ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-4033/18 от 12.09.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда

186/2018-27895(2)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «12» сентября 2018 года.  Полный текст постановления изготовлен «13» сентября 2018 года. 

Третий арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Юдин Д.В.,
судей: Борисова Г.Н, Иванцовой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Маланчик Д.Г., 

в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения –  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики  Хакасия 

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от «22» июня 2018 года по делу № А74-2611/2018, принятое судьей Бова Л.В.,

установил:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской  Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (ИНН <***>,  ОГРН <***>, далее – управление, Пенсионный фонд) обратилось с заявлением о  взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Дочерняя производственно- сервисная фирма «Хак-Белаз-Сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее –  общество) 500 рублей штрафа за несвоевременное представление сведений о  застрахованных лицах за сентябрь 2016 года по требованию от 27.06.2017   № 014S01170146642. 

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 июня 2018 года в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с данным судебным актом Пенсионный фонд, обратился с  апелляционной жалобой. 

В обоснование доводов апелляционной жалобы Пенсионный фонд ссылается на  следующие обстоятельства: 

- основания для освобождения от ответственности, предусмотренные пунктом 39  Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений  о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от  14.12.2009 № 987н (далее – инструкция № 987н), отсутствуют; 

- действия страхователя свидетельствуют о нарушении срока предоставления  сведений в отношении застрахованного лица, сведения о котором ранее в управление не  представлялись; 

- ссылка суда на письмо Пенсионного Фонда России от 14.12.2004 № КА-09-25/13379  «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона 


от 01.04.1996 № 27-ФЗ» несостоятельна, поскольку данное письмо отменено письмом  Пенсионного Фонда России от 29.11.2017 № ЛЧ-08-26/20004. 

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласился, просил  решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без  удовлетворения. 

Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного  извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке  арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не  направили. 

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей 

сторон.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции  установил следующие обстоятельства. 

Обществом в адрес управления представлены сведения по форме СЗВ-М за  отчетный период - сентябрь 2016 года по типу «исходная» на 11 застрахованных лиц  (л.д.11). 

В результате проведённой управлением сверки между представленными обществом  расчётом по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за отчётный  период - 9 месяцев 2016 года (3 квартал) и сведениями по форме СЗВ-М за отчётный  период - июль, август, сентябрь 2016 года обнаружено, что на 1 (одно) застрахованное  лицо (ФИО1) не были представлены сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2016  года. 

В адрес общества управлением по электронным каналам связи направлено  уведомление от 10.04.2017 № 30-10/8587 об устранении выявленных ошибок  (несоответствий) в представленных страхователем сведениях индивидуального  (персонифицированного) учёта (получено обществом 13.04.2017). 

Обществом 13.04.2017 по электронным каналам связи представлены недостающие  сведения об 1 застрахованном лице (ФИО1) по форме СЗВ-М (дополняющая) за  сентябрь 2016 года (л.д.11). 

Управление уведомило общество о необходимости явиться 15.05.2017 на  составление и вручение акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении  законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее – акт) и подписание  протокола об административном правонарушении (л.д.12). 

В адрес страхователя управлением направлено требование от 27.06.2017   № 014S01170146642 об уплате финансовой санкции (л.д.18) в размере 500 рублей в срок  до 17.07.2017. 

Неисполнение обществом требования, послужило основанием для подачи 22.12.2017  заявления о выдаче судебного приказа. 

Арбитражным судом 28.12.2017 вынесен судебный приказ на взыскание с общества  в пользу управления штрафа в сумме 500 рублей (дело № А74-19659/2017). 


Определением арбитражного суда от 23.01.2018 (л.д.20) судебный приказ отменен в  связи с тем, что должник в установленный срок обратился с заявлением об отмене  судебного приказа. 

Ссылаясь на неисполнение обществом обязательств по уплате финансовых санкций  в сумме 500 рублей, управление обратилось с соответствующим заявлением в  арбитражный суд. 

При рассмотрении настоящего заявления судом первой инстанции удовлетворено  ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока. 

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы истца, суд  апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. 

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного  страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) предусмотрено, что страхователи  представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для  индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда  Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом  2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета. 

В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь  ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем,  представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц,  заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются  выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении  исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские  лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования  произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий  по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на  коллективной основе) следующие сведения: 

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им  неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11  Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в  размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17  Федерального закона № 27-ФЗ). 

Таким образом, законодателем установлено два состава правонарушения, влекущих  привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение  предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в отношении каждого  застрахованного лица: 

непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений,  предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, 

представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных  пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ. 

Срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или  отменяющую форму СЗВ-М, законодателем не установлен. 

В силу статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять  и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с  соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно,  Федеральный закон № 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать  сведения, предоставляемые в фонд. 


Как следует из материалов дела, основанием для привлечения общества к  ответственности явилось несвоевременное представление сведений, предусмотренных  пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ за сентябрь 2016 года в отношении  одного застрахованного лица (Панина С.Ф.). 

При этом судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что из текста  оспариваемого решения невозможно установить, на основании какой нормы права  страхователь привлечён к ответственности. Данный факт является существенным  нарушением требований, предъявляемых к содержанию такого решения. 

Согласно пункту 34 Инструкции № 987н в случае обнаружения ошибок в  представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального  (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения  ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального  (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному  лицу копию уточненных индивидуальных сведений. 

В силу пункта 41 указанной Инструкции при обнаружении несоответствия между  представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки  территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении  имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения  уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений  представляет в территориальный орган фонда уточнённые данные. 

Таким образом, пунктами 34, 41 Инструкции № 987н не запрещено представлять  дополняющие формы СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении  иных застрахованных лиц. 

В письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379, действовавшем на дату вынесения  решения о привлечении страхователя к ответственности, Пенсионный фонд Российской  Федерации рекомендовал не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3  статьи 17 Закона № 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и  представил достоверные сведения по персонифицированному учёту, а также, если  страхователь в двухнедельный срок исправил ошибки, обнаруженные территориальным  органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Официальная позиция Пенсионного  фонда Российской Федерации ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из  того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и  противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. 

Довод апелляционной жалобы об отмене письма Пенсионного Фонда России от  14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со  статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ» несостоятелен, поскольку данное  письмо отменено письмом Пенсионного Фонда России от 29.11.2017 № ЛЧ-08-26/20004  позже рассматриваемого периода. 

Кроме того, в пункте 39, действовавшей на дату принятия решения от 06.06.2017  Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений  о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н  (далее - Инструкция № 766н), предусмотрено, что в случае представления страхователем  уточнённых (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со  дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому  страхователю финансовые санкции не применяются. 

С учётом положений пункта 2.2. статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ сведения  по форме СЗВ-М, необходимые для осуществления индивидуального  (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования,  должны быть представлены страхователем за сентябрь 2016 года - не позднее 10.10.2016,  следовательно, первоначальные сведения, представленные обществом по форме СЗВ-М за  сентябрь 2016 года, направлены в установленный срок. 


Уведомлением от 10.04.2017 № 30-10/8587 управление предложило страхователю в  соответствии с пунктом 37 Инструкции № 766н со дня получения уведомления,  представить необходимые пояснения по расхождениям в отношении одного  застрахованного лица и устранить в течение пяти дней имеющиеся ошибки и  несоответствия (при необходимости представить в территориальный орган ПФР  уточнённые данные - СЗВ-М с типом формы «дополняющая»). 

Дополняющая форма СЗВ-М за тот же отчётный период направлена обществом  13.04.2017, то есть в пределах установленного срока, на представление уточнённых  (исправленных) сведений. 

Таким образом, отсутствуют основания для применения к обществу финансовой  санкции, и отклоняется ссылка апелляционной жалобы на отсутствие основания для  освобождения от ответственности, как основанная на неверном толковании правовых  норм. 

С учетом изложенного решение суда об отказе в удовлетворении заявленного  требования является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его  отмены или изменения отсутствуют. 

При подаче заявления об оспаривании ненормативного правового акта и  апелляционной жалобы Пенсионный фонд на основании подпункта 1 пункта 1 

статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты  государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины  при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению. 

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «22» июня 2018 года по делу

 № А74-2611/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и  может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно- Сибирского округа через суд, принявший решение. 

Председательствующий Д.В. Юдин
Судьи: Г.Н. Борисов

О.А. Иванцова