ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-3086/19 от 22.07.2019 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

июля 2019 года

Дело №

А33-35270/2018

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «22» июля 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен         «23» июля 2019 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бабенко А.Н.,

судей: Шелега Д.И., Юдина Д.В.

при ведении протокола судебного заседания Молчанова А.А.

при участии:

от заявителя (общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом»): Сыпко М.Н., представителя  по доверенности от 01.01.2019
№ 06-38,

от ответчика (службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского кра): Федоренко Э.А., представителя  по доверенности от 09.01.2019 № 2,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «ГУЖФ»
на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «04» апреля 2019 года по делу № А33-35270/2018, принятое судьёй Раздобреевой И.А.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - ответчик) о признании недействительным предписания № 237-лк от 30.10.2018.

Заявление принято к производству суда. Определением от 20.12.2018 возбуждено производство по делу.

Решением  Арбитражного суда Красноярского края от 04.04.2019 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  ссылается на то, что ФГБУ «ЦЖКУ» неправомерно не было включено в реестр лицензий управления многоквартирными домами с момента подачи заявления, что установлено постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от  28.02.2019  по делу АЗЗ-5465/2018.

 Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 08.07.2019, рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.

От Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в материалы дела  поступил отзыв и дополнения к нему, в которых доводы апелляционной жалобы отклонены как необоснованные.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016                         N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 30.05.2019, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/) 31.05.2019.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом апелляционной инстанции установлено, что к дополнениям к отзыву на апелляционную жалобу  приложены дополнительные документы:  копия  акта проверки  от 21.01.2019 № 3821-лп, копия приказа  от 12.11.2018 № 3821-лп.

 Судом в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные документы были приобщены к материалам дела в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы.

  При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1157746180305.

На основании приказов от 02.08.2018 №237-ЛК, от 27.08.2018 №270-ЛК государственным инспектором территориального подразделения по восточной группе районов Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Жирновым Д.С. проведена внеплановая документарная проверка общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в рамках государственного лицензионного контроля, с целью оценки соответствия действий (бездействия) юридического лица обязательным требованиям. Объект проверки – многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Канск, городок 4-ый, д. 1.

В ходе проверки административным органом установлены нарушения заявителем норм действующего жилищного законодательства, а именно: неисполнение требований пункта 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Установленные нарушения отражены в акте проверки от 30.10.2018 № 237-лк.

По результатам проведенной проверки обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" выдано предписание от 30.10.2018 № 237-лк об устранении выявленных нарушений в срок до 15.12.2018.

Полагая, что предписание от 30.10.2018 № 237-лк противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

 Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

По пункту 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.

Согласно пункту 1.1. Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 № 143-п (далее по тексту - Положение от 03.04.2012 №143-п), Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.

В соответствии с пунктами 3.3. и 3.3.4. Положения от 03.04.2012 № 143-п в компетенцию службы входит осуществление регионального государственного жилищного надзора посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в том числе выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений; оосуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе путем осуществления лицензионного контроля.

Подпунктом 4 пункта 1.5.1. Административного регламента исполнения службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края государственной функции по осуществлению государственного лицензионного контроля, утвержденного Приказом службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 17.10.2016 № 134-п (далее по тексту - Административный регламент от 17.10.2016 № 134-п), предусмотрено, что должностные лица Службы при исполнении государственной функции имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.

Результатом исполнения государственной функции является предписание об устранении выявленных нарушений (пункт 1.7 Административного регламента от 17.10.2016 № 134-п).

Предписание от 30.10.2018 № 237-лк выданогосударственным инспектором территориального подразделения по восточной группе районов Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, следовательно, уполномоченным лицом.

Нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ходе проведения проверки судом не установлены.

Как следует из материалов дела, общество  оспаривает предписание Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, содержащее требование в срок до 15.12.2018 устранить допущенные нарушения  путем размещения информации на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 Суд  первой  инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего

Как следует из материалов дела, на основании приказов от 02.08.2018 №237-ЛК, от 27.08.2018 №270-ЛК государственным инспектором территориального подразделения по восточной группе районов Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Жирновым Д.С. проведена внеплановая документарная проверка общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом", в рамках государственного лицензионного контроля, с целью оценки соответствия действий (бездействий) юридического лица обязательным требованиям. Объект проверки – многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Канск, городок 4-ый, д. 1.

В ходе проверки административным органом установлены нарушения заявителем требований пункта 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. По результатам проведенной проверки обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" выдано предписание от 30.10.2018 № 237-лк об устранении выявленных нарушений в срок до 15.12.2018, путем размещения информации на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

- о приборах учета, используемых для определения объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в МКД;

- о лицевых счетах, присвоенных собственникам и пользователям жилых (нежилых) помещений в МКД для внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги;

- о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, с потребителями, а также о состоянии расчетов управляющей организации за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в МКД.

В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Исходя из пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям лицензиата относится соблюдение требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ.

В силу пункта 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ лицензиат обязан соблюдать требования к раскрытию информации, установленные частью 10 статьи 161 Кодекса, а именно управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ лицензиат обязан соблюдать требования к размещению информации, установленные частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 504/934/ПР от 30.12.2014 сайт www.dom.gosuslugi.ru определен официальным сайтом в сети Интернет для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Приказом Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр установлено, что состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе ГИС ЖКХ организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1, 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, определен Приказом Минкомсвязи России от 29.09.2015 N 368/691/пр "Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", зарегистрированным Минюстом РФ 24.12.2015 N 40215.

Из указанных норм следует, что управляющая организация при исполнении требований части 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ обязана разместить сведения в системе ГИС ЖКХ на сайте www.dom.gosuslugi.ru в объеме, установленном уполномоченным органом исполнительной власти.

Перечень сведений, которые подлежат размещению лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, прямо предусмотрен разделом 10 Приказа Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр.

Согласно пункту 5 раздела 10 Приказа Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр, размещению в системе ГИС ЖКХ на сайте www.dom.gosuslugi.ru подлежит информация о приборах учета, используемых для определения объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (домовладений).

В силу пункта 14 (в редакции от 16.10.2017), раздела 10 Приказа Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр, размещению в системе ГИС ЖКХ на сайте www.dom.gosuslugi.ru подлежит информация о лицевых счетах, присвоенных собственникам и пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах, жилых домов (домовладений) для внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги.

В соответствии с пунктами 9.2 и 9.3 раздела 10 Приказа Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр (в редакции от 16.10.2017), размещению в системе ГИС ЖКХ на сайте www.dom.gosuslugi.ru подлежит информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, с потребителями.

В ходе проверки административным органом установлено, что вышеперечисленная информация, в нарушение требований части 10.1 статьи 161 ЖК РФ, заявителем на сайте www.dom.gosuslugi.ru в системе ГИС ЖКХ не размещена. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Указанная в предписании информация обязательна к размещению управляющими компаниями, так как направлена на соблюдение прав и интересов собственников помещений в многоквартирном доме – потребителей услуг управляющих компаний.

При установленных обстоятельствах,  суд апелляционной инстанции  соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что  предписание от 30.10.2018 № 237-лк выдано заявителю уполномоченным органом, основано на установленном факте нарушения норм жилищного законодательства, содержит конкретные властные требования, которые с учетом предоставленного срока для устранения нарушений (15.12.2018), являлись фактически исполнимыми, поэтому оно соответствует жилищному законодательству Российской Федерации, прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает.

Довод заявителя, мотивированный тем, что на основании решения собственника жилищного фонда – Министерства обороны Российской Федерации, приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 10.01.2018 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Канск, городок 4-ый, д. 1, исключен из перечня домов, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом", в связи с чем, обязанность размещать сведения, указанные в оспариваемом предписании у заявителя отсутствует, был рассмотрен и обосновано отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.

Подпунктом «б» пункта 3 Положения от 28.10.2014 № 1110 предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99–ФЗ, являются исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Как было отмечено выше, согласно подпункту 51 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

В соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

Таким образом, учитывая изложенное, управляющая организация (лицензиат) вправе осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом при наличии совокупности всех трех условий, а именно, при условии заключения договора управления домом, выполнения требований о размещении на официальном сайте соответствующих сведений и внесении уполномоченным органом изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

При этом по части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.

По пункту 1 части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно материалам дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Канск, городок 4-ый, д. 1, включен в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ФГБУ «ЦЖКУ», путем внесения изменений в реестр лицензий Красноярского края на основании приказа Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 28.02.2019 №177/1-ДЛ.

Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы действующего законодательства,  правомерен вывод суда первой инстанции о том, что до включения спорного многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ФГБУ «ЦЖКУ», обязанность по управлению спорным домом лежит на предыдущей управляющей компании - ООО «ГУЖФ».

 С учетом изложенного,  довод заявителя апелляционной жалобы   о том, что он  не несет обязанности по управлению спорным домом, поскольку договор на управление расторгнут и, сведения о спорном доме исключены из реестра лицензий 10.01.2018, основан на неверном толковании норм права.

Заявитель  апелляционной жалобы  также ссылается на то, что согласно части 7 статьи 162 ЖК РФ в редакции,  действовавшей на момент заключения договора управления в отношении многоквартирного дома № 1 собственниками помещений многоквартирного дома с новой управляющей организацией (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через 30 дней со дня его подписания.

Указанное утверждение заявителя апелляционной жалобы также является ошибочным.

В соответствии с частью 4 статьи 198 ЖК РФ (действовавшей в спорный период) при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ.

Как следует из содержания ч. 4 ст. 198 ЖК РФ, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

 Аналогичная правовая позиция изложена  в  постановлении Арбитражного суда                    Восточно-Сибирского округа от 13.09.2017 N Ф02-4236/2017 по делу N А33-19566/2016.

Включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений об управлении многоквартирным домом является необходимым условием для начала управления многоквартирным домом. Именно наличие совокупности правовых и фактических оснований, предусмотренных вышеизложенными положениями действующего законодательства, является необходимым и достаточным условием для осуществления деятельности с указанной в законе даты.

Таким образом, вывод заявителя о том, что день возникновения обязательств по управлению многоквартирным домом у управляющей организации в спорный период возникает по истечении тридцатидневного срока со дня подписания договора управления многоквартирным домом (день возникновения обязательств по управлению многоквартирным домом у управляющей организации)   противоречит вышеизложенным требованиям законодательства.

Довод заявителя апелляционной жалобы  о том что, ФГБУ «ЦЖКУ» неправомерно не была включена в реестр лицензий управления многоквартирными домами с момента подачи заявления, что установлено постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от  28.02.2019   по делу А33-5465/2018,  был обосновано  отклонен судом первой инстанции как не имеющий правового значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку новая управляющая компания не может приступить к управлению многоквартирным домом до включения сведений в реестр лицензий, независимо, правомерен или неправомерен был отказ уполномоченного органа.

  Суд апелляционной инстанции при оценке  указанного доводы заявителя  также считает необходимым отметить, что указанные обстоятельства не опровергают  установленный судами факт отсутствия внесенных сведений в реестр лицензий Красноярского края на момент проведения проверки Службой и вынесения оспариваемого предписания.

 Аналогичная правовая позиция изложена Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.06.2019 N Ф02-2144/2019 по делу N А33-27179/2018.

Таким образом, пока новая управляющая организация в установленном порядке не приступила к управлению многоквартирным домом, за предыдущей управляющей организацией сохраняются все обязательства по управлению домом, предусмотренные действующем законодательством.

 С учетом изложенного, у Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края имелись законные  основания для вынесения оспариваемого предписания.

 Суд апелляционной инстанции  при оценке доводов заявителя апелляционной  жалобы  о наличии оснований для отмены обжалуемого предписания  и нарушения   его прав  и законных интересов  также   считает необходимым отметить следующее.

 Как уже было отмечено судом апелляционной инстанции в настоящем постановлении, в предписании Службы от 30.10.2018 № 237-лк зафиксированы следующие нарушения: не размещена информация, на официальном сайте www.dom.gosuslugi.ru, о приборах учета, о лицевых счетах, о состоянии расчетов управляющей организации за содержание жилого помещения, а также лицах, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, о размере платы за жилое помещение, в нарушение части 10.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 5, 7, 9.2, 9.3, 14 раздела 10 Приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Приказ                             № 74/114/пр). Срок исполнения предписания установлен 15.12.2018.

 При рассмотрении дела  в суде апелляционной   инстанции в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы судом к материалам дела были приобщены  представленные к дополнению к отзыву  на апелляционную жалобу:  копия  акта проверки  от 21.01.2019 № 3821-лп, копия приказа  от 12.11.2018 № 3821-лп.

         Как следует из представленных документов и установлено судом апелляционной инстанции, 21.01.2019  на основании  приказа  Службы  о проведении  внеплановой  документарной проверки от 21.11.2018 №3821-лп проводилась проверка ранее  выданного  предписания  № 237-лк  от 30.10.2018   об устранении выявленных нарушений на объекте жилищного фонда, в ходе которой по результатам анализа информации, размещенной ООО «ГУЖФ» на официальном сайте www.dom.gosuslugi.ru установлено, что размещена информация о приборах учета, о лицевых счетах, о состоянии расчетов управляющей организации за содержание жилого помещения, а также лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, о размере платы за жилое помещение.

Согласно приложения к приказу службы от 17.04.2012 № 48-п, утвержден порядок проведения проверок исполнения предписаний, согласно которому, если по итогам проверки устранены все нарушения, указанные в предписании, составляется акт проверки исполнения предписания, в котором подробно перечисляются выполненные пункты предписания, в связи с чем,   действие предписания прекращается (п. 2.6. Порядка).

Таким образом, действие предписания Службы от 30.10.2018 № 237-лк, прекращено 21.01.2019.

При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины  за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя  жалобы.

  Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

         решение Арбитражного суда Республики Хакасия  от «04» апреля 2019 года по делу № А33-35270/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

А.Н. Бабенко

Судьи:

Д.И. Шелег

Д.В. Юдин