникло неосновательное обогащение в размере 254 079 995 рублей 80 копеек, которое исчислено как разница между суммой фактически понесенных затрат (428 079 998 рублей 80 копеек), исходя из утвержденной Комитетом по тарифам Республики Алтай стоимости технологического присоединения, и суммы предоплаты (174 000 003 рублей), внесенной ООО «Алтайское подворье» в связи с тем, что ОАО «МРСК Сибири» фактически осуществлены мероприятия по технологическому присоединению ООО «Алтайское подворье» на основании индивидуального проекта.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно материалам дела 18.03.2010 ООО «Алтайское подворье» направило ОАО «МРСК Сибири» заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств со следующими характеристиками: 2 категория надежности; максимальная мощность энергопринимающих устройств - 7,2 МВт; две точки присоединения ПС 110/10 кВ Алтайское подворье к ЛЭП-110 кВ, ЛЭП-10 кВ присоединяются к РУ-10кВ проектируемой ПС 110/10 кВ Алтайское подворье.

29.04.2010 между ОАО «МРСК Сибири» (заказчик) и ООО «Проектно-монтажная компания Сибири» (подрядчик) заключен договор на выполнение проектных и изыскательных работ № 14.04.257.10, предмет которого - обязанность подрядчика выполнить разработку проектной документации по объекту строительства двухцепной ВЛ-110кВ и ПС 110/10кВ «Алтайское подворье», а также обязанность заказчика оплатить стоимость выполненных работ в сумме 37 830 790 руб.

14.05.2010 ОАО «МРСК Сибири» направило в Комитет по тарифам Республики Алтай заявление об установлении платы за технологическое присоединение ООО «Алтайское подворье» с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 7,2 МВт.

20.05.2010 ООО «Алтайское подворье» направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» письмо с отзывом предыдущей заявки от 18.03.2010 и уточненную заявку на технологические присоединение энергопринимающих устройств со следующими характеристиками: 2 категория надежности; максимальная мощность энергопринимающих устройств – 2,5 МВт.; две точки присоединения ПС 110/10 кВ Алтайское подворье к ЛЭП-110 кВ, ЛЭП-10 кВ присоединяются к РУ-10кВ проектируемой ПС 110/10 кВ Алтайское подворье.

01.06.2010 между ОАО «МРСК Сибири» (заказчик) и ОАО «Омскэлектросеть ремонт» (подрядчик) заключен договор подряда № 11.04.327.10 на выполнение подрядных работ по строительству двухцепной ВЛ-110кВ и ПС 110/10кВ (в редакции дополнительного соглашения), предмет которого – обязанность подрядчика осуществить работы по строительству двухцепной ВЛ-110кВ и ПС 110/10кВ «Алтайское подворье», а также обязанность заказчика принять и оплатить выполненные работы в сумме 392 376 390 руб.

Согласно акту приемки выполненных работ от 30.06.2010 ОАО «МРСК Сибири» приняло от ООО «Проектно-монтажная компания Сибири» рабочий проект по строительству двухцепной ВЛ-110кВ и ПС 110/10кВ «Алтайское подворье» во исполнение условий договора № 14.04.257.10 от 29.04.2010.

Согласно актам от 29.06.2010, от 30.06.2010 ОАО «МРСК Сибири» приняло от ОАО «Омскэлектросеть ремонт» выполненные работы по строительству объектов во исполнение договора подряда № 11.04.327.10 от 01.06.2010.

Платежными поручениями денежные средства в общей сумме 392 376 390 руб. перечислены ОАО «МРСК Сибири» на расчетный счет ОАО «Омскэлектросеть ремонт».

22.11.2010 ООО «Алтайское подворье» и ОАО «МРСК Сибири» подписан проект договора на осуществление технологического присоединения № 20.4000.122.10, в котором не содержится условие о цене услуг, являющееся существенным условием для договоров данного вида.

Платежным поручением № 352 от 24.11.2010 ООО «Алтайское подворье» перечислило ОАО «МРСК Сибири» денежные средства в сумме 25 000 000 руб. с указанием назначения платежа: «Оплата за технологическое присоединение энергопринимающего оборудования объекта к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири – Горно-Алтайские электрические сети» согласно счету 275 от 23.11.2010, в том числе НДС 18% 3 813 559,32 руб.».

17.12.2010 ООО «Алтайское подворье» и ОАО «МРСК Сибири» подписаны Технические условия к договору № 20.4000.122.10 от 22.11.2010, в которых распределены обязанности по их исполнению.

Согласно пунктам 1.1, 3.1.1, 5.1 Технических условий основным источником питания является ВЛ-110кВ ОИ-74; условием присоединения является, в том числе: новая ПС 110/10кВ; технические условия вступают в силу с момента подписания договора на осуществление технологического присоединения.

Сопроводительным письмом от 21.12.2010 за № 207 ООО «Алтайское подворье» направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» подписанные акты об осуществлении технологического присоединения, о разграничении балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, осмотра прибора учета.

В связи с вышеизложенным технологическое присоединение ООО «Алтайское подворье» было фактически осуществлено ОАО «МРСК Сибири», в том числе посредством возведения новых объектов электросетевой инфраструктуры (ВЛ-110кВ ОИ-74; ПС 110/10кВ).

Данный факт сторонами не оспаривается, при этом ООО «Алтайское подворье» ссылается на факт вынужденных действий по присоединению ОАО «МРСК Сибири», вызванных риском разморозки объектов.

Факт выполнения ОАО «МРСК Сибири» мероприятий по технологическому присоединению в порядке, установленном действующим законодательством, а также в соответствии с техническим условием, согласованным сторонами при подписании проекта договора, подтверждается подписанными уполномоченным лицами ОАО «МРСК Сибири» и ООО «Алтайское подворье» актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 21.12.2010, актами осмотров прибора учета от 21.12.2010, актом об осуществлении технологического присоединения от 06.05.2011и  свидетельствует об окончании всех мероприятий по фактическому присоединению.

Кроме того, в материалы дела представлен договор энергоснабжения № 5385 от 01.06.2011 заключенный между ООО «Алтайское подворье» и ОАО «Алтайэнергосбыт». В Приложении № 1 к данному договору отражено, что точкой подключения абонента является ПС-110/10 кВ № 10 Урсульская, собственником сетей в точке подключения является ОАО «МРСК Сибири».

На основании изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод, что спорный объект ООО «Алтайское подворье» подключен к сетям ОАО «МРСК Сибири».

С учетом того, что технологическое присоединение носит однократный характер, т.е. результатом технологического присоединения может быть только наличие возможности дальнейшего использования потребителем данных энергоустановок для осуществления энергоснабжения объекта, факт осуществления ОАО «МРСК Сибири» фактического технологического присоединения ООО «Алтайское подворье» является бесспорным.

Кроме того, отсутствие технической возможности для технологического присоединения ООО «Алтайское подворье», т.е. необходимость осуществления мероприятий по индивидуальному проекту (возведение новых объектов электросетевого хозяйства), подтверждается материалами дела, в том числе - Постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай № 4/1 от 18.03.2011, которым установлен размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «Алтайское подворье» к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири», заключением главного государственного инспектора отдела по надзору в электроэнергетике Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 13.02.2012, согласно которому техническая возможность технологического присоединения объекта Ферма ООО «Алтайское подворье» с присоединяемой мощностью 2,5 МВт без строительства ВЛ 110 кВ и ПС 110/10 кВ отсутствует, поскольку источников энергоснабжения в данном районе, к которым возможно присоединить данный объект, не имеется.

Помимо этого, из ответа от 28.01.2012 Правительства Республики Алтай за подписью министра регионального развития Республики Алтай ФИО6 следует, что в случае осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта Ферма «Алтайское подворье» к сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - Горно-Алтайские электрические сети», плату за указанное присоединение осуществляет юридическое лицо, заинтересованное, которому принадлежит объект, за счет собственных средств, в указанном случае - ООО «Алтайское подворье».

Факт невключения затрат на строительство ВЛ 110 кВ и ПС 110/10 кВ ООО «Алтайское подворье» в тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» филиала - Горно-Алтайские электрические сети» на 2010, 2011, 2012 годы, а также включения в данный тариф на 2012 год с 01.07.2012 только денежной суммы 17 956,0 тыс. руб. на оплату процентов по кредитным средствам, использованным на строительство ВЛ 110 кВ и ПС 110/10 кВ «Алтайское подворье», подтверждается ответом Комитета по тарифам Республики Алтай от 24.01.2012 № 63.

Согласно письменным пояснениям ОАО «МРСК Сибири» от 31.01.2012 и представленным в материалы дела документам (договор на оказание услуг по оценке, договор о проведении технической инвентаризации, доказательства оплаты по договору о проведении технической инвентаризации, предварительные договоры купли-продажи, платежные поручения, подтверждающие оплату за земельные участки) в настоящее время ОАО «МРСК Сибири» осуществляются мероприятия по оформлению прав на земельные участки под ВЛ 110 кВ и ПС 110/10 кВ «Алтайское подворье». Так, сформировано 89 земельных участков, находящихся в собственности физических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность; категория земель «земли сельскохозяйственного назначения»; на земельные участки установлены обременения «Изъятие земельного участка для нужд ОАО «МРСК Сибири» для строительства и последующей эксплуатации двухцепной ВЛ 110 кВ и ПС 110/10 кВ «Алтайское подворье»; в декабре 2011 г. проведена оценка земельных участков, оформленных в кадастровых органах, а также заключены предварительные договоры купли-продажи с собственниками земельных участков, по которым произведена оплата в полном объеме. Под ПС 110/10 кВ «Алтайское подворье» сформирован 1 земельный участок, находящийся в собственности ООО «Алтайское подворье»; на протяжении строительства подрядной организацией проведены кадастровые работы по данному земельному участку; участок оформлен в собственность ООО «Алтайское подворье». А33-14309/2011 14

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно сделал вывод, что требования ООО «Алтайское подворье» о взыскании с ОАО «МРСК Сибири» неосновательного обогащения в виде предоплаты внесенной им суммы в счет исполнения обязательств по технологическому присоединению не обоснованы.

Доказательства неиспользования данного оборудования в целях энергоснабжения объектов истца, наличия иных источников энергоснабжения либо возможности использования ОАО «МРСК Сибири» данного оборудования для собственных нужд ООО «Алтайское подворье» в материалы дела не представлены.

С учетом того, что ООО «Алтайское подворье» фактически использует объекты электросетевого хозяйства, возведенные ОАО «МРСК Сибири» в рамках обязательств по технологическому присоединению, что подтверждается наличием в материалах дела действующего договора электроснабжения от 11.06.2011 № 5385, сумма, заявленная в иске ООО «Алтайское подворье», является частичной компенсацией затрат ОАО «МРСК Сибири» по технологическому присоединению ООО «Алтайское подворье».

Установление платы по договору об осуществлении технологического присоединения уполномоченными органами предусмотрено Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (статьи 5, 6).

Кроме того, согласно пункту 16 подпункту д) размер платы за технологическое присоединение, указываемый в договоре, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" плата за технологическое присоединение к электрическим сетям производится организациями (физическими лицами), подавшими заявку на выдачу технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям в сетевую организацию, имеющую на праве собственности или на ином законном основании соответствующие объекты электросетевого хозяйства.

При наличии технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям в размер платы за присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям.

Указанные мероприятия осуществляются в установленном порядке организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой производится технологическое присоединение, и (или) потребителями (в том числе с привлечением специализированных организаций).

Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Федеральной антимонопольной службой, в том числе путем установления стандартизированных тарифных ставок с учетом требований порядка определения предварительных параметров выдачи мощности строящихся (реконструируемых) генерирующих объектов, утверждаемого Министерством энергетики Российской Федерации.

Размер стандартизированных тарифных ставок определяется в соответствии с методическими указаниями по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство (реконструкцию) объектов электросетевого хозяйства.

Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям утверждены Приказом ФСТ РФ от 21.08.2009 N 201-э/1 (далее - Методические указания).

Исходя из положений пунктов 4, 5 Методических указаний плата за технологическое присоединение взимается в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких устройств.

Плата за технологическое присоединение взимается однократно и изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение.

Согласно пункту 7 Методических указаний размер платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в соответствии с разделами II, III и IV Методических указаний.

В частности, размер платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с разделами II, III и IV Методических указаний (пункт 7 Методических указаний).

В нашем случае размер платы за технологическое присоединение к распределительным сетям устанавливаются Постановление комитета по тарифам Республики Алтай от 18.03.2011 №4/1.

Размер платы за технологическое присоединение должен компенсировать плановые экономически обоснованные расходы на проведение мероприятий по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям и рассчитываются в соответствии с разделами II, III Методических указаний или посредством применения стандартизированных тарифных ставок (пункт 8 Методических указаний).

При этом в силу пункта 10 Методических указаний расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства (за исключением компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии) в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, а также для присоединения мощности строящихся (реконструируемых) электрических станций от границ балансовой принадлежности соответствующих электрических станций до существующих объектов электросетевого хозяйства учитываются при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям пропорционально размеру планируемой для использования мощности строящихся (реконструируемых) в указанных целях объектов электросетевого хозяйства.

Расходы сетевой организации, учитываемые при расчете платы за технологическое присоединение, перечислены в пункте 12 Методических указаний. Согласно данному пункту для расчета платы за технологическое присоединение учитываются расходы на выполнение электросетевой организацией следующих мероприятий: подготовка сетевой организацией технических условий и их согласование; разработка сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; выполнение технических условий сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий; участие сетевой организации в осмотре (обследовании) присоединяемых устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата.

Из приложения N 2 к пункту 18 Методических указаний следует, что инвестиционная составляющая (то есть расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства) не включается в состав платы за технологическое присоединение только в отношении энергопринимающих устройств заявителей в целях временного (на срок не более 6 месяцев) технологического присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств для обеспечения электрической энергией передвижных объектов с максимальной мощностью до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности).

Установление стандартизированных ставок также осуществляется с учетом необходимости компенсации инвестиционной составляющей.

Соответственно, затраты ОАО «МРСК Сибири» по выполнению технических условий на присоединение объектов истца к электрическим сетям, подлежат компенсации (в том числе, за счет истца) путем получения платы за технологическое присоединение, установленной уполномоченным органом.

В соответствии с положениями раздела 3 Правил № 861 расчет тарифа за услуги по технологическому присоединению производится двумя способами:

 - по общему тарифу, установленному регулирующим органом на календарный год, в зависимости от величины мощности присоединяемых устройств и категории надежности присоединения путем умножения величины тарифа за присоединение 1 кВт на максимальную мощность устройств заявителя;

- по индивидуальному тарифу, рассчитанному в соответствии с Методическими указаниями по установлению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30 ноября 2010 года № 365-э/5 (далее - Методические указания), размер которого также подлежит утверждению посредством издания отдельного акта.

Выбор способа расчета осуществляется на основании определения наличия либо отсутствия критериев технической возможности технологического присоединения к сетям Общества.

Исходя из положений пунктов 28 – 30.1 Правил № 861, в случае если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, размер платы определяется по индивидуальному проекту.

Представленными в материалы дела документами подтверждается обоснованность и размер фактически понесенных ОАО «МРСК Сибири» затрат по технологическому присоединению ООО «Алтайское подворье» (Постановление комитета по тарифам Республики Алтай от 18.03.2011 №4/1) в сумме 428 079 998 рублей 80 копеек.

Кроме того, согласно расчету суммы неосновательного обогащения размер затрат, понесенных ОАО «МРСК Сибири», разница по которым (с учетом частичной оплаты ООО «Алтайское подворье») заявлена во встречном исковом заявлении, не превышает размер тарифа, утвержденного Постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай № 4/1 от 18.03.2011 (в действующей редакции, которая не оспорена заинтересованными лицами); стоимость мероприятий по технологическому присоединению определена уполномоченным органом, исходя из затрат сетевой организации на строительство объектов электросетевого хозяйства мощностью 2,5 МВт, 3 категории надежности энергоснабжения.

Следовательно, фактическое строительство объектов электросетевого хозяйства более высокой мощности (установка 2 трансформаторов мощностью каждого 6,3 МВА (5,3МВт) не влияет на оценку судом обоснованности расходов ОАО «МРСК Сибири» по возмещению затрат, рассчитанных уполномоченным органом, исходя из заявленной мощности 2,5 МВт. При этом, невключение уполномоченным органом в тариф на услуги по передаче электрической энергии стоимости затрат ОАО «МРСК Сибири» по постройке спорного объекта также подтверждает необходимость возмещения ООО «Алтайское подворье» данных затрат, в том числе по причине их фактического использования и инициации данных мероприятий.

Доводы заявителя о том, что расчета стоимости услуги по технологическому присоединению должен исходить из общего тарифа, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку на момент получения первой заявки на технологическое присоединение от 18.03.2010 г (т. 4, л.д. 23-24), как и уточненной заявки от 20.05.2010 года (т. 1, л.д. 115-116) объекты электросетевого хозяйства, к которым мог присоединиться потребитель отсутствовали в инвестиционной программе ОАО «МРСК Сибири».

В соответствии с абзацами 1, 7, 10 пункта 32 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 года № 109 (далее - Основы ценообразования), инвестиционная программа сетевой организации должна содержать в себе информацию обо всех вновь строимых и реконструируемых объектах, в том числе и тех из них, строительство которых осуществляется за счет платы за технологическое присоединение и имеют целью присоединение новых потребителей электрической электроэнергии.

Основанием для включения указанных объектов в откорректированную 07 сентября 2010 года инвестиционную программу Общества на 2010 год послужила заявка потребителя электрической энергии и подписанный сторонами проект договора (со стороны Общества проект подписан 18 июня 2010 года, а со стороны заказчика услуг 29 июня 2010 года).

Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что учитывая необходимость строительства двухцепной воздушной линии электропередач и трансформаторной подстанции, факт отсутствия данных объектов в инвестиционной программе филиала ОАО «МРСК Сибири» на 2010 год, а также в течение срока, установленного Правилами № 861, несмотря на дату поступления заявки от ООО «Алтайское подворье» (20.05.2010), плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью 2,5 МВт ООО «Алтайское подворье» обоснованно подлежит расчету по индивидуальному тарифу.

При этом, суд первой инстанции правильно указал, что последующее включение двухцепной воздушной линии электропередач и трансформаторной подстанции в откорректированную инвестиционную программу на 2010 год не влияет на констатацию факта отсутствия критериев технической возможности присоединения энергопринимающих устройств заказчика (ООО «Алтайское подворье») и не может служить основанием для расчета платы за технологическое присоединение по общему тарифу, т.к. с учетом положений Правил № 861 данное обстоятельство подтверждает прохождение процедуры рассмотрения заявки потребителя электрической энергии, а также оценку наличия (отсутствия) технической возможности присоединения к существующим объектам.

С учетом изложенных обстоятельств, довод ООО «Алтайское подворье» о необходимости расчета платы за технологическое присоединение по общему тарифу правомерно не принят судом первой инстанции поскольку, применение данного тарифа обусловлено наличием технической возможности (отсутствие необходимости возведения нового объекта для присоединения), что противоречит материалам дела.

Ссылка заявителя на то, что судом первой инстанции не исследован вопрос о возможности финансирования строительства объектов электросетевого хозяйства за счет средств бюджет Республики Алтай и инвестиционного фонда РФ отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку письмом от 25.01.2012 года, направленного в адрес ОАО «МРСК Сибири» за подписью министра регионального развития Республики Алтай ФИО6, установлено, что Закон Республики Алтай от 16.12.2011 года № 80-РЗ «О республиканском бюджете энергоснабжения присоединяемых энергопринимающих устройств» позволяет сетевой организации на основании абзаца 6 пункта 32 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. №109, включить указанные расходы в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

С учетом изложенных обстоятельств, встречные исковые требования ОАО «МРСК Сибири» о взыскании с ООО «Алтайское подворье» неосновательного обогащения в размере 254 079 995,8 руб. в качестве разницы между суммой фактически понесенных затрат (428 079 998,80 руб.) и суммой внесенной ООО «Алтайское подворье» предоплаты (174 000 003 руб.) являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

ОАО «МРСК Сибири» заявлены требования о взыскании с ООО «Алтайское подворье» процентов за пользование чужими денежными средствами.

В статье 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Согласно пункту 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. А33-14309/2011 16

В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Из уточненного расчета, представленного ОАО «МРСК Сибири», следует, что размер процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащих взысканию с ООО «Алтайское подворье», составляет 23 564 649,17 руб.; период начисления процентов - с 21.12.2010 до 06.02.2012; начало периода определено со следующего дня после подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения (с 22.12.2010); процентная ставка применена на дату подачи иска (8,25% согласно Указанию Банка России от 29.04.2010).

Данный расчет проверен судом апелляционной инстанции и является верным в части арифметической правильности его составления.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно взыскал с ООО «Алтайское подворье» в пользу ОАО «МРСК Сибири» подлежит взысканию 277 644 644,97 руб., в том числе: 254 079 995,80 руб. – неосновательное обогащение; 23 564 649,17 руб. – проценты за пользование чужими денежными средствами.

Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для изменения решения на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от «12» марта 2012 года по делу                   № А33-14309/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.Е. Споткай

Судьи:

Н.Н. Белан

И.А. Хасанова