ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-2619/2012 от 26.07.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Дело №

г. Красноярск

 А74-6230/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен         03 августа 2012 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  - Петровской О.В.,

судей: Белан Н.Н., Гуровой Т.С.,

секретаря судебного заседания Савицкас Н.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Техник»: ФИО1, представителя по доверенности от 20.11.2011;

от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Хакасия: ФИО2, представителя по доверенности № 19/2012-03 от 14.02.2012;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия: ФИО3, представителя по доверенности № 16-30-1303/12 от 02.07.2012,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного  бюджетного учреждения «Федеральная  кадастровая палата Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и  картографии» в лице филиала по  Республике Хакасия

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от 2 мая 2012 года по делу №  А74-6230/2011 , принятое судьей Тропиной С.М.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Техник» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:02:010409:0008, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 декабря 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 февраля 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 2 мая 2012 года заявление удовлетворено, суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:02:010409:8, площадью 3991 кв.м, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 962 000 рублей. В удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указал следующее.

Заявитель оспаривает экономическую обоснованность возложения на него обязанности оплатить судебные расходы истца – плательщика земельного налога, не согласного с размером налоговой базы – кадастровой стоимости земельного участка, поскольку получателем земельного налога является муниципальное образование.

На основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № П/93 от 11.03.2010 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. В соответствии с данным приказом функции по государственной кадастровой оценке земель учреждению не передавались.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, заявленное истцом требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, должно быть предъявлено к органу кадастрового учета, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке.

В силу пункта 1 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия данный орган осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной кадастровой оценке земель на территории Республики Хакасия.

Суд необоснованно пришел к выводу о том, что в настоящее время ФГБУ «ФКП Росреестра» является органом кадастрового учета в отношении земельных участков и утверждению их кадастровой стоимости в соответствии  с приказом Росреестра от 26.12.2011.

На основании данного приказа ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и качественных характеристик, то есть в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости. На заявленные истцом требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:02:020509:8 равной его рыночной стоимости, нормы вышеуказанных Методических указаний не распространяются.

Акт определения кадастровой стоимости фиксирует промежуточный этап государственной кадастровой оценки и не содержит  властного предписания.

Акты определения кадастровой стоимости, составляемые ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с Методическими указаниями, не являются результатами государственной кадастровой оценки и не утверждают кадастровую стоимость земельных участков, а лишь отражают данные, полученные в ходе государственной кадастровой оценки.

Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия.

Представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия в устном выступлении решение поддержал, просит оставить его в силе.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Решением администрации города Черногорска от 10.07.1997 № 742 товариществу с ограниченной ответственностью «Техник» в постоянное (бессрочное) пользование для мастерских (профилактория) передан земельный участок площадью 3991 кв. м (государственный акт № РХ-02-000322).

В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости от 26.01.2011 № 02/11-1-0205 земельный участок с кадастровым номером 19:02:010409:8 (равнозначный кадастровому номеру 19:02:010409:0008), площадью 3991 кв. м, расположенный по адресу: <...>, разрешённое использование: для мастерских по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, поставлен на кадастровый учёт 08.02.2006. Правообладателем земельного участка является ООО «Техник».

Удельные показатели кадастровой стоимости земли по видам функционального использования в г. Абакане утверждены постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.07.2009 № 319 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Республики Хакасия», в соответствии с приложением № 1 которого удельный показатель кадастровой стоимости земли кадастрового квартала 19:02:010409 в г. Черногорске составляет 1 394 рубля 41 копейка за 1 кв.м.

В соответствии с пунктом 1252 приложения № 1 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 17.07.2009 № 319 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:02:010409:0008 составляет 8 577 696 рублей 66 копеек.

На основании данных нормативно-правовых актов ведущим инженером ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия 26.01.2011 составлен акт определения кадастровой стоимости земельных участков, на основании которого земельному участку с кадастровым номером 19:02:010409:8 исчислена кадастровая стоимость земельного участка в сумме 5 565 090 рублей 31 копейки, исходя из площади земельного участка 3991 кв.м и удельного показателя кадастровой стоимости 1 394 рубля 41 копейка.

Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 26.01.2011 № 02/11-1-0205.

В соответствии с отчётом об определении рыночной стоимости земельного участка от 15.02.2012 № 81 -02/2012, составленным оценщиком ФИО4, рыночная стоимость земельного участка площадью 3991 кв.м с кадастровым номером 19:02:010409:8, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 26.01.2011 составила 710 000 рублей.

Поскольку кадастровая стоимость земельного участка в соответствии со статьёй 65 Земельного кодекса Российской Федерации применяется для целей налогообложения, её увеличение влечёт за собой значительное увеличение земельного налога, что существенно затрагивает интересы истца.

Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность установления кадастровой стоимости земельного участка в размере равной его рыночной стоимости.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, приведённые нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положения статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и невозможность разрешения спора во внесудебном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Определение понятия «кадастровая стоимость» содержится в Федеральном стандарте оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утверждённом Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, и в частности, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определённая методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определённая индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости её функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.

Во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены «Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.

В силу положений пункта 2.2 Методических указаний при расчёте кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешённого использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов и информация о рынке земельных участков.

Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Хакасия (МО г. Черногорск), выполненные федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, «Федеральный кадастровый центр «Земля» и отражённые в отчёте № 05-09/04-1, утверждены постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.07.2009 № 319.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ были внесены изменения в Закон № 135-ФЗ, в частности, он был дополнен главой «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчёта об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчёте об оценке.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учёта и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Согласно экспертному заключению № 009/2012, выполненному обществом с ограниченной ответственностью «Эксперимент» в рамках назначенной по делу судебной экспертизы, рыночная стоимость оцениваемого земельного участка с кадастровым номером 19:02:020509:0008, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 26.01.2011 составила 962 000 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Из части 3 статьи 16 Закона № 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учёта вправе осуществить кадастровый учёт в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учёта изменений объекта недвижимости указано решение суда.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанное в постановлении от 28.06.2011 № 913/11 заявленное требование предъявляется к органу кадастрового учёта, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:

-    осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учёт недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;

-    организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.

Согласно пункту 1 положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, утверждённого приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 № П/154, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

На основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости.

Из материалов дела следует, что согласно приказу Росреестра от 01.09.2011 № П/331 Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Москве переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата  Росреестра». Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Республике Хакасия 25.01.2012 прекратило деятельность путем присоединения к Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра».

Для предоставления интересов и их защиты на территории Республики Хакасия в соответствии с пунктом 23 устава создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия.

Согласно пункту 2.2.1 положения о филиале, филиал осуществляет с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности ФГБУ «ФКП» по Республике Хакасия ведение государственного кадастра недвижимости.

То есть, ФГБУ «ФКП Росреестра» является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.

На основании статьи 24.21 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определение кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, осуществляет орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Росреестр). При этом на основании решения данного органа указанные полномочия вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 № П/531 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» с 01.03.2012 полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, переданы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Приказом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия от 07.03.2012 № 70-П полномочия по утверждению актов определения кадастровой стоимости земельных участков при определении кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, с 13.03.2012 возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия.

Следовательно, органом кадастрового учёта, осуществляющим функции по государственному кадастровому учёту в отношении земельных участков и утверждению их кадастровой стоимости, является правопреемник ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Участие органа в судебном споре является следствием реализации им предоставленных ему полномочий, на что прямо указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11. При этом в настоящее время Управление Росреестра полномочиями по определению, установлению, утверждению, изменению кадастровой стоимости не наделено.

Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Апелляционный суд отклоняет довод ответчика о том, что взыскание судебных расходов с ФГБУ «ФКП Росреестра» необоснованно, поскольку он не является получателем земельного налога. Материально-правовые отношения истца и ФГБУ «ФКП Росреестра» возникли в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Довод заявителя о том, что надлежащим ответчиком является орган местного самоуправления г. Абакана основан на неправильном толковании норм материального права и не соответствует разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11. Данные органы не наделены какими-либо полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, соответственно, к ним не могут быть адресованы заявленные в настоящем споре требования.

Арбитражный суд правомерно признал обоснованным и подлежащим удовлетворению требование ООО «Техник» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:02:010409:8, площадью 3991 кв.м, расположенного по адресу: <...>, предназначенного для мастерских по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, равной его рыночной стоимости в размере 962 000 рублей.

Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на орган кадастрового учёта обязанности по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

При указанных обстоятельствах, требование общества с ограниченной ответственностью «Техник» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости и о возложении обязанности по внесению сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости подлежит удовлетворению за счёт ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Поскольку Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия не наделено полномочиями по определению, установлению, утверждению, изменению кадастровой стоимости земельных участков, в удовлетворении искового требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия отказано правомерно.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец просил взыскать с ответчика 51 000 рублей судебных издержек, связанных с оплатой услуг представителя при рассмотрении настоящего дела.

Суд первой инстанции заявленные расходы удовлетворил частично в сумме 32 500 рублей, исходя из следующего.

В доказательство понесённых расходов истцом представлен договор возмездного оказания услуг от 10.12.2011, заключенный между ООО «Техник» (заказчик) и ФИО1, согласно которому   исполнитель обязуется оказать заказчику следующие услуги по иску ООО «Техник» к Управлению Росреестра по Республике Хакасия и к ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра по Республике Хакасия» о возложении обязанности изменить кадастровую стоимость спорного земельного участка: подготовка и подача заявлений, отзывов и жалоб в суд, составление и подача заявлений и ходатайств; присутствие на судебных заседаниях и представление интересов заказчика в иных инстанциях на основании доверенности; поддержание линии защиты заказчика в данных инстанциях, а также расходные кассовые ордеры от 26.04.2012 № 112, от 27.04.2012 № 113 на сумму 51 000 рублей, доверенность от 20.11.2011, выданная ФИО1

В соответствии с пунктом 1.1. договора заказчик обязуется оплатить перечисленные в договоре услуги, исходя из расчёта: одно судебное заседание 7 000 рублей, написание искового заявления 2 000 рублей; ознакомление с материалами дела 500 рублей.

В соответствии со статьёй 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам относятся расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Частью 2 статьи 110 Кодекса установлено, что расходы на оплату услуг представителя, понесённые лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Исходя из положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 20, 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов, продолжительность рассмотрения и сложность дела. Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов. То есть, именно заявителю вменяется обязанность доказывания размера понесённых расходов и относимости их к конкретному судебному делу.

В то же время другая сторона вправе заявить о чрезмерности понесённых заявителем расходов и обосновать, какая сумма расходов является по аналогичной категории дел разумной.

Для установления критерия разумности рассматриваемых расходов суд оценивает их соразмерность применительно к условиям договора на оказание услуг, характер услуг, оказанных в рамках этого договора для целей восстановления нарушенного права, а также принимает во внимание доказательства, представленные другой стороной и свидетельствующие о чрезмерности заявленных расходов.

Суд правомерно указал, что представленные документы свидетельствуют о фактическом оказании услуг по подготовке представителем истца ФИО1 искового заявления, уточнения к исковому заявлению, ходатайств об отложении судебного заседания, о привлечении соответчика, о приобщении доказательств, о назначении экспертизы. Также представитель истца 26.04.2012 ознакомился с материалами дела и принял участие в судебных заседаниях 16.01.2012, 02.02.2012, 21.02.2012, 16.03.2012, 29.03.2012, 26.04.2012.

Вместе с тем, суд первой инстанции, учитывая объём оказанных представителем ФИО1 услуг и степень её участия в рассмотрении дела, руководствуясь принципом разумности, с учётом баланса интересов сторон,  пришёл к выводу о том, что критерию разумности отвечает размер судебных расходов, связанных с рассмотрением данного дела, в сумме 32 500 рублей: 2 000 рублей - за составление искового заявления, 30 000 рублей - за участие в судебных заседаниях 16.01.2012, 02.02.2012, 21.02.2012, 16.03.2012, 29.03.2012, 26.04.2012.

Суд указал, что настоящий спор не представлял особой сложности, при этом в период рассмотрения дела состоялось шесть судебных заседаний, которые неоднократно откладывались, в связи с тем, что истец не представил суду и не направил ответчикам отчёт о рыночной стоимости земельного участка и приложенные к нему документы, не мог определить состав ответчиков и требования к ним.

С учётом указанных обстоятельств суд первой инстанции признал обоснованными расходы истца на оплату услуг представителя в сумме 32 500 рублей.

Судебные расходы истца, связанные с назначением экспертизы, составили 3 000 рублей. Денежные средства перечислены истцом на депозитный счёт Арбитражного суда Республики Хакасия по платёжному поручению от 26.03.2012 № 61. После получения экспертного заключения указанные денежные средства перечислены на расчётный счёт экспертного учреждения. Указанные расходы подлежат взысканию с ответчика.

По результатам рассмотрения дела судебные издержки в сумме 35 500 рублей обоснованно взысканы в пользу истца с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Суд апелляционной инстанции, учитывая отсутствие возражений истца относительно взыскания судебных расходов с ответчика в данной части, не находит оснований для переоценки указанных выводов.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края 2 мая 2012 года по делу № А74-6230/2011 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации  расходы по оплате государственной пошлины  за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 2 мая 2012 года по делу                       № А74-6230/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

О.В. Петровская

Судьи:

Н.Н. Белан

Т.С. Гурова