ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-2993/2022 от 30.06.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

июля 2022 года

Дело №

А33-19302/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен         07 июля 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Парфеньевой О.Ю.,

судей: Инхиреевой М.Н., Яковенко И.В.,

при ведении протокола судебного заседания Солдатовой П.Д.,

при участии: от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Красноярский
жилищно-коммунальный комплекс»: Аникиной А.С., представителя по доверенности
от 14.07.2021 № 166/21, диплом, Неймар В.Е., представителя по доверенности
от 15.12.2021 № 302/21, диплом,

от истца - общества с ограниченной ответственностью «Сатурн»: Мальцева А.С., представителя по доверенности от 26.07.2021, диплом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сатурн» (ИНН 2464129311, ОГРН 1162468094766) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 апреля 2022 года по делу
№ А33-19302/2021 ,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сатурн» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (далее – ответчик) об обязании произвести перерасчет платы за водоотведение с июля 2020 года по февраль 2021 года включительно по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 10.10.2016 № 23/01051, исключив следующие начисления: плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на сумму 21 120 рублей 13 копеек; плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в размере 84 480 рублей 51 копейки.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07.04.2022 в иске отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Доводы апелляционной  жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, правовой оценкой установленных обстоятельств и представленных доказательств. Заявитель жалобы считает  неправомерным  начисление  платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод  без отбора проб сточных вод и установления факта  негативного  воздействия  и сброса  загрязняющих  веществ. Более подробно  доводы  изложены в  жалобе.

Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено
на 30.06.2022.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы. Просит решение отменить и принять новый судебный акт.

Представитель ответчика отклонил доводы апелляционной жалобы. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между ответчиком (далее – ООО «КрасКом») и истцом (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 10.10.2016 № 23/01051, которым установлена обязанность ответчика осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение абонента через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду и прием сточных вод от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения. Абонент обязуется оплачивать холодную воду и услуги по водоотведению.

01.06.2021 между сторонами было подписано дополнительное соглашение к вышеуказанному договору. Согласно приложению № 2 вышеуказанного договора, объектами абонента № 1, 2 по ул. Ярыгинская Набережная, 27.

Согласно акту осмотра от 07.04.2021 № 40/337 в указанных помещениях истца расположен спортивный клуб.

01.02.2022 сторонами на основании определения суда первой инстанции был произведен осмотр спорного объекта на предмет наличия возможности отбора сточных вод для контроля состава сточных вод, по результатам которого был составлен акт
№ 40/44.

Актом от 01.02.2022 № 40/44 установлено, что по адресу: г. Красноярск,
ул. Ярыгинская набережная, 25, находится спортивным клуб «Энерджи», в котором установлены 11 кранов, 17 душевых, 5 унитазов, 1 стиральная машина, 2 писуара, 3 крана, 3 унитаза 7 моек, 1 водонагреватель, 1 стиральная машина, 1 посудомоечная машина.

Спорт клуб работает 7 дней в неделю с 06 утра до 01 часу ночи. Кроме того, в здании имеется ресторан приготовления пищи.

На момент осмотра на спорном объекте отсутствует возможность отбора сточных вод для контроля состава сточных вод, по результатам которого был составлен акт № 40/44.

В соответствии с расчетами ответчика за водоотведение с объекта по адресу:
г. Красноярск, ул. Ярыгинская Набережная, 25 среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод менее 30 м³ в сутки, что является основанием для начисления платы  за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения  (далее –НВЦСВ) и  платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (далее  - НССВ) без отбора проб, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность: расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов (НССВ) по формуле, предусмотренной в пункте 203 Правил № 644, без проведения контроля состава к свойству сточных вод абонентов и подтверждения превышения нормативов в случаях, если абонент использует помещение в целях осуществления «вредных» видов деятельности указанных в данном пункте, и сброс сточных вод у абонента менее 30 м ³в сутки.

Полагая, что ответчиком необоснованно предъявлена к взысканию плата за НВЦСВ и НССВ, истец обратился с иском в арбитражный суд.

Правильно применив нормы права, а именно – статьи 8, 307, 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», с учетом правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2018
№ АКПИ18-73, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований, для удовлетворения исковых требований.  

Повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев доводы жалобы, апелляционный суд приходит к следующему.

Гражданско-правовые отношения в сфере водоснабжения и (или) водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644). Пунктом 1 статьи 7 Закона № 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

Плата за нарушение требований к составу и свойствам сточных вод рассчитывается в соответствии с разделом VII Правил № 644.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 35 Правил № 644 холодного водоснабжения и водоотведения Абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.

На основании пункта 25 Правил № 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом № 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 36 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

 В соответствии с пунктом 111 Правил № 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

Пунктом 118 Правил № 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат  загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

03.06.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым внесены изменения в Правила № 644.

Так, в Правила № 644 включен новый раздел XV, устанавливающий на федеральном уровне единый порядок исчисления и взимания платы абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Таким  образом, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» с июля 2020 года расширен состав объектов, в отношении которых взымается плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения  и плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Согласно пункту 119 Правил № 644 в указанной редакции расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: - по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;

- по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.

Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета

В силу пункта 123 (4) Правил № 644 (в редакции, действующей с 03.06.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;

- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,

- расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5); Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр); Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.

В соответствии с пунктом 203 Правил № 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;

расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм.сост) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.

Вопреки  доводам апелляционной  жалобы, в связи с изменениями, внесенными Постановлением № 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4)  и пункте  203 Правил № 644, плата за НВЦСВ и НССВ  может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Из пункта 123 (4) Правил № 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей. При  этом  в новой редакции Правил №644 законодатель  не связывает начисление указанной платы с конкретными видами деятельности абонента теперь.

Из содержания пунктов 123 (4), 203 Правил № 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за НВЦСВ и платы за НССВ, определив условия, при которых сточные воды абонента потенциально превышают установленные нормативы и неблагоприятно воздействуют на систему канализационных сетей.

По смыслу приведенного нормативного регулирования законодатель установил презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности, всегда сопровождается сбросом вредных веществ, основной объем стоков такого абонента образует именно этот вид деятельности.

Для   абонентов, указанных  в пунктах 123 (4), 203 Правил № 644  размер платы за НВЦСВ и НССВ определяется как произведение значения объема сточных вод, сброшенных с объекта абонента, действующего тарифа на водоотведение и коэффициента 0,5 (для платы НВЦСВ) и 2 (для платы НССВ).

При этом взимание платы в соответствии с пунктом 203 Правил № 644 возможно только в отношении тех объектов абонентов, на которые распространяются нормативы состава сточных вод.

С учетом пункта 167 Правил № 644 нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов:

а) при среднесуточном сбросе с объекта абонента более 30 м³ - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности;

б) при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 м³ - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом пункта 167.

При   этом в соответствии с пунктом 203 Правил № 644 (НССВ) может взиматься вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности с объектов абонентов со сбросом сточных вод более 30 м³ в сутки при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с объекта абонента отдельно от сточных вод иных абонентов или с объектов абонентов, с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения, либо с объектов абонентов со сбросом сточных вод менее 30 м³ в сутки, но при обязательном условии использования данного объекта абонента в целях осуществления определенных («вредных») видов деятельности.

При  изложенных  обстоятельствах суд  первой инстанции  пришел  к верному  начисление  платы  за НВЦСВ и за  НССВ  не зависит от   отбора  проб  и  установления  факта   наличия  в сточных  водах   загрязняющих  веществ. Начисление  указанных  платежей  с учетом  действующего  в  спорный  период  правового   регулирования  осуществляется в  упрощенном  порядке.

С учетом приведенных норм права, ответчиком, в соответствии с условиями заключенного договора ежемесячно производится:

- начисление платы за НВЦСВ с учетом императивной нормы закона, установленной пунктом 123 (4) Правил № 644, так как среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод указанного объекта менее в среднем 30 м³ в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, кроме того у абонента отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;

- начисление платы за НССВ, с учетом императивной нормы закона, установленной пунктом 203 Правил № 644, так как среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод указанного выше объекта менее в среднем 30 м³ в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, объект используется в целях осуществления «вредных» видов деятельности душевых по предоставлению общегигиенических услуг, производства пищевых продуктов, кроме того у абонента отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

При этом, факт осуществления «вредных» видов деятельности, и отсутствия контрольного канализационного колодца, а также иного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод абонента, не оспаривалось истцом и подтверждается актом от 01.02.2022 № 40/44, согласно которого установлено, что по адресу: г. Красноярск, ул. Ярыгинская набережная, 25, находится спортивным клуб «Энерджи» 11 кранов, 17 душевых, 5 унитазов, 1 стиральная машина, 2 писуара, 3 крана, 3 унитаза 7 моек, 1 водонагреватель, 1 стиральная машина, 1 посудомоечная машина. Спорт клуб работает 7 дней в неделю с 06 утра до 01 часу ночи. Кроме того, в здании имеется ресторан приготовления пищи.

На момент осмотра на спорном объекте отсутствует возможность отбора сточных вод для контроля состава сточных вод, по результатам которого был составлен акт № 40/44.

С учетом изложенного, ответчик правомерно произвел начисление платы за НВЦСВ по пункту 123(4), НССВ по пункту 203 Правил № 644.

На основании   изложенного доводы истца о том, что начисление ответчиком платы за НВЦСВ и за НССВ, без отбора проб сточных вод, является неправомерно, отклоняются апелляционным судом, как основанные на неправильном понимании норм действующего законодательства.

Также подлежат отклонению доводы истца о несогласии с выводом суда о возможности отбора сточных вод только в канализационных колодцах заявителя, при этом указывает, что суд в то же время указал на право выбора – обеспечить место отбора сточных вод, либо вносить плату, в силу следующего.

В соответствии с пунктом 10 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 (далее Правила № 728) одной из обязанностей абонента является обеспечение возможности проведения визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, установленном Правилами № 728, и обеспечение наличия мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с Правилами № 728).

При этом в соответствии с пунктом 2 Правил № 644 контрольным канализационным колодцем признается не только колодец, но также и иное сооружение (устройство), предназначенные для отбора проб сточных вод абонента, определенные в договоре водоотведения.

Таким образом, наряду с колодцем может быть оборудовано любое иное сооружение (устройство), предназначенное для отбора проб сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, основное требование к которому заключается в обеспечении возможности отбора проб сточных вод данного абонента отдельно от сточных вод иных абонентов в соответствии с требованиями разделов III и IV Правил
№ 728 и нормативных документов, регулирующих методы определения конкретных фактических показателей состава и свойств сточных вод. (Письмо Минстроя России от 27.07.2020 № 28922-РС/04 По вопросам, связанным с контролем состава и свойств сточных вод).

Как  уже  указывалось, в отношении абонентов, указанных в пунктах 123(4) и 203 Правил № 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может взиматься без доказывания факта превышения установленных нормативов состава сточных вод, в связи с тем, что отбор проб сточных вод в соответствии с Правилами № 728 в отношении таких абонентов либо невозможен, либо отбор проб сточных вод таких абонентов является экономически нецелесообразным, так как стоимость отбора проб сточных вод в данном случае может превышать размер начисляемой платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

При этом, пункт 123(4) Правил № 644 предоставляет абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.

Аналогичная правовая позиция изложена в решение Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 № АКПИ20-722.

Абоненты, которые имеют оборудованные канализационные выпуски, вправе подать декларацию о составе и свойствах сточных вод по форме согласно приложению № 1(1) к Правилам № 644. В случае, если у абонента есть техническая возможность отобрать пробы и подать декларацию, плата за превышение нормативов будет начисляться с учетом фактического состава их сточных вод.

Порядок подачи абонентами декларации о составе и свойствах сточных вод регламентируется главой VIII Правил № 644. При этом предприятие обязано самостоятельно предоставлять в организацию ВКХ декларацию о составе и свойствах сточных вод.

Оформленную декларацию необходимо сдавать ответчику. Декларация оформляется на очередной год и подается до 1 ноября предшествующего года. Отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории. Под аккредитованной лабораторией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр аккредитованных лиц в соответствии с положениями Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и имеющие область аккредитации в сфере деятельности по определению фактических показателей состава и свойств сточных вод, по которым осуществляется или должен быть осуществлен анализ.

На основании вышеприведенных   норм права,  именно   на абоненте лежит  обязанность обеспечить наличие мест отбора проб сточных вод (контрольный канализационный колодец, обеспечивающий возможность отбора проб сточных вод в соответствии с Правилами № 728). В случае невозможности отбора проб (в т.ч.  в  связи с  отсутствием  места  отбора  проб)  начисление платы за НВЦСВ и НССВ производится на основании пункта 123 (4), пункта 203 Правил 644, без отбора проб.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 апреля 2022 года по делу
№ А33-19302/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

О.Ю. Парфентьева

Судьи:

М.Н. Инхиреева

И.В. Яковенко