158/2018-32596(3)
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2018 года Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2018 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Белан Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от истца - министерства лесного хозяйства Красноярского края- ФИО1, представителя по доверенности от 09.01.2018 № МЛХ/1-02, (до и после перерыва);
от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Распром»- ФИО2, представителя по доверенности от 20.04.2018, (до и после перерыва).
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 16 июля 2018 года по делу № А33-29589/2017, принятое судьёй ФИО3,
установил:
министерство лесного хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Распром" (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ООО "Распром", ответчик) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 12.11.2009 № 326-з подписав дополнительное соглашение:
«Дополнительное соглашение № _ к договору аренды лесных участков от
12.11.2009 № 326-3
Министерство лесного хозяйства Красноярского края в лице заместителя министра ФИО4, действующего на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края
от 26.07.2016 № 374-п, приказа министерства лесного хозяйства от 19.10.2016 № 430-од, доверенности от 28.04.2017, зарегистрированной в реестре № 1-1004, именуемое в дальнейшем «Арендодатель», с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью «Роспром» в лице директора ФИО5, действующее на основании Устава, именуемый в дальнейшем «Арендатор», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», учитывая решение Арбитражного суда
Красноярского края от ________ № _________ и пункт 20 договора аренды лесных участков от 12.11.2009 № 326-3, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.
«Министерство лесного хозяйства Красноярского края в лице заместителя министра ФИО4, действующего на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п, приказа министерства лесного хозяйства от 19.10.2016 № 430-од, доверенности от 28.04.2017, зарегистрированной в реестре № 11004, именуемое в дальнейшем «Арендодатель», с одной стороны, и
общество с ограниченной ответственностью «Роспром» в лице директора ФИО5, действующее на основании Устава, именуемый в дальнейшем «Арендатор», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:».
«6. Арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными частями в размере ¼ части годового размера арендной платы с 1 до 15 числа последнего месяца текущего квартала согласно приложению № 4 к настоящему Договору по реквизитам, указанным Арендодателем и представляет в течение одного месяца Арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей. Начисление арендной платы производится с момента регистрации данного Договора.
Датой поступления платежей, указанных в пункте 5 настоящего Договора, считается день поступления денежных средств на счет по следующим реквизитам:
Получатель: УФК РФ по Красноярскому краю (министерство лесного хозяйства Красноярского края), ИНН <***>, КПП 246301001, р/счёт <***>;
Банк получателя: Отделение Красноярск, БИК 040407001, ОКТМО 04 624000; (053 1 12 04012 01 6000 120 - плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы), (031 1 12 04014 02 0000 120 - плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы).».
ж) обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров, в нормативах, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
з) осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении 6.».
«за невыполнение и несвоевременное выполнение противопожарных, санитарно- оздоровительных мероприятий, мероприятий по воспроизводству лесов, установленных подпунктами «е», «ж» пункта 13 Договора – 3-кратная стоимость затрат, необходимых для выполнения этих мероприятий по нормативам в области лесного хозяйства, а при отсутствии таких нормативов – согласно калькуляции Арендодателя;
За невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке мест рубок от порубочных остатков в соответствии с правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, захламление по вине Арендатора просек и прилегающих к лесосекам полос шириной 50 метров 5- кратная стоимость затрат, необходимых для очистки данной территории по нормативам в области лесного хозяйства, а при отсутствии таких нормативов – согласно калькуляции Арендодателя.».
«22. Не допускается внесение изменений в настоящий Договор, заключенный по результатам аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
«Арендодатель:
Министерство лесного хозяйства
Красноярского края
Юридический адрес: 660036,
<...>,
Фактический адрес: 660036,
<...>
,
тел. <***>,
факс <***>.
ИНН <***>, КПП 246301001,
БИК 040407001,
р/с 40101810600000010001
в Отделении Красноярск».
настоящему Соглашению.
государственной регистрации согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О
государственной регистрации недвижимости», и применяется к правоотношениям,
возникшим с момента подписания договора аренды.
одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон, третий экземпляр в
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Красноярскому краю.
условия Договора.
Арендодатель:
Министерство лесного хозяйства
Красноярского края
Юридический адрес: 660036,
<...>,
Фактический адрес: 660036,
<...>,
тел. <***>,
факс <***>.
ИНН <***>, КПП 246301001,
БИК 040407001,
р/с <***>
в Отделении Красноярск
Заместитель министра
________________/ФИО4/
Арендатор: ООО «Роспром»
Юридический адрес: 663479, Красноярский
край, Кежемский район, пос. Имбинский, ул.
Мира 5-21. ОГРН <***>
ИНН <***>
КПП 242001001
Директор
_________________/ФИО5/
Приложение № 1
к дополнительному соглашению
от _______________ № _______
А33-29589/2017
5
Приложение № 4
к договору аренды лесного участка
от_______________ № ________
Таблица 1
С Р О К И
внесения арендной платы
(рублей)
Календарный план | Арендная плата, установленная по договору аренды лесного участка, - всего | В том числе | ||
В местный бюджет | в федеральный бюджет | в бюджет субъекта Российской Федерации | ||
Итого | 3380876,00 |
Арендодатель:
Заместитель министра
________________/ФИО4/
Арендатор:
Директор
_________________/ФИО5/».
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принято уточнение исковых требований, заявленное истцом, в части пункта 2 Дополнительного соглашения, а именно:
«2.Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью Договора, подлежит государственной регистрации согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», и применяется к правоотношениям, возникшим с момента подписания договора аренды».
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 июля 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-в 2018 году при проведении проверки Рослесхозом выявлено несоответствие разрядам такс, о чем было выдано предписание от 28.12.2012 № 32.
-истец произвел перерасчет арендной платы со средневзвешенного 5 разряда такс в соответствии с фактическими разрядами такс: 4; 5; 6.
-истец говорит об изменении разрядов такс в связи с их фактически ошибочным расчетом и применением к условиям договора аренды и конкретным кварталам лесного фонда;
-по договору применен усредненный разряд такс, в то же время как Постановлением Правительства № 310 говорится, что разряды такс рассчитываются от центра квартала до ближайшего пункта погрузка и перевозка древесины (в данном случае - до автомобильной дороги с твердым покрытием).
-условия договора должны быть приведены в соответствие с действующим нормативным актом и произведенными расчетами либо, если арендатор не согласен с этим расчетом, расторгнуть договор аренды и возвратить лесной участок арендодателю.
-разряды такс не являются ни количественными, ни качественными характеристиками лесных участков.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2018 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 03.10.2018, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10.10.2018.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
От ответчика поступил отзыв, согласно которому ответчик при осуществлении своей хозяйственной деятельности на арендованном лесном участке, погрузочные пункты не менял, запрет на сплав древесины также установлен не был. Пунктом отгрузки древесины в настоящее время является г. Братск, промзона Падунского округа, северо-восточнее ЗАО МПК «Падунский», промбаза ООО «Роспром», что свидетельствует об отсутствии оснований у истца к измерению расстояний от центра арендованных ответчиком лесных кварталов до автомобильной дороги Кодинск-Епишино. Согласно приложению № 4 к договору аренды лесных участков, разряд такс установлен как 5, что соответствует согласно Таблице № 1 Ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, определенных постановлением Правительства РФ № 310, Пятому Восточно-Сибирскому лесотаксовому району. Фактическое расстояние соответствует 7-му разряду такс, определенному в соответствии с Таблицей № 1 Ставок платы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Роспром» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 12.11.2009 № 326-3 (договор), в соответствии с пунктом 1 которого, арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 договора (далее - лесной участок).
Пунктом 2 договора определены лесные участки, подлежащие передаче в аренду: лесные участки, общей площадью 37 673 га, предоставляемые в аренду по договору, имеют местоположение:
Красноярский край, Кежемский район, Кодинское лесничество, Ковинское участковое лесничество, кв. №№ 480, 481, 507, 508, 530, 53 1, 534, 535, 538, 539, 552-565, 570-577, 583, 585-593, 598. 600, 627, 641, 657, в том числе:
площадью 3 052 га, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Кежемский район, Кодинское лесничество, Ковинское участковое лесничество, в кварталах: №№ 480, 481, 507, 508, номер учетной записи в государственном лесном реестре № 24-0674-2009-08-3327-1,
площадью 1 547 га, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Кежемский район, Кодинское лесничество, Ковинское участковое лесничество, в кварталах: №№ 530, 53 1, номер учетной записи в государственном лесном реестре М> 24-0675-2009-08-3327-1,
площадью 2 393 га, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Кежемский район, Кодинское лесничество, Ковинское участковое лесничество, в кварталах: №№ 534, 535, 552, номер учетной записи в государственном лесном реестре № 24-0676-2009-08-3327-1,
площадью 26 149 га, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Кежемский район, Кодинское лесничество, Ковинское участковое лесничество, в кварталах: №№ 539, 553-565, 570-577, 586-593, номер учетной записи в государственном лесном реестре № 24-0677-2009-083327-1,
площадью 2 178 га, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Кежемский район, Кодинское лесничество, Ковинское участковое лесничество, в кварталах: №№ 583, 585, 600, номер учетной записи в государственном лесном реестре № 24-0678-2009-08-3327-1,
площадью 559 га, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Кежемский район, Кодинское лесничество, Ковинское участковое лесничество, в квартале № 598, номер учетной записи в государственном лесном реестре № 24-0679-2009-08-3327-1,
площадью 1 795 га, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Кежемский район, Кодинское лесничество, Ковинское участковое лесничество, в кварталах: №№ 627, 641, 657, номер учетной записи в государственном лесном реестре № 24-0680-2009-08-3327-1, предназначены для следующих видов использования лесов: заготовка древесины.
Согласно пункту 3 договора схема расположения лесных участков и характеристика приводятся в приложениях № 1, 1.1 и 2 (границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора).
Арендатору передаются лесные участки для использования в целях и объемах согласно приложению № 3 (пункт 4 договора).
Пунктом 5 договора определен размер ежегодной арендной платы, который составил 3 264 570 рублей.
В соответствии с пунктом 6 договора, арендатор вносит арендную плату согласно приложению № 4.1. и представляет в течение одного месяца арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей.
Согласно пункту 7 договора арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами.
На основании пункта 8 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, или за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в новом размере без дополнительного согласования и внесения изменений в договор.
Разница в сумме арендной платы, образовавшаяся в результате перерасчета арендной платы, вносится арендатором одновременно со следующим платежом арендной платы (пункт 9 договора).
В соответствии с пунктом 20 договора, все изменения к договору оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений, подлежащих государственной регистрации, за исключением п. 8 договора.
Согласно пункту 21 договора по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI договора.
Пунктом 22 договора определено, что при изменении положений лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, договор подлежит приведению в соответствие, посредством внесения в него соответствующих изменений.
Срок действия договора установлен 49 лет с момента государственной регистрации (пункт 26 договора).
На основании пункта 27 договора спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения договора, или вопросы, не оговоренные в договоре, разрешаются путем переговоров. В случае если согласие путем переговоров не достигнуто, указанные вопросы подлежат передаче на рассмотрение Арбитражному суду Красноярского края.
Сторонами подписан акт приема-передачи лесного участка в аренду.
Как следует из иска, при расчете арендной платы по договору № 326-з арендодатель использовал 5 лесотаксовый разряд.
При проведении проверки Рослесхозом выявлено несоответствии разрядам такс.
Предписанием от 24.08.2016 № 22/08-13 Рослесхоз обязал министерство лесного хозяйства Красноярского края произвести расчет и довзыскать недополученные суммы.
Во исполнение предписания министерство лесного хозяйства Красноярского края произвело перерасчет, и разряд такс изменился: 7,8,9,
Ежегодная арендная плата составила 4 733 226 рублей.
Истец, ссылаясь на изменение количественных и качественных характеристик лесных участков, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 -84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное)
пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 8184 Кодекса.
Из части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
На основании абзаца 2 части 1 постановления Правительства Красноярского края от 23.10.2013 № 550-п «Об органах исполнительной власти Красноярского края», сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (листы записи № 34145, № 34145-1), записи о прекращении деятельности агентства лесной отрасли Красноярского края в качестве юридического лица 2142468007340, записи о реорганизации Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края вследствие присоединения к нему другого юридического лица 2142468007350), Постановления Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п, в соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края является надлежащим истцом по делу.
Отношения сторон возникли из договора аренды лесного участка от 12.11.2009 № 326-3 (далее - договор), отношения по нему регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наниматель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 настоящего Кодекса). На основании пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Истец, заявляя исковые требования, ссылается на существенное изменение обстоятельств: при расчете арендной платы по договору № 326-з арендодатель использовал 5 лесотаксовый разряд. Однако, при проведении проверки Рослесхозом выявлено несоответствие разрядам такс. Предписанием от 24.08.2016 № 22/08-13 Рослесхоз обязал министерство лесного хозяйства Красноярского края произвести расчет и довзыскать недополученные суммы.
Во исполнение предписания министерство лесного хозяйства Красноярского края произвело перерасчет, и разряд такс изменился: 7,8,9,
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Договор может быть расторгнут в судебном порядке при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона (часть 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд обоснованно указал, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (пункт 3 ст. 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Однако истец не доказал, что произошло существенное изменение обстоятельств
Согласно части 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент проведения аукциона, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что договор аренды лесного участка от 12.11.2009 № 326-з заключен по результатам аукциона. Размер ежегодной арендной платы определен в размере 3 264 570 рублей.
Часть арендной платы, составляющая минимальный размер арендных платежей, является регулируемой и определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007.
Таким образом, в случае изменения ставок платы за объем древесины либо корректировки их для арендатора путем изменения разрядов такс, изменяться может только регулируемая часть арендной платы.
Согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 307- ЭС15-16409 по делу N А05-13768/2014, необходимо учитывать, что первоначальный договор аренды участка лесного фонда был заключен по результатам проведения конкурса и, следовательно, условия конкурсного предложения должны сохраняться на протяжении всего срока действия договора во избежание нарушения прав тех лиц (участников конкурса), чьи предложения были хуже предложений победителя, а значит, коэффициент, указанный в конкурсном предложении, должен учитываться при расчете арендной платы, поскольку его наличие обеспечило заключение договора аренды именно будущему арендатору в числе прочих лиц.
Заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим
органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
В силу статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (часть 1). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4). Размер арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 настоящего Кодекса, определяется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации (часть 5).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 3 10).
Согласно пункту 3 примечания к таблице N 1 Постановления N 310 ставки дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).
В соответствии с пунктом 4 примечания к таблице N 1 Постановления N 310 выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее -погрузочный пункт). При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра
лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель жалобы не представил доказательства, свидетельствующие о существенном изменении количественных и качественных характеристик лесного участка, которые бы повлияли на условия договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов.
Доводы заявителя жалобы сводятся к нарушениям, допущенным Агентством лесной отрасли Красноярского края, при проведении аукциона, неправильному определению начальной цены аукциона. Вместе с тем, правильность определения начальной цены аукциона, иные нарушения, на которые ссылается заявитель жалобы, не является предметом настоящего спора, а является основанием для оспаривания торгов в установленном законом порядке.
Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент проведения аукциона, и действующей редакции части 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, недопустимо дальнейшее изменение арендной платы.
Достоверность сведений, на основании которых истец считает необходимым внести изменения в договор аренды, проверить не представляется возможным.
Справка КБУ «Кодинское лесничество» от 09.11.2017 о расстоянии вывозки с Кежемского района до станции Карабула не обоснована документально конкретными данными. Кроме того, КБУ «Кодинское лесничество» не привлечено к участию в деле, в связи с чем пояснения данного лица не могут быть приняты во внимание.
Предписание Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 24.08.2017 конкретных расчетов и обоснования перерасчета не содержит.
Таким образом, у суда отсутствуют для исследования какие-либо данные, позволяющие судить об изменении обстоятельств в правоотношениях или об ошибке в расчетах (определении разрядов такс) при заключении договора.
Поскольку истцом не доказан факт существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, основания для внесения изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам конкурса, не установлены, следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Указанные положения позволяют сделать вывод о том, что договор аренды лесного участка должен соответствовать лесохозяйственному регламенту, в период действия которого он заключен, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство лесного хозяйства Красноярского края освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 июля 2018 года по делу № А33-29589/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий О.В. Петровская
Судьи: А.Н. Бабенко
Н.Н. Белан