ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-1724/2022 от 01.06.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

июня 2022 года

Дело №

А33-22145/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «01» июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен         «02» июня 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  -   Бабенко А.Н.

судей:   Иванцовой О.А., Юдина Д.В. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Маланчик Д.Г.,

при участии:

от заявителя (общества с ограниченной ответственностью «Сладкоежки»): Белых А.В., представителя по доверенности от 24.08.2021, паспорт, диплом;

от налогового органа (Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска): Будриной Е.В., представителя по доверенности от 18.05.2022 № 2.4/14, паспорт, диплом; Мазуровой К.Е., представителя по доверенности от 15.10.2021 № 24/34, паспорт, диплом; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сладкоежки»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 18.02.2022 по делу № А33-22145/2021 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сладкоежки» (далее – заявитель, общество «Сладкоежки») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска (далее – ответчик) о признании незаконными действий по непринятию уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения с 2021 года и недействительным решения от 31.05.2021 № 22538 о приостановлении операций по счету.

Заявление принято к производству суда. Определением от 11.10.2021 возбуждено производство по делу.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.02.2022 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.

От инспекции в материалы дела поступил отзыв, в которых доводы апелляционной жалобы отклонены.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

Общество «Сладкоежки» (заявитель) 27.05.2010 зарегистрировано в качестве юридического лица и с момента регистрации применяло общую систему налогообложения, с 21.02.20214 заявитель поставлен на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (налоговый орган).

Заявитель утверждал, что 29.12.2020 направил в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН) с 2021 года.

Уведомление о переходе на УСН по форме № 26.2-1 представлено в налоговый орган в виде сканкопии документа, содержащего дату подписания, подпись директора и печать организации, в качестве приложения к обращению, подписанному электронной цифровой подписью.

Извещением о получении электронного документа подтверждено, что налоговым органом 29.12.2020 получено два файла в виде обращения и уведомления о переходе на УСН.

Заявитель считал, что уведомление направлено в установленном порядке, поскольку загрузка файла с сопроводительным письмом производилась с использованием квалифицированной цифровой подписи.

В свою очередь, налоговый орган полагал, что уведомление о переходе на УСН заявителем в установленном порядке не представлено, основания для применения им УСН с 2021 года отсутствовали.

Посредством ТКС 29.12.2020 налоговый орган направил заявителю ответ, в котором сообщил об оставлении обращения без исполнения, поскольку уведомление принимается в электронной форме по ТКС с применением усиленной квалификационной подписи согласно приказу ФНС России по 16.11.2012 № ММВ-7-6/878@, а также на бумажном носителе (лично при посещении налогового органа или почтовым отправлением).

Извещением о получении электронного документа подтверждено получение ответа заявителем 9.01.2021.

В связи с непредставлением налоговой декларации в течение десяти рабочих дней по истечении установленного срока заявителем, находящимся на общей системе налогообложения, налоговый орган 31.05.2021 вынес решение № 22538 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. При вынесении решения налоговый орган установил, что налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года в срок до 26.04.2021 не поступила, в связи с чем решил приостановить в банке ВТБ (ПАО) все расходные операции по счетам.

3 июня 2021 года заявитель представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года.

Также 3.06.2021 заявитель направил в налоговый орган заявление о разблокировке счета, в котором указал, что представил в налоговый орган «нулевую» декларацию до рассмотрения жалобы на действия налогового органа.

Получение заявления о разблокировке, жалобы 3.06.2021 подтверждается извещением о получении электронного документа.

Решением № 15625 от 4.06.2021 налоговый орган отменил приостановление операций по счетам налогоплательщика в связи с представлением декларации.

Решением по жалобу от 24.06.2021 № 212-16/14077@ Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю

Считая, что действия налогового органа по непринятию уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения и вынесение решения о приостановлении операций по счетам нарушают права и законные интересы налогоплательщика, последний обратился в суд с заявлением о признании действий незаконными, а решения - недействительным.

Налоговый орган возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на непредставление заявителем уведомления в установленном порядке, в связи с чем считал данное уведомление фактически неполученным, а решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке законным и обоснованным.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

  Проверив законность и обоснованность решения  суда первой инстанции  в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий и решения налогового органа послужило несогласие заявителя с непринятием поданного им уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения с 2021 года и вынесенным налоговым органом решением о приостановлении операций по счетам в банке в связи с непредставлением заявителем в установленный срок декларации по налогу на добавленную стоимость.

Порядок и условия начала применения упрощенной системы налогообложения определены главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок, условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения определен главой 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В силу пункта 1 статьи 346.13 Кодекса организации, изъявившие желание персти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 декабря  календарного года,  предшествующего  календарному году,  начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма №26.2-1) утверждена приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения».

 Уведомление может быть представлено на бумажном носителе либо в электронном виде с использованием формата представления  уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма 26.2-1) в электронной форме, утвержденного Приказом ФН< России от 16.11.2012 N MMB-7-6/8782@.

В силу  подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ   организации, не уведомившие  о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктом                       2 статьи 340.13 НК РФ, не вправе применять этот специальный налоговый режим.

Таким образом, исходя из приведенных норм, для правомерного применения УСН необходимо соблюдение двух условий: уведомление  о переходе на УСН должно  быть  направлено в налоговый орган и направлено не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году,  начиная с которого налогоплательщик переходит на упрощенную систему  налогообложения.

Общество утверждает, что 29.12.2020 направило в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН) с 2021 года.

Уведомление о переходе на УСН по форме № 26.2-1 представлено в налоговый орган в виде сканкопии документа, содержащею дату подписания, подпись директора и печать организации, в качестве приложения к обращению, подписанному электронной цифровой подписью.

Извещением о получении электронною документа подтверждено, что налоговым  органом 29.12.2020 получено два файла в виде обращения и уведомления о переходе на УСН.

Общество считает, что уведомление направлено в установленном  порядке, поскольку загрузка файла с сопроводительным письмом производилась с использованием квалифицированной цифровой подписи.

В свою очередь,  как обосновано установлено судом первой инстанции,  уведомление  о переходе на УСН заявителем в установленном порядке не представлено, основания для применения им УСН с 2021 года отсутствовали.

Приказом ФПС России от 16.11.2012 № ММВ-7-6 878@ «Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме» утвержден формат представления уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-1) в электронной форме. Согласно пункту 1 приложения № 1 к приказу настоящий формат описывает требования к XML файлам передачи уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма N 26.2-1) в налоговые органы в электронной форме.

Таким образом, уведомление о переходе на УСН ООО «Сладкоежки» в установленном порядке не представлено, в связи с этим, основания для применения им УСН с 2021 года отсутствуют.

Поскольку приложенное к обращению от 29.12.2020 уведомление общества о переходе  на УСН  является не соответствующим формату направления указанного вида документов  в электронном виде, в отсутствие доказательств направления указанного уведомления  в установленном порядке в электронном  виде либо на бумажном носителе указанное уведомление  считается не поданным, а  общество  соответственно продолжает находиться на общей системе налогообложения и являться  налогоплательщиком  налога на добавленную стоимость.

       В соответствии  с пунктом 5 статьи 174  НК РФ   налогоплательщики, (в том  числе,  являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по усыновленному формату в электронной форме по телекоммуникационным  каналам связи   через оператора  электронного  документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующею за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

Согласно части I статьи 31 НК РФ Инспекция вправе требовать в соответствии о законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора,                            налогового агента документ по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными  органами и органами местного самоуправления,  служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (пункт 1): приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и  налагать  арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или  налогового  агента  в порядке, предусмотренном НК РФ  (пункт 5).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 23.11.2020) решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом.

Налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2021  должна быть подана не позднее 26.04.2021, однако в нарушение п. 5 статьи 174 НК РФ в установленный законом срок ООО «Сладкоежки» налоговая декларация н НДС не представлена.

В соответствии с подпунктом  1 пункта 3 статьи 76 НК РФ за непредставление налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2021 года 31.05.2021 инспекцией принято решение (№ 22538) о приостановлении операций по счету налогоплательщика,   открытом- в банке Филиале «Центральный» Банка ВТВ (ПАО) г.  Москва.

Решение № 22538 направлено ООО «Сладкоежки» по ТКС 31.05.2021 и получено Обществом 31.05.2021, что подтверждается датой отправки и квитанцией о приеме указанного документа.

Следовательно, довод общества о нарушении Инспекцией порядка направления Решения № 22538 несостоятелен.

В силу подпункта 1 пункта 3.1 статьи 76 НК РФ  решения налогового органа о приостановлении операций  налогоплательщика – организации по его счетам в банке и переводов  его электронных  денежных средств  отменяются решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации.

Согласно материалам дела, ООО «Сладкоежки» 03.06.2021 по ТКС направлена в Инспекцию налоговая декларация по НДС за I квартал 2021 года, в связи с чем,  04.06.2021 Инспекцией вынесено решение об отмене решения о приостановлении  операций по счетам налогоплательщика  в банке № 15625.

На основании изложенного, мотивирован вывод суда первой инстанции о том, что действия налогового органа но непринятию у ООО «Сладкоежки» уведомления о переходе на УСН, как несоответствующее установленному формату, а также решение о приостановлении операций по счетам в связи с непредставлением налоговой декларации, являются правомерными и обоснованными.

Судом первой инстанции была дапа надлежащая оценка вышеназванным  обстоятельствам  дела, о чем отражено в обжалуемом решении, таким образом, довод  заявителя жалобы о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, является необоснованным.

Довод заявителя  жалобы  об отражении налоговым органом платежей по УСН в лицевых счетах налогоплательщика и проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации  на УСН за 4 квартал 2020 года является несостоятельным, поскольку переход на УСН  заявлен налогоплательщиком с 2021  года.

Факт восстановления НДС налогоплательщиком не является сообщением налогоплательщика налоговому органу о применении УСН.

Довод общества о ненадлежащем уведомлении налогоплательщика о непринятии налоговым  органом  уведомления о переходе на УСН не соответствует действительности,  поскольку  29.12.2020 налогоплательщика по ТКС  направлено письмо об  оставлении  без рассмотрения   уведомления   с   обоснованием   причин   отказа.   Письмо    получено налогоплательщиком  по ТКС 09.01.2021.

Ссылка налогоплательщика на письмо ФПС России от 13.02.2015 № ПА-4-6/2212  является несостоятельной, поскольку  данным письмом указано налоговым органам о недопустимости направления в адрес налогоплательщиков  требований  в электронном  виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием типа документооборота «ПисьмоНО» и указывает, что «Документооборот «ПисьмоНО»  носит исключительно информационный характер. Уведомление об оставлении без рассмотрения обращения, по сути, является письмом информационного  характера.

Ссылка налогоплательщика на Приказ ФНС России от 19.10.2018 № ММВ-7-6/602 @ также является  несостоятельной, поскольку формат представления сведений  по письму  налогового органа (в том числе в ответ на обращение налогоплательщика) в рамках информационного обслуживания и информирования налогоплательщиков в электронной форме по ТКС и Методические рекомендации по организации электронного  документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждены Приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. N ММВ-7-6/196@.

Письмо инспекции с сообщением об оставлении без рассмотрения Уведомления о переходе на УСН от 29.12.2020 подготовлено в соответствии с названными Методическими  рекомендациям и форматом.

 С учетом изложенного, у суда первой инстанции обосновано отсутствовали правовые основания для удовлетворения  заявленных требований 

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.

    Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 18.02.2022 по делу                                         №А33-22145/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

       Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

А.Н. Бабенко

Судьи:

О.А. Иванцова

Д.В. Юдин