ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-3184/2012 от 13.08.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«20» августа 2012 г.

Дело №

г. Красноярск

 А33-5883/2012

Резолютивная часть постановления объявлена «13» августа 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен          «20» августа 2012 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  - Морозовой Н.А.,

судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,

при участии: от заявителя - Сергомановой А.Н., представителя по доверенности №4 от 10.01.2012; от ответчика - Лебедева Ю.В., генерального директора на основании протокола №8 от 07.10.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шушенская нефтебаза»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «05» июля 2012   года по делу № А33-5883/2012 , принятое  судьей  Крицкой И.П.,

установил:

Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Шушенская нефтебаза» (далее – общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 05 июля 2012 года требования Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью «Шушенская нефтебаза» (ОГРН 1022401129300, ИНН 2442008507), привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административной наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, указывая на следующие обстоятельства:

- проверка проведена с нарушением законодательства, при проверке не установлено место нахождение опасного производственного участка,

- общество эксплуатирует только один взрывопожароопасный производственный объект – нефтебазу, и имеет соответствующую лицензию,

- объект по адресу Шушенское, Горького, 57 а, признакам опасного объекта не соответствует,

- транспортирование нефтепродуктов где-либо обществом не осуществляется. 

Административный орган с доводами апелляционной жалобы не согласен, указывает на следующие обстоятельства:

- проверка проводилась по месту нахождения общества, где расположен гараж,

- проверка проведена с соблюдением требований законодательства,

- у общества имеется два взрывопожароопасных производственных участка,

- регистрация опасных объектов производилась на основании заявления общества, в связи с тем, что они соответствовали признакам опасных объектов, и оба объекта находятся в реестре,

- общество имеет только лицензию на хранение опасных веществ по месту нахождения объекта «Площадка нефтебазы»,

- предметом экспертизы промышленной безопасности были документы на деятельность по хранению опасных веществ, и не были - технические устройства,

- у общества отсутствует лицензия на транспортирование опасных веществ по адресу объекта «Участок транспортирования опасных веществ», что является нарушением части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Общество с ограниченной ответственностью «Шушенская нефтебаза» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401129300.

На основании договора №33 от 05.01.2000 аренды недвижимого имущества Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Шушенского района передаёт обществу с ограниченной ответственностью  «Шушенская нефтебаза» во временное владение и пользование муниципальное имущество – нефтебазу со вспомогательными постройками, расположенную в п. Ильичево Шушенского района, ул. Дачная, 15, автозаправочную станцию №97, расположенную в п. Шушенское, ул. Горького, 61 (административное здание, автогараж, здание подсобного хозяйства, АЗС-97, подъездная дорога к нефтебазе (0,19 га) (п. 1.1 договора и дополнительное соглашение от 17.08.2011). Согласно уведомлению №КУМИ 2-470 от 17.08.2011 имуществу нефтебазы в п. Ильичево присвоен адрес Дачная, 15. Заявлением №46 от 17.08.2011 общество уведомило Енисейское управление Ростехнадзора о присвоении почтового адреса.

Согласно Свидетельству о регистрации №А66-02453 общество с ограниченной ответственностью «Шушенские нефтепродукты» в 2005 году зарегистрировало опасные производственные объекты «Участок транспортирования опасных веществ» А66-02453-001 и «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» А66-02453-002.

Регистрация произведена на основании заявления общества от 15.03.2010. По участку транспортировки опасных веществ общество указывает наименование входящего в состав ОПО оборудования – три бензовоза и один прицеп, опасные вещества – бензин, дизельное топливо и масло моторное.

В материалы дела представлена лицензия ЭВ-66-000252(Х), выдана обществу с ограниченной ответственностью  «Шушенская нефтебаза», место нахождения – пгт. Шушенское, ул. Горького, 57а, на вид деятельности: эксплуатация взрывоопасных производственных объектов [производственных объектов, на которых хранятся вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха (легко-воспламеняющиеся и горючие жидкости)]. Срок действия лицензии – с 29.03.2006 по 29.03.2011. 14 октября 2011 года обществом получена лицензия ВП-66-001320 на осуществление деятельности эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов (хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ <…> - Приложение №1), место осуществления лицензируемого вида деятельности – Красноярский край, Шушенский район, п. Ильичево, ул. Дачная, №15 (площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов). Срок действия лицензии – до 14.10.2016.

В материалы дела представлено также заключение экспертизы промышленной безопасности на документы, связанные с эксплуатацией взрывопожароопасного производственного объекта (площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов) на ООО «Шушенская нефтебаза» Минусинское ОСБ №181/045 п.г.т. Шушенское Красноярского края СЭ.38.1.05.039.2011, рег. № 66-ИД-55117-2011, составленное ООО Научно-производственным предприятием «СибЭРА», целью проверки являлось установление соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и выполнение лицензионных требований и условий.

В материалы дела представлены маршруты перевозки опасного груза, утверждённые руководителем общества, с указанием, в том числе, улиц, по которым последует транспортное средство, указано – п. Шушенское, ул. Горького, 57а (начальная точка) и, в числе иных точек маршрута, п. Ильичево,  нефтебаза  - далее – п. Ильичево, нефтебаза, Шушенское, Горького, 57а (конечная точка) (маршруты №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20); а так же свидетельства о допуске к перевозке транспортных средств, перевозящих опасные грузы и специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющие перевозку опасных грузов

Распоряжением Енисейского управления Ростехнадзора от 01.03.2012 №977-р указано провести плановую выездную проверку в отношении общества, по месту нахождения опасных производственных объектов – участка транспортирования опасных веществ, расположенного по адресу ул. Горького, 57а. Предметом проверки является установление соблюдений требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта. Руководитель общества с распоряжением ознакомлен. 

Уведомление о проверке №07-2666/68 от 11.03.2012 направлено обществу почтовой связью и вручено 21.03.2012.

На основании распоряжения Енисейского управления Ростехнадзора от 01.03.2012 №977-р проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Шушенская нефтебаза» нормативных правовых актов, норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 13.04.2012 №07/0015/0977/2012, в котором зафиксировано, что в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов от 12.08.2008 №599, пункта 2.3 ПБ 03-517-02 Правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утверждённых Постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 №61-А, у общества с ограниченной ответственностью «Шушенская нефтебаза» отсутствует разрешение (лицензия) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов относительно транспортирования воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определённых приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Для ознакомления в актом общество приглашено уведомлением от 09.04.2012. Уведомление вручено.

В акте указано, что проверка проведена в отношении общества, по месту расположения опасного производственного объекта – участка транспортирования опасных веществ, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов за номером А66-02453-001.

В протоколе об административном правонарушении от 13.04.2012 №08/008/Юр/0977 указано, что общество осуществляет транспортирование опасных веществ третьего класса опасности автомобильным транспортом. В собственности общества находятся автоцистерны-бензовозы и прицеп-цистерна, предназначенные для налива бензина или дизельного топлива на заправочных пунктах сторонних организаций и транспортирование (доставку) вышеуказанных нефтепродуктов на ООО «Шушенская нефтебаза». Затем нефтепродукты сливаются в резервуары, расположенные на территории общества с целью их реализации сторонним организациям. Транспортирование автоцистерн осуществляется по утверждённым директором общества маршрутам перевозки опасных грузов. Данным протоколом зафиксировано, что по месту обнаружения (совершения) правонарушения – Горького, 57 а, в действиях общества обнаружены следующие нарушения требований промышленной безопасности: отсутствует разрешение (лицензия) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов относительно транспортирования воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определённых приложением №1 к закону «О промышленной безопасности производственных объектов», что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов от 12.08.2008 №599, пункта 2.3 ПБ 03-517-02 Правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утверждённых Постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 №61-А. О времени и месте составления протокола руководитель общества извещён уведомлением от 09.04.2012.

Зафиксированные в протоколе об административном правонарушении от 13.04.2012 №08/008/Юр/0977 обстоятельства явились основанием для обращения Енисейского управления Ростехнадзора в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Шушенская нефтебаза» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к следующим выводам.

В силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявление административного органа рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (статьи 202-206).

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административный орган просит привлечь общество к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 2 статьи 14.1 устанавливает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Таким образом, для доказывания объективной стороны правонарушения надлежит установить:

деяние в форме действия (осуществление деятельности),

факт отсутствия лицензии,

обязательность наличия лицензии.

Диспозиции указанной статьи является бланкетной и отсылает к нормам законодательства о лицензировании и законодательства, регулирующего отдельные виды деятельности.

Административный орган указывает, что обществом осуществлялась эксплуатация без лицензии взрывопожароопасного производственного объекта.

Согласно абзацу второму части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В пункте 2.3 Постановления Госгортехнадзора РФ от 18.10.2002 № 61-А «Об утверждении общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» указано, что организации обязаны иметь лицензии.

Пункт 28 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливал обязательность получения лицензии при  эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, в редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» - эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов; пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  (далее – Закон о лицензировании) также указывает, что лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов. В пунктах 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 12.08.2008 № 599 «Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов» (действовало в момент спорных отношений) указано на необходимость и порядок получения лицензии на хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определённых приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", и транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определённых приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Ранее эти отношения регулировались Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002  № 595 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 № 18 «О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов».

Таким образом, наличие лицензии необходимо при одновременном соблюдении следующих двух условий:

а) наличие у организации или индивидуального предпринимателя взрывопожароопасного производственного объекта;

б) выполнение на данном объекте определенных видов работ.

Общество имеет лицензию ВП-66-001320 согласно которой на взрывопожароопасном производственном объекте - площадке нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов (Красноярский край, Шушенский район, п. Ильичево, ул. Дачная, №15) им осуществляется деятельность в виде хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ. Сам факт наличия в распоряжении общества воспламеняющихся, горючих, взрывчатых веществ не оспаривается и доказан документами (паспорт).

На другие виды деятельности, осуществляемые на других объекта, либо на другой вид деятельности, осуществляемый на этом же объекте обществом лицензии не представлено, общество не отрицает, что других лицензий нет, полагает, что они не требуются.

Исходя из акта проверки от 13.04.2012 №07/0015/0977/2012, протокола об административном правонарушении от 13.04.2012 №08/008/Юр/0977, пояснений представителя административного органа, обществом допущено нарушение – эксплуатация без лицензии на осуществление транспортирования взрывопожароопасных веществ опасного производственного объекта – участка транспортирования опасных веществ» (пгт. Шушенское, ул. Горького, 57а).

Следовательно, административному органу следует доказать, что у общества имеется  взрывопожароопасный производственный объект и на этом объекте выполняются работы по транспортированию опасных веществ.

Административный орган указывает, что «Участок транспортирования опасных веществ» внесен в реестр, соответственно у общества имеется взрывопожароопасный производственный объект.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. В пункте 1 Приложения №1 указано, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.

В то же время, согласно части 2 этой же статьи, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» утверждены  Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

Пункт 2 данных правил указывает, что информация об объектах классифицируется также по следующим разделам:

а) признаки объектов, по которым они отнесены к опасным производственным объектам в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

б) виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

«Участок транспортирования опасных веществ» как опасный объект зарегистрирован обществом, согласно свидетельству о регистрации №А66-02453.

На момент регистрации Участок соответствовал признакам взрывоопасного производственного объекта, в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 № 131 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов».

Пунктом 3 данного приказа было установлено, что правильность проведения идентификации опасных производственных объектов проверяется в части:

- соблюдения общих требований к идентификации опасных производственных объектов, а также соответствия признаков опасности объекта и типа объекта критериям, предусмотренным Административным регламентом;

- соответствия наименования опасного производственного объекта наименованиям, предусмотренным Перечнем типовых видов опасных производственных объектов (приложение N 1);

- представления информации о видах деятельности, на осуществление которых требуются лицензии при эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- соответствия информации, связанной с идентификацией опасных производственных объектов, состав которых предусмотрен в приложении № 2.

В пункте 17 Приложения 1 к названному приказу указано, что опасный производственный объект, связанный с транспортировкой опасных грузов «участок транспортирования опасных веществ» идентифицируется по признаку транспортирования, описание данного признака дано в примечании <59>. Пункт <59> устанавливал, что в качестве «участка транспортирования опасных веществ» идентифицируется объект организации, в случае если она владеет на правах собственности или аренды одним из нижеперечисленных:

- ж/д путями или автодорогами необщего пользования для транспортирования опасных веществ (есть обслуживающая структура, собственная или нанимаемая);

- техническими средствами, в которых осуществляется транспортировка опасных веществ, в том числе по путям (дорогам) необщего пользования;

- техническими средствами, с помощью которых транспортируются опасные вещества, в том числе по путям (дорогам) необщего пользования.

Таким образом, для идентификации объекта в качестве «участка транспортирования опасных веществ» достаточно было наличия одного из указанных признаков. Поскольку общество владело бензовозами и прицепом, идентификация участка была осуществлена верно и участок обоснованно внесён в реестр. С данного момента у общества возникла обязанность по получению соответствующей лицензии.

Однако в настоящее время Приказ Ростехнадзора от 05.03.2008 № 131 утратил силу. Приказом  Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168 взамен него утверждены Требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Пункт 17 данных требований так же содержит указание, что в качестве «участка транспортирования опасных веществ» идентифицируется объект организации, по признаку транспортирования, описание данного признака дано в примечании <67>. Примечание закрепляет, что «участок транспортирования опасных веществ» - объект организации, в случае если она владеет на правах собственности или аренды или другом законном основании:

- путями (дорогами) необщего пользования для транспортирования опасных веществ;

- техническими средствами, предназначенными для транспортирования (перемещения) опасных веществ.

Таким образом, в настоящее время признаки «участка транспортирования опасных веществ» изменены законодателем, для идентификации объекта как «участка транспортирования опасных веществ» необходимо оба этих признака в совокупности, что подтверждается судебной практикой (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 №15АП-1396/2012).

Технические средства у общества имеются, в тоже время у общества отсутствуют дороги необщего пользования – доказательств обратного органом не представлено.

Между тем согласно пункту 9 Приложения № 8 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606, при идентификации надо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением.

Ссылка административного органа на то, что на основании договора аренды №33 от 05.01.2000 обществу передана подъездная дорога к нефтебазе (0,19 га), не подтверждает, во-первых, принадлежность этой дороги именно к рассматриваемому объекту, во-вторых, в силу действующего законодательства, передача части дороги в аренду не означает придание ей статуса дороги необщего пользования.

Статья 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет возможность нахождения дорог в различной собственности, в том числе и муниципальных образований, и частной. При этом дороги, находящиеся в чьей-либо собственности, могут быть как общего, так и необщего пользования – и в качестве таковых они подлежат включению в соответствующие реестры.  Сам факт наличия на них права собственности (пользования, как в данном случае) не делает дороги дорогами необщего пользования. Доказательств того, что переданная обществу дорога является дорогой необщего пользования, включена в соответствующий реестр, органом не представлено.

Таким образом, в настоящее время объект общества не отвечает признакам взрывоопасного производственного объекта. Следовательно, в настоящее время у него отсутствует и обязанность по получению лицензии. Деятельность без лицензии является длящимся административным правонарушением, которое может быть прекращено как фактически – в момент исполнения обществом соответствующей обязанности, так и юридически – в момент устранения такой обязанности.

Обязанность общества была прекращена в момент внесения изменений в законодательство, то есть в момент утраты принадлежащего ему объекта статуса взрывопожароопасного. Приказ  Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168 начал действовать с  23.09.2011 (по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» 12.09.2011).

Согласно статье 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Как уже было сказано, норма части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является бланкетной.

Следовательно, сужение диспозиции данной нормы, что имело место вследствие уменьшения числа объектов, подлежащих лицензированию – соответственно, за эксплуатацию которых может наступать ответственность, является улучшением положения лица, привлекаемого к ответственности. В таком случае, привлечение общества к ответственности неправомерно.

Привлечение общества к ответственности неправомерно и в силу иных причин.

Административным органом не доказано, что на участке «Участок транспортирования опасных веществ» осуществляется транспортирование таких веществ. Согласно представленным в материалы дела маршрутов перевозки опасного груза, утверждённые руководителем общества, в числе улиц, по которым последует транспортное средство, указано – п. Шушенское, ул. Горького, 57а (начальная точка). Окончание движения так же происходит в данной точке. В протоколе об административном правонарушении от 13.04.2012 №08/008/Юр/0977 указано что общество осуществляет транспортирование опасных веществ третьего класса опасности автомобильным транспортом - налив бензина или дизельного топлива на заправочных пунктах сторонних организаций и транспортирование (доставку) вышеуказанных нефтепродуктов на ООО «Шушенская нефтебаза». Затем нефтепродукты сливаются в резервуары, расположенные на территории общества с целью их реализации сторонним организациям. Транспортирование автоцистерн осуществляется по утверждённым директором общества маршрутам перевозки опасных грузов.

Таким образом, на территорию гаража автомобили возвращаются после слива взрывопожароопасных веществ в резервуары. Резервуары находятся на территории нефтебазы – то есть по адресу п. Ильичево, Дачная, 15. Следовательно, непосредственно по территории гаража транспортирование взрывопожароопасных веществ не осуществляется.

Как было указано,  пункт 9 Приложения № 8 Административного регламента, утвержденногоПриказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606, обязывает учитывать при идентификации, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.

Перевозка взрывопожароопасных веществ по дорогам общего пользования автомобильным транспортом осуществлялась в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», осуществляется в осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Обществом представлены документы, подвтерждающе соблюдение им порядка осуществления этой деятельности. Данная деятельность не регулируется нормами законодательства, устанавливающего порядок эксплуатации взрывопожароопасных объектов.

Таким образом, административным органом не установлено при проверке признаков эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта – транспортировки опасных веществ на объекте «Участок транспортирования опасных веществ», расположенный по адресу пгт. Шушенское, ул. Горького, 57а.

Довод административного органа, что правонарушение заключается так же в том, что обществом осуществлялось транспортирование опасных веществ по территории второго объекта – нефтебазы, при этом осмотр второго объекта не требовался, так как правонарушение выявлено им по документам, и транспортирование неизбежно осуществляется при хранении опасных веществ, судом не принимается, как не доказанный органом.

Исходя из подпунктов «а» и «б» пункта 1.3 Постановления Госгортехнадзора РФ от 18.10.2002 № 61-А «Об утверждении общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов», разделаются операции по «получению, хранению (сливу - наливу)… взрывоопасных или химически опасных веществ» и «транспортированию опасных веществ организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты». Следовательно, орган должен был доказать, что транспортирование на объекте «нефтебаза» действительно осуществляется.

Согласно пункту 2 Приказа Минприроды РФ от 30.07.2009 № 237 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов», исполнение административной процедуры по контролю за соблюдением лицензиатами при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов лицензионных требований и условий, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 10 настоящей статьи.

Проверка является выездной (статья 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), следовательно – подразумевает осмотр объектов. Ни акт, ни протокол не содержат доказательств транспортирования опасных веществ по территории нефтебазы. В протоколе об административном правонарушении от 13.04.2012 №08/008/Юр/0977 зафиксировано, что по месту обнаружения (совершения) правонарушения – Горького, 57 а, в действиях общества обнаружены следующие нарушения требований промышленной безопасности: отсутствует разрешение (лицензия).

Второй производственный объект – нефтебаза в п. Ильичево, Дачная, 15, административным органом не проверялся. Распоряжение №977-р от 01.03.2012 выдано для проведения проверки в отношении опасного производственного объекта – участка транспортирования опасных веществ, расположенного по адресу 662711, Красноярский край, Шушенский район, ул. Горького, 57а. При этом пункт 4 части 2 статьи 20 названного закона относит проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя к грубым нарушениям порядка проведения проверки. Исходя из акта проверки, место расположения проверяемого объекта – участок транспортирования опасных веществ.

Из иных документов, представленных в материалы дела (заключение экспертизы промышленной безопасности на документы, связанные с эксплуатацией взрывопожароопасного производственного объекта (площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов) на ООО «Шушенская нефтебаза» Минусинское ОСБ №181/045 п.г.т. Шушенское Красноярского края СЭ.38.1.05.039.2011, рег. № 66-ИД-55117-2011, составленное ООО Научно-производственным предприятием «СибЭРА») так же не содержат указания на то, что обществом осуществляется транспортировка опасных веществ по территории нефтебазы.

Довод административного органа о том, что данное заключение не содержит установления признаков транспортировки опасных веществ по территории нефтебазы постольку, поскольку общество обращаясь за лицензией на хранение, не указывало, что им будет осуществляться и этот виде деятельности, а значит, данный вопрос и не ставился перед экспертами, не устраняет того факта, что заключение не содержит указания на то, что обществом осуществляется транспортировка опасных веществ по территории нефтебазы. Кроме того, согласно Постановлению Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 8 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности», Постановлению Госгортехнадзора РФ от 06.11.1998 № 64 «Об утверждении Правил проведения экспертизы промышленной безопасности», пункту 7.3 Постановления Госгортехнадзора РФ от 18.10.2002 № 61-А «Об утверждении общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов», экспертизе подлежат именно объекты – осуществляется оценка их соответствия требованиям промышленной безопасности.

Таким образом, в рамках настоящего спора административный орган не представил доказательств того, что обществом осуществляется транспортирование взрыпожароопасных веществ на территории нефтебазы, доводы органа носят характер предположения и не подтверждены документально, так как обследование объекта и установление признаков осуществления данной деятельности предметом проверки не являлось.

Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Представленные административным органом доказательства не позволяют установить наличие состава административного правонарушения в действиях общества. Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения.

При таких условиях отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности. Решение суда первой инстанции является неверным и подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.

Нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Налогового кодекса Российской Федерации  не предусмотрена оплата государственной пошлины по данной категории дел.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение   Арбитражного   суда    Красноярского края   от   «05»   июля  2012    года по делу № А33-5883/2012 отменить.

Принять новый судебный акт.

В удовлетворении заявления отказать, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Председательствующий

Н.А. Морозова

Судьи:

Г.Н. Борисов

О.А. Иванцова