ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
июля 2019 года | Дело № | А33-22999/2018 |
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьева О.Ю.,
судей: Споткай Л.Е., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии: от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства»: ФИО2, представителя по доверенности от 20.02.2019 № 2,
от истца - публичного акционерного общества «Юнипро»: ФИО3, представителя по доверенности от 19.06.2019 № 232,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (ИНН <***>,
ОГРН <***>), публичного акционерного общества «Юнипро» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 24 апреля 2019 года по делу № А33-22999/2018, принятое судьёй ФИО4,
установил:
публичное акционерное общество«Юнипро» (далее – истец, ПАО «Юнипро») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ответчик, ООО «ПЖКХ») о взыскании 1 821 349 рублей 26 копеек задолженности по оплате поставленной тепловой энергии в горячей воде по договору на поставку тепловой энергии в горячей воде (в целях содержания ОДИ в МКД) от 01.03.2017
№ 130-907/ОДН за период с 01.06.2017 по 30.06.2018.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.04.2019 исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с ООО «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» в пользу ПАО «Юнипро» 1 306 088 рублей 07 копеек долга, 22 382 рубля
82 копейки судебных расходов на оплату госпошлины. В удовлетворении исковых требований в остальной сумме отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец и ответчик обратились с апелляционными жалобами в Третий арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе истец указал, что действующее законодательство не содержит норм, обязывающих ресурсоснабжающую организацию при расчетах с управляющими компаниями учитывать объем ресурса, потребленного на общедомовые нужды, принявшие «отрицательное» значение; судом первой инстанции не дана оценка доводу истца о невозможности осуществить правильным образом расчет между сторонами ввиду отсутствия утвержденной формулы. В решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 по делу № АКПИ18-386 сделан вывод об уменьшении объемов ресурсов в последующих периодах, что тоже совершено неверно, поскольку при смене тарифа в следующем периоде, уменьшение объема приведет к денежному дисбалансу стоимости объемов. Вместе с тем, данное обстоятельство не нашло свое отражение, ни в указанном решении Верховного Суда Российской Федерации, ни в обжалуемом решении суда первой инстанции. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к несогласию с уточненным расчетом истца в части касающейся применения повышающего коэффициента. Более подробно позиция ответчика изложена в апелляционной жалобе.
Истец и ответчик представили отзывы на апелляционные жалобы друг друга.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 апелляционные жалобы приняты к производству, судебное заседание назначено
на 17.07.2019.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы своей апелляционной жалобы. Просит решение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Представитель ответчика поддержал доводы своей апелляционной жалобы. Просит решение отменить в части увеличения суммы исковых требований за счет исключения повышающего коэффициента из объема индивидуального потребления.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалоб в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в лице филиала «Березовская ГРЭС» осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения, водоотведения на территории города Шарыпово и Шарыповского района Красноярского края, является ресурсоснабжающей организацией по поставке горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома № 1, 1 А, 2, 2А, 11Б, 18, 18А, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 30, 31, 43, 52, 53, 101/1, 101/2, 101/3, 154, 155, 155/1, 156, 162, 163 и 164 микрорайона Пионерный, а также многоквартирных домов № 3, 4, 5, 30, 31, 40 и 40А микрорайона Северный, г. Шарыпово, Красноярского края, находящийся в управлении ответчиком.
Факт управления указанными многоквартирными домами ответчиком не оспаривается.
В целях предоставления коммунальной услуги потребляемой при содержании общего имущества многоквартирных домов, между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель) заключен договор на поставку тепловой энергии в горячей воде (в целях содержания ОДИ в МКД) от 01.03.2017 № 130-907/ОДН с учетом протокола разногласий от 03.05.2017, протокола согласования разногласий от 15.05.2017 (далее – договор) (т.1 л.д.28-46).
В соответствии с пунктом 2.1. договора истец обязуется обеспечить поставку коммунального ресурса, потребляемого при содержании общедомового имущества, а ответчик обязуется оплачивать поставленный коммунальный ресурс, обеспечить безопасность, находящихся в его ведении внутридомовых инженерных систем, соблюдать режим потребления коммунального ресурса.
На основании п. 2.3. договора определен перечень объектов (спорных многоквартирных домов) исполнителя, на которые осуществляется подача коммунального ресурса, закреплен в приложении 1 к договору (в редакции протокола разногласий от 03.05.2017).
Разделом 6 договора стороны определили порядок определения объема поставленного коммунального ресурса; на основании пункта 6.1. договора расчетный объем определяется ежемесячно по каждому объекту (многоквартирному дому); в соответствии с пунктом 6.2. договора расчетные объемы определяются в соответствии с порядком определения объемов коммунального ресурса, установленными Правилами
№ 124, в том числе исходя из показаний установленных общедомовых приборов учета, а также с использованием действующих нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном порядке.
Из материалов дела (акты ввода приборов учета в эксплуатацию/вывода приборов учета из эксплуатации) следует, что многоквартирные дома, расположенные по следующим адресам: № 1, № 1А, № 2, № 2А, № 11 Б, № 18, № 18А, № 19, № 21, № 22,
№ 24, № 25, № 26, № 30, № 31, № 43, № 52, № 53, № 101/1, № 101/3, № 154, № 155,
№ 155/1, № 156, № 162, № 163, № 164 микрорайона Пионерный, № 3, № 4, № 5, № 30,
№ 31, № 40, № 40А микрорайона Северный оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии (т.1 л.д.47-93).
В период с 01.06.2017 по 30.06.2018 истец поставлял ответчику тепловую энергию и теплоноситель на общедомовые нужды в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика.
Стоимость тепловой энергии и теплоносителя определена в соответствии с приказами РЭК Красноярского края от 19.12.2014 № 435-п, от 14.12.2017 № 392-п (т.3 л.д.59-62).
Из пояснений истца следует, что поскольку все многоквартирные дома ответчика оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальный ресурс, потребленный в целях содержания общедомового имущества, определялся исходя из показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии и объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенного расчетным методом.
Для оплаты поставленной в спорный период тепловой энергии и теплоносителя истец выставил ответчику соответствующие счет-фактуры (представлены в материалы дела)
(т.3 л.д.44-56).
Согласно расчету истца задолженность ответчика перед истцом с учетом произведенных оплат в размере 229 890 рублей 59 копеек за поставленную в период с 01.06.2017 по 30.06.2018 тепловую энергию и теплоноситель составляет 1 821 349 рублей 26 копеек.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате потребленной тепловой энергии и теплоносителя на общедомовые нужды, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, и частично удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из того, что спорные правоотношения, вытекают из договора энергоснабжения и регулируются нормами § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 7 которой собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В пункте 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2017 года изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных домах.
Соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124).
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги, исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Исходя из изложенных норм, в каждом многоквартирном доме плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится следующим образом:
- или в составе платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в течение периода времени, когда многоквартирный дом будет находиться без управления управляющей организацией, товариществом, кооперативом (часть 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 40 Правил № 354);
- или в составе платы за содержание жилого помещения, включающей плату за
коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества (части 1, статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 29, 31, 33, подпункт «л» пункта 11 Правил № 491).
При этом виды коммунальных ресурсов, плата за которые включается в плату за содержание жилого помещения, определяются видами коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества, что непосредственно связано с видами коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества, предоставление которых возможно в многоквартирном доме, если такой многоквартирный дом окажется без управления управляющей организации, товарищества, кооператива.
Порядок предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме, виды коммунальных услуг, в том числе возможность их предоставления и определения их объемов, установлены Правительством Российской Федерации в Правилах № 354.
На основании Правил № 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителям в многоквартирном доме, указаны в пункте 4 Правил № 354, к числу которых относится холодное водоснабжение.
С учетом изменений, внесенных в пункты 2, 4 Правил № 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях установленных Правилами № 354.
Согласно пункту 31 Правил № 354 управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящимся в управлении такой организации.
В силу пункта 40 Правил № 354 потребители в каждом многоквартирном доме вносят плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом, нежилом помещении, а в многоквартирном доме, в котором выбран непосредственный способ управления, или способ управления не выбран или не реализован, - дополнительно плату за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества, вносится потребителями в указанных многоквартирных домах одновременно с платой за коммунальные услуги, потребленные в жилых, нежилых помещениях.
Под конструктивными особенностями многоквартирного дома, предусматривающими возможность потребления коммунальных услуг при содержании общего имущества, понимается степень благоустройства многоквартирного дома, определяемая наличием внутридомовых инженерных систем, с использованием которых обеспечивается предоставление потребителям коммунальных услуг соответствующего вида в жилые, нежилые помещения многоквартирного дома и коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 44, 48 Правил № 354 плата за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, - исходя из объемов коммунальных ресурсов, определяемых в зависимости от фактического потребления коммунальных ресурсов, но не выше нормативов потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме, если иное решение не будет принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета коммунального ресурса, - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 16 Правил № 491 определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 29 Правил № 491 при выполнении в многоквартирном доме перечня работ, услуг, превышающих минимальный перечень, общим собранием собственников может быть принято решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы, определенных из расчета их объемов, превышающих нормативы потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Соответствующие изменения с 01.01.2017 внесены также в пункты 1, 2 Правил № 124, устанавливающие предмет договора ресурсоснабжения и предусматривающие понятие «коммунальный ресурс», под которым понимаются в том числе: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения в целях содержания общего имущества.
В соответствии с пунктами 21, 21.1 Правил № 124 к обязанностям управляющей организации, товарищества, кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом относится заключение с ресурсоснабжающими организациями договора ресурсоснабжения на покупку коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме для предоставления коммунальных услуг и (или) в целях их потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Объем приобретаемых коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, подлежит определению, исходя из разницы в объёмах коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета, и потребленных в жилых и нежилых помещениях такого многоквартирного дома, а при подаче коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета, - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
Следовательно, Правила № 124 не устанавливают исключения для управляющей организации, товарищества, кооператива обязанности в части приобретения по договору ресурсоснабжения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
Подпунктами «а», «б», «в», «в.2», «г» пункта 21, подпунктами «а», «б», «в» пункта 21.1 Правил № 124 предусмотрено, что управляющая организация, товарищество, кооперативы, управляющие многоквартирными домами, обязаны приобретать коммунальные ресурсы, поставляемые в многоквартирный дом, в части объемов соответствующих коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, или в составе общего объема коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирный дом, или отдельно от объема коммунальных ресурсов, используемых в многоквартирном доме для предоставления ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома. В указанных случаях виды коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в каждом многоквартирном доме, определяются видами коммунальных услуг, предоставляемых в жилые и нежилые помещения в таком многоквартирном доме.
При этом порядок определения соответствующих расходов для управляющих организаций, товариществ, кооперативов свидетельствует о том, что при управлении ими многоквартирным домом коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в таких домах, определяются соответственно видам коммунальных ресурсов, поставляемых в них в целях предоставления коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения.
Таким образом, по общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчету за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 № 310-КГ14-8259.
Факт поставки тепловой энергии и теплоносителя подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается ответчиком.
Действующее в спорный период законодательное регулирование в сфере жилищного законодательства не исключает обязанность управляющей организации оплачивать спорный объем, независимо от наличия либо отсутствия между истцом и ответчиком договора на поставку коммунального ресурса (электроснабжения), используемого в целях содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных жилых домах.
Отклоняя довод ответчика о том, что истцом неверно произведен перерасчет потребителям за коммунальные услуги, за период свыше 6 месяцев, суд первой инстанции обоснованно указал, что перерасчет произведен истцом в связи с изменением численности зарегистрированных в жилых помещениях, передачей показаний индивидуальных приборов учета собственниками помещений и показаний индивидуальных приборов учетов, снятых исполнителем в ходе проверки.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии сданными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Разделом VII Правил № 354 регламентирован порядок учета коммунальных ресурсов с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний. Пунктом 80 Правил № 354 предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом доме или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Кроме того, в соответствии с пунктом 61 Правил № 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Таким образом, по общему правилу, размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с применением показаний индивидуальных (комнатных или квартирных) и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги, исходя из нормативов их потребления.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции, обоснованно указал, что при предоставлении потребителем показаний приборов учета, проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний, показания индивидуальных приборов учета должны быть приняты к расчету.
Отклоняя довод ответчика о необходимости учета переданных потребителем показаний как начальных показаний индивидуальных приборов учета, применяемых для определения размера платы в расчетном периоде, следующем за периодом в котором потребитель передал показания, суд первой инстанции правомерно указал на противоречие данного довода, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку возложение на потребителя обязанности по оплате поставленного ресурса в большем объеме, чем предусмотрено действующим законодательством - неправомерно.
Кроме того, в действующем законодательстве не предусмотрено временного ограничения, по истечении которого потребителю может быть отказано в перерасчете фактического потребления.
Удовлетворяя иск частично, арбитражный суд исходил из необходимости корректировки в отношении каждого дома с учетом отрицательных значений объема коммунального ресурса.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда в силу следующего.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением от 26.12.2016 № 1498, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
С учетом изложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Суд первой инстанции, соглашаясь с доводом ответчика, в части неверного расчета истцом задолженности в связи с неприменением уменьшения объема обязательств потребителей по оплате коммунального ресурса, потребленного на ОДН, на объем коммунального ресурса, принявшего «отрицательное» значение, обоснованно исходил из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 20.06.2018 по делу № АКПИ18-386.
Из позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в указанном решении следует, что в силу пункта 21 (1) Правил № 124 при заключении договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, не являющимися исполнителями коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация и исполнитель обязаны руководствоваться общим порядком заключения договоров с учетом специальных правил определения объема коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД.
Согласно подпункту «а» пункта 21 (1) Правил № 124 при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги и договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 Правил № 124, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества МКД, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае, если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Положения подпункта «а» пункта21(1) Правил № 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина этого объема, подлежащего оплате потребителями в МКД за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
Абзац четвертый пункта 25 Правил № 124 предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта.
В случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Таким образом, из вышеизложенной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации следует, что в случае превышения показателя объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями, над объемом коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, ресурсоснабжающая организация должна в последующих периодах учитывать указанную разницу путем уменьшения объема ресурса на отрицательный показатель.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции вывод суда первой инстанции о наличии у истца в расчетах с исполнителем обязанности учитывать отрицательные значения объема коммунального ресурса является верным.
Доводы апелляционной жалобы направленные на переоценку правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном выше решении отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие положениям статьи 16 КАС РФ.
Довод апелляционной жалобы о невозможности осуществить правильным образом расчет между сторонами ввиду отсутствия утвержденной формулы и возникновении денежного дисбаланса стоимости объемов отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в приведенных выше нормативных правовых актах законодателем установлен алгоритм определения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения, не может рассматриваться как нарушающий права истца.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
Ответчик, возражая относительно представленного истцом расчета задолженности, с учетом минусовых объемов потребления тепловой энергии и теплоносителя на ОДН, согласно которого размер задолженности (с учетом произведенных оплат ответчиком) составил 1 306 088 рублей 07 копеек, указал на то, что истцом не применен повышающих коэффициент 1,5.
Рассмотрев возражения ответчика, суд первой инстанции, пришел к следующему.
Применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что следует из пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При этом средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, исполнитель коммунальных услуг обязан направлять на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (подпункт «у(1)» пункта 31 Правил № 354).
Как разъяснено в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04 и от 02.06.2017
№ 19506-00/04, применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги. Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации.
Указанная позиция Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.04.2017 № 60-АПП7-6, в котором Верховный Суд Российской Федерации также указал на то, что применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета. При этом увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, объем коммунального ресурса, поставляемый по договору ресурсоснабжения за расчетный период в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета (ОДПУ), в соответствии с подпунктом «а» пункта 21, подпунктом «а» пункта 21(1) Правил № 124 определяется по показаниям ОДПУ, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей «повышенных» или «базовых» нормативов, соответственно объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса не учитывает применение в отношении потребителей «повышенного» норматива.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно частично удовлетворил требование истца в размере 1 306 088 рублей 07 копеек.
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалоб дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционных жалоб судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционные жалобы по изложенным в них доводам удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 апреля 2019 года по делу
№ А33-22999/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий | О.Ю. Парфентьева |
Судьи: | Л.Е. Споткай Ю.В. Хабибулина |