ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-344/14 от 11.02.2014 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 февраля 2014 года

Дело №

г. Красноярск

А74-2509/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2014 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Петровской О.В.,

судей: Бутиной И.Н., Юдина Д.В.,

секретаря судебного заседания Грищенко Ю.А.,

при участии:

от прокурора Республики Хакасия: по поручению от 04.02.2014 Марченко И.В., служебное удостоверение ТО № 128069,

от общества с ограниченной ответственностью «Ширинская Сервисная Компания»: Даниленко П.В., представителя по доверенности от 21.12.2013,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ширинская сервисная компания»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от 16 декабря 2013 года по делу № А74-2509/2013, принятое судьей Кобыляцкой Н.Н.,

установил:

Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район (ИНН 1911000840, ОГРН 1031900881121) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ширинская Сервисная Компания» (ИНН 1911006224, ОГРН 1051903004724) о понуждении устранить недостатки, выявленные при строительстве двухквартирного жилого дома для педагогов в с.Шира, ул. Аэропортная, 1 определёнными способами.

Прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия в интересах муниципального образования Ширинский район обратился с иском к Управлению образования муниципального образования Ширинский район, обществу с ограниченной ответственностью «Ширинская Сервисная Компания»:

о признании недействительным заказа, размещённого путём открытого аукциона в электронной форме от 17.05.2011 на выполнение работ по строительству одного двухквартирного дома для педагогов в с. Шира (заказ № 0380300037311000009);

о признании недействительным в силу ничтожности муниципального контракта от 20.06.2011 № 6-с/п;

- о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде двусторонней реституции: обязать общество с ограниченной ответственностью «Ширинская Сервисная Компания» вернуть Управлению образования муниципального образования Ширинский район денежные средства в сумме 1 980 846 рублей; обязать Управление образования муниципального образования Ширинский район вернуть обществу с ограниченной ответственностью «Ширинская Сервисная Компания» двухквартирный дом, расположенный по адресу: Ширинский район, с. Шира, ул. Аэропортная, 1.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17.06.2013 указанные иски объединены в одно производство.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, Палкина Анна Александровна, Дробкова Ольга Сергеевна, Хакасское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 декабря 2013 года в удовлетворении иска Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район отказано, иск прокурора удовлетворен полностью.

Не согласившись с указанным судебным актом в части удовлетворения требований Прокурора, общество с ограниченной ответственностью «Ширинская Сервисная Компания» обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Ответчик считает, что судом не рассмотрено его заявление о пропуске истцом срока исковой давности, неправомерно отклонен довод о том, что работы, в отношении которых заключен контракт, не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могли выполняться без свидетельства о допуске к таким работам, права иных лиц, занимающихся строительством, не могут быть восстановлены, поскольку контракт исполнен, ненадлежащее качество работ истцом не доказано.

Прокурор Республики Хакасия, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия представили отзывы, в которых отклонили доводы апелляционной жалобы, считая решение в обжалуемой части законным и обоснованным.

В отзыве Прокурор Республики Хакасия поддержал выводы, изложенные в обжалуемом решении, указал, что строительство произведено недопустимыми нарушениями, что повлекло нарушение публичных интересов Муниципального образования Ширинский район. Нарушение положений закона о размещении заказов не препятствует обращению с иском о признании сделки ничтожной. Срок исковой давности составляет три года, не является пропущенным. Последствия недействительности сделки применены правильно, так как не представлено доказательств невозможности возвратить все полученное по сделке.

Палкина Анна Александровна, Дробкова Ольга Сергеевна в своем отзыве на апелляционную жалобу указали, что построенный ответчиком дом ненадлежащего качества, возведен с нарушением строительных норм и правил, что подтверждается исследованиями и заключениями. Обжалуемое решение после его вступления в силу будет являться основанием для расторжения договора социального найма, заключенного с указанными гражданами. Дом не пригоден для проживания, нарушаются права физических лиц.

От материального истца по делу отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 января 2014 года апелляционная жалоба ответчика принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 11 февраля 2014 года.

В судебное заседание представители Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район не прибыли.

Материалами дела подтверждается надлежащее извещение истцом и третьих лиц о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.

Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась сторонам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 22.01.2014.

При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает указанных лиц надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов апелляционной жалобы и отсутствия возражений лиц, участвующих деле, предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции является решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований прокурора о признании недействительными в силу ничтожности муниципального заказа и заключённого на его основе муниципального контракта №6-с/п от 20.06.2011, а также в части применения последствий недействительности.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

Управлением образования администрации муниципального образования Ширинский район на электронной площадке объявлен аукцион на выполнение работ по строительству двухквартирного дома для педагогов в с.Шира с датой его проведения 02.06.2011 (л.д.157 т.1).

В пункте 1.9 информационной карты аукциона (л.д. 128 т.1) установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по её заполнению, среди которых участникам размещения заказа предложено представить в составе заявки копию свидетельства саморегулируемой организации о допуске на выполнение видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства: 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций 17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных. 17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев.

Победитель торгов обладал свидетельством о допуске к работам, указанным в пункте
 1.9 информационной карты (л.д. 90-92 т.2). Среди перечня видов работ, на выполнение
 которых ответчик имел допуск, отсутствовала группа работ по пункту 33 Перечня,
 утверждённого приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 №624,
 связанному с организацией строительства, в частности, жилищно-гражданского строительства - 33.3.

На основании протокола подведения итогов открытого аукциона от 06.06.2011 (т.2 л.д. 94) между Управлением образования администрации муниципального образования Ширинский район (заказчиком) и победителем аукциона обществом с ограниченной ответственностью «Ширинская Сервисная Компания» (подрядчиком) заключён муниципальный контракт от 20.06.2011 №6-с/п, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить своим иждивением из своих материалов работы по строительству одного 2-х квартирного дома для педагогов в с.Шира и сдать результат выполненных работ заказчику, а заказчик обязался принять результат работ и оплатить его (л.д. 21-24 т.1).

Разделом 2 контракта предусмотрены стоимость работ и порядок оплаты выполненных работ. Общая стоимость работ согласована в размере 1 980 846 рублей, оплата производится в течение 20 календарных дел после подписания акта (КС-2) и справки (КС-3).

В соответствии с пунктом 1.3 контракта стороны согласовали срок выполнения работ: с 22.06.2011 по 20.09.2011.

Актом (КС-2) от 21.11.2011 на общую сумму 1 980 846 рублей работы приняты заказчиком без замечаний по объёму и качеству (л.д. 25-39 т.1).

Платёжным поручением от 02.12.2011 №1570153 Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район уплатило обществу с ограниченной ответственностью «Ширинская Сервисная Компания» 1 980 846 рублей по муниципальному контракту от 20.06.2011 №6-с/п (т.2 л.д. 3).

Муниципальное образование Ширинский район в лице отдела архитектуры администрации муниципального образования Ширинский район после выполнения строительства выдало разрешение на строительство 05.12.2011 и через три дня -08.12.2011 - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №1911-90 (л.д. 18-21 т.2).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию утверждено постановлением администрации муниципального образования Ширинский район от 12.12.2011 №2524, свидетельствами от 16.12.2011 №19АА399972 подтверждается регистрация права муниципальной собственности на обе квартиры в спорном доме (л.д.4,5 т.2).

19.04.2012 Дробкова (Каменева) О.С. и Палкина А.А., которым предназначены квартиры в спорном доме, обратились в антимонопольную службу и прокуратуру, в результате чего получили от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия заключение о допущенных при размещении государственного заказа нарушениях законодательства (л.д.37 т.2).

Актом от 09.11.2012 обследования помещения жилого 2-х квартирного дома №1 (л.д. 63-66 т.1) межведомственной комиссией сделано заключение о пригодности жилого дома для проживания, отражены недостатки работ и рекомендации для их устранения подрядчиком.

Актом от 15.11.2012 №273 Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (л.д. 47-48 т.2) в порядке осуществления государственного контроля установлены нарушения в строительстве и утверждён график устранения некачественно выполненных работ с максимальным сроком до 10.06.2012 (т.2 л.д. 55).

В адрес общества с ограниченной ответственностью «Ширинская Сервисная Компания» прокуратура Ширинского района вынесла представление об устранении допущенных нарушений, в ответе на которое 16.11.2012 общество с ограниченной ответственностью «Ширинская Сервисная Компания» признало нарушения закона и сообщило о том, что им получено свидетельство о допуске к работам по жилищно-гражданскому строительству, приложив к ответу копию соответствующего свидетельства (л.д.6-9,36,т.2).

По факту обращения граждан Дробковой О.С. (на момент обращения - Каменевой) и Палкиной А.А. Государственной жилищной инспекцией Республики Хакасия в порядке государственного контроля проведена проверка объекта и в ходе визуального обследования спорного дома выявлены многочисленные нарушения федерального строительного законодательства, допущенные при его строительстве, на что указано в переписке с гражданками (л.д.43-46 т.2) и акте проверки №273 от 15.11.2012 (л.д. 47, 48 т.2).

Среди выявленных нарушений перечислены такие, которые и без соответствующего заключения специалиста свидетельствуют об угрозе жизни и здоровью граждан: отсутствие вентиляции в кухнях квартир, раскрашивание фундамента при механическом воздействии, отсутствует непосредственное опирание лаг дощатого пола на часть кирпичных стульчиков, частичное разрушение кирпичной кладки у отдельных подпорных стульчиков, недостатки в герметичности кровли и тепловой защите здания, отсутствие системы горячего водоснабжения и т.п.

Практически эти же нарушения и недостатки ранее выявлены в ходе исследования качества выполненных работ обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки и аудита» от 22.10.2012 (л.д.57-66 т.2), которым в заключении сделаны выводы, в том числе о неизвестных составляющих бетона, заложенного в фундамент дома, и о несоответствии его проектной марке.

Актом комиссионного обследования спорного жилого дома от 09. 11.2012 муниципальным образованием Ширинский район он признан пригодным для проживания с выводом о том, что все несущие и ограждающие конструкции дома находятся в хорошем состоянии (л.д. 49-55 т.2). При этом сторонами согласован график устранения недостатков в срок до 25.01.2013 (л.д.56 т.2).

Ссылки в акте и графике на документ, которым помимо самого акта установлены недостатки и каким способом, отсутствуют.

При повторном обследовании дома 05.06.2013 муниципальной межведомственной комиссией подтверждена его пригодность для проживания с выводами об устранении недостатков, указанных в акте от 09.11.2013 и графике.

Экспертиза общества с ограниченной ответственностью «Центр оценки и аудита», проведённая в рамках уголовного дела в период с 16.07.2013 по 09.10.2013 с обследованием спорного объекта, подтвердила наличие недостатков, ранее отражённых в заключении от 22.10.2012 (л.д. 57 – 66 т.2).

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица. Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, до принятия решения судом первой инстанции ответчиком заявлено об истечении срока исковой давности по требованиям, заявленным прокурором.

Согласно пункту 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Учитывая, что торги оспариваются по правилам оспоримости сделок, то к требованию о признании торгов недействительными подлежит применению пункт 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающий срок исковой давности по требованию о признании недействительной оспоримой сделки – один год. Течение указанного срока начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 8 Постановления от 23 марта 2012 года № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», при рассмотрении исков прокурора о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки необходимо исходить из того, что начало течения срока исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства таким же образом, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.

Поскольку прокурором предъявлен настоящий иск в интересах муниципального образования в лице администрации, то начало течения срока исковой давности по предъявленному прокурором требованию о признании торгов недействительными должно определяться таким же образом, как если бы за судебной защитой обратилось само муниципальное образование.

Поскольку в силу статьи 5 Федерального закона №94-ФЗ размещение заказа заканчивается заключением контракта, муниципальное образование должно было узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной, не позднее заключения муниципального контракта, то есть не позднее 20.06.2011.

Следовательно, срок исковой давности по требованию прокурора о признании оспоримой сделки недействительной истек 20.06.2012. Более года прошло также с момента обращения граждан в прокуратуру 19.04.2012, прежде чем прокурор обратился с иском в суд 24.05.2013.

Апелляционный суд отклоняет довод прокурора о том, что срок исковой давности по заявленному им требованию о применении последствий недействительности сделки составляет три года.

Действительно, рассмотрение требования о признании торгов недействительными по правилам, установленным для признания недействительной оспоримой сделки, не влечет автоматического вывода о том, что договор, заключенный по результатам таких торгов также обязательно следует считать оспоримым, поскольку не исключена возможность, когда сам договор независимо от действительности торгов может противоречить действующему законодательству, что в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет его недействительность по признаку ничтожности. Данная позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в пункте 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101, согласно которой сделка, заключенная в нарушение требований закона, является ничтожной независимо от того, имеются ли основания для признания недействительными самих торгов.

Вместе с тем, основанием заявленного прокурором иска являются нарушения правил размещения заказа, то есть правил проведения торгов. При этом оснований ничтожности контракта от 20.06.2011 прокурором не приведено, недостатки результата работ, выполненных подрядчиком, не являются основанием для признания контракта недействительным, что исключает в данном случае вывод о возможности применения трехлетнего срока исковой давности.

Поскольку с соответствующим иском прокурор обратился в арбитражный суд 24.05.2013, что подтверждается отметкой суда первой инстанции на исковом заявлении (л. д. 99 т.1), срок исковой давности им пропущен, данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 № 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).

Апелляционный суд отклоняет довод прокурора о том, что конкурсная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку не включено требование о наличии у строительной организации допуска к работам, предусмотренным пунктом 33.3 Перечня, утвержденного приказом Минрегиона России от 30.12.2009 №624, в связи с чем работы для муниципального образования выполнены некачественно.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ установлено, что размещение заказа может осуществляться путём проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 41.1 названного Закона под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном главой 3.1 данного Закона.

В соответствии с частью 5 статьи 41.6 Закона № 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду со сведениями, предусмотренными частью 3 и 4 этой статьи должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 этого закона.

Объектом аукциона является выполнение работ по строительству одного двухквартирного дома (л. д. 127 т. 1).

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющим выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 №624.

Пунктом 2 данного Приказа установлено, что данный Перечень не включает в себя виды работ по строительству в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей).

Предмет оспариваемого аукциона имеет признаки объекта, для строительства которого не требуется выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей).

Таким образом, законодательством не установлено требование в отношении работ, предусмотренных конкурсной документацией, о том, чтобы выполняющее их лицо имело выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Поэтому отсутствие в конкурсной документации требования о наличии свидетельства о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не является нарушением Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что действительность торгов по заявленному основанию прокурором не оспорена.

Кроме того, лицо, обратившееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.

Нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства», определение ВАС-15646/08).

Из материалов дела следует, что муниципальный контракт, заключенный по итогам оспариваемых торгов, исполнен – муниципальное образование приняло результат работ, оплатило их стоимость, право собственности на построенный объект зарегистрировано за муниципальным образованием.

В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе   или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В силу части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Объект недвижимости создан для муниципального образования, право собственности на него возникло изначально у заказчика в силу части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, объект никогда не был собственностью подрядчика, поэтому не может быть возвращен в его собственность в порядке применения двусторонней реституции.

Возврат построенного объекта подрядчику не является возвращением полученного по сделке, поскольку предметом обязательства подрядчика являлось выполнение работ, а не отчуждение объекта недвижимости в собственность заказчика.

В силу пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации последствием применения реституции в отношении полученного заказчиком будет являться выплата заказчиком подрядчику стоимости работ, вместе с тем, в применении данного последствия истец не заинтересован, что следует из предмета иска.

Учитывая, что приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке невозможно, истец не обосновал, каким образом удовлетворение настоящего иска может восстановить права муниципального образования, предмет иска, заявленного истцом, и способ защиты нарушенного права не соответствуют основанию иска, обстоятельствам и характеру нарушений его права, иск удовлетворению не подлежит.

Ненадлежащее качество работ, выполненных подрядчиком, не является самостоятельным основанием требования прокурора о возврате 1 980 846 рублей, поэтому у апелляционного суда отсутствуют основания для исследования обстоятельств, позволяющих заказчику отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков в сумме цены контракта (пункт 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доводы третьих о ненадлежащем качестве построенных объектов, не пригодны для проживания, в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть учтены, исследованы и оценены судом апелляционной инстанции, поскольку, как указано выше, решение проверено лишь в части удовлетворения требований прокурора о признании недействительными в силу ничтожности муниципального заказа и заключённого на его основе муниципального контракта №6-с/п от 20.06.2011, а также в части применения последствий недействительности. При этом недостатки работ не могут быть положены в основу признания недействительным заказа и применения последствий недействительности сделок.

Вместе с тем, доводы указанных лиц могут быть положены основу отдельных судебных разбирательств, в том числе по искам об устранении недостатков, взыскании убытков, признании строительства самовольным, в том числе по мотиву существенного нарушения градостроительных и строительных норм и правил, о сносе самовольного строительства (статья 723 Гражданского кодекса Российской Федерации , пункты 22, 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований следует отменить на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца, который от ее уплаты освобожден в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 декабря 2013 года по делу № А74-2509/2013 в обжалуемой части отменить. В указанной части принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении исковых требований Прокурора Республики Хакасия отказать.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

О.В. Петровская

Судьи:

И.Н. Бутина

Д.В. Юдин