ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-3816/2015 от 10.08.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

августа 2015 года

Дело №

А33-12862/2014

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен          17 августа 2015 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  - Ишутиной О.В.,

судей: Бабенко А.Н., Магда О.В.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Егоровой Е.В., 

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»: Корнеевой М.В. - представителя по доверенности от 05.08.2015
№ 134/15,

от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»: Цимерманн М.А. - представителя по доверенности от 24.12.2013
№ 122Н/126,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 02 июня 2015 года по делу № А33-12862/2014, принятое судьей Медведевой О.И.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (ИНН 2466114215, ОГРН 1032402976870, далее –                   ООО «КрасКом», истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее –                               ОАО «МРСК Сибири», ответчик, заявитель, податель жалобы) об обязании заключить договор об осуществлении технологического присоединения на условиях общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс».

Определением от 15.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено закрытое акционерное общество «Ритейл Парк-3» (далее –                 ЗАО «Ритейл Парк-3»).

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции принято уточнение исковых требований истцом, согласно которому истец просит обязать ответчика заключить договор об осуществлении технологического присоединения на условиях общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» с 27.12.2013.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.06.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в иске отказать.

В апелляционной жалобе заявитель указал, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не дана надлежащая оценка всем представленным в материалы дела доказательствам. Заявитель считает, что ОАО «МРСК Сибири» при расчете стоимости технологического присоединения правомерно применена ставка С1, поскольку ставки С2, СЗ, С 4 в данном случае не подходят, так как истцом не осуществляется строительство ВЛ, ПС, прокладка КЛ; обеспечение работы энергопринимающих устройств необязательно должно быть связано с конкретными действиями, реконструкцией, строительством и иным дополнительным вмешательством в существующую схему электроснабжения.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 10.08.2015.

Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»), дата публикации 10.07.2015.

При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает ЗАО «Ритейл Парк-3», надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие его представителя.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

04.09.2013 ООО «КрасКом» обратилось в ОАО «МРСК Сибири» с заявкой на заключение договора на технологическое присоединение энергопринимающего устройства административных зданий, расположенных по адресу: г. Красноярск, в районе ул. П. Железняка, 44, с целью дополнительного отбора мощности для присоединения к электрическим сетям ООО «КрасКом» энергопринимающих устройств максимальной мощностью 256 кВт от РП 55, яч. 9, яч.6. Согласно штампу на данной заявке она получена ОАО «МРСК Сибири» 04.09.2013 вх. № 11000184512. 22.10.2013 между ООО «КрасКом» (сетевая организация) и ЗАО «Ритейл Парк-3» (заявителем) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых свыше 150 кВт и менее 670 кВт (за исключением случаев, указанных в Приложениях №/№ 2, 3, а также осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту), согласно которому сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя ТП -10/0,4 кВ, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств (увеличение на 256 кВт); категория надежности 2; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 10 кВ; ранее присоединенная в точке присоединения, указанной в пункте 3 настоящего договора, мощность 0 кВт.

Согласно пункту 10 договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с решением РЭК Красноярского края № 465-п от 29.12.2012 и составляет 88 916 рублей 48 копеек. Во исполнение заявки от 04.09.2013                     ОАО «МРСК Сибири» передан ООО «КрасКом» проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.2400.9295.13 от 27.12.2013, согласно которому ОАО «МРСК Сибири» (сетевая организация) принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «КрасКом» (заявителя) ТП 507, ТП 581 для присоединения административных зданий, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств (увеличение на 256кВт); категория надежности 2; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 10 кВ; максимальная мощность ранее присоединённых энергопринимающих устройств 2270 кВт. В пункте 1.2 проекта договора указано, что технологическое присоединение необходимо для электроснабжения объекта заявителя: ТП 507, ТП 581 для присоединения административных зданий, расположенных по адресам: г. Красноярск, ул. Малиновского, 2 г; г. Красноярск, ул. Малиновского, 4г. В соответствии с пунктом 2.1 проекта договора сетевая организация обязуется: надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях; в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий Заявителем; принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя должностным лицом федерального государственного энергетического надзора; не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня уведомления заявителем о получении разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя, с соблюдением срока, установленного пунктом 5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.

Согласно пункту 3.1 проекта договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Приказом РЭК Красноярского края             от 29.12.2012 № 465-п и составляет: 91 953 рубля 15 копеек, в том числе НДС 18% в сумме 14 026 рублей 75 копеек. В пункте 3.2 проекта договора предусмотрено, что внесение платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем в следующем порядке: 10% платы за технологическое присоединение в размере               9 195 рублей 32 копейки, в том числе НДС 18% в сумме 1 402 рубля 68 копеек, оплачивается в течение 15 (пятнадцати) дней со дня заключения настоящего договора; 30% платы за технологическое присоединение в размере 27 585 рублей 94 копейки, в том числе НДС 18% в сумме 4 208 рублей 02 копейки, оплачивается в течение 60 (шестидесяти) дней со дня заключения настоящего договора; 20% платы за технологическое присоединение в размере 18 390 рублей 63 копейки, в том числе НДС 18% в сумме 2 805 рублей 35 копеек оплачивается в течение 180 (ста восьмидесяти) дней со дня заключения настоящего договора; 30 % платы за технологическое присоединение в размере 27 585 рублей 94 копеек, в том числе НДС 18% в сумме 4 208 рублей 02 копеек, оплачивается в течение 15 (пятнадцати) дней со дня подписания сторонами акта о выполнении заявителем ТУ, акта об осмотре приборов учета и согласовании расчетной схемы учета электрической энергии (мощности), а также акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акта о разграничении эксплуатационной ответственности сторон; 10% платы за технологическое присоединение в размере          9 195 рублей 32 копейки, в том числе НДС 18% в сумме 1 402 рубля 68 копеек, оплачивается в течение 15 (пятнадцати) дней со дня фактического присоединения. В Приложении № 1 «Технические условия для присоединения к электрическим сетям» к проекту договора указано: - пункты 10.2, 10.3: сетевая организация осуществляет: подготовку и выдачу технических условий, проверку выполнения технических условий заявителя, фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя; - пункты 11.2, 11.4, 11.4.1 заявитель осуществляет: - строительство ЛЭП-10 кВ и 0,4 кВ для присоединения вновь вводимых энергопринимающих устройств; - требования по учету электрической компании; - коммерческий учет электрической энергии выполнять на базе существующих приборов учета в яч. № 6 и яч. № 9 РУ-10 кВ РП № 55.

В Приложении № 2 к проекту договора следующий график обязательств по договору:

№ п/п

Наименование этапа

Сумма, рублей (без НДС)

Срок выполнения

1

Подготовка и выдача технических условий

при подготовке договора

2

Обеспечение технической возможности подключения электроустановки заявителя к электрическим сетям сетевой организации.

Фактическое присоединение электроустановки заявителя к электрическим сетям сетевой организации.

68 664,32

при готовности заявителя, при условии выполнения пункта 3.2 договора

Согласно протоколу разногласий от 27.12.2013 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.2400.9295.13 от 27.12.2013 разногласия сторон складываются по следующим пунктам проекта договора (в редакции ООО «КрасКом»):

2.1. Сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на Сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя, указанные в технических условиях.

3.1 текст после слов «… и составляет:» изменить на текст: «10 929,25 (десять тысяч девятьсот двадцать девять рублей двадцать пять копеек) руб., в том числе НДС 18% в сумме 1667,17 (одна тысяча шестьсот шестьдесят семь рублей семнадцать копеек)». Далее по тексту договора.

3.2 Внесение платы за технологическое присоединение осуществляется Заявителем в полном объёме в течение 10-и дней с момента заключения договора на основании полученного счёта-фактуры «Сетевой организации».

В пункте 1 протокола согласования разногласий к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.2400.9295.13 от 27.12.2013, подписанному только со стороны ОАО «МРСК Сибири» указано: «условия договора оставить в редакции сетевой организации».

Письмом от 27.12.2013 за исх. № 8816 ООО «КрасКом» направило в адрес            ОАО «МРСК Сибири» подписанный договор № 20.2400.9259.13 с протоколом разногласий, с просьбой его подписать и направить в адрес ООО «КрасКом». Согласно отметке на данном письме оно получено ответчиком 30.12.2013 вх. № 1.3/12248-вх.

Согласно служебной записке от 08.05.2014 № 1.3/20/8716-сз ОАО «МРСК Сибири» аннулирована в одностороннем порядке заявка на заключение договора об осуществлении технологического присоединения № 20.2400.9259.13 с ООО «КрасКом».

26.02.2014 (письмом от 13.02.2014 за исх. № 1.3/19/2341-исх) ОАО «МРСК Сибири» вручено ООО «КрасКом» (вх. № 78 на письме) дополнительное соглашение к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с просьбой подписать и вернуть в адрес ответчика подписанный экземпляр соглашения с приложением в течение 30 дней.

31.12.2014 ООО «КрасКом» (письмо от 31.12.2014 № 9519) обратилось в               ФСТ России по вопросу учета расходов сетевой организации, связанных с фактическим присоединением объектов заявителя к электрическим сетям и включением коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено») в плате за технологическое присоединение при увеличении максимальной мощности ранее присоединенных устройств. В письме № ЕП-2421/12 от 03.03.2015 Федеральная служба по тарифам России сообщила следующее. Нижестоящая сетевая организация (ООО «КрасКом») для технологического присоединение к своим сетям заявителя (ЗАО «Ритейл Парк-3») обратилась в вышестоящую сетевую организацию (ОАО «МРСК Сибири») для увеличения максимальной мощности ранее присоединенных устройств. При этом ОАО «МРСК Сибири» рассчитала плату для ООО «КрасКом» по стандартизированным тарифным ставкам. Согласно Методическим указаниям по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденным приказом ФСТ России от 11.09.2012 № 209-э/1 (далее - Методические указания), стандартизированная тарифная ставка С1, в том числе содержит расходы сетевой организацией на фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»). При увеличении максимальной мощности ранее присоединенных устройств требуется реконструкция электросетевого хозяйства          ООО «КрасКом», т.е. необходимо выключение коммутационного аппарата, а после окончания необходимых мероприятий включение коммутационного аппарата. Расходы вышестоящей сетевой организации ОАО «МРСК Сибири» на фактическое присоединение объектов ООО «КрасКом» к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (С 1.4) учитываются в плате за технологическое присоединение в составе стандартизированной тарифной ставки С1.

В Приложениях № 1 к Приказам РЭК Красноярского края №/№ 450-п от 26.12.2013, 465-п от 29.12.2013 «О плате за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям на территории Красноярского края» указаны следующие стандартизированные ставки на покрытие расходов на технологическое присоединение в отношении ОАО «МРСК Сибири» всего на сумму 304 рубля 40 копеек: - подготовка и выдача сетевой организацией ТУ и их согласование – 36 рублей 18 копеек; - проверка сетевой организацией выполнения заявителем ТУ – 42 рубля 05 копеек; - участие в осмотре должностным лицом Ростехнадзором присоединиямых устройств заявителя – 8 рублей 76 копеек; - фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств в электрической сети – 217 рублей 41 копейка.

Неподписание ответчиком протокола разногласий от 27.12.2013 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 27.12.2013
№ 20.2400.9295.13 послужило основанием для обращения ООО «КрасКом» в арбитражный суд с иском о понуждении ОАО «МРСК Сибири» заключить данный договор в редакции истца в целях дополнительного отбора мощности для присоединения к электрическим сетям ООО «КрасКом» энергопринимающих устройств максимальной мощностью 256 кВт от РП 55, яч. 9, яч.6. В качестве правого основания иска истец указывает пункты 2, 5, 6, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, статью 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для урегулирования разногласий в редакции истца, поскольку в 2012 году стороны не достигли соглашения по спорным пунктам договора (договор не был заключен сторонами), в связи с чем размер платы, установленный на 2012 год, не может быть применен в рассматриваемой ситуации.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, арбитражный апелляционный суд не установил наличие оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации решение суда признается юридическим фактом, служащим основанием возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Из материалов дела (протокол разногласий от 27.12.2013 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям                             № 20.2400.9295.13 от 27.12.2013, протокол согласования разногласий к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
№ 20.2400.9295.13 от 27.12.2013) следует, что данный договор не был заключен сторонами в связи с возникшими разногласиями по некоторым условиям данного договора.

В апелляционной жалобе ответчик указал, что ОАО «МРСК Сибири» при расчете стоимости технологического присоединения правомерно применена ставка С1, поскольку ставки С2, СЗ, С 4 в данном случае не подходят, так как истцом не осуществляется строительство ВЛ, ПС, прокладка КЛ; обеспечение работы энергопринимающих устройств необязательно должно быть связано с конкретными действиями, реконструкцией, строительством и иным дополнительным вмешательством в существующую схему электроснабжения.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ) территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ, возникает у сетевой организации по договору об осуществлении технологического присоединения в силу статьи 26 Закона и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц (далее - энергопринимающие устройства) к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, устанавливает в том числе - процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора; состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе - мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.

Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе требований о возможности воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики на энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Пункт 3 Правил обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 этих Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.

Согласно пунктам 6, 7 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);

г.1) осуществление сетевой организацией

фактического присоединения объектов

заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Порядок заключения и выполнения договора установлен в разделе 2 Правил № 861 и включает в себя направление заявителем заявки в сетевую организацию с приложением соответствующих документов; обязательное направление сетевой организацией заявителю, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора, который должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать, в том числе: 2 года - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых превышает 750 кВА, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики;

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

Пунктом 8 Правил № 861 предусмотрено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию. Заявка направляется заявителем в сетевую организацию в 2-х экземплярах письмом с описью вложения. Заявитель вправе представить заявку через уполномоченного представителя, а сетевая организация обязана принять такую заявку.

Исходя из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.

В силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно, договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторное заключение такого договора не предполагается.

Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Договор об осуществлении технологического присоединения в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» является публичным. В соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435). В абзаце восьмом пункта 15 Правил установлено правило об оферте, предусматривающее обязанность сетевой организации оформить договор в соответствии с типовым договором и направить его заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

На основании пункта 15 Правил № 861 сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Данное положение Правил соответствует установленному пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации тридцатидневному сроку об отказе от акцепта.

Абзац восемнадцатый пункта 15 Правил регламентирует действия сетевой организации при получении мотивированного отказа заявителя от подписания проекта договора, что соответствует пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающему обязанность для стороны, направившей оферту, известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Таким образом, положения абзацев восьмого, пятнадцатого и восемнадцатого пункта 15 Правил являются понятными, ясными по своему содержанию и в них отсутствует какая-либо неопределенность. Они являются обязательными для сторон при заключении договора по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств.

В силу пункта 16 Правил № 861 договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:

г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение;

ж) порядок взаимодействия сетевых организаций и заявителей при возврате денежных средств за объемы невостребованной присоединенной мощности в соответствии с разделом VI настоящих Правил.

В пункте 18 Правил № 861 содержится перечень мероприятий по технологическому присоединению, который представляет собой:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной

документации в границах его земельного

участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

Согласно пункту 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом         ФСТ России от 11.09.2012 № 209-э/1, для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих обязательных мероприятий:

а) подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) выполнение технических условий сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению Устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

г) проверку сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий;

д) осмотр (обследование) присоединяемых Устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами технологического присоединения согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в п. 12 Правил технологического присоединения, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, а также для лиц, указанных в п. 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться с участием сетевой организации и Заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств Заявителя;

е) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов Заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

По указанным мероприятиям сетевая организация представляет информацию согласно Приложению № 2.

В силу пункта 18 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом         ФСТ России от 11.09.2012 № 209-э/1, в случае если с учетом последующего увеличения максимальной мощности ранее присоединенного устройства максимальная мощность превысит 15 кВт и (или) превышены вышеуказанные расстояния, расчет платы за технологическое присоединение производится в соответствии с главой III Методических указаний по ставке платы, утвержденной регулирующим органом в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации дифференциацией ставок платы за технологическое присоединение, пропорционально объему максимальной мощности, заявленной потребителем.

Согласно пункту 31 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом        ФСТ России от 11.09.2012 № 209-э/1, для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, на уровне напряжения i (руб.) посредством применения стандартизированных тарифных ставок, включающих расходы по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний (кроме подпунктов «б» и «в»), и расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств потребителей, определяемых по каждому мероприятию, утвержденному приложением № 1 к Методическим указаниям, при осуществлении технологического присоединения планируемого годового объема мощности утверждается следующий перечень стандартизированных тарифных ставок:

С1 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний (кроме подпунктов «б» и «в») (руб./кВт).

С 1 утверждается итоговой суммой, а также в разбивке по следующим ставкам (руб./кВт):

С 1.1 - Подготовка и выдача сетевой организацией технических условий Заявителю (ТУ);

С 1.2 - Проверка сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий;

С 1.3 - Участие сетевой организации в осмотре (обследовании) должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора присоединяемых Устройств;

С 1.4 - Осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов

Заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

С 2,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство воздушных линий электропередачи на i-м уровне напряжения согласно приложению N 1 к Методическим указаниям в расчете на 1 км линий (руб./км);

С 3,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий электропередачи на i-м уровне напряжения согласно приложению № 1 к Методическим указаниям в расчете на 1 км линий (руб./км);

С 4,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство подстанций согласно приложению № 1 к Методическим указаниям на i-м уровне напряжения (руб./кВт). С4 утверждается отдельно по каждому мероприятию п. п. 3.3 - 3.5 приложения № 2 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 33 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 11.09.2012 № 209-э/1, плата за технологическое присоединение в виде формулы утверждается регулирующим органом исходя из стандартизированных тарифных ставок и способа технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации и реализации соответствующих мероприятий, определенных Приложением N 1 к Методическим указаниям, следующим образом:

а) если отсутствует необходимость реализации мероприятий «последней мили», то формула платы определяется как произведение стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний (кроме подпунктов «б» и «в»), (C1) и объема максимальной мощности (Ni), указанного в заявке на технологическое присоединение Заявителем.

Согласно письму ФСТ России от 03.03.2015 исх. № ЕП-2421/12 расходы вышестоящей сетевой организации ОАО «МРСК Сибири» на фактическое присоединение объектов ООО «КрасКом» к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (С 1.4) учитываются в плате за технологическое присоединение в составе стандартизированной тарифной ставки С1 при осуществлении ответчиком реконструкция электросетевого хозяйства ООО «КрасКом». Из материалов дела, отзыва ответчика на исковое заявление от 22.10.2014 следует, что при оформлении проекта договора ответчик руководствовался Приказом РЭК Красноярского края от 29.12.2013 № 465-п «О плате за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям на территории Красноярского края»; стандартизированные ставки на покрытие расходов на технологическое присоединение в отношении ОАО «МРСК Сибири» аналогичны стандартизированным ставкам, указанным в Приложении № 1 к Приказу     РЭК Красноярского края № 450-п от 26.12.2013, и не увеличивают стоимость договора    № 20.2400.9259.13 от 27.12.2013. Согласно пункту 8 Приложения № 1 указанного Приказа РЭК стандартизированная ставка для филиала ОАО «МСРК Сибири» - «Красноярскэнерго» составила общую сумму 304,40 руб./кВт., в том числе: подготовка и выдача сетевой организацией ТУ и их согласование - 36,18 руб.; проверка сетевой организацией выполнения заявителем ТУ - 42,05 руб.; участие в осмотре должностным лицом Ростехнадзором присоединяемых устройств заявителя - 8,76 руб;, фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств в электрической сети - 217,41 рублей.

Суд первой инстанции, учитывая, что в проекте договора об осуществлении технологического присоединения отсутствуют мероприятия, связанные с осуществлением технологического присоединения, коммутационный аппарат уже находится в положении «включено», исходя из пункта 33 Методических указаний пришел к выводу о неправомерном включение в расчет платы за осуществление технологического присоединения осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

При этом доказательства осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «КрасКом» ТП 507, ТП 581, а также осуществления каких-либо фактических действий по присоединению и обеспечению работы устройств в электрической сети, кроме действий по реконструкции, строительству и иному дополнительному вмешательству в существующую схему электроснабжения, ОАО «МРСК Сибири» в материалы дела не представлены. При таких обстоятельствах ответчиком необоснованно завышен размер платы за технологическое присоединение (91 953,15 рублей).

По результатам оценки имеющихся в материалах дела документов и пояснений лиц, участвующих в деле, в их совокупности арбитражный суд первой инстанции признал обоснованным требование истца о понуждении ответчика с 27.12.3013 заключить спорный договор в редакции истца.

Довод ответчика со ссылкой на пункт 15 Правил № 861 обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Пунктом 15 Правил № 861 предусмотрено, что в случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.

С учетом изложенного обязательными условиями для аннулирования заявки является бездействие заявителя в части нерассмотрения проекта договора и технических условий.

Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Поскольку законодательством Российской Федерации не определён обязательный срок, в течение которого необходимо передать разногласия по поводу заключения договора на рассмотрение в суд, ссылка ответчика на аннулирование заявки истца является необоснованной.

Так, из материалов дела и отзыва ответчика следует, что 04.09.2013 ООО «КрасКом» обратилось в ОАО «МРСК Сибири» с заявкой на технологическое присоединение, в которой указано на необходимость увеличения ранее разрешенной максимальной мощности 2270 кВт на 256 кВт, заявленный уровень надежности энергопринимающего устройства – II; 14.10.2013 ответчиком выдан истцу проект договора об осуществлении технологического присоединения; 30.12.2013 заявитель обратился в                                ОАО «МРСК Сибири» (сопроводительное письмо № 8816 от 27.12.2013) с предоставлением протокола разногласий на проект договора об осуществлении технологического присоединения.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «КрасКом» осуществлялись необходимые действия по заключению спорного договора на основании заявки от 04.09.2013; фактически до обращения истца в суд стороны находились в стадии урегулирования разногласий по спорному договору. Следовательно, отсутствуют основания расценить поведение истца в качестве бездействия заявителя по заявке               от 04.09.2013, по нерассмотрению проекта договора, а также считать аннулированной заявку истца на заключение спорного договора.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя и уплачены им при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 июня 2015 года по делу
№ А33-12862/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

О.В. Ишутина

Судьи:

А.Н. Бабенко

О.В. Магда