ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-2756/2022 от 20.07.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

июля 2022 года

Дело №

А33-2775/2022

г. Красноярск

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А. ,

рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «20» апреля 2022 года по делу № А33-2775/2022, рассмотренному в порядке упрощённого производства,

установил:

государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее – заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Новоселовский детский сад «Малышок» № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников
(ИНН 2429470840, ОГРН 1022400527313, далее – ответчик, учреждение) о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за сентябрь 2020 года, май 2021 года и финансовых санкций за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений за сентябрь 2020 года в размере 3500 рублей.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 07.04.2022, мотивированное решение изготовлено по заявлению фонда 20.04.2022) по делу № А33-2775/2022 заявленные требования удовлетворены частично. С учреждения в доход Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано 1500 рублей финансовых санкций за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года на основании решения от 29.04.2021 № 205S19210009365. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом в части отказа во взыскании финансовых санкций, фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что исходная форма СЗВ-М за сентябрь 2020 года на 39 застрахованных лиц содержала ошибки - отсутствовали сведения на Колеганову Л.А., Тюлякову С.И., Нагорнову Ю.С., что свидетельствует о недостоверности сведений. 04.08.2021 учреждение представило сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за май 2021 на 1 застрахованное лицо, сведения в отношении которого за указанный месяц ранее не были представлены по исходной форме, следовательно, сведения представлены в первые несвоевременно.

Учреждением отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 21.05.2022 09:27:18 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

С учетом того, что решение суда первой инстанции оспаривается частично (только в части отказа во взыскании 1500 руб. финансовых санкций за представление недостоверных сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года, а также в части отказа во взыскании 500 руб. финансовых санкций за несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за май 2021 года) арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

08.10.2020 учреждение представило отчетность по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2020 года на 39 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке.

По результатам проверки представленных сведений страхователю направлено уведомление от 08.02.2021 об устранении в пятидневный срок ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации и протокол проверки от 08.02.2021, которые получены страхователем 08.02.2021.

По факту недостоверности сведений, представленных в исходной форме - отсутствовали сведения на Колеганову Л.А., Тюлякову С.И., Нагорнову Ю.С., пенсионным фондом был составлен акт от 19.03.2021 № 205S18210006527. Акт направлен в адрес учреждения, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 22.03.2021.

28.04.2021 фондом принято решение № 205S19210009076 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в общей сумме 1500 руб. (недостоверность).

31.05.2021 фондом выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором страхователю предложено в срок до 18.06.2021 уплатить штраф в размере 1500 руб. Требование направлено в адрес учреждения, что подтверждается списком внутренних почтовых отправление от 31.05.2021 № 1.

16.02.2021 страхователь представил в фонд сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2020 года в отношении 3 застрахованных лиц, что также подтверждается извещением о доставке.

По факту не представления в установленный сведений о застрахованных лицах пенсионным фондом был составлен акт от 22.03.2021 № 205S18210006629 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Акт направлен в адрес учреждения, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 22.03.2021.

29.04.2022 начальником Управления Пенсионного фонда вынесено решение
№ 205S19210009365 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 1500 руб. (несвоевременность). Решение направлено учреждению (список внутренних почтовых отправлений от 29.04.2021 № 4).

07.06.2021 фондом выставлено требование № 205S01210010734 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором страхователю предложено в срок до 26.06.2021 уплатить штраф в размере 1500 руб. Требование направлено в адрес учреждения, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 07.06.2021 № 7.

07.06.2021 страхователь представил в фонд сведения по форме СЗВ-М (исходная) за май 2021 года в отношении 40 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке.

04.08.2021 страхователь представил сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за май 2021 года в отношении 1 застрахованного лица, что следует из извещения о доставке.

По факту не представления в установленный сведений о застрахованных лицах пенсионным фондом был составлен акт от 08.10.2021 № 205S18210024626 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Акт направлен учреждению (список от 11.10.2021 № 5).

19.11.2021 заместителем управляющего отделением фонда вынесено решение
№ 205S19210026592 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 500 руб. (невоевременность).

17.12.2021 фондом выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором страхователю предложено в срок до 04.01.2022 уплатить штраф в размере 500 руб. Требование направлено в учреждение, что подтверждается списком от 20.12.2021 № 10.

В связи с истечением срока для добровольного исполнения вышеуказанных требований фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения финансовых санкций.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы заявителя, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части на основании следующего.

В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя в части взыскания 1500 руб. штрафа за представление недостоверных сведений по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2020 года, начисленного на основании решения
№ 205S19210009076, пришел к выводу о недопустимости повторного привлечения  страхователя к ответственности за представление недостоверных сведений и за несвоевременное представление сведений в отношении одного и того же лица.

Суда апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.

Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом, а Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании статьи 16 Закона № 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Из толкования данной нормы следует, что законодателем установлено два состава правонарушения, влекущих привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:

- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;

- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц; представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.

Таким образом, предоставление неполных и (или) недостоверных сведений имеет место быть в уже представленных сведениях.

Из материалов дела следует, что учреждение своевременно представило сведения по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2020 года на 39 застрахованных лиц.

Фондом в предоставленных учреждением сведениях по исходной форме за сентябрь 2020 года выявлены ошибки и (или) несоответствия между предоставленными сведениями и сведениями, имеющимися у Управления Пенсионного фонда, а именно отсутствовали сведения на Колеганову Л.А., Тюлякову С.И., Нагорнову Ю.С.

Страхователю направлено уведомление от 08.02.2021 об устранении в пятидневный срок ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации и протокол проверки от 08.02.2021, которые получены страхователем 08.02.2021.

16.02.2021 страхователь представил в фонд сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2020 года в отношении 3 застрахованных лиц, что также подтверждается извещением о доставке.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что страхователем при предоставлении исходной формы за сентябрь 2020 года не допущено предоставления недостоверных сведений, поскольку сведения на             Колеганову Л.А., Тюлякову С.И., Нагорнову Ю.С. вообще не были указаны, а допущено несвоевременное предоставление сведений на указанных лиц.

Вместе с тем, за несвоевременное предоставление сведений за сентябрь 2020 года в отношении 3-х застрахованных лиц учреждение привлечено к ответственности на основании иного решения – от 29.04.2022 № 205S19210009365.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что фондом не доказан состав вменяемого решением от 28.04.2021 № 205S19210009076 нарушения, выразившегося в предоставлении недостоверных сведений в исходной форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года.

Апелляционный суд также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что страхователь подлежит освобождению от ответственности за несвоевременное представление сведений за май 2021 года – решение от 19.11.2021
№ 205S19210026592.

В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом Законом № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Как указано в абзаце третьем пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее - Инструкция
№ 211н), страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Из материалов дела следует, что 07.06.2021 страхователь представил фонду сведения по форме СЗВ-М (исходная) за май 2021 года в отношении 40 застрахованных лиц. 04.08.2021, самостоятельно выявив неполноту представленных сведений, учреждение представило сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) на 1 застрахованное лицо, сведения в отношении которого ранее не представлялись.

Доказательств, свидетельствующих о том, что фонд уведомлял страхователя о выявленных ошибках и предлагало обществу представить уточненные данные, в материалы дела не представлено.

Указанной инструкцией не предусмотрено право страхователя на исправление и дополнение ранее представленных сведений в отношении застрахованных лиц, сведения на которых ранее не были представлены страхователем. Однако данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии у страхователя такого права, поскольку данное право прямо предусмотрено статьей 15 Закона № 27-ФЗ.

Положения абзаца 4 пункта 40 Инструкции № 211н, на которые ссылается фонд, подлежат применению одновременным с учетом предусмотренного статьей 15 Закона        № 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений, поскольку цель законодателя побуждать страхователя к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям о привлечении к публичной ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700 по делу № А04-5751/2017 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

В рассматриваемом случае учреждение, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Указанный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения к обществу финансовых санкций за вышеуказанное нарушение является правомерным.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными, следовательно, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «20» апреля 2022 года по делу № А33-2775/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

О.А. Иванцова