ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-2895/2018 от 12.07.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда

114/2018-22370(4)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «12» июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен «13» июля 2018года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Споткай Л.Е., Петровской О.В.
при ведении протокола судебного заседания Каверзиной Т.П.
при участии:

от ответчика – муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края  «Городское жилищно-коммунальное управление»: Палагиной О.В., представителя по  доверенности от 10.07.2018, паспорт; Щедриновой Н.Г., представителя по доверенности  от 09.07.2018, 

от истца - публичного акционерного общества «Красноярскэнергосбыт»:  Анкудиновой Н.В., представителя по доверенности от 01.05.2017 № 77-2017, 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МП ГЖКУ
на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «24»апреля 2018 года по делу № А33-12822/2017, принятое судьёй Мельниковой Л.В. 

установил:

публичное акционерное общество «Красноярскэнергосбыт» (далее - истец, ПАО  «Красноярскэнергосбыт») (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692) обратилось в  Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному предприятию ЗАТО  Железногорск Красноярского края «Городское жилищно-коммунальное управление»  (далее - ответчик, МП ГЖКУ) (ИНН 2452011266, ОГРН 1022401406587) с исковыми  требованиями (уточненными в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации) о взыскании 518 470 рублей 25 копеек задолженности за  потребленную в марте 2017 года электрическую энергию. 

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15.02.2017 иск удовлетворен  частично в размере 517 695 рублей 70 копеек. 

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий  арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит изменить  обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении  заявленного истцом требования в полном объеме, в обоснование доводов, изложенных в  апелляционной жалобе, заявил довод об отсутствии у него обязанности по установке  приборов учета; о невозможности применения повышающего коэффициента 1,5. 

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к  производству, ее рассмотрение назначено на 11.07.2018. 

От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы  отклонены. От ответчика дополнения к апелляционной жалобе относительно  применения тарифов, от истца возражения на представленные дополнения. 


Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной  жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не  направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц,  участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на  нее. 

При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом  установлены следующие обстоятельства. 

Разделом 6 договора регулируется порядок учета электроэнергии и контроль  электропотребления. В разделе 7 договора стороны согласовали порядок расчета за  пользование электрической энергией. 

Сторонами в приложении № 3 к договору согласована схема расчета за потребленную  электроэнергию, перечень объектов и перечень расчетных приборов учета. 

Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что МП ГЖКУ в марте  2017 года являлось управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых  домов, указанных в расчете истца. 

В марте 2017 года истец поставил в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика  электроэнергию в объеме 483 089 кВт.ч на общую сумму 1 854 478 рублей 81 копейка. 

При этом, по домам, не оборудованным общедомовыми приборами учёта, расчёт  объема электроэнергии на содержание общего имущества произведён истцом по  нормативу потребления, утверждённому постановлением Правительства Красноярского  края от 17.05.2017 № 271-п Постановление Правительства Красноярского края от  17.05.2017 N 271-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в  целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории  Красноярского края и о внесении изменений в некоторые Постановления Правительства  Красноярского края, устанавливающие нормативы потребления коммунальных услуг на  территории Красноярского края» с учётом повышающего коэффициента 1,5 (за  неустановку общедомовых приборов учета), предусмотренного подпунктом «ж» пункта  22 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными  ресурсами, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от  14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124). 

На оплату потреблённого ресурса истцом ответчику выставлен соответствующий  счёт-фактура. 

Ответчик обязательства по оплате потребленной электроэнергии в полном объеме не  исполнил, с учетом наличия на начало расчетного периода переплаты в сумме 136 008  рублей 56 копеек и частичной оплаты в сумме 1 200 000 рублей по платежному  поручению от 12.04.2017 № 1327, задолженность ответчика согласно расчету истца  составила 518 470 рублей 25 копеек - за электроснабжение мест общего пользования  многоквартирных жилых домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета  (сумма неоплаченного повышающего коэффициента). 

Письмом от 21.04.2017 № 49687 истцом в адрес ответчика направлена претензия с  требованием оплатить задолженность за потреблённую в марте 2017 года электроэнергию. 


Согласно почтовому уведомлению о вручении, претензия получена ответчиком  25.04.2017. 

Ответчик указанную претензию оставил без удовлетворения, что явилось основанием  для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском. 

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц,  участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. 

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения  должны быть законными, обоснованными и мотивированными. 

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему  убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном  исследовании имеющихся в деле доказательств. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать  обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и  возражений. 

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке  статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд  апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя  из следующего. 

Из материалов дела следует, что в спорный период между ПАО  «Красноярскэнергосбыт» и МП ГЖКУ действовал договор на электроснабжение 

 № 160784 от 26.02.2008, согласно пункту 1.1 которого гарантирующий поставщик  обязался осуществлять продажу электрической энергии, а также путём заключения  договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и  предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической  энергией потребителей, а абонент обязался принимать и оплачивать приобретаемую  электрическую энергию и оказанные услуги. 

В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к  отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и  нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения  (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми  актами или не вытекает из существа обязательства. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации  по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать  абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется  оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее  потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении  энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования,  связанных с потреблением энергии. 

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии  производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с  данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами  или соглашением сторон. 

Факт поставки истцом электрической энергии в спорный период ответчиком не  оспаривается. 

В силу того, что ПАО «Красноярскэнергосбыт» в спорный период поставляло  электрическую энергию в управляемые ответчиком многоквартирные дома, суд первой  инстанции правомерно установил, что к правоотношениям сторон применимы нормы  Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных  услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых 


домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от  06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) и Правила, обязательные при заключении  управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным  кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров  с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила № 124). 

Из материалов дела следует, что разногласия у сторон возникли относительно  применения повышающего коэффициента по домам, где приборы учета не были  установлены в заявленный в иске период. 

В связи с отсутствием в спорных домах общедомовых приборов учета истец расчет  объема электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, произвел, исходя  из нормативов потребления указанной коммунальной услуги с учетом повышающего  коэффициента 1,5. 

Возражая против исковых требований при рассмотрении дела в суде первой  инстанции, ответчик ссылается на то, что истец неправомерно произвел расчет объема  электроэнергии, потребленной на содержание общего имущества многоквартирных  жилых домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, исходя из норматива  потребления с учетом повышающего коэффициента 1,5. 

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что  ответчиком не доказано отсутствие технической возможности установки общедомовых  приборов учета в домах, участвующих в расчете истца. 

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанного  вывода суда первой инстанции. 

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации  размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых  коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии  исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. 

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми)  приборами учета, потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут  обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного  (общедомового) прибора учета (пункт 42 Правил № 354). 

Согласно п. 48 Правил № 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора  учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по  отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в  случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с  формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального  ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме,  приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой  15 приложения N 2 к настоящим Правилам. 

В соответствии с пп. «ж» п. 22 Правил № 124 при наличии обязанности и технической  возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды,  горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса,  потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае  отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из  строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора  учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления  такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях  коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором  ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей  ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в  эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из  нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях  содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего 


коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5. (редакция  вступила в законную силу 26.12.2016). 

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об  энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон   № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы  подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Расчеты за энергоресурсы  должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических  ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических  ресурсов. 

До установки приборов учета закон допускает применение расчетных способов  определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6  настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в  эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны  обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой  энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в  эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть  оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды,  тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для  коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии  (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ). 

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011   № 627 утверждены Критерии определения наличия (отсутствия) технической  возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного  (общедомового) приборов учета, а также форма акта обследования на предмет  установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.  Такой акт оформляется с обязательным участием исполнителя коммунальных услуг. 

Поскольку Законом № 261-ФЗ обязанность по оснащению приборами учета  используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета  тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов  учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах  и жилых домов, а повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования  потребителей к установке, в том числе общедомовых приборов учета, суд первой  инстанции обосновано исходил из того, что именно МП ГЖКУ следовало доказать, что в  спорных многоквартирных домах, отсутствует техническая возможность установки  общедомовых приборов учета, что ответчиком сделано не было. 

Доводу ответчика об отсутствии у него статуса управляющей компании в связи с  наличием у жителей заключенных с истцом договоров энергоснабжения, была дана  надлежащая оценка при рассмотрении дела в суде первой инстанции, указанный довод  ответчика был обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим  основаниям. 

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  30.10.2012 8714/12 в рамках дела № А58-1592/2011 изложена правовая позиция, в  соответствии с которой параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса урегулировано  элементарное правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два  лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель -  абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию,  тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию  ресурсоснабжающей организации. Жилищное законодательство в это элементарное  правоотношение вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, 


который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации  перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в  многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное  водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление. 

В пункте 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или  товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным  специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими  организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от  14.02.2012 № 124, указано, что при определении в договоре ресурсоснабжения порядка  оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае  отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме  или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за  коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путём  перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным  периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен  более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в  адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются  законодательством Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации  собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов  управления многоквартирным домом: 

иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору  управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по  заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов  управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату  обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту  общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам  помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам,  осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным  домом деятельность. 

Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за  жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в  многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги  (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение,  газоснабжение, отопление). 

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее -  Правила № 307) было введено понятие исполнителя коммунальных услуг, как  юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также  индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги,  производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за  обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых  потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть  управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный,  жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при 


непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений -  иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. 

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и  пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными  постановлением Правительства Российской Федерации от 06,05.2011 № 354 (далее -  Правила № 354) исполнителем является юридическое лицо независимо от  организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель,  предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан  предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и  надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской  Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о  предоставлении коммунальных услуг, и заключать с ресурсоснабжающими  организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при  предоставлении коммунальных услуг потребителям. 

Поскольку ответчик является управляющей компанией в отношении указанных в  расчете истца многоквартирных домов и фактически в спорный период управлял домами,  то обоснован вывод суда первой инстанции о наличии у ответчика статуса исполнителя  коммунальных услуг в отношении данных домов. 

Оспаривая исковые требования, ответчик также ссылается на то, что ПАО  «Красноярскэнергосбыт» в силу пункта 31 Правил № 354 также является лицом,  обязанным установить общедомовые приборы учета. 

Данному доводу ответчика также была дана надлежащая оценка при рассмотрении  дела в суде первой инстанции, указанный довод был обосновано отклонен по следующим  основаниям. 

Согласно пункту 7 статьи 9 Закона об энергосбережении государственное  регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности  осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий  по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего  имущества собственников помещений в многоквартирном доме. 

В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за  содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с  жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным  домом. 

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил   № 491, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками  помещений в зависимости от способа управления многоквартирным домом, в том числе  путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей  организацией. 

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по  договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация)  по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в  многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать  услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в  таком доме. 

При этом, в договоре управления многоквартирными жилыми домами в силу части 3  указанной нормы права в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав  общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться  управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в  многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня. 

В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения  уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в  перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в 


многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по  энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. 

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить  мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,  включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению  энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников  помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных  мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. 

Расходы на проведение указанных мероприятий в силу статьи 158 Жилищного  кодекса, пунктов 28 и 31 Правил № 491 обязаны нести собственники помещений  многоквартирного дома. 

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями  законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей, в  состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской  Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункт 10  Правил № 491). 

Согласно подпунктам "и", пункта 11 указанных Правил содержание общего  имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического  износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от  геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома  включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий  по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в  утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке  перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных  (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической  энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое  обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). 

В утвержденном во исполнение Закона об энергосбережении в Красноярском крае  Постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N 290-п Перечне  мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в  отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме" в  качестве обязанного и ответственного лица по установке коллективного (общедомового)  прибора учета электроэнергии определена управляющая организация. 

Из приведенных норм права следует, что действующим жилищным  законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по  энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого  дома, а обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета  электроэнергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за  содержание многоквартирного дома. 

Поскольку управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов,  указанных в расчете истца, является МП ГЖКУ, следовательно, на данном лице лежит  ответственность за их содержание, и в том числе обязанность по установке общедомовых  приборов учета электрической энергии. 

Кроме того, судом первой инстанции при оценке возражений ответчика было учтено,  что статья 13 Закона об энергосбережении, устанавливающая обязанность  ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми)  приборами учета многоквартирных домов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1  настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических  ресурсов в установленный срок, не прекращает обязанность управляющих организаций  принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых  энергетических ресурсов. 


Согласно расчету истца задолженность за потребленную ответчиком в марте 2017 года  электрическую энергию составляет 518 470 рублей 25 копеек. 

 Частично удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции  исходил из того, что при определении объема электроэнергии истцом не учтены  возражения ответчика, в том числе в части площадей спорных домов. 

 При рассмотрении дела в суде первой инстанции в ходе судебного разбирательства  стороны произвели сверку расчетов, по результатам которой истец представил в  материалы дела расчеты задолженности с учетом доводов ответчика по площадям на  сумму 517 759 рублей 60 копеек (с округлением) и на сумму 517 695 рублей 70 копеек (без  округления). 

Ответчик в судебном заседании пояснил суду, что представленные истцом расчеты  задолженности на сумму 517 759 рублей 60 копеек (с округлением) и на сумму 517 695  рублей 70 копеек (без округления) им проверены, арифметически выполнены верно. 

Проверив указанные расчеты, суд первой инстанции пришел к выводу о  неправомерности округления итоговых сумм, полученных в результате умножения  норматива потребления на тариф и на повышающий коэффициент. 

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлена частичная обоснованность  требований о взыскании долга, то исковые требования правомерно признаны судом  первой инстанции подлежащими удовлетворению частично в сумме 517 695 рублей 70  копеек. 

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик заявил  довод об отсутствии у него обязанности по установке приборов учета; о невозможности  применения повышающего коэффициента 1,5. 

Указанным доводы не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения  апелляционной жалобы. 

Для вывода о возможности применения повышающих коэффициентов значение имеет  наличие (отсутствие) технической возможности установки коллективных (общедомовых)  приборов учета, наличие (ввод в эксплуатацию для коммерческих расчетов) или  отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. 

Положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и  Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением  Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, установлено, что размер платы за коммунальные  услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг,  определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов  потребления коммунальных услуг. 

Согласно пункту 2 письма Минстроя России от 18.03.2015 N 7288-ач/04 "Об  отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов  к нормативам потребления коммунальных услуг", из положений действующей редакции  Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за  коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор  учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при  отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической  возможности установки прибора учета), должен применяться "повышенный норматив". 

Исходя из правил распределения бремени доказывания имеющих значение для дела  обстоятельств, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации обязанность доказать неправомерность применения истцом  повышенных нормативов, то есть, отсутствие оснований для применения таких  нормативов, лежит на ответчике. Таким образом, именно ответчик должен представить  доказательства наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета. 

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации ответчик не представил в материалы дела документы, 


подтверждающие отсутствие технической возможности установки прибора учета в домах,  расчет по которым произведен по нормативам в связи с отсутствием общедомовых  приборов учета. 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал  правомерность применения истцом нормативов потребления электрической энергии с  учетом повышающего коэффициента. 

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания  имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник. 

Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом  VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому право выбора  способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. В  случае, если согласно статьям 44 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации  функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению  коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений переданы  управляющей организации, она несет соответствующие обязанности собственников  жилых помещений в многоквартирном доме. 

Вышеизложенное свидетельствует о том, что нормами Федерального закона от  23.11.2009 N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома  общедомовыми приборами учета потребляемых энергетических ресурсов возложена на  собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация  прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями  Правил от 13.08.2006 N 491, которыми определен состав общего имущества  собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который включены  коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой и электрической энергии, горячей  и холодной воды является заявитель. 

Вместе с тем, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных  (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической  энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое  обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации  в силу взаимосвязанных положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской  Федерации и подпункта "ж" пункта 10, подпункта "к" пункта 11 Правил от 13.08.2006 

N 491.

Изложенное согласуется с правовой позицией Верховного суда Российской  Федерации, приведенной в определении от 05.08.2015 N 305-АД15-6814. 

Содержание части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ не может  толковаться как освобождающее управляющую компанию от исполнения обязанности по  установке прибора учета используемых энергетических ресурсов, в том числе и в случае,  если собственники не приняли решения об установке таких приборов учета. 

Заявитель как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг в силу  своего статуса (пункт 1 статьи 161, пункт 2 статьи 162 ЖК РФ) должен принимать меры  по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет  собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. 

Согласно пункту б, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а"  пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому  относятся и общедомовые приборы учета) должно содержаться в состоянии,  обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об  энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего  обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета. При этом  собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения  платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно  своим долям в праве общей собственности на это имущество. 


Доводу ответчика об отсутствии у него статуса управляющей компании в связи с  наличием у жителей заключенных с истцом договоров энергоснабжения была дана  надлежащая оценка при рассмотрении дела в суде первой инстанции, указанный довод  ответчика был обоснованно отклонен судом первой инстанции. 

Ссылка заявителя на обязанность ресурсоснабжающей организации установить  общедомовой прибор учета правомерно признана судом первой инстанции  несостоятельной. 

Статья 13 Закона об энергоснабжении, устанавливающая обязанность  ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми)  приборами учета многоквартирных домов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1  настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических  ресурсов в установленный срок, не прекращает обязанность управляющих организаций  принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых  энергетических ресурсов (аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного  суда Восточно-Сибирского округа от 15.06.2017 N Ф02-2691/2017 по делу N А33- 14250/2016). 

Пункт 10 статьи 13 Закона об энергоснабжении, обязывающий ресурсоснабжающую  организацию установить общедомовой прибор, является вынужденной мерой  реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим  возмещением расходов на приобретение и установку прибора за счет потребителей.  Однако, данная мера не освобождает потребителей от исполнения обязанности по  установке прибора учета. 

 В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик также ссылается на то, что при  начислении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную  при содержании общего имущества многоквартирного дома, не применим тариф на  электрическую энергию, утвержденный Приказом Региональной энергетической  комиссии Красноярского края от 20.12.2016 N 644-п сверх социальной нормы  потребления. Согласно возражениям ответчика и представленному контррасчету, он  возражает против использованного истцом тарифа сверх социальной нормы 2 рубля 52  копейка за 1 кВт, указывая, что должен использоваться тариф по социальной норме 1  рубль 58 копеек за 1 кВт, так как имеется недоиспользованная по социальной норме  электроэнергия. 

Суд апелляционной инстанции при оценке указанных доводов учитывает, что доводы  ответчика, заявленные в дополнение к апелляционной жалобе, не были предметом  рассмотрения в Арбитражном суде Красноярского края, ответчик не заявлял возражений  относительно применения тарифов. 

 Вместе с тем, относительно применения тарифа в марте 2017 при расчете  задолженности с учетом представленных истцом возражений на дополнительные доводы  апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить  следующее. 

В соответствии с изменениями, ст. 154, 156 Жилищного кодекса Российской  Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 

 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего  имущества в многоквартирном доме» в состав платы за содержание жилого помещения с  01.01.2017 включаются расходы на оплату холодной и горячей воды, электрической  энергии, отведения сточных вод, потребляемых в целях содержания общего имущества в  многоквартирном доме (далее - МКД), при условии, что конструктивные особенности  МКД предусматривают возможность потребления соответствующих коммунальных услуг  при содержании общего имущества МКД. 

Постановлением N 1498 в Правила установления и определения нормативов  потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306) предусмотрено 


исключение из Правил N 306 нормативов потребления коммунальных услуг на  общедомовые нужды и включение нормативов потребления коммунальных ресурсов в  целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые в соответствии с  Постановлением N 1498 в Правила N 354 одновременно подлежат использованию при  расчете платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего  имущества в многоквартирном доме. 

Поскольку норма статьи Жилищного кодекса Российской Федерации содержит  указание на определение размера соответствующих расходов для граждан,  Постановлением N 1498 предусматривается, что в указанных целях подлежат применению  тарифы на холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, сточные воды,  утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в  области государственного регулирования тарифов по категории потребителей  "население". Поскольку размер платы за содержание жилого помещения устанавливается  в одинаковом размере для всех собственников помещений в многоквартирном доме,  тарифы для населения применяются ко всему объему коммунальных ресурсов,  используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме,  включаемому в расчет размера платы за содержание жилого помещения. 

Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях  содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по  каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета  стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного соответственно площади  помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 квадратный  метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме. В  указанных целях площадь помещений, относящихся к общему имуществу в  многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на  многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1  статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а для применения нормативов  потребления холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях  использования общего имущества - указанных в пункте 27 Приложения N 1 к Правилам  N306. 

Таким образом, в расчете расходов на оплату электрической энергии, потребляемой на  содержание общего имущества многоквартирного дома, вне зависимости от объема  потребления электроснабжения в жилом помещении, подлежит применению тариф сверх  социальной нормы. Поскольку социальная норма потребления электрической энергии,  установленная постановлением Региональной энергетической комиссии Красноярского  края от 13.12.2005 № 273 «Об утверждении социальных норм потребления электрической  энергии, поставляемой населению Красноярского края» применима к количеству  потребителей, зарегистрированных (проживающих) в жилом помещении, иными словами  устанавливается на человека (абонента) в месяц и ее размер напрямую зависит от  количества проживающих (зарегистрированных) граждан в жилом помещении. Тогда как  размер платы за электрическую энергию, потребляемую на содержание общего имущества  дома, устанавливается на кв. м жилых (нежилых) помещений и подлежит оплате  независимо от факта проживания либо не проживания потребителей в жилом помещении. 

Следовательно, при начислении размера платы за коммунальную услугу по  электроснабжению, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного  дома, применим тариф на электрическую энергию, утвержденный Приказом Региональной  энергетической комиссии Красноярского края от 20.12.2016 № 644-п, сверх социальной  нормы потребления. 

В соответствии с разъяснениями, изложенными Министерством строительства и  жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 19.05.2017 

 № 17558-00/04, следует, что частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской  Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на 


оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии,  потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения  надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ,  определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных  ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых  органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,  установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным  органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном ФЗ. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498
«О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего

имущества в многоквартирном доме» соответствующие изменения внесены, в том числе  в Правила № 306, Правила № 354. 

Согласно пункту 36 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги  производится в порядке, установленном указанными Правилами, с учетом особенностей,  предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и  применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае  если в субъекте РФ принято решение об установлении такой социальной нормы. 

В соответствии с пунктом 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги  рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным  ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством  Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). 

В случае, если в субъекте РФ принято решение об установлении социальной нормы  потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу  по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию  (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий  потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы. 

Таким образом, норма части 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации  содержит указание на определение размера соответствующих расходов для граждан,  Постановлением предусматривается, что в указанных целях подлежат применению  тарифы на холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, сточные воды,  утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в  области государственного регулирования тарифов по категории потребителей  «население». Поскольку размер платы за содержание жилого помещения устанавливается  в одинаковом размере для всех собственников помещений в многоквартирном доме,  тарифы для населения применяются ко всему объёму коммунальных ресурсов,  используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме,  включаемой в расчет размера платы за содержание жилого помещения. 

Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении  существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено. 

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным  и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных  статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате  государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на  заявителя жалобы. 

 Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд 


ПОСТАНОВИЛ:

 решение Арбитражного суда Красноярского края от «24» апреля 2018 года по  делу № А33-12822/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без  удовлетворения.  

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и  может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно- Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение. 

Председательствующий А.Н. Бабенко  Судьи: О.В. Петровская 

Л.Е. Споткай